Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Индексация и дифференциация ставок земельного налога ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2004, N 6)



"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 6, 2004

ИНДЕКСАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СТАВОК ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА

Иногда у налогоплательщиков возникает вопрос о правомерности применения коэффициентов индексации ставок земельного налога. Существует мнение, что коэффициенты индексации применяются не последовательно к каждому году, а только на последний год. Это мнение ошибочно. Ставки земельного налога на очередной календарный год начиная с 1992 г. индексировались практически ежегодно постановлениями Правительства Российской Федерации, а в дальнейшем федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и об индексации ставок земельного налога. При этом ставки земельного налога индексировались по отношению к ставкам, применяемым в предшествующем году.

Положения указанных федеральных законов содержат специальные правовые нормы о порядке применения ставок земельного налога в соответствующем финансовом году с учетом коэффициента индексации. Таким образом, перерасчет ставок земельного налога, установленных Законом Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", с учетом их индексации на основании федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год должен производиться к ставкам, применяемым в предшествующем году, т.е. в 2004 г. ставка земельного налога составит:

Сзн 2003 х К2004 , где Сзн 2003 = Сзн 2002 х К2003 и т.д.

То, что необходимо применять именно такой расчет налоговой ставки на соответствующий финансовый год, подтверждается пояснительными записками и расчетами закрепленных в законе о бюджете цифр, являющихся неотъемлемой частью федерального бюджета на соответствующий финансовый год.

Кроме того, правомерность применения индексации ставок подтверждается Минюстом России в отношении зарегистрированных 19.05.2003 Изменений и дополнений N 3 в Инструкцию МНС России от 21.02.2000 N 56 (далее - Инструкция N 56), утвержденных Приказом МНС России от 21.04.2003 N БГ-3-21/204. В Изменениях и дополнениях N 3 отражены средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах по экономическим районам Российской Федерации с учетом коэффициентов индексации, применяемых последовательно к каждому году. По землям сельскохозяйственных угодий по субъектам Российской Федерации размеры налога за 1 га пашни приведены также с учетом коэффициентов индексации, применяемых последовательно к каждому году.

Много вопросов возникает и по поводу коэффициентов дифференциации. Как указано в Законе "О плате за землю", органы местного самоуправления могут дифференцировать ставки земельного налога по зонам градостроительной ценности городов. При этом зонирование территории по градостроительной ценности проводится с учетом местоположения земельных участков, доступности к центру города, местам трудовой деятельности, объектам социального и культурно-бытового обслуживания населения и других факторов. Не везде органы местного самоуправления правильно дифференцируют ставки земельного налога.

Порядок дифференциации ставок земельного налога рассмотрим на примере. Городская дума своим Решением утвердила в городе 10 градостроительных зон, установив для каждой зоны коэффициент градостроительной ценности. При этом все установленные коэффициенты больше 1. Следовательно, налоговая масса в целом по городу получилась равной сумме произведений средней ставки на коэффициент больше 1 и на площади территориальных зон. Это означает, что расчетная налоговая масса превышает сумму налога, исчисленную по средней ставке, и площади населенного пункта, т.е. ставки земельного налога завышены. Здесь не учитывается, что расчетная налоговая масса в целом по населенному пункту, определенная исходя из полученных зональных ставок и площади оценочных зон, должна быть равна сумме налога, исчисленной по средней ставке с учетом установленных коэффициентов и площади населенного пункта.

Следует обратить внимание на то, что Законом "О плате за землю" установлены не предельные размеры ставок земельного налога за городские земли, а именно средние ставки, которые зависят от местоположения земельных участков по зонам градостроительной ценности и могут быть установлены от нулевой ставки до максимальной, что в целом по городу (поселку) составит установленную Законом среднюю ставку налога с учетом дифференциации для данной категории земель. В то же время при исчислении земельного налога должны учитываться коэффициенты дифференциации, установленные органами местного самоуправления. Применяя коэффициенты дифференциации, установленные в решениях органов местного самоуправления, налоговым органам следует обращать внимание органов местного самоуправления на то, что в их решениях не все коэффициенты дифференциации должны быть больше 1. Так как указанное решение городской думы в судебном порядке не опротестовано и не утратило своей силы, оно подлежит исполнению как налогоплательщиками, так и налоговыми органами.

Документы, удостоверяющие право собственности,

владения и пользования земельным участком

В ст.15 Закона "О плате за землю" установлено, что основанием для установления земельного налога является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования (аренды) земельным участком.

Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ (в ред. от 09.06.2003) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Государственная регистрация прав на земельные участки и объекты недвижимого имущества, входящие в состав организации как имущественного комплекса, проводится учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества. Законодательством установлен порядок проведения государственной регистрации прав. Юридические лица и граждане, желающие зарегистрировать права на землю, представляют соответствующие документы, необходимые для государственной регистрации прав, и документы об оплате регистрации. Органы юстиции осуществляют правовую экспертизу представленных на регистрацию документов и проверяют законность сделок. На правоустанавливающих документах производятся соответствующие надписи и выдается удостоверение о государственной регистрации прав. Государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в ред. от 03.09.2003) установлено, что порядок взаимодействия учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и организаций, осуществляющих государственный учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, учет государственного и муниципального имущества, в процессе государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним определяется Минюстом России совместно с Росземкадастром, Минимуществом России, Госстроем России.

Наряду со свидетельством о государственной регистрации прав налогоплательщик может использовать следующие документы:

свидетельство на право собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России";

государственные акты на право пожизненного наследуемого владения земельными участками, на право бессрочного (постоянного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 17.09.1991 N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей";

свидетельство о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".

Следует обратить внимание на то, что Постановления N N 177 и 493 и Указ Президента Российской Федерации N 1767 отменены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2002 N 919 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, регулирующих земельные отношения" и Указом Президента Российской Федерации от 25.02.2003 N 250 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации". Однако формы государственных актов на право владения и пользования земельными участками и свидетельств о праве собственности на землю, утвержденные данными Постановлениями, действуют в настоящее время согласно Федеральному закону от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Так, в ст.9 этого Закона установлено, что признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", но до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767, а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 N 493, свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 N 177.

Нормы отвода земельного участка

При исчислении земельного налога следует обратить внимание на положения Закона "О плате за землю", касающиеся увеличения ставки налога из-за превышения нормы отвода земельного участка. Например, при исчислении земельного налога за городские (поселковые) земли учитываются нормы отведения земельных участков. Так, налог за часть площади земельных участков сверх установленных норм их отвода (расположенных в городах и поселках) взимается в соответствии с Законом "О плате за землю" в двукратном размере. Налог за часть площади дачных участков и индивидуальных гаражей, расположенных в городах и поселках, сверх установленных норм их отвода в пределах двойной нормы, взимается в размере 15%, а свыше двойной нормы - по полным ставкам земельного налога, установленным для городских земель.

Право установления предельных размеров земельных участков, которые предоставлены гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, остается за субъектами Российской Федерации. Право установления максимальных и минимальных размеров земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства закрепляется за органами местного самоуправления. Право установления максимальных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, из земель, находящихся в федеральной собственности, предоставляется федеральному законодателю. По землям, находящимся в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, максимальные размеры земельных участков устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Для остальных целей предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Обложение земельным налогом садоводческих,

огороднических товариществ, жилищно-строительных

и гаражно-строительных кооперативов

Порядок уплаты земельного налога садоводческими, огородническими товариществами, жилищно-строительными и гаражно-строительными кооперативами приведен в п.26 Инструкции МНС России от 21.02.2000 N 56.

Начисление земельного налога указанным товариществам и кооперативам производится со всей площади земельного участка, в том числе с площадей земель общего пользования, за исключением площадей, закрепленных за физическими лицами, которым в соответствии с Законом "О плате за землю" предоставлены льготы. Это означает, что товарищество или кооператив, являясь юридическим лицом, уплачивает земельный налог за весь массив земельного участка. Товарищество (кооператив) как юридическое лицо не освобождается от уплаты земельного налога в соответствии с Законом "О плате за землю", а отдельные граждане - члены этого товарищества (кооператива) могут иметь льготу по налогу. При этом льготы, предусмотренные ст.12 Закона в отношении граждан - членов кооперативов и товариществ, при исчислении земельного налога за земли общего пользования не применяются.

При получении членами товариществ и кооперативов свидетельств на право собственности на землю исчисление земельного налога гражданам производится налоговыми органами. Если членами указанных товариществ (кооперативов) получены документы, удостоверяющие право на землю, и они сами уплачивают земельный налог, то за земли общего пользования продолжают представлять налоговые декларации и уплачивать земельный налог правления этих товариществ. Таким образом, земельный налог за все земли общего пользования независимо от получения членами товариществ правоустанавливающих документов на земельные участки должен уплачиваться правлением садоводческого (огороднического) товарищества в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Какие ставки земельного налога следует применять в 2004 г. за земли, занятые внутрихозяйственными дорогами садоводческих объединений граждан и подъездными дорогами, находящимися на балансе этих объединений?

Земли, занятые внутрихозяйственными дорогами внутри садоводческих объединений граждан, рассматриваются как земли сельскохозяйственного назначения, так как Земельным кодексом Российской Федерации они причислены к землям сельскохозяйственного назначения. Поэтому по таким землям применяется ставка земельного налога, установленная ч.1 ст.6 Закона "О плате за землю", в соответствии с которой земельный налог за участки в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленные гражданам для ведения садоводства, огородничества, животноводства, взимается со всей площади земельного участка по средним ставкам налога за земли сельскохозяйственного назначения административного района. За земли, занятые подъездными дорогами к садоводческим объединениям и находящиеся на их балансе, земельный налог уплачивается по ставке, установленной ч.2 ст.6 данного Закона, согласно которой земельный налог за участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах сельских населенных пунктов для иных целей, взимается со всей площади земельного участка в размере 28,51 коп. за 1 кв. м в 2004 г.

Налог за земли, выделенные для индивидуального

жилищного строительства

Юридические лица уплачивают земельный налог за участки, занятые строительством, по полной ставке. Частью 5 ст.8 Закона "О плате за землю" установлено, что налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным кооперативным, индивидуальным), взимается со всей площади земельного участка в размере 3% ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 57,02 коп. за 1 кв. м в 2004 г. Пониженная ставка земельного налога установлена, в частности, для земель, занятых жилищным фондом.

Таким образом, Закон "О плате за землю" не ставит предоставление налоговой льготы в зависимость от целевого назначения земельного участка либо от отнесения его к той или иной территориальной зоне. Закон в данном случае напрямую связывает право на льготу с наличием на земельном участке объекта жилищного фонда. При этом необходимо руководствоваться положениями Жилищного кодекса РСФСР и Гражданского кодекса Российской Федерации. Понятие "жилищный фонд" дано в ст.4 Жилищного кодекса РСФСР: жилищный фонд образуют жилые дома, а также жилые помещения в других строениях. Жилищное строительство до момента окончания строительства, регистрации права собственности на создаваемое недвижимое имущество и включения вновь построенного жилого строения в состав жилищного фонда организациями технической инвентаризации (Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301) не может рассматриваться как жилищный фонд.

Земельные участки, выделенные для строительства жилых домов до момента окончания строительства и приема в эксплуатацию жилого дома, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке, а ставка земельного налога для земель, занятых жилищным фондом, к ним не применяется.

Законодательством о налогах и сборах земельный налог отнесен к местным налогам. Поскольку он является одним из источников доходов региональных и местных бюджетов, право на установление налоговых льгот передано законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления. На основании ст.10 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ в 2003 г. сумма земельного налога зачисляется в региональные и местные бюджеты, и с 2003 г. законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут предоставлять льготу по земельному налогу в полной сумме. Эта норма распространяется и на 2004 г., поэтому по вопросу о предоставлении льгот по земельному налогу отдельным категориям налогоплательщиков можно обращаться к указанным органам.

Законом Московской области от 31.12.2002 N 165/2002-ОЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Московской области "О льготном налогообложении в Московской области" предусмотрены льготы физическим лицам по уплате земельного налога за земли, предоставляемые для индивидуального жилищного строительства, в виде уменьшения исчисленной за период с 1 января 1999 г. по 1 января 2003 г. суммы земельного налога за земли городов и поселков, предоставленные для индивидуального жилищного строительства, в части средств, зачисляемых в областной бюджет. Предусмотрены налоговые льготы за период с 1 января 2003 г. по 1 января 2004 г. указанным физическим лицам, которые освобождаются от уплаты части земельного налога, равной 90% суммы налога, исчисленного за земельные участки в части площади таких земельных участков, не превышающей 1500 кв. м. Советами депутатов и администрациями городов и районов в 25 муниципальных образованиях также приняты соответствующие нормативные акты о льготах для данной категории налогоплательщиков в части местного бюджета.

С учетом сложившейся практики решения вопроса о налогообложении граждан, ведущих в Московской области индивидуальное жилищное строительство, налоговые органы в других субъектах Российской Федерации также могут обращаться в законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации с просьбой рассмотреть вопрос о предоставлении льгот по земельному налогу гражданам, ведущим индивидуальное жилищное строительство на территории данного региона.

Н.Голубева

Советник налоговой службы

Российской Федерации III ранга

Подписано в печать

04.02.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Подготовка к квалификационному экзамену> ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2004, N 6) >
Статья: Налоговые обязательства, возникающие при заключении договора беспроцентного займа ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2004, N 6)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.