Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Камеральные проверки отчетности, предоставляемой в ФСС РФ ("Российский налоговый курьер", 2004, N 4)



"Российский налоговый курьер", N 4, 2004

КАМЕРАЛЬНЫЕ ПРОВЕРКИ ОТЧЕТНОСТИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМОЙ В ФСС РФ

Контролировать начисление и уплату страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также расходование страхователями средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и на обязательное социальное страхование <*> уполномочены ФСС РФ и его исполнительные органы. Об этом говорится в Федеральных законах от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" и от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ). Такой контроль осуществляют региональные отделения Фонда и их филиалы, проводя камеральные и выездные проверки страхователей.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Под расходами на обязательное социальное страхование понимается выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и иных пособий, связанных с материнством, социального пособия на погребение, на оздоровление детей работающих граждан.

Порядок проведения камеральных проверок определен Методическими указаниями по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Они утверждены Постановлением ФСС РФ от 29.07.2003 N 87 и вступили в силу 13 сентября 2003 г.

Камеральная проверка проводится по месту нахождения исполнительного органа ФСС РФ. Проверяются те документы, которые либо находятся в исполнительном органе Фонда, либо представлены страхователем по запросу исполнительного органа ФСС РФ. В отличие от выездной проверки на проведение камеральной проверки, не требуется специального решения. Руководитель отделения ФСС РФ должен лишь определить лиц, которые будут ее проводить.

Типы камеральных проверок

Камеральные проверки бывают двух типов:

- камеральные проверки отчетности, представленной страхователем;

- камеральные проверки документов, представленных страхователем при обращении за выделением средств на осуществление расходов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний или по обязательному социальному страхованию.

В первом случае проверяется Расчетная ведомость по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ), утвержденная Постановлением ФСС РФ от 29.10.2002 N 113 <**>. Либо Отчет по страховым взносам, добровольно уплачиваемым в Фонд социального страхования Российской Федерации отдельными категориями страхователей (форма 4а-ФСС РФ), утвержденный Постановлением ФСС РФ от 25.04.2003 N 46.

     
   ————————————————————————————————
   
<**> Начиная с отчета за I квартал 2004 г. Расчетную ведомость по средствам ФСС РФ нужно представлять по форме, утвержденной Постановлением ФСС РФ от 01.12.2003 N 130.

Камеральная проверка проводится исходя из установленной периодичности представления указанной отчетности. Напомним, что отчетность в региональные отделения Фонда представляется ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Об этом сказано в ст.24 Закона N 125-ФЗ, а также в п.5 ст.243 НК РФ. Аналогичный срок сдачи отчетности установлен для страхователей, добровольно уплачивающих страховые взносы согласно Правилам добровольной уплаты в Фонд социального страхования Российской Федерации отдельными категориями страхователей страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.03.2003 N 144. Таким образом, камеральные проверки проводятся исполнительными органами Фонда ежеквартально. Проверка охватывает отчетный период, за который представлена расчетная ведомость.

Во втором случае действуют особые правила. Периодичность проведения проверки установить нельзя, поскольку это зависит от ситуации, сложившейся у того или иного страхователя. Кроме того, при выделении средств проверка проводится не по каждому обращению страхователя. Обязательно ей подлежат:

- страхователи, имеющие льготы по уплате ЕСН или страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- страхователи, применяющие специальные налоговые режимы ("упрощенку", единый сельскохозяйственный налог, ЕНВД).

У данных страхователей исполнительный орган ФСС РФ в обязательном порядке затребует документы, подтверждающие правильность и обоснованность произведенных расходов на цели социального страхования. А именно: больничные листы, документы, подтверждающие заработок работника, справки, приказы, документы, подтверждающие право на детские пособия, и т.д. В отношении остальных категорий страхователей камеральная проверка при выделении средств проводится по усмотрению исполнительного органа Фонда.

Обратите внимание: как и в первом случае, страхователь должен представить расчетную ведомость за отчетный период или промежуточную расчетную ведомость, подтверждающую обоснованность обращения за выделением средств, и расчет необходимой суммы дотации.

Этапы проведения проверки

Первое, на что следует обратить внимание при приемке отчетности, - как она заполнена. К заполнению предъявляются определенные требования. Это полнота представления отчетности, четкое и полное заполнение реквизитов. Обязательно указываются полное наименование страхователя, его ИНН и регистрационный номер, период, за который представлена отчетность, а также подписи руководителя и главного бухгалтера страхователя-организации либо подпись страхователя - физического лица.

Таким образом, в момент приемки отчетность подвергается исключительно визуальному контролю. Поэтому при ее заполнении страхователь должен следить за тем, чтобы все обязательные реквизиты были заполнены и все необходимые подписи проставлены. Иначе она не будет считаться представленной. Ведь отчетность, в которой обязательные реквизиты не заполнены либо заполнены нечетко, нельзя идентифицировать. Если подобные нарушения обнаружатся, страхователь должен будет их устранить и представить правильно заполненную расчетную ведомость в установленный срок (до 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом).

Если отчетность заполнена правильно, сотрудник исполнительного органа ФСС РФ, принявший ее, должен поставить на ней дату приемки, свою подпись и штамп исполнительного органа. После этого начинается собственно камеральная проверка отчетности. На ее проведение отводится два месяца со дня представления отчетности. В данном случае проводится камеральный анализ отчетности, а не проверка всех документов, подтверждающих начисленные взносы и произведенные страхователем расходы.

Камеральный анализ включает в себя проверку логической связи между различными показателями отчетности. Например, сумму начисленных страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которая указывается по строке 2 табл. 10 разд.III расчетной ведомости по средствам ФСС РФ, можно рассчитать, используя данные табл. 9 этой же ведомости. Облагаемая база (графы 3 и 4 табл. 9) умножается на размер страхового тарифа (графа 6 табл. 9). В случае если установлены скидки или надбавки, облагаемая база умножается на размер страхового тарифа с учетом скидки или надбавки (графа 10 табл. 9). При этом проверяется правильность указанного страхователем страхового тарифа, поскольку такие сведения есть в исполнительном органе Фонда. Страховой тариф должен соответствовать присвоенному классу профессионального риска.

Камеральный анализ включает также сопоставление данных отчетности с аналогичными показателями за предыдущие отчетные периоды, поскольку отчетность составляется нарастающим итогом. Таким способом проверяется правильность указанных сумм по начислению страховых взносов на начало квартала, а также данные о перечислении сумм страховых взносов. Например, строки "на начало квартала" в графе 1 табл. 10 расчетной ведомости по средствам ФСС РФ сравниваются с данными предыдущей отчетности, указанными в строке 2 табл. 10 "начислено страховых взносов" и строке 13 <***> табл. 10 "перечислено страхователем" соответственно.

     
   ————————————————————————————————
   
<***> В новой форме Расчетной ведомости по средствам ФСС РФ данные "перечислено страхователем" нужно указывать по строке 11 табл. 10.

Представленные страхователем сведения сверяются с данными, имеющимися в исполнительном органе Фонда. Так, при отражении в отчетности сведений о выплатах пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием исполнительный орган ФСС РФ проверяет наличие сообщений о страховых случаях за соответствующий период. Напомним, что страхователи обязаны направить сообщение в течение суток исполнительному органу Фонда по месту своей регистрации (пп.6 п.2 ст.17 Закона N 125-ФЗ). Форма сообщения о страховом случае утверждена Приказом ФСС РФ от 24.08.2000 N 157.

Также исполнительный орган Фонда проверяет:

- правильность арифметического подсчета начисленных и уплаченных страховых взносов, своевременность и полноту их перечисления в Фонд;

- обоснованность произведенных расходов;

- правильность применения страхователем тарифа страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- соблюдение условий о предоставлении отсрочек (рассрочек) по уплате страховых взносов и др.

При выделении страхователям средств на осуществление расходов по обязательному социальному страхованию или обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний помимо отчетности проверяются заверенные копии документов, подтверждающих обоснованность и правильность расходования страхователем этих средств.

Результаты камеральной проверки

По завершении проверки проверяющий подписывает всю проверенную отчетность и указывает дату проведения камеральной проверки. Таким образом, на титульном листе отчетности должны стоять две даты - дата приемки отчетности и дата проведения камеральной проверки - и соответственно две подписи. Если никаких нарушений в ходе данной проверки не обнаружено, на этом камеральная проверка заканчивается.

Если же в отчетности обнаружены ошибки или противоречия между различными показателями, исполнительный орган Фонда должен в трехдневный срок сообщить страхователю в письменной форме о необходимости их устранения. На титульном листе отчетности ставится отметка о дате направления такого требования. На устранение выявленных нарушений страхователю отводится пять дней, после чего он представляет уточненную отчетность. Максимальный срок, когда страхователь может представить уточненную расчетную ведомость, - окончание следующего отчетного периода. Однако в данном случае страхователь нарушает установленный ему срок и исполнительный орган ФСС РФ вправе назначить документальную выездную проверку страхователя.

В ходе проверки могут быть выявлены нарушения в порядке уплаты страховых взносов или расходования средств Фонда. Например, недоимка в результате недоначисления страховых взносов, необоснованное применение льгот и т.п. Тогда сотрудник ФСС РФ, проводивший проверку, составляет докладную записку руководителю отделения (филиала) Фонда с указанием нарушений и с предложением о применении санкций к такому страхователю. Рассмотрим, какие это могут быть санкции.

ФСС РФ контролирует начисление и уплату страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Поэтому и пени будут начисляться страхователю при выявлении недоимки только по этим страховым взносам. Контрольные функции по начислению и уплате ЕСН осуществляют налоговые органы. Следовательно, они и начисляют пени за несвоевременную уплату ЕСН.

Помимо начисления пеней к страхователю могут быть применены штрафные санкции. Наиболее распространенный в данном случае штраф - за нарушение установленного срока представления отчетности или ее непредставление. Сумма штрафа составляет 1000 руб., а за повторное нарушение в течение года - 5000 руб.

При выявлении занижения облагаемой базы по страховым взносам или иного неправильного исчисления сумм страховых взносов штраф составляет 20% от неуплаченной суммы. А при умышленном совершении такого нарушения он возрастает вдвое и составляет 40% от неуплаченной суммы. Это установлено п.1 ст.19 Закона N 125-ФЗ.

Если исполнительный орган ФСС РФ принимает меры по взысканию недоимки и штрафов со страхователя, последнему в течение 10 дней после проведения проверки и выявления недоимки направляется требование об уплате недоимки с указанием срока уплаты. Если страхователь не погасил недоимку и не уплатил пени, исполнительный орган Фонда производит их взыскание. С юридических лиц недоимка и пени взыскиваются в бесспорном порядке путем выставления инкассового поручения (распоряжения), а с физических лиц - в судебном порядке.

Штрафы взыскиваются со всех страхователей в судебном порядке. Однако до подачи искового заявления исполнительный орган обязан предложить страхователю уплатить сумму штрафа добровольно. Для подачи искового заявления в суд отводится шесть месяцев со дня выявления нарушения. Эти требования установлены ст.ст.104 и 115 НК РФ, которые применяются и для взыскания штрафов за нарушение законодательства по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п.1 ст.19 Закона N 125-ФЗ).

И.Е.Корочкина

Заместитель руководителя

Департамента единого социального налога

МНС России

Подписано в печать

03.02.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Как вернуть или зачесть переплату в бюджет ("Российский налоговый курьер", 2004, N 4) >
Статья: Рассчитываем социальные пособия по-новому ("Российский налоговый курьер", 2004, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.