Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Получаем свидетельство, дающее право на вычет акцизов ("Российский налоговый курьер", 2004, N 4)



"Российский налоговый курьер", N 4, 2004

ПОЛУЧАЕМ СВИДЕТЕЛЬСТВО, ДАЮЩЕЕ ПРАВО НА ВЫЧЕТ АКЦИЗОВ

Заканчивается срок действия ранее выданных свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами. Самое время вспомнить, кому и на каком основании выдаются свидетельства, правила их выдачи, причины отказа в такой выдаче, условия приостановления, возобновления и аннулирования.

Согласно ст.179.1 НК РФ лица, совершающие операции с нефтепродуктами, вправе получить соответствующее свидетельство о регистрации. Оно не является документом, разрешающим заниматься тем или иным видом деятельности. Операции с нефтепродуктами совершаются независимо от его наличия. Свидетельство - это документ, предоставляющий организациям и индивидуальным предпринимателям право на получение вычета по акцизам в порядке, установленном гл.22 Кодекса.

Свидетельство выдается на один год <*> отдельно на каждый вид деятельности: производство нефтепродуктов, их оптовая, оптово-розничная и розничная реализация. Оно выдается в соответствии с Приказом МНС России от 06.02.2003 N БГ-3-03/52 "Об утверждении порядка выдачи свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами" (далее - Приказ N БГ-3-03/52).

     
   —————————————————————————————————————
   
<*> Если налогоплательщик хочет получить свидетельство на срок менее одного года, он должен указать этот срок в своем заявлении.

С момента издания Приказа прошел почти год. Поэтому операторы нефтяного рынка, получившие свидетельства в первые месяцы действия этого Приказа, снова должны подать заявления об их выдаче. Ведь продлить срок действия свидетельства нельзя. Однако эти лица еще в прошлом году ознакомились с новым Порядком выдачи свидетельств. И он с тех пор не изменился.

Между тем ряд лиц на момент вступления в силу Приказа N БГ-3-03/52 уже имели на руках свидетельства, которые были выданы согласно старому Порядку и срок действия которых не истек. Новый Приказ не требовал переоформлять ранее выданные свидетельства вплоть до окончания срока их действия. Поэтому налогоплательщикам, которые на начало января 2004 г. имели свидетельства старого образца с неистекшим сроком действия, знакомство с новым Порядком выдачи свидетельств еще предстоит.

Условия получения свидетельства

Как уже отмечалось, свидетельство выдается отдельно на каждый вид деятельности. То есть производители нефтепродуктов должны получить свидетельство на производство, налогоплательщики, реализующие нефтепродукты оптом, - на оптовую реализацию, лица, реализующие их и оптом, и в розницу, - на оптово-розничную реализацию и т. д. Кстати, если организация производит нефтепродукты из собственного сырья и реализует их оптом или в розницу, она получает свидетельство на оптовую либо оптово-розничную реализацию. Свидетельство на производство в этом случае не выдается.

Чтобы получить соответствующее свидетельство, необходимо выполнить определенное требование. Согласно предыдущей редакции ст.179.1 НК РФ это обязательное наличие в собственности соответствующих мощностей. То есть круг лиц, которые могли заявлять вычеты по акцизам на нефтепродукты, был достаточно узок. С принятием Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ <**>, внесшим изменения в указанную статью, он весьма расширился.

     
   —————————————————————————————————————
   
<**> Именно в связи с новой редакцией гл.22 Кодекса, появившейся благодаря этому документу, и был принят новый Порядок выдачи свидетельств.

Чтобы получить свидетельство на производство, производители нефтепродуктов должны:

- являться собственниками мощностей по производству, хранению и отпуску нефтепродуктов;

- либо распоряжаться ими на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления;

- либо владеть более чем 50% уставного (складочного) капитала общества с ограниченной ответственностью или более чем 50% голосующих акций акционерного общества, в собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления которых находятся указанные мощности.

Таким образом, организация, не имеющая в собственности необходимых мощностей, все равно может получить свидетельство на производство. Для этого она, например, должна участвовать в уставном капитале другой организации, являющейся собственником мощностей, и ее доля в этом капитале должна составлять более 50%.

Для получения свидетельства на оптовую реализацию лица, совершающие операции с нефтепродуктами, должны:

- иметь в собственности или на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления мощности по хранению и отпуску нефтепродуктов;

- или владеть более чем 50% уставного (складочного) капитала общества с ограниченной ответственностью или более чем 50% голосующих акций акционерного общества, в собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления которых находятся указанные мощности;

- или арендовать мощности, являющиеся государственной собственностью. Данное условие распространяется только на акционерные общества, имеющие в уставном капитале долю государства не менее 50%.

Условия, необходимые для получения свидетельства на оптово-розничную реализацию, аналогичны предыдущим. Правда, сами заявители или организации, более 50% уставного капитала или голосующих акций которых владеют заявители, должны иметь стационарные топливораздаточные колонки.

Чтобы получить свидетельство на розничную реализацию, необходимо:

- быть собственником мощностей по хранению и отпуску нефтепродуктов со стационарных топливораздаточных колонок;

- либо владеть более чем 50% уставного (складочного) капитала общества с ограниченной ответственностью или более чем 50% голосующих акций акционерного общества, в собственности которых находятся указанные мощности.

При реализации моторных масел в розницу наличие топливораздаточных колонок не обязательно. Чтобы получить свидетельство, достаточно иметь мощности (помещения), необходимые для хранения и реализации масел.

Не имея в собственности мощностей, получить свидетельство на оптовую реализацию может и собственник нефтепродуктов, выработанных на давальческой основе. Для этого он должен заключить договор с переработчиком на оказание услуг по переработке сырья.

Обратите внимание: наличие в собственности только автоцистерн-бензовозов не может служить основанием для получения свидетельства. Дело в том, что согласно ГОСТ 1510-84 "Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение" автоцистерны относятся к транспортным средствам, а не к мощностям по хранению нефтепродуктов.

Процедура выдачи и оформления свидетельства

Чтобы получить свидетельство, нужно представить необходимые документы в Управление МНС России того субъекта Российской Федерации, на территории которого налогоплательщик состоит на учете <***>. С введением нового Порядка выдачи свидетельств перечень таких документов изменился.

     
   —————————————————————————————————————
   
<***> Крупнейшие налогоплательщики представляют документы в межрегиональную инспекцию МНС России, если состоят в ней на учете.

Что же это за документы?

Во-первых, налогоплательщик должен подать заявление о выдаче свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, в двух экземплярах. В Приложении N 1 и Приложении N 2 к Приказу N БГ-3-03/52 предусмотрены две формы образца заявления: одна для организации, другая для индивидуального предпринимателя.

Надо сказать, новая форма заявления слегка изменилась, в ней сократилось количество обязательных реквизитов. Например, теперь не указывается расчетный счет в обслуживающем банке.

Во-вторых, помимо заявления налогоплательщик представляет сведения о наличии соответствующих мощностей. Для этого в зависимости от вида деятельности он заполняет одно из Приложений N 3 - 6 к Приказу N БГ-3-03/52.

В-третьих, вместе с Приложениями представляются надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих право собственности на эти мощности. Такими документами на сегодняшний день для недвижимого имущества являются надлежащим образом заверенные копии свидетельств о государственной регистрации прав на имущество либо выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Если соответствующие мощности относятся к движимому имуществу, вместе с заявлением на получение свидетельства представляются надлежащим образом заверенные копии иных документов, устанавливающие право собственности на это имущество. Например, договор купли-продажи имущества.

Лица, которые осуществляют деятельность на мощностях, являющихся совместной собственностью, также могут получить соответствующее свидетельство, представив документы, подтверждающие право их совместной собственности.

Налогоплательщик, распоряжающийся мощностями на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, представляет копии свидетельств регистрации права хозяйственного ведения и (или) оперативного управления на недвижимое имущество либо выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Права на недвижимое имущество, возникшие до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также должны быть подтверждены документально.

Как уже отмечалось, получить свидетельство любой формы может и лицо, не имеющее собственных мощностей, но владеющее более чем 50% уставного (складочного) капитала (фонда) или голосующих акций организации, в собственности которой такие мощности есть. В этом случае лицо, обратившееся за свидетельством, должно подтвердить право собственности организации на указанное имущество, а также свою долю в капитале организации.

Напомним, что свидетельство на оптовую и оптово-розничную торговлю нефтепродуктами могут получить арендаторы соответствующих мощностей, находящихся в государственной собственности. Для этого они должны представить в инспекцию договор аренды таких мощностей.

Обратите внимание: если лицо, сдавшее в аренду собственные мощности, обратилось в налоговый орган за получением свидетельства, представив все необходимые документы, оснований для отказа в выдаче свидетельства такому лицу нет.

Собственник давальческого сырья вместо перечисленных выше документов может подать копию договора на оказание услуг по переработке сырья. На копии должна стоять отметка налоговой инспекции по месту нахождения организации, осуществляющей переработку сырья: штамп и подпись должностного лица инспекции. Иные требования к данному договору Налоговым кодексом не предусмотрены.

Заявление о выдаче свидетельства и приложения к нему можно заполнить вручную или на компьютере. Заявление подписывается руководителем организации или индивидуальным предпринимателем и заверяется печатью организации либо индивидуального предпринимателя (если она у него есть).

Заявление со всеми прилагаемыми документами можно представить в налоговый орган лично или послать ценным почтовым отправлением с уведомлением и описью вложения.

Датой подачи заявления о выдаче свидетельства считается соответственно дата его фактического представления в налоговый орган или дата получения налоговым органом почтового отправления заявления.

При получении на заявлении ставится штамп инспекции с отметкой "ПОЛУЧЕНО" и с указанием даты получения. Один экземпляр заявления с отметкой о получении либо вручается в руки лицу, подавшему заявление, либо отправляется по почте не позднее пяти дней с даты получения налоговым органом заявления.

Налоговый орган осуществляет визуальную проверку представленных документов: проверяет полноту пакета документов, правильность их заполнения, наличие соответствующих подписей и печатей.

Если выявлены какие-либо несоответствия, заявление и прилагаемые документы возвращаются заявителю с обоснованием причин возврата. Если оснований для возврата нет, заявление и прилагаемые к нему документы регистрируются в Журнале регистрации заявлений о выдаче свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.

Далее руководитель налогового органа или заместитель, исполняющий обязанности руководителя, принимает решение о выдаче либо об отказе в выдаче свидетельства. Решение направляется заявителю почтовым уведомлением в трехдневный срок после его принятия.

Бланк свидетельства и приложение к нему заверяются подписью руководителя налогового органа, выдавшего свидетельство, и печатью налогового органа.

В течение 30 дней с момента представления заявления и прилагаемых к нему документов налоговый орган обязан выдать свидетельство или уведомить заявителя об отказе в его выдаче. Свидетельство выдается руководителю организации или индивидуальному предпринимателю при представлении ими паспорта или доверенному лицу при представлении им паспорта и доверенности на получение свидетельства.

Факт выдачи свидетельства регистрируется в тот же день в Журнале выдачи свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами. Кроме того, сведения о выданных свидетельствах отражаются в Реестре выданных свидетельств о регистрации лица, осуществляющего операции с нефтепродуктами.

Обратите внимание: изменился не только порядок выдачи, но и содержание свидетельств. Например, к прежним реквизитам добавились реквизиты документов (наименование, номер, дата и место выдачи), подтверждающих право собственности или право хозяйственного ведения и (или) оперативного управления на соответствующие мощности, а также их местонахождение. Если используются арендованные мощности или получателем свидетельства является собственник давальческого сырья, в свидетельстве фиксируются реквизиты договора аренды или договора на оказание услуг по переработке давальческого сырья. А вот показатели о каких-либо объемах мощностей в новой редакции свидетельств отсутствуют. Остался лишь один из них - количество топливораздаточных колонок.

Приостановление или аннулирование свидетельства

Еще одно немаловажное изменение в порядке выдачи свидетельств - разграничение оснований для аннулирования свидетельств и приостановления их действия. Прежде они были одинаковыми.

Налоговые органы могут приостановить действие свидетельств, если:

- налогоплательщик не выполнил положения действующего законодательства о налогах и сборах в части исчисления и уплаты акцизов;

- покупатель (получатель) подакцизных нефтепродуктов в течение трех последовательных налоговых периодов не представил реестры счетов-фактур с отметкой налоговой инспекции. В этом случае приостанавливается действие свидетельства не продавца, а покупателя (получателя) подакцизных нефтепродуктов;

- используемое налогоплательщиком технологическое оборудование по производству, хранению и реализации нефтепродуктов не оснащено контрольными приборами учета их объемов или оснащено вышедшим из строя контрольным и учетно-измерительным оборудованием.

Срок действия свидетельства на время приостановления не продлевается. Например, свидетельство выдано на один год и действие его прекращается 1 марта 2005 г. Если в течение года свидетельство приостанавливалось, скажем, на три месяца, срок его действия все равно истекает 1 марта 2005 г.

В соответствии с предыдущей редакцией ст.179.1 НК РФ приостановить действие свидетельства мог и сам налогоплательщик, подав в инспекцию соответствующее заявление. Теперь же по заявлению налогоплательщика проводится только аннулирование свидетельства.

Кроме того, налоговая инспекция может аннулировать свидетельство в случае:

- передачи налогоплательщиком выданного свидетельства иному лицу;

- завершения реорганизации организации, если в результате она утратила право собственности на мощности, заявленные при получении свидетельства;

- завершения реорганизации организации в форме выделения или разделения;

- изменения наименования организации (фамилии, имени, отчества индивидуального предпринимателя) или места ее нахождения (места жительства индивидуального предпринимателя);

- прекращения права собственности на весь объем мощностей, указанных в свидетельстве.

Свидетельство считается аннулированным с даты принятия решения налоговой инспекцией. Если аннулирование происходит по инициативе налогоплательщика, свидетельство аннулируется с даты, указанной в заявлении. Но не ранее даты подачи заявления (п.22 Порядка выдачи свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами).

Т.К.Подгорная

Советник налоговой службы РФ

III ранга

Департамент косвенных налогов

МНС России

Подписано в печать

03.02.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Интервью: Исчисление и уплата НДС: "горячая линия" ("Российский налоговый курьер", 2004, N 4) >
Вопрос: Наша риэлторская компания покупает квартиры по договору пожизненного содержания с иждивением. Это ст.601 Гражданского кодекса. То есть мы заключаем с пенсионерами договоры, выплачиваем им пожизненную ренту, а они передают нам квартиры в собственность. Должны ли мы платить налог на имущество с этих квартир? ("Российский налоговый курьер", 2004, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.