Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Долги молча не признают! ("Учет. Налоги. Право", 2004, N 3)



"Учет.Налоги.Право", N 3, 2004

ДОЛГИ МОЛЧА НЕ ПРИЗНАЮТ!

Суммы штрафов, причитающиеся стороне из-за нарушения контрагентом договора, признаются ее доходом. По кодексу момент образования этого дохода - признание нарушителем санкций или вступление в силу решения суда. По мнению же МНС, признание долга - это молчание нарушителя. Поэтому если в договоре прописана ответственность, а нарушитель никак не протестует против уплаты санкций, то у контрагента возникает доход. Но такая позиция не выдержала проверки в Высшем Арбитражном Суде.

Уточнили...

Напомним, что правила включения штрафных санкций в доходы прописаны в п.3 ст.250 НК РФ. Согласно ему, доходами считаются только те санкции, которые признаны должником или подтверждены решением суда. Соответственно обязанность включить договорные санкции в доход появляется только с момента признания их должником или с момента вступления в силу решения суда. А вот что считать моментом признания санкции, НК РФ не поясняет.

Свою позицию по этому вопросу МНС России изложило в п.1 разд.4 Методических рекомендаций по применению гл.25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ (утверждены Приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729). Там сказано, что доходы в виде причитающихся штрафов, пеней и иных санкций признаются в соответствии с условиями заключенных договоров. Так, условиями договора могут быть предусмотрены все обстоятельства, при которых возникает ответственность контрагента. Поэтому при возникновении этих обстоятельств у налогоплательщика сразу же образуется доход в виде санкций, указанных в договоре. При этом не важно, направлял налогоплательщик нарушителю претензию или нет. Главное - чтобы должник не высказывал своих возражений.

Таким образом, под признанием долга налоговики фактически понимают молчание контрагента-нарушителя. Но молчание должника столь же мало связано с фактическим получением причитающихся сумм, как простое указание на них в договоре. Получалось, что МНС России обязывало включать в доходы не только неполученные суммы, но и суммы, в отношении которых даже нельзя определенно сказать, будут они вообще когда-нибудь получены или нет.

...и ошиблись

Очевидно, что именно из такого понимания признания санкций налоговые органы на местах исходили при проведении проверок. На этом же основании доначислялись налоги, пени и выносились решения о взыскании штрафов. Несогласным же оставалось только обжаловать эти решения в суд, и каждый раз доказывать свою правоту. Теперь же все изменилось. Дело в том, что проверкой законности разъяснений, содержащихся в методичках, занялся ВАС РФ. И недавно обнародованным Решением от 14.08.2003 N 8551/03 суд признал абз.2 п.1 разд.4 методичек, где как раз и давалась расшифровка "признания санкции", недействительным.

Как указал суд, даже если в договоре стороны согласовали суммы штрафных санкций, этого еще недостаточно для того, чтобы считать нарушителя договора признавшим свой долг именно в этом размере.

Действительно, сумма реально полученного возмещения может значительно отличаться от указанной в договоре. Начнем с того, что неустойка (пени или штраф) - это мера ответственности. Это значит, что при ее взыскании всегда должен рассматриваться вопрос о вине нарушителя. И хотя по общему правилу ответственность за нарушение обязательств при осуществлении предпринимательской деятельности наступает независимо от вины (п.3 ст.401 ГК РФ), нарушитель вправе доказывать свою невиновность и открещиваться от штрафов по этой причине. И если ему это удастся, то никакого реального дохода у налогоплательщика так и не появится.

Более того, даже при доказанности нарушения и вины нарушитель может быть освобожден от ответственности или его ответственность может быть ограничена в зависимости от различных обстоятельств (ст.400 ГК РФ). А ст.333 ГК РФ прямо предусматривает право суда уменьшить неустойку, если она явно несоразмерна последствиям нарушения. Так что возникновение у налогоплательщика права на получение неустойки вовсе не означает, что он ее получит, да еще и именно в том размере, который предусмотрен договором.

К сведению. Высший арбитражный суд признал положения методичек недействующими. Это означает, что с момента вступления решения суда в законную силу эти положения не применяются, а МНС России должно привести их в соответствие с НК РФ (п.5 ст.195 АПК РФ).

Нужен документ

Итак, разъяснение МНС России признано судом недействительным. Возникает вопрос: на что же ориентироваться налогоплательщикам при учете доходов в виде санкций за нарушение договоров? На наш взгляд, в целях расшифровки этого термина обращаться нужно к ГК РФ. По гражданскому законодательству признание долга должно выражаться в конкретном действии, исходящем от должника (ст.203 ГК РФ).

Кроме того, признание долга должно фиксироваться в каком-либо документе. Подтверждать признание долга может, например, письмо, составленный должником график погашения задолженности по штрафам, двусторонний акт, подписанный сторонами, или платежное поручение, которым оплачивается часть долга.

Следовательно, обязанность включить в состав внереализационных доходов сумму санкций, указанную в договоре, у налогоплательщика появляется только при наличии документа должника, подтверждающего признание санкций. Причем если в подобном документе должник признал только часть санкций, то и доход возникнет только в этой части.

Г.А.Лобанов

Советник председателя

международного фонда

"Помоги себе сам"

Подписано в печать

26.01.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Комиссионные интриги ("Учет. Налоги. Право", 2004, N 3) >
Статья: Переходный НДС: нет нам покоя ("Учет. Налоги. Право", 2004, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.