Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Алгоритм отличный, результат обычный ("Учет. Налоги. Право", 2004, N 3)



"Учет.Налоги.Право", N 3, 2004

АЛГОРИТМ ОТЛИЧНЫЙ, РЕЗУЛЬТАТ ОБЫЧНЫЙ

В октябре прошлого года Высший Арбитражный Суд указал на то, что правила расчета ЕСН, которые используют налоговики в случае применения льгот по инвалидам, не соответствуют Налоговому кодексу. Но одновременно суд признал: на результат расчетов изъян в методике не влияет. Сейчас МНС России внесло соответствующие изменения в свои документы, изменив алгоритм расчета. Но чего хотел добиться налогоплательщик, который, доказывая свою правоту, дошел до столь высокой судебной инстанции?

Прежние редакции Порядка заполнения расчета по авансовым платежам и Инструкции к декларации по ЕСН предусматривали особый порядок расчета налога для организаций, где работают инвалиды, то есть пользующихся льготами по ст.239 НК РФ. Решение Высшего Арбитражного Суда от 08.10.2003 N 7307/03 признало положения этих документов, касающиеся расчета, не соответствующими абз.2 п.2 ст.243 НК РФ.

Напомним эту норму Кодекса: сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (авансового платежа), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

Дело в том, что МНС России в Инструкции и Порядке заложило свой алгоритм применения данной нормы Кодекса при расчете ЕСН. Он довольно прост. К налоговой базе, уменьшенной на сумму льгот, необходимо применить половинную ставку налога, зачисляемого в федеральный бюджет.

Налогоплательщик, дошедший до Высшего Арбитражного Суда, посчитал, что при таком порядке расчета налоговое бремя увеличивается, и предложил свою методику исчисления налога. При этом потребовал признать расчет главного налогового ведомства страны не соответствующим Налоговому кодексу. Что суд и сделал. Но при этом дал свой алгоритм, при котором (внимание!) получается тот же результат, что и у налоговиков. Чтобы не запутаться, рассмотрим все три расчета на цифрах:

- прежний расчет МНС;

- расчет, на который указал суд и которым соответственно руководствовалось МНС России при внесении изменений в свои документы;

- расчет, который сделал налогоплательщик.

Для этого напомним суть одной из льгот, заложенных в ст.239 НК РФ: выплаты работникам-инвалидам I, II и III групп до 100 000 руб. не облагаются ЕСН. Здесь очень важен тот факт, что данные льготы не распространяются на взносы в Пенсионный фонд. ВАС РФ на это указал отдельно (а вернее, повторил - см. Решение от 30.12.2002 N 9132/02) и заложил эту норму в свой порядок расчета.

Итак, возьмем для расчета общие данные. Поскольку все споры возникают в отношении сумм налога, уплачиваемых в федеральный бюджет, будем рассчитывать только эти суммы.

Пример. В организации работает инвалид I группы. Его заработок за 2003 г. составил 150 000 руб.

Рассчитаем сумму взносов в ПФР:

14 000 руб. + 50 000 руб. х 7,9% = 17 950 руб.

Теперь определим сумму ЕСН, которую необходимо заплатить в федеральный бюджет по всем трем вариантам расчета, которые мы назвали.

Старый порядок от МНС

Используем вариант из прежней редакции Порядка и Инструкции.

Из суммы выплат сначала вычтем льготируемую сумму (100 000 руб.):

150 000 руб. - 100 000 руб. = 50 000 руб.

Результат умножим на половинную ставку ЕСН. Причем берем ставку с учетом регрессии (см. п.26 Методических рекомендаций по ЕСН). Ставка для выплат от 100 001 руб. до 300 000 руб. составляет "28 000 руб. + 15,8% с суммы превышения 100 000 руб.". Поскольку 100 000 руб. льготируются, то необходимо 50 000 руб. умножить на половинную ставку от 15,8%:

50 000 руб. х 15,8% : 2 = 3950 руб.

Это сумма ЕСН, которую по расчету из прежней редакции Порядка и Инструкции необходимо заплатить в федеральный бюджет.

Новая редакция на основе решения суда

Теперь используем порядок расчета, который указал ВАС РФ и которым руководствовалось МНС России при внесении изменений в Инструкцию и Порядок.

Суд, основываясь на ст.243 НК РФ, закрепил другую последовательность действий, чем прописана в Инструкции и Порядке: сначала определяется сумма налога без льгот, затем вычитается сумма взносов в ПФР, а затем уже применяется льгота, но, цитируем решение суда: "При этом следует иметь в виду, что льготы, предусмотренные ст.239 Кодекса, не распространяются на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование".

Итак, следуем указаниям суда. Определяем сумму налога без льгот:

28 000 руб. + 50 000 руб. х 15,8% = 35 900 руб.

Отнимаем сумму взносов в ПФР:

35 900 руб. - 17 950 руб. = 17 950 руб.

Используем льготу. Ее сумма составит 14 000 руб. Почему? Льготируемая часть налоговой базы, согласно ст.239 НК РФ, - 100 000 руб. Умножаем ее на ставку 28% и получаем 28 000 руб. Определим сумму вычета, которая приходится на 100 000 руб. Она составит 14 000 руб. (100 000 руб. х 14%). Отнимаем эту сумму из 28 000 руб. и получаем 14 000 руб. Итак, применяем рассчитанную льготу:

17 950 руб. - 14 000 руб. = 3950 руб.

Как видим, результат тот же, что и при использовании прежней редакции Инструкции и Порядка. На это и указал суд: в конечном итоге порядок МНС не приводит к увеличению налогового бремени, но формально он неверен. Он изменяет последовательность действий налогоплательщика при определении суммы налога и именно поэтому не соответствует Кодексу.

Теперь МНС России поправило свои документы. Новая редакция Инструкции к декларации не содержит указания на применение половинных ставок налога, однако последовательность действий оставляет прежней: "налог - льгота (с учетом того, что она не применяется по взносам в ПФР) - взносы в ПФР". Хотя именно неверная последовательность действий в расчете послужила основанием для признания положений Инструкции к декларации не соответствующими Кодексу. С другой стороны, для изменения последовательности пришлось бы вносить изменения в декларацию. Ну а поскольку Расчеты по авансовым платежам за 2003 г. заполнялись по тому же алгоритму, что и декларация, при изменениях в строках декларации бухгалтерам было бы сложно сопоставлять данные Расчетов за три отчетных периода 2003 г. и данные декларации за налоговый период - 2003 г. А вот уже в форме Расчета авансовых платежей на 2004 г. МНС сменило и последовательность исчисления.

Что доказывал налогоплательщик?

Какой же алгоритм предложил налогоплательщик? Давайте посмотрим это на тех же цифрах.

Выплаты работнику составили 150 000 руб. Следовательно, организация может применить регрессивную ставку: "28 000 руб. + 15,8% с суммы превышения 100 000 руб.". Но поскольку 100 000 руб. льготируются, то сумма налога будет рассчитываться следующим образом:

(15 000 руб. - 100 000 руб.) х 15,8% = 7900 руб.

Сумма взносов в ПФР составляет 17 950 руб. Сумма вычета не может превышать сумму налога, подлежащую уплате в федеральный бюджет (абз.2 п.2 ст.243 НК РФ). Поэтому налогоплательщик предлагает использовать вычет в сумме 7900 руб. В итоге сумма налога, которую необходимо заплатить в федеральный бюджет, составит:

7900 руб. - 7900 руб. = 0.

Если буквально читать Кодекс, то налогоплательщик был прав.

Однако суд указал на то, что при таком толковании Кодекса льготы, предусмотренные ст.239 НК РФ, распространяются и на взносы в ПФР, что противоречит Федеральному закону от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". И отдельно указал, как мы уже сказали, что "льготы, предусмотренные ст.239 Кодекса, не распространяются на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование".

* * *

Подведем итог. Сумма ЕСН в федеральный бюджет по выплатам инвалидам, согласно обновленным Инструкции и Порядку, сейчас рассчитывается по алгоритму, отличному от прежнего, но результат остается тем же.

Л.Н.Усольцева

Эксперт "УНП"

Подписано в печать

26.01.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Тематический выпуск: Спорные вопросы исчисления НДС ("Экономико-правовой бюллетень", 2004, N 2) >
Статья: Обновленная Инструкция к "прибыльной" декларации ("Учет. Налоги. Право", 2004, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.