![]() |
| ![]() |
|
Статья: Экологические платежи в 2004 г. ("Главбух". Приложение "Учет в производстве", 2004, N 1)
"Главбух". Приложение "Учет в производстве", N 1, 2004
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТЕЖИ В 2004 Г.
Читателям хорошо знакома неоднозначная ситуация, сложившаяся в 2003 г. с уплатой платежей за загрязнение окружающей среды <1>. ————————————————————————————————<1> О том, нужно ли начислять экологические платежи, мы писали в журнале "Главбух" N 21, 2003, с. 84.
Следствием всех юридических перипетий минувшего года стало введение Правительством РФ новых нормативов платы за загрязнение. Они утверждены Постановлением от 12 июня 2003 г. N 344, вступающим в силу с 30 июня 2003 г. (далее - Постановление N 344) <2>. Об этом сказано в Письме МНС России от 25 июля 2003 г. N НА-6-21/826@. ————————————————————————————————<2> Извлечение из документа опубликовано в рубрике "Нормативная база / новые документы" приложения "Учет в производстве" N 3, 2003, с. 105.
Сам же Порядок определения платы, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632, изменений не претерпел (далее - Постановление N 632). В статье на конкретных примерах мы рассмотрим порядок применения нормативов при расчете платежей за загрязнение окружающей среды. Бухгалтерам ведь известно, что эта сумма зависит от разных факторов: видов вредного воздействия, источников, количества и места выбросов... Размер экологических платежей определяется как сумма платы за загрязнение: в пределах установленных нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, а также за сверхлимитное загрязнение окружающей среды. При этом к базовым нормативам платы (Приложение N 2 к Постановлению N 344) для отдельных экономических районов и бассейнов рек установлены коэффициенты. Они учитывают различные экологические факторы и важность территорий.
Платежи за выбросы в атмосферу
Постановлением N 344 установлены базовые нормативы платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ стационарными источниками. Плата зависит от количества выбрасываемых вредных веществ. В связи с этим введены ставки платы по выбросам, превышающим предельно допустимый норматив (БНн) и не превышающим временно согласованные выбросы, то есть находящимся в пределах установленных лимитов (БНл). Базовые ставки платы за загрязнение в пределах установленных лимитов в пять раз выше, чем ставки за загрязнение в пределах установленных нормативов. Сумма платежа за сверхлимитные выбросы (СЛВ) в пять раз превышает ставку платы за загрязнение в пределах установленных лимитов (БНл). Об этом говорится в п.5 Порядка определения платы, утвержденного Постановлением N 632. Порядок расчета следующий. Во-первых, следует определить дифференцированную ставку платы по каждому виду загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу в пределах допустимых нормативов (ДСн). А также в рамках установленных лимитов (ДСл). Она рассчитывается исходя из базовых нормативов по загрязняющим веществам (Приложение N 1 к Постановлению N 344) <3> и коэффициента, учитывающего состояние атмосферы (КоэфАВ). ————————————————————————————————<3> Нормативы платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ были опубликованы в рубрике "Справочник" журнала N 3, 2003, с. 89 - 97.
Коэффициенты приведены в Приложении N 2 к Постановлению N 344 <4>. ————————————————————————————————<4> Коэффициенты, учитывающие экологические факторы, вы найдете в рубрике "Справочник" журнала N 3, 2003, с. 98 - 99.
Формула расчета платы:
ДСн = БНн x КоэфАВ; ДСл = БНл x КоэфАВ.
Значение коэффициентов умножаются на 1,2 при выбросе загрязняющих веществ в атмосферу городов соответствующих экономических районов. Во-вторых, следует определить количество каждого вида загрязняющих веществ, выброшенных в атмосферу. И в-третьих, рассчитать сумму платежа. Для этого количество каждого вида загрязняющих веществ, попавших в атмосферу, надо умножить на соответствующую дифференцированную ставку платы. При выбросе нескольких видов следует рассчитать плату по каждому из них в отдельности, а затем сложить полученные показатели.
Пример 1. Завод "Дионикс" находится в Перми (Уральский экономический район). Коэффициент, учитывающий экологический фактор в этой местности, равен 2. При выбросе загрязняющих веществ в атмосферу городов применяется дополнительный коэффициент 1,2. Фактические выбросы в атмосферу вредных веществ составили: хлора - 3,5 т; мышьяка - 0,6 т. А допустимый норматив установлен в размере: хлор - 2 т; мышьяк - 0,2 т. Ставка платы в пределах норматива равна: хлор - 41 руб/т; мышьяк - 683 руб/т. Дифференцированную ставку платы в пределах нормативов (ДСн) с учетом коэффициента рассчитывают так: - хлор - 98,4 руб/т (41 руб/т x 2 x 1,2); - мышьяк - 1639,2 руб/т (683 руб/т x 2 x 1,2). Сумма платы за загрязнение в пределах допустимых нормативов составит: 98,4 руб/т x 2 т + 1639,2 руб. x 0,2 т = 524,64 руб. Установленный лимит выбросов: хлора - 3 т; мышьяка - 0,5 т. А ставка платы в пределах установленного лимита: хлор - 340 руб/т; мышьяк - 3415 руб/т. Дифференцированная ставка платы в пределах лимита (ДСл) с учетом коэффициента равна: - хлор - 816 руб/т (340 руб/т x 2 x 1,2); - мышьяк - 8196 руб/т (3415 руб/т x 2 x 1,2). Количество вредных веществ в пределах установленных лимитов, но превышающее установленные нормативы, равно: хлор - 1 т (3 - 2); мышьяк - 0,3 т (0,5 - 0,2). Сумма платы в пределах установленных лимитов: 816 руб/т x 1 т + 8196 руб. x 0,3 т = 3274,8 руб. Теперь вычислим количество вредных веществ, превышающее установленные лимиты: хлор - 0,5 т (3,5 - 3); мышьяк - 0,1 т (0,6 - 0,5). Затем рассчитаем сумму платы за сверхлимитные выбросы: (816 руб/т x 0,5 т + 8196 руб. x 0,1 т) x 5 = 6138 руб. И наконец, получим общую сумму платежа: 9937,44 руб. (524,64 + 3274,8 + 6138).
Расчет платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты аналогичен - при расчете используют коэффициент, учитывающий их состояние (Приложение N 2 к Постановлению N 344).
Плата за размещение отходов производства и потребления
Постановлением N 344 также введены нормативы платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов. Величина этих выплат зависит от степени опасности отходов. Установленный норматив применяется с использованием понижающих коэффициентов: 0 и 0,3. Чтобы узнать, сколько надо заплатить за размещение отходов, необходимо также определить дифференцированную ставку по каждому их виду в пределах установленных лимитов. Она рассчитывается исходя из базовых нормативов платы за размещение отходов с учетом понижающих коэффициентов (Приложение N 1 к Постановлению N 344) и коэффициента, установленного для почвы того или иного экономического района РФ (Приложение N 2 к Постановлению N 344). Затем дифференцированная ставка платы по каждому виду отходов умножается на объем фактически размещенных отходов.
Пример 2. ЗАО "Кавитон" размещает отходы 4 класса (малоопасные) на территории своего производственного объединения. Поэтому при расчете платы за размещение отходов производства и потребления предприятие использует понижающий коэффициент 0,3. Для Центрально-Черноземного района, где расположен завод, коэффициент равен 2. Норматив платы за размещение 1 т отходов в пределах установленных лимитов составляет 248,4 руб/т. Дифференцированная ставка платы по малоопасным отходам в пределах установленных лимитов их размещения равна: 248,4 руб/т x 0,3 x 2 = 149,04 руб/т. Лимит размещения отходов установлен предприятию в размере 5 т. Но фактически предприятие разместило 7 т. Сумму платы в пределах установленных лимитов получают таким образом: 149,04 руб/т x 5 т = 745,2 руб. Количество размещенных отходов, превышающее установленные лимиты, составляет 2 т (7 - 5). Таким образом, плата за сверхлимитное размещение отходов равна: (149,04 руб/т x 2 т) x 5 = 1490,4 руб. А общую сумму платежа за загрязнение окружающей среды рассчитывают так: 745,2 руб. + 1490,4 руб. = 2235,6 руб.
Плата за выбросы передвижными источниками
Постановлением N 344 введены нормативы платы за допустимые выбросы в атмосферу загрязняющих веществ передвижными источниками и выбросы, превышающие допустимые. Если данные о количестве израсходованного топлива отсутствуют, плату определяют по ставкам, установленным в расчете на 1 т сжигаемого топлива. Если таких данных нет, но есть достоверные сведения о выбросах загрязняющих веществ, то расчеты делают исходя из ставок для стационарных источников. При отсутствии данных и о количестве израсходованного топлива, и о массе выбросов размер платы определяется по ставкам годовой платы за выбросы одним транспортным средством. Напоминаем: сведения о плановом размере платежей за загрязнение окружающей среды на год с разбивкой по кварталам должны быть представлены в налоговую инспекцию до 1 февраля 2004 г. Форма расчета приведена в Приложении N 1 к совместному Письму МПР России N 04-15/61-638, Минфина России N 19, Госналогслужбы России N ВГ-6-02/10 от 3 марта 1993 г. Также обращаем ваше внимание на то, что нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, действовавшие в 2003 г., будут применяться в 2004 г. с коэффициентом 1,1. Такое изменение введено ст.15 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год".
О.А.Романчук Аудитор Подписано в печать 19.01.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |