Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Экологические платежи в 2004 г. ("Главбух". Приложение "Учет в производстве", 2004, N 1)



"Главбух". Приложение "Учет в производстве", N 1, 2004

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТЕЖИ В 2004 Г.

Читателям хорошо знакома неоднозначная ситуация, сложившаяся в 2003 г. с уплатой платежей за загрязнение окружающей среды <1>.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> О том, нужно ли начислять экологические платежи, мы писали в журнале "Главбух" N 21, 2003, с. 84.

Следствием всех юридических перипетий минувшего года стало введение Правительством РФ новых нормативов платы за загрязнение. Они утверждены Постановлением от 12 июня 2003 г. N 344, вступающим в силу с 30 июня 2003 г. (далее - Постановление N 344) <2>. Об этом сказано в Письме МНС России от 25 июля 2003 г. N НА-6-21/826@.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Извлечение из документа опубликовано в рубрике "Нормативная база / новые документы" приложения "Учет в производстве" N 3, 2003, с. 105.

Сам же Порядок определения платы, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632, изменений не претерпел (далее - Постановление N 632).

В статье на конкретных примерах мы рассмотрим порядок применения нормативов при расчете платежей за загрязнение окружающей среды. Бухгалтерам ведь известно, что эта сумма зависит от разных факторов: видов вредного воздействия, источников, количества и места выбросов...

Размер экологических платежей определяется как сумма платы за загрязнение: в пределах установленных нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, а также за сверхлимитное загрязнение окружающей среды. При этом к базовым нормативам платы (Приложение N 2 к Постановлению N 344) для отдельных экономических районов и бассейнов рек установлены коэффициенты. Они учитывают различные экологические факторы и важность территорий.

Платежи за выбросы в атмосферу

Постановлением N 344 установлены базовые нормативы платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ стационарными источниками. Плата зависит от количества выбрасываемых вредных веществ. В связи с этим введены ставки платы по выбросам, превышающим предельно допустимый норматив (БНн) и не превышающим временно согласованные выбросы, то есть находящимся в пределах установленных лимитов (БНл).

Базовые ставки платы за загрязнение в пределах установленных лимитов в пять раз выше, чем ставки за загрязнение в пределах установленных нормативов. Сумма платежа за сверхлимитные выбросы (СЛВ) в пять раз превышает ставку платы за загрязнение в пределах установленных лимитов (БНл). Об этом говорится в п.5 Порядка определения платы, утвержденного Постановлением N 632.

Порядок расчета следующий.

Во-первых, следует определить дифференцированную ставку платы по каждому виду загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу в пределах допустимых нормативов (ДСн). А также в рамках установленных лимитов (ДСл). Она рассчитывается исходя из базовых нормативов по загрязняющим веществам (Приложение N 1 к Постановлению N 344) <3> и коэффициента, учитывающего состояние атмосферы (КоэфАВ).

     
   ————————————————————————————————
   
<3> Нормативы платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ были опубликованы в рубрике "Справочник" журнала N 3, 2003, с. 89 - 97.

Коэффициенты приведены в Приложении N 2 к Постановлению N 344 <4>.

     
   ————————————————————————————————
   
<4> Коэффициенты, учитывающие экологические факторы, вы найдете в рубрике "Справочник" журнала N 3, 2003, с. 98 - 99.

Формула расчета платы:

ДСн = БНн x КоэфАВ; ДСл = БНл x КоэфАВ.

Значение коэффициентов умножаются на 1,2 при выбросе загрязняющих веществ в атмосферу городов соответствующих экономических районов.

Во-вторых, следует определить количество каждого вида загрязняющих веществ, выброшенных в атмосферу. И в-третьих, рассчитать сумму платежа. Для этого количество каждого вида загрязняющих веществ, попавших в атмосферу, надо умножить на соответствующую дифференцированную ставку платы. При выбросе нескольких видов следует рассчитать плату по каждому из них в отдельности, а затем сложить полученные показатели.

Пример 1. Завод "Дионикс" находится в Перми (Уральский экономический район). Коэффициент, учитывающий экологический фактор в этой местности, равен 2. При выбросе загрязняющих веществ в атмосферу городов применяется дополнительный коэффициент 1,2.

Фактические выбросы в атмосферу вредных веществ составили: хлора - 3,5 т; мышьяка - 0,6 т. А допустимый норматив установлен в размере: хлор - 2 т; мышьяк - 0,2 т. Ставка платы в пределах норматива равна: хлор - 41 руб/т; мышьяк - 683 руб/т.

Дифференцированную ставку платы в пределах нормативов (ДСн) с учетом коэффициента рассчитывают так:

- хлор - 98,4 руб/т (41 руб/т x 2 x 1,2);

- мышьяк - 1639,2 руб/т (683 руб/т x 2 x 1,2).

Сумма платы за загрязнение в пределах допустимых нормативов составит:

98,4 руб/т x 2 т + 1639,2 руб. x 0,2 т = 524,64 руб.

Установленный лимит выбросов: хлора - 3 т; мышьяка - 0,5 т. А ставка платы в пределах установленного лимита: хлор - 340 руб/т; мышьяк - 3415 руб/т.

Дифференцированная ставка платы в пределах лимита (ДСл) с учетом коэффициента равна:

- хлор - 816 руб/т (340 руб/т x 2 x 1,2);

- мышьяк - 8196 руб/т (3415 руб/т x 2 x 1,2).

Количество вредных веществ в пределах установленных лимитов, но превышающее установленные нормативы, равно: хлор - 1 т (3 - 2); мышьяк - 0,3 т (0,5 - 0,2).

Сумма платы в пределах установленных лимитов:

816 руб/т x 1 т + 8196 руб. x 0,3 т = 3274,8 руб.

Теперь вычислим количество вредных веществ, превышающее установленные лимиты: хлор - 0,5 т (3,5 - 3); мышьяк - 0,1 т (0,6 - 0,5).

Затем рассчитаем сумму платы за сверхлимитные выбросы:

(816 руб/т x 0,5 т + 8196 руб. x 0,1 т) x 5 = 6138 руб.

И наконец, получим общую сумму платежа: 9937,44 руб. (524,64 + 3274,8 + 6138).

Расчет платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты аналогичен - при расчете используют коэффициент, учитывающий их состояние (Приложение N 2 к Постановлению N 344).

Плата за размещение отходов

производства и потребления

Постановлением N 344 также введены нормативы платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов. Величина этих выплат зависит от степени опасности отходов. Установленный норматив применяется с использованием понижающих коэффициентов: 0 и 0,3.

Чтобы узнать, сколько надо заплатить за размещение отходов, необходимо также определить дифференцированную ставку по каждому их виду в пределах установленных лимитов. Она рассчитывается исходя из базовых нормативов платы за размещение отходов с учетом понижающих коэффициентов (Приложение N 1 к Постановлению N 344) и коэффициента, установленного для почвы того или иного экономического района РФ (Приложение N 2 к Постановлению N 344).

Затем дифференцированная ставка платы по каждому виду отходов умножается на объем фактически размещенных отходов.

Пример 2. ЗАО "Кавитон" размещает отходы 4 класса (малоопасные) на территории своего производственного объединения. Поэтому при расчете платы за размещение отходов производства и потребления предприятие использует понижающий коэффициент 0,3. Для Центрально-Черноземного района, где расположен завод, коэффициент равен 2. Норматив платы за размещение 1 т отходов в пределах установленных лимитов составляет 248,4 руб/т.

Дифференцированная ставка платы по малоопасным отходам в пределах установленных лимитов их размещения равна:

248,4 руб/т x 0,3 x 2 = 149,04 руб/т.

Лимит размещения отходов установлен предприятию в размере 5 т. Но фактически предприятие разместило 7 т.

Сумму платы в пределах установленных лимитов получают таким образом:

149,04 руб/т x 5 т = 745,2 руб.

Количество размещенных отходов, превышающее установленные лимиты, составляет 2 т (7 - 5). Таким образом, плата за сверхлимитное размещение отходов равна:

(149,04 руб/т x 2 т) x 5 = 1490,4 руб.

А общую сумму платежа за загрязнение окружающей среды рассчитывают так:

745,2 руб. + 1490,4 руб. = 2235,6 руб.

Плата за выбросы

передвижными источниками

Постановлением N 344 введены нормативы платы за допустимые выбросы в атмосферу загрязняющих веществ передвижными источниками и выбросы, превышающие допустимые.

Если данные о количестве израсходованного топлива отсутствуют, плату определяют по ставкам, установленным в расчете на 1 т сжигаемого топлива.

Если таких данных нет, но есть достоверные сведения о выбросах загрязняющих веществ, то расчеты делают исходя из ставок для стационарных источников.

При отсутствии данных и о количестве израсходованного топлива, и о массе выбросов размер платы определяется по ставкам годовой платы за выбросы одним транспортным средством.

Напоминаем: сведения о плановом размере платежей за загрязнение окружающей среды на год с разбивкой по кварталам должны быть представлены в налоговую инспекцию до 1 февраля 2004 г. Форма расчета приведена в Приложении N 1 к совместному Письму МПР России N 04-15/61-638, Минфина России N 19, Госналогслужбы России N ВГ-6-02/10 от 3 марта 1993 г.

Также обращаем ваше внимание на то, что нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, действовавшие в 2003 г., будут применяться в 2004 г. с коэффициентом 1,1. Такое изменение введено ст.15 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год".

О.А.Романчук

Аудитор

Подписано в печать

19.01.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Прекращение организацией вида деятельности ("Главбух". Приложение "Учет в производстве", 2004, N 1) >
Интервью: Налогообложение прибыли производственных предприятий в 2004 году ("Главбух". Приложение "Учет в производстве", 2004, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.