![]() |
| ![]() |
|
Статья: <Бизнес-прогноз от 19.01.2004> ("Новая бухгалтерия", 2004, N 2)
"Новая бухгалтерия", N 2, 2004
Две версии снижения ЕСН
Этой весной Дума должна окончательно разобраться с законопроектом о снижении с 2005 г. ставки единого социального налога. Минувшим летом депутаты успели принять его только в первом чтении. Законопроект предлагает снижение базовой налоговой ставки с действующих 35,6% до 30% с одновременным уменьшением нижнего порога регрессивной шкалы ЕСН. Сейчас работодатель имеет право платить ЕСН по меньшей ставке, если годовой доход его сотрудника превышает 100 тыс. руб. Депутаты предлагают уменьшить эту сумму до 50 тыс. руб. Правительство более чем прохладно отнеслось тогда к этой идее, назвав ее преждевременной. Сейчас кабинет министров готовит свои предложения по реформе ЕСН и собирается представить их весной 2004 г. Согласно этому варианту регрессивную шкалу предлагается не трогать, а базовую ставку уменьшить до 26%. Депутаты же считают, что если регрессивная шкала останется неизменной, то в таком случае ставку налога надо снижать до 20%. То, что ЕСН будет снижен с 1 января 2005 г., не вызывает сомнений, а вот до какого предела - 30 или 26% - пока неизвестно. Остается только ждать, когда депутаты и Правительство придут к единому мнению.
НДС-счета: второй раунд
Вопрос о введении с 1 июля 2004 г. системы НДС-счетов, одобренной Правительством, остается пока открытым.
Суть этой "привлекательной" идеи Минфина и МНС состоит в следующем. Все хозяйствующие субъекты обязаны будут открыть в банке еще один счет - так называемый НДС-счет. Он предназначен исключительно для зачисления сумм НДС. Средства с этого счета можно будет использовать только для расчетов с бюджетом и для перечисления сумм НДС контрагентам, которые также будут поступать на их НДС-счета. В идеале весь объем НДС будет проходить только через спецсчета. "Движение сопротивления" этим нововведениям возглавляет Минэкономразвития, которое, вступившись за российский бизнес, утверждает, что такая система вызовет масштабное отвлечение оборотных средств компаний и станет резким ужесточением налогового режима. Авторы, правда, пообещали компенсировать потери бизнеса рядом мер: подумать над механизмом упрощенного возмещения НДС экспортерам, а также упростить и сократить сроки возмещения НДС, уплачиваемого при капитальном строительстве. Не исключается и возможность дальнейшего снижения ставки НДС до 16%. Однако здесь есть одно "но". Снижать ставку НДС одновременно с введением НДС-счетов никто не собирается. Минфин обещает снизить ставку НДС только после того, как заработает механизм НДС-счетов и будут обеспечены дополнительные поступления в бюджет. Что называется, деньги - вперед! Свой окончательный вердикт по этому вопросу Правительство вынесет в феврале. До этого времени должны быть представлены окончательные расчеты эффективности введения НДС-счетов, с тем чтобы Госдума уже весной могла рассмотреть и принять соответствующие поправки в налоговое законодательство. Минэкономразвития в качестве альтернативы спецсчетам предлагает введение электронных счетов-фактур и переход на уплату НДС по фактической отгрузке.
Чем заменить налог на рекламу?
Минфин обещает с 2005 г. отменить налог на рекламу. Идея отмены этого налога не нова. Еще в 2003 г. депутаты Госдумы выступили за его упразднение с 1 января 2004 г. Однако законопроект был отложен в "долгий ящик", так как не был поддержан Правительством. С этого года местные бюджеты и так пострадали от отмены налога с продаж, и Правительство не решилось лишать их еще одного налога. Теперь Минфин нашел, чем заменить потери от отмены налога на рекламу. Согласно готовящемуся законопроекту с 2005 г. предлагается отменить налог на рекламу и ввести вместо него так называемый торговый сбор, который, по сути, является платежом за право осуществлять торговую деятельность. Размеры сборов будут определять сами местные власти. Эксперты Минфина считают, что торговый сбор пополнит местные бюджеты гораздо большей суммой, чем налог на рекламу, а также компенсирует и отмененный налог с продаж.
Процедура выплаты дивидендов станет проще
Минэкономразвития разрабатывает поправки в Закон "Об акционерных обществах", которые изменят порядок принятия решения о выплате дивидендов. Сейчас решение о выплате как годовых, так и промежуточных дивидендов принимается общим собранием акционеров. Авторы поправок считают, что необходимость проведения внеочередных общих собраний акционеров для принятия решений о выплате промежуточных дивидендов существенно увеличивает издержки акционерных обществ и ограничивает их возможности по выплатам дивидендов на регулярной основе. В таких условиях реальную возможность для выплаты промежуточных дивидендов имеют только общества с небольшим числом акционеров и выплачивающие дивиденды нерегулярно. Чтобы упростить эту процедуру, предлагается передать полномочия по принятию этого решения советам директоров, оставив за общими собраниями акционеров право определять минимальные и максимальные размеры дивидендов. Это должно позитивно повлиять как на качество корпоративного управления в компании, так и на инвестиционный климат в стране.
"Антипиратские" поправки в законодательство
Минэкономразвития готовит пакет законопроектов об ужесточении ответственности производителей и распространителей контрафактной продукции. В частности, планируется внести на рассмотрение Правительства поправки в КоАП, позволяющие сотрудникам госторгинспекций составлять протоколы об административных нарушениях в случае выявления "пиратской" продукции. В настоящее время такие протоколы могут составлять только сотрудники органов внутренних дел. Помимо этого Минэкономразвития выступает за увеличение срока проведения расследований по делам об административных нарушениях, связанных с распространением контрафакта. По мнению разработчиков, это необходимо для того, чтобы хватало времени на оповещение правообладателя о нарушении его прав. Поправки, усиливающие ответственность фальсификаторов, планируется внести и в Уголовный кодекс РФ.
Замкнутый круг
С поправками в Налоговый кодекс РФ, предусматривающими практически двукратное снижение ставок налога на наследование или дарение, теперь будет разбираться уже новая Дума. Изначально предполагалось, что новая глава Кодекса - "Налог на наследование или дарение", - которая прошла первое чтение в июне прошлого года, вступит в силу с 1 января 2004 г. Однако после первого слушания проект "завис": он оказался конфликтным и вызвал много нареканий со стороны экономистов. Таким образом, имущественных послаблений граждане дождутся в лучшем случае в 2005 г. Напомним, что законопроект в качестве объекта налогообложения признает имущество физических лиц, полученное ими от граждан в порядке наследования или дарения, а именно - недвижимость и транспортные средства. Предполагается увеличить необлагаемую стоимость имущества. При наследовании она должна составить 200 000 руб. вместо нынешних 85 000 руб., а при дарении - 20 000 руб. вместо 8000 руб. В результате таких изменений наследники небольшого по стоимости имущества и получатели недорогих подарков из числа близких родственников будут совсем освобождены от уплаты данных видов налогов. Для остальных же наследников ставки станут существенно ниже действующих.
О.Бодрягина Подписано в печать 19.01.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |