Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Государственная пошлина в арбитраже ("Бизнес-адвокат", 2004, N 2)



"Бизнес-адвокат", N 2, 2004

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА В АРБИТРАЖЕ

Государственная пошлина является частью судебных расходов, то есть тех денежных затрат, которые связаны с рассмотрением дела в арбитражном суде и производятся за счет лиц, участвующих в деле. Она является обязательным и действующим на всей территории РФ платежом, взимаемым за совершение юридически значимых действий в судах по рассмотрению, пересмотру дел.

Уплата государственной пошлины в определенной мере возмещает расходы государства на содержание арбитражных судов, а также препятствует предъявлению необоснованных исков, доведению до суда бесспорных дел, стимулирует стороны к принятию мер досудебного претензионного порядка, если этот порядок предусмотрен федеральным законом или договором.

Государственная пошлина зачисляется в доход федерального бюджета.

Плательщиками пошлины являются граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства и юридические лица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий. Вместе с тем на практике уплата пошлины зачастую производится за истца (заявителя), за лицо, подающее апелляционную или кассационную жалобу, другим лицом, в процессе не участвующим.

Арбитражные суды по-разному решали вопросы о принятии заявлений и жалоб в таких случаях. Для обеспечения единства практики Пленум ВАС РФ в Постановлении от 20 марта 1997 г. N 6 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине" разъяснил, что в приведенной ситуации арбитражный суд должен исходить из того, что государственная пошлина фактически уплачена, зачислена в федеральный бюджет и, следовательно, оснований для возвращения искового заявления, жалобы по мотиву уплаты государственной пошлины ненадлежащим лицом не имеется.

Обоснованность такого подхода к рассматриваемому вопросу подтверждена принятой в последующем частью первой НК РФ, ст.ст.26 и 29 которого устанавливают право налогоплательщика уполномочить физическое или юридическое лицо представлять его интересы с налоговыми органами в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством РФ. Представитель налогоплательщика - организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством.

Согласно ст.104 АПК РФ государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью из бюджета в случаях и в порядке, которые предусмотрены Законом РФ от 9 декабря 1991 г. N 2005-1 "О государственной пошлине" (в ред. от 8 декабря 2003 г.):

- внесения государственной пошлины в большем размере, чем это требуется по Закону;

- возвращения заявления (жалобы);

- прекращения производства по делу или оставления иска без рассмотрения, если спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, а также когда истцом не соблюден установленный досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора с ответчиком либо когда иск предъявлен недееспособным лицом;

- отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия или получения документа до обращения в орган, совершающий данное юридически значимое действие;

- удовлетворения исковых требований арбитражным судом, если ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины.

Согласно ст.104 АПК РФ пошлина также подлежит возврату в случае, если заявление или жалоба, оплаченные государственной пошлиной, не поступили в арбитражный суд.

Кому возвращается государственная пошлина, если ее плательщиком являлся не истец, а другое лицо? Арбитражные суды этот вопрос решают по-разному. Одни суды при вынесении судебного акта указывают на возвращение пошлины истцу. Наряду с этим другие арбитражные суды указывают на возврат пошлины фактическому плательщику, хотя он в деле не участвовал. Отдельные налоговые органы вообще не возвращают в таких случаях пошлину.

Учитывая предусмотренное НК РФ право налогоплательщика уполномочить физическое или юридическое лицо представлять его интересы в спорах с налоговыми органами, арбитражный суд в таких случаях должен вынести судебный акт о возврате названному представителю уплаченной суммы государственной пошлины.

Следует отметить, что существует и другая точка зрения на возможность уплаты государственной пошлины третьим лицом за истца, заявителя, жалобщика и возможность возврата пошлины. Эта точка зрения заключается в том, что на основании ст.2 Закона РФ "О государственной пошлине" плательщиками являются лица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий. Таким образом, исполнение обязанности по уплате государственной пошлины должно быть выполнено самостоятельно налогоплательщиком за счет собственных средств.

Исходя из изложенного сторонники этой точки зрения считают, что возврат государственной пошлины также должен производиться лицу, обязанному ее оплачивать.

С такой позицией согласиться нельзя. Помимо того, что она лишает истца, заявителя, жалобщика доступности к правосудию, она прямо противоречит ст.29 НК РФ. Во избежание разного подхода к этому важному вопросу необходимы четкие и ясные разъяснения, обеспечивающие единство практики.

Частью 4 ст.102 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд исходя из имущественного положения лица, участвующего в деле, вправе отсрочить или рассрочить уплату государственной пошлины либо уменьшить ее размер.

Пленум ВАС РФ в Постановлении от 20 марта 1997 г. разъяснил, что отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины, уменьшение ее размера производятся по письменному ходатайству заинтересованной стороны.

В ходатайстве должны быть приведены соответствующие обоснования с приложением документов, свидетельствующих о том, что имущественное положение заинтересованной стороны не позволяет ей уплатить государственную пошлину в установленном размере при подаче искового заявления, апелляционной или кассационной жалобы.

К документам, устанавливающим имущественное положение заинтересованной стороны, относятся: подтвержденный налоговым органом перечень расчетных и иных счетов, наименования и адреса банков и других кредитных упражнений, в которых эти счета открыты (включая счета филиалов и представительств юридического лица - заинтересованной стороны); подтвержденные банком (банками) данные об отсутствии на соответствующем счете (счетах) денежных средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины, а также данные об общей сумме задолженности владельца счета (счетов) по исполнительным листам и платежным документам.

К ходатайству об уменьшении размера государственной пошлины прилагаются документы о находящихся на счете (счетах) денежных средствах.

В Постановлении Пленума дано принципиальное разъяснение о том, что арбитражный суд не может по своему усмотрению отказывать в рассрочке или отсрочке уплаты государственной пошлины и уменьшении ее размера, если имеются объективные основания для удовлетворения ходатайства.

В процессе обсуждения вопроса о том, кто должен предоставлять отсрочку или рассрочку уплаты государственной пошлины либо уменьшить ее размер - налоговый орган либо арбитражный суд - высказывались разные точки зрения. Передача этой функции налоговому органу привела бы к тому, что отказ в ходатайстве дал бы право заявителю на общих основаниях оспорить отказ налогового органа в арбитражный суд, что замедлило бы сам процесс рассмотрения ходатайства и привело бы к тому, что окончательное решение об его удовлетворении принимал тот же арбитражный суд, что явно нецелесообразно. Этот вопрос обоснованно решен в АПК РФ (ч.4 ст.102) - отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины либо уменьшение ее размера должны производиться арбитражным судом, который учитывает имущественное положение заявителя и в зависимости от этого положения принимает решение.

Законом РФ "О государственной пошлине" (п.3 ст.5) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождены:

- прокурор, орган государственной власти, органы самоуправления и иные органы, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов;

- общественные организации инвалидов, их учреждения, учебно-производственные организации и объединения;

- органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при осуществлении своих функций - по искам, связанным с нарушением их прав, за исключением случаев, когда указанные органы являются стороной, не в пользу которой состоялось решение;

- налоговые, финансовые, таможенные органы и органы по валютному и экспортному контролю, выступающие в качестве истцов и ответчиков, - по искам о взыскании налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в соответствующий бюджет и возврате их из бюджета, за исключением случаев, когда указанные органы являются стороной, не в пользу которой состоялось решение;

- государственные учреждения, финансируемые из государственного бюджета, выступающие в качестве истцов и ответчиков;

- истцы по искам, связанным с нарушением прав и законных интересов ребенка.

Пункт 4 ст.6 Закона РФ "О государственной пошлине" предусматривает основания, по которым государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью, в частности, при удовлетворении исковых требований арбитражным судом, если ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с пп.5 п.3 ст.5 Закона.

Таким образом, налоговые, финансовые, таможенные органы и органы по валютно-экспортному контролю по указанным выше делам получают возмещение за счет бюджета суммы государственной пошлины, если они выступают в деле в качестве ответчика. Эта норма дополняет порядок, согласно которому на них относятся расходы по государственной пошлине, когда не в их пользу состоялось решение арбитражного суда.

Надо отметить, что освобождение от уплаты пошлины отдельных учреждений неоправданно (за исключением, например, прокуратуры, общественных организаций инвалидов, их учебно-производственных организаций и объединений). Такая льгота приводит к безответственному отношению к обращению в арбитражный суд, поскольку расходов по государственной пошлине стороны не несут, до арбитражного суда доводятся бесспорные дела. Вопрос об освобождении от уплаты государственной пошлины должен быть тщательно и объективно разрешен, с тем чтобы не создавалась ситуация, когда стороны пользуются разными правами, без необходимых оснований передают дела в арбитражный суд.

М.Фалькович

Советник Управления анализа

и обобщения судебной практики

ВАС РФ

Подписано в печать

19.01.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: ...При оформлении счетов-фактур нашим покупателям в поле "Грузоотправитель и его адрес" автоматически забивается "он же". В поле "Стоимость товаров (работ, услуг), всего без налога" указывается сумма стоимости отдельно по каждой позиции, общая сумма по всем позициям не выводится. Правильно ли такое оформление документа? Если нет, то разрешается ли недостающие данные занести в документ от руки? ("Московский налоговый курьер", 2004, N 1) >
Статья: Презумпция несуществующих документов ("Бизнес-адвокат", 2004, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.