![]() |
| ![]() |
|
Вопрос: ...Фирма закупила подарки для партнеров. Проводить в учете выдачу подарков официально ей невыгодно, т.к. не удастся уменьшить на данные суммы налогооблагаемую прибыль; на стоимость подарков придется начислить НДС; фирма обязана предоставить сведения о доходах физлиц, в налоговую инспекцию. Однако можно провести подарки в учете так, чтобы сэкономить на налогах. ("Главбух", 2004, N 2)
"Главбух", N 2, 2004
Вопрос: Фирма закупила подарки для коммерческих партнеров. Но, к сожалению, проводить в учете выдачу подарков официально ей невыгодно. Во-первых, не удастся уменьшить на истраченные суммы налогооблагаемую прибыль. Во-вторых, на стоимость выданных подарков придется начислить НДС. В-третьих, в подобной ситуации фирма обязана предоставить сведения о доходах, выданных физическим лицам, в налоговую инспекцию. Однако можно провести подарки в учете так, чтобы сэкономить на налогах.
Ответ:
Чем грозит?
Если бухгалтер учтет стоимость новогодних подарков при расчете налога на прибыль, скорее всего, спора с налоговиками не избежать. Ведь доказать производственную необходимость таких расходов очень сложно. Кроме того, не уйти от проблем и с налогом на добавленную стоимость. Ведь чиновники считают подарок безвозмездной передачей. А раз так, придется начислить НДС. Правда, "входной" налог, уплаченный при покупке подарков, можно принять к вычету (пп.1 п.2 ст.171 Налогового кодекса РФ). И наконец, налог на доходы физических лиц. Им облагается стоимость подарка, превышающая 2000 руб. Об этом сказано в п.28 ст.217 Налогового кодекса РФ. Но здесь надо помнить о том, что, раздавая подарки, фирма выдает доход в натуральной форме, поэтому удержать налог, как правило, невозможно. Однако в налоговую инспекцию придется представить сведения о доходе партнера - физического лица (по форме 2-НДФЛ). Сделать это нужно в течение месяца после того, как подарок будет вручен. Если же организация нарушит это правило, то за каждый неподанный документ с нее взыщут 50 руб. (п.1 ст.126 Налогового кодекса РФ), да еще и оштрафуют должностных лиц (п.1 ст.15.6 КоАП РФ).
Что предпринять?
Мы предлагаем два варианта, которые позволят выйти из этой ситуации без существенных потерь. Вариант 1. Бухгалтер может провести приобретенные материальные ценности не как подарки, а в зависимости от их стоимости - как основные средства или расходные материалы (например, изготовленные для раздачи партнерам ручки с логотипом фирмы нужно списать в том же порядке, что и обычные канцтовары). Главное, чтобы первичные документы были оформлены правильно, а слова "подарки" и "сувениры" в них не фигурировали (об этом главбуху лучше заранее предупреждать менеджеров, оформляющих соответствующие заказы). В этом случае истраченные суммы (за минусом "входного" НДС) бухгалтер вправе исключить из налогооблагаемой прибыли фирмы. Тем более, как правило, стоимость подобных новогодних сувениров не превышает 10 000 руб. за единицу. А раз так, уменьшить налогооблагаемый доход можно будет сразу на всю израсходованную сумму (пп.3 п.1 ст.254 Налогового кодекса РФ). Оформив подарки таким образом, предприятие сэкономит и на налоге на добавленную стоимость: платить его не придется. Более того, "входной" НДС, уплаченный при покупке, можно будет принять к вычету. Также в этом случае не надо сообщать в налоговую инспекцию о доходах, выплаченных физическим лицам: ведь "по бумагам" материалы и основные средства покупаются в офис.
Пример 1. В январе 2004 г. ООО "Вешняки" закупило: - 100 ручек по 23,60 руб. (в том числе НДС 3,60 руб.) за штуку; - трое часов по 2950 руб. (в том числе НДС 450 руб.) за штуку. Таким образом, всего фирма истратила 11 210 руб., в том числе: - стоимость ценностей без налога - 9500 руб. ((23,60 руб. - 3,60 руб.) x 100 шт. + (2950 руб. - 450 руб.) x 3 шт.); - сумма НДС, уплаченного поставщикам, - 1710 руб. (3,60 руб. x 100 шт. + 450 руб. x 3 шт.).
Ситуация 1. Согласно первичным документам приобретенные ценности были переданы в качестве подарков партнерам фирмы - физическим лицам. Стоимость подарков без налога (9500 руб.) налогооблагаемую прибыль фирмы не уменьшает. 1710 руб. "входного" НДС, уплаченного поставщикам, можно принять к вычету. Однако при передаче подарков такую же сумму налога придется заплатить в бюджет (9500 руб. x 18%). Причем на сумму НДС, начисленного при безвозмездной передаче, уменьшить налогооблагаемую прибыль также не удастся. Кроме того, о стоимости подарков, переданных партнерам - физическим лицам, необходимо будет подать сведения в налоговую инспекцию.
Ситуация 2. Первичные документы были оформлены так, что из них следует: купленные материальные ценности приобретены для использования в производственной деятельности фирмы. А раз так, бухгалтер оприходовал ручки как расходные материалы, а часы - как основные средства и тут же оформил их передачу в эксплуатацию. Но поскольку стоимость часов меньше 10 000 руб., она может быть списана на затраты единовременно, без начисления амортизации. Таким образом, в данной ситуации 1710 руб. "входного" НДС, уплаченного поставщикам, можно принять к вычету, а стоимость подарков без налога (9500 руб.) - списать в уменьшение налогооблагаемой прибыли. Никаких "дополнительных" налогов по данной операции платить не придется.
Вариант 2. Понятно, что "подвести" подарки под расходные материалы или основные средства получится не всегда. Что ж, есть еще один вариант - оформить в учете проведение рекламной акции, во время которой фирма раздавала сувениры. Тогда их стоимость бухгалтер сможет списать на рекламные расходы. Однако не забудьте: такие затраты в налоговом учете нормируются. То есть учесть можно сумму, не превышающую 1 процента от выручки фирмы. Не нужно в данном случае и платить налог на добавленную стоимость: ведь раздача сувениров во время рекламной акции - это не реализация, а расходы на рекламу (см., например, Письмо УМНС России по г. Москве от 31 июля 2001 г. N 02-14/35611). А "входной" НДС, уплаченный при покупке подарков, можно принять к вычету. Но только не всю сумму, а только ту, которая относится к рекламным расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль. И о налоге на доходы физических лиц. Формально Налоговый кодекс предписывает подавать сведения обо всех выплаченных доходах и выданных подарках и призах. Однако очевидно: если сувениры раздаются во время массовой рекламной акции, сделать это невозможно. Поэтому на практике, если стоимость сувениров намного меньше 2000 руб. за единицу, инспекторы представлять сведения не требуют. Должны предупредить: у этого варианта есть один недостаток. А именно - со стоимости переданных сувениров фирме придется заплатить налог на рекламу. Впрочем, его ставка меньше, чем у НДС и налога на прибыль, поэтому данный способ все равно позволяет предприятию сэкономить.
Пример 2. ООО "Техносервис" закупило 500 кружек с логотипом фирмы по 47,20 руб. (в том числе НДС 7,20 руб.) за штуку. Таким образом, всего фирма истратила 23 600 руб., в том числе: - стоимость кружек без налога - 20 000 руб. ((47,20 руб. - 7,20 руб.) x 500 шт.); - сумма НДС, уплаченного поставщикам, - 3600 руб. (7,20 руб. x 500 шт.).
Ситуация 1. Согласно первичным документам кружки были переданы в качестве подарков партнерам фирмы - физическим лицам. Стоимость подарков без налога (20 000 руб.) налогооблагаемую прибыль фирмы не уменьшает. А 3600 руб. "входного" НДС, уплаченного поставщику, можно принять к вычету. Однако при передаче подарков такую же сумму налога придется заплатить в бюджет (20 000 руб. x 18%). Причем на сумму НДС, начисленного при безвозмездной передаче, уменьшить налогооблагаемую прибыль также не удастся. Кроме того, о стоимости подарков, переданных партнерам - физическим лицам, необходимо будет подать сведения в налоговую инспекцию.
Ситуация 2. Были оформлены первичные документы, свидетельствующие о том, что приобретенные кружки с логотипом фирмы были розданы во время рекламной акции. Такими документами, например, могут быть приказ руководителя, а также акт, подписанный должностными лицами фирмы и подтверждающий проведение акции и соответствующие расходы. Вот образцы подобных документов:
Образец
—————————————————————————————————————————————————————————————————¬ | Общество с ограниченной ответственностью "Техносервис" | | | | Приказ N 3 | | | | О проведении рекламной акции | | | |1 января 2004 г. г. Москва| | | | Для увеличения объемов продаж и поддержания постоянного| |спроса на реализуемые товары приказываю: | | 1. В соответствии с маркетинговой политикой провести в| |период с 12 по 16 января 2004 г. в офисе продаж фирмы рекламную| |акцию, направленную на привлечение новых клиентов. | | 2. В рамках указанной акции провести раздачу потенциальным| |покупателям сувенирной продукции (по перечню, являющемуся| |приложением к настоящему приказу). | | | |Генеральный директор Образцов В.И. Образцов | L————————————————————————————————————————————————————————————————— Образец
—————————————————————————————————————————————————————————————————¬ | Общество с ограниченной ответственностью "Техносервис" | | | | "Утверждаю"| | генеральный директор| | ООО "Техносервис"| | В.И. Образцов| | | | Акт N 5 | | | |16 января 2004 г. г. Москва| | | | Мы, нижеподписавшиеся, составили настоящий акт, которым| |подтверждаем: | | 1. В соответствии с приказом генерального директора от| |1 января 2004 г. N 3 в период с 12 по 16 января 2004 г. в офисе| |продаж фирмы была проведена рекламная акция, направленная на| |привлечение новых клиентов. | | 2. Во время указанной акции потенциальным покупателям была| |произведена раздача следующей сувенирной продукции: | | кружки с логотипом фирмы в количестве 500 шт. (по| |фактической себестоимости 40 руб. за единицу на общую сумму| |20 000 руб.). | | | |Начальник отдела маркетинга Иванов И.И. Иванов | |Менеджер отдела маркетинга Петров П.П. Петров | |Бухгалтер Сидорова С.С. Сидорова | L————————————————————————————————————————————————————————————————— Предположим, что 20 000 руб. "укладываются" в 1 процент выручки от реализации за соответствующий период. Тогда 3600 руб. "входного" НДС можно принять к вычету, а стоимость сувениров без налога (20 000 руб.) списать в уменьшение налогооблагаемой прибыли. Сумма налога на рекламу, начисленного по ставке 5 процентов, составит 1000 руб. (20 000 руб. x 5%).
Подписано в печать 14.01.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |