![]() |
| ![]() |
|
Статья: <Комментарий к Нормам расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Р3112194-0366-03)> (Окончание) ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2004, N 2)
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 2, 2004
<КОММЕНТАРИЙ К НОРМАМ РАСХОДА ТОПЛИВ И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ (Р3112194-0366-03) <*>>
(Окончание. Начало см. "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 1, 2004)
————————————————————————————————<*> Для удобства пользования текст Норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте и комментарий объединены; при этом текст Руководящего документа выделен полужирным шрифтом, текст комментария - светлым курсивом.
В населенных пунктах, не приведенных в табл. 1 (см.: Налоговый вестник. Комментарии... - 2004. - N 1/1. - С. 84 - 86), обязательным условием применения поправочных коэффициентов является наличие светофоров и других знаков дорожного движения. При этом минимальное количество светофоров не ограничено. Что касается знаков дорожного движения, то с большой долей уверенности можно утверждать, что имеются в виду знаки, которые влияют на скорость движения (ограничение скорости, приоритета и т.д.). Под работой, требующей частых технологических остановок, может подразумеваться, например, работа внутригородских автобусов, работа почтовых автомобилей, работа, связанная с инкассацией выручки в организациях мелкорозничной торговли, и т.п.
При использовании поправочных коэффициентов при эксплуатации новых автомобилей и автомобилей после капитального ремонта следует иметь в виду, что первая тысяча километров исчисляется с первого километра по спидометру (или первого километра после капитального ремонта), а не с первого километра эксплуатации в организации, приобретшей автомобиль (получившей автомобиль из капитального ремонта). На практике новые автомобили поступают с некоторым начальным пробегом. Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные Минтрансом России 29.04.2003 (далее - Нормы расхода ГСМ), не уточняют, что именно подразумевается под сроком эксплуатации (более 5 или 8 лет). Из экономического и технологического содержания основания применения поправочных коэффициентов можно сделать вывод, что в расчет должен приниматься только срок фактической эксплуатации без учета периодов, когда автомобиль находился в консервации, капитальном ремонте или простаивал по иным причинам более одного месяца. За основу здесь можно принять принципы начисления амортизационных отчислений: периоды, во время которых амортизация не начислялась, не должны учитываться при определении вышеуказанных сроков. Категорирование автомобильных дорог производится по СНиП 2.05.02-85 "Строительные нормы и правила "Автомобильные дороги". В частности, указываются следующие характеристики отдельных категорий дорог (см. табл. 2).
Таблица 2
——————————T—————————————————————————T————————————————————————————¬ |Категория| Расчетная интенсивность | Народно—хозяйственное | | дороги | движения, авт/сут | и административное значение| | +————————————T————————————+ автомобильных дорог | | | приведенная| в | | | | к легковому|транспортных| | | | автомобилю | единицах | | +—————————+————————————+————————————+————————————————————————————+ |I—а |св. 14 000 |св. 7 000 |Магистральные автомобильные | | | | |дороги общегосударственного | | | | |значения (в том числе для | | | | |международного сообщения) | +—————————+————————————+————————————+————————————————————————————+ |I—б |св. 14 000 |св. 7 000 |Автомобильные дороги | +—————————+————————————+————————————+общегосударственного (не | |II |св. 6 000 до|св. 3 000 до|отнесенные к категории I—а),| | |14 000 |7 000 |республиканского, областного| | | | |(краевого) значения | +—————————+————————————+————————————+————————————————————————————+ |III |св. 2 000 до|св. 1 000 до|Автомобильные дороги | | |6 000 |3 000 |общегосударственного, | | | | |республиканского, областного| | | | |(краевого) значения (не | | | | |отнесенные к категориям I—б | | | | |и II), дороги местного | | | | |значения | +—————————+————————————+————————————+————————————————————————————+ |IV |св. 200 до |св. 100 до |Автомобильные дороги | | |2 000 |1 000 |республиканского, областного| | | | |(краевого) и местного | | | | |значения (не отнесенные к | | | | |категориям I—б, II и III) | +—————————+————————————+————————————+————————————————————————————+ |V |до 200 |до 100 |Автомобильные дороги | | | | |местного значения (кроме | | | | |отнесенных к категориям III | | | | |и IV) | L—————————+————————————+————————————+————————————————————————————— Для планирования и нормирования расхода ГСМ в организации существенное значение могут иметь средние (расчетные) скорости движения автомобильного транспорта на дорогах различных категорий. СНиП 2.05.02-85 установлены следующие расчетные скорости (см. табл. 3).
Таблица 3
————————————————————T————————————————————————————————————————————¬ | Категория дороги | Расчетные скорости, км/ч | | +——————————————T—————————————————————————————+ | | основные | допускаемые на трудных | | | | участках местности | | | +——————————————T——————————————+ | | | пересеченной | горной | +———————————————————+——————————————+——————————————+——————————————+ |I—a | 150 | 120 | 80 | +———————————————————+——————————————+——————————————+——————————————+ |I—б | 120 | 100 | 60 | +———————————————————+——————————————+——————————————+——————————————+ |II | 120 | 100 | 60 | +———————————————————+——————————————+——————————————+——————————————+ |III | 100 | 80 | 50 | +———————————————————+——————————————+——————————————+——————————————+ |IV | 80 | 60 | 40 | +———————————————————+——————————————+——————————————+——————————————+ |V | 60 | 40 | 30 | L———————————————————+——————————————+——————————————+——————————————— Данные о среднесуточной температуре воздуха (в случае применения поправочных коэффициентов по данному основанию) можно получать в местных отделениях метеорологической службы. Если такое получение невозможно или связано с существенными дополнительными затратами, данный показатель можно рассчитать самостоятельно. При этом следует учитывать, что для определения среднесуточной температуры замеры, как правило, производятся трижды в течение суток - в 6-00, 15-00 и 22-00. Для подтверждения расчетов при последующих проверках необходимо документальное оформление производимых замеров. Кроме того, следует считаться с возможностью получения проверяющими органами вышеуказанной информации из других источников. В соответствии со ст.49 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 07.05.1998 N 73-ФЗ территория пригородной зоны города включает земли, примыкающие к границе (черте) города и предназначенные для развития территории данного города, территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований, входящих в пригородную зону данного города (территория резерва для развития поселения), размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной, транспортной инфраструктур, садоводческих и дачных кооперативов, мест отдыха населения, а также для ведения сельского хозяйства и выполнения защитных и санитарно-гигиенических функций. Зонирование территорий пригородных зон городов определяется в территориальных комплексных схемах градостроительного планирования развития территории субъекта Российской Федерации, части территории субъекта Российской Федерации (в том числе пригородной зоны), района (уезда), сельского округа (волости, сельсовета), а также в генеральных планах городов, разрабатываемых вместе с их пригородными зонами, с учетом земле- и лесоустроительной документации. Из вышеприведенного можно сделать вывод, что для применения данного поправочного коэффициента всеми автомобилями организации необходимо иметь копию соответствующей схемы градостроительного планирования. Для автобусов коэффициент может применяться в зависимости от того, на каком маршруте работает автобус (городской, пригородный, междугородный). Впрочем, речь идет о понижающем коэффициенте, применение которого для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения вряд ли будет широко распространенным. Более вероятно использование вышеуказанного поправочного коэффициента при планировании потребности в ГСМ и определении нормативной себестоимости продукции, работ или услуг. На внутригаражные разъезды и технические надобности автотранспортных предприятий (технические осмотры, регулировочные работы, приработка деталей двигателей и других агрегатов автомобилей после ремонта и т.п.) допускается увеличивать нормативный расход топлива до 1,0% от общего количества потребляемого данной организацией топлива, а не по каждому отдельному автомобилю. При этом в организации должна быть установлена методика определения относительного количества единиц АТС, используемых при выполняемых работах. Иными словами, вышеуказанный поправочный коэффициент может применяться не ко всему расходу топлива за определенный период, а только в отношении тех автомобилей, которые непосредственно осуществляют внутригаражные разъезды и при эксплуатации которых возникает необходимость расходования топлива на технические надобности, например, в случае если в каком-либо отчетном периоде технические осмотры (кроме ежедневных) не проводились, применение поправочного коэффициента может быть признано экономически необоснованным со всеми вытекающими последствиями. В соответствии с п.48 Инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью автомобильного транспорта, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 31.10.2002 N 207, к технологическим относятся перевозки грузов, осуществляемые без выезда автомобиля на автомобильную дорогу общего пользования (внутрихозяйственные, внутризаводские, внутриобъектные, внутрипостроечные перевозки и т.п.). В любом случае (включая ситуацию, при которой поправочные коэффициенты вводятся органами местного самоуправления) конкретные размеры коэффициентов по группам АТС (или по отдельным автомобилям в организациях, где количество автомобилей невелико) должны быть установлены распорядительным документом (приказом или распоряжением) руководителя организации. Целесообразно этим же приказом (или распоряжением) установить меры материального и иного стимулирования работников автотранспорта за экономию ГСМ. Если при эксплуатации автомобиля имеется право на применение нескольких поправочных коэффициентов, их размеры складываются (а не перемножаются). Например, если автомобиль эксплуатируется в горной местности высотой до 2000 м (коэффициент 10%), в населенном пункте с численностью населения до 100 тыс. человек (5%) и в условиях зимнего времени (15%), суммарный коэффициент будет равен 30% (10% + 5% + 15%).
Принимая во внимание возможные изменения и многообразие условий эксплуатации автомобильной техники, изменения техногенного и природного характера, состояние дорог, особенности перевозок грузов и пассажиров и т.п., в случае производственной необходимости возможно уточнение или введение отдельных поправочных коэффициентов к нормам расхода топлива по распоряжению руководителей местных администраций регионов страны, министерств и ведомств - при соответствующем обосновании и по согласованию с Минтрансом России (ФГУП НИИАТ). Для новых моделей, марок и модификаций автомобильной техники, на которые Минтрансом России не утверждены базовые нормы расхода топлива (отсутствующие в данном Руководящем документе), руководители местных администраций регионов и предприятий вправе вводить в действие разрабатываемые ФГУП НИИАТ в установленном порядке временные нормы, действующие до их утверждения Минтрансом России при переутверждении или дополнении данного Руководящего документа.
Комментарий
Таким образом, нормативный характер вновь вводимым поправочным коэффициентам или нормам на новые марки и модификации автомобилей может быть придан только после согласования этих норм с ФГУП НИИАТ (коммерческой организацией). Другим вариантом является заказ на разработку новых норм или коэффициентов указанной организацией. Так как подобная разработка будет осуществляться на коммерческой основе, следует оценить экономическую эффективность такого мероприятия (сопоставить расходы по оплате услуг федерального государственного унитарного предприятия с экономией на сумме налога на прибыль в результате применения повышенных коэффициентов или более высоких норм расхода).
1.1. Легковые автомобили
Для легковых автомобилей нормируемое значение расхода топлива рассчитывается по следующему соотношению:
Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D), (1)
где: Qн - нормативный расход топлива, литры; Hs - базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км; S - пробег автомобиля, км; D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в процентах.
Комментарий
Формула (1) предназначена для расчета норм расхода топлива для легковых автомобилей только с учетом пробега. Если на автомобиле установлен кондиционер или "климат-контроль", работающие во время стоянки, норма по данному основанию должна прибавляться. Ниже приводятся нормы расхода ГСМ (выборка) по наиболее распространенным маркам автомобилей, эксплуатируемым организациями производственной и торговой сферы (все двигатели карбюраторные, поэтому графа "Топливо" не приводится).
1.1.1. Легковые автомобили отечественные и стран СНГ (выборка)
————————————————————————————————————————————————————————T————————¬ | Модель, марка, модификация автомобиля | Базовая| | | норма, | | |л/100 км| +———————————————————————————————————————————————————————+————————+ | 1 | 2 | +———————————————————————————————————————————————————————+————————+ |ВАЗ—2106 (ВАЗ—2106—4L—1,57—75,5—5М) <**> | 8,5 | +———————————————————————————————————————————————————————+————————+ |ВАЗ—2106 (ВАЗ—2106—4L—1,57—75,5—4М), ВАЗ—21061, | 9,0 | |ВАЗ—21063 (ВАЗ—2130—4L—1,77—82—5М) | | +———————————————————————————————————————————————————————+————————+ |ВАЗ—2107 (ВАЗ—2103—4L—1,45—72,5—4М) | 8,6 | +———————————————————————————————————————————————————————+————————+ |ВАЗ—2108, —2108 "Спутник", —21081, —21083, —2109 | 8,0 | +———————————————————————————————————————————————————————+————————+ |ВАЗ—21093; —21099 1,5i (ВАЗ—21083—20—4L—1,5—71—5M) | 7,5 | +———————————————————————————————————————————————————————+————————+ |ВАЗ—21099 (ВАЗ—2111—4L—1,499—79—5M) | 7,7 | +———————————————————————————————————————————————————————+————————+ |ВАЗ—2110 1,5i (ВАЗ—21083—20—4L—1,5—71—5M) | 7,4 | +———————————————————————————————————————————————————————+————————+ |ВАЗ—2120 (ВАЗ—2130—4L—1,774—82—5М) | 10,7 | +———————————————————————————————————————————————————————+————————+ |ВАЗ—2121, —21211 | 12,0 | +———————————————————————————————————————————————————————+————————+ |ВАЗ—21213 (ВАЗ—21213—4L—1,690—80—5М) | 11,5 | +———————————————————————————————————————————————————————+————————+ |ГАЗ—24, —24—10, —24—60 | 13,0 | +———————————————————————————————————————————————————————+————————+ |ГАЗ—24—01, —24—03, —24—11, —24—14, —24Т | 13,5 | +———————————————————————————————————————————————————————+————————+ |ГАЗ—24—02, —24—04 | 14,0 | +———————————————————————————————————————————————————————+————————+ |ГАЗ—3102 (с двигателем ЗМЗ—4022.10) | 13,0 | +———————————————————————————————————————————————————————+————————+ |ГАЗ—3110 (ЗМЗ—4020 ОМ—4L—2,445—100—5M) | 12,2 | +———————————————————————————————————————————————————————+————————+ |ИЖ—2125, —21251, —2126 | 10,0 | +———————————————————————————————————————————————————————+————————+ |ИЖ—2717 (ВАЗ—2106—4L—1,569—75—5M) | 9,4 | +———————————————————————————————————————————————————————+————————+ |Москвич—2136, —2140, —2141 (все модификации) | 10,0 | +———————————————————————————————————————————————————————+————————+ |Москвич—2141—22 (УЗАМ—3317—4L—1,7—85—5М) | 9,4 | +———————————————————————————————————————————————————————+————————+ |Москвич—2141—22 (УЗАМ—3320—4L—2,0—91—5М) | 9,6 | +———————————————————————————————————————————————————————+————————+ |УАЗ—469, —469А, —469Б; —315100, —315101, —31512—01, | 16,0 | |—315201 | | +———————————————————————————————————————————————————————+————————+ |УАЗ—31512 (ЗМЗ—4025.10—4L—2,45—90—4M) | 15,5 | +———————————————————————————————————————————————————————+————————+ |УАЗ—31514 (ЗМЗ—4025.10—4L—2,445—90—4M) | 16,7 | L———————————————————————————————————————————————————————+————————— ————————————————————————————————<**> Обозначение основных параметров двигателя и коробки передач (по данным изготовителей): - ВАЗ-2103 - марка двигателя; - 4L - число и расположение цилиндров, L-рядное, V-образное, оппозитное; - 1,45 - рабочий объем двигателя, л; - 71 - мощность двигателя, л. с.; - 5М - количество передач, М - механическая, А - автоматическая.
1.1.2. Легковые автомобили зарубежные (выборка)
————————————————————————————————————————————————————————T————————¬ | Модель, марка, модификация автомобиля | Базовая| | | норма, | | |л/100 км| +———————————————————————————————————————————————————————+————————+ | 1 | 2 | +———————————————————————————————————————————————————————+————————+ |Daewoo Nexia 1.5 GL (4L—1,498—75—5M) | 7,7 | +———————————————————————————————————————————————————————+————————+ |Ford Escort 1.6 (4L—1,597—90—5M) | 8,3 | +———————————————————————————————————————————————————————+————————+ |Ford Focus 2.0 (4L—1,989—130—5M) | 8,5 | +———————————————————————————————————————————————————————+————————+ |Ford Focus 1.6 16V (4L—1,597—90—5M) | 8,1 | +———————————————————————————————————————————————————————+————————+ |Ford Mondeo 2.0i CLX (4L—1,988—136—5M) | 8,8 | +———————————————————————————————————————————————————————+————————+ |Ford Mondeo 1.8 (4L—1,796—116—5M) | 8,2 | +———————————————————————————————————————————————————————+————————+ |Ford Taurus 3.0 (6V—3,0—203—4A) | 13,5 | +———————————————————————————————————————————————————————+————————+ |Jeep Cherokee 4.0 (брон., 6L—3,96—184—5M) | 15,5 | +———————————————————————————————————————————————————————+————————+ |Jeep Cherokee 4.0 (6L—4,0—185—5M) | 13,5 | +———————————————————————————————————————————————————————+————————+ |Mercedes—Benz E 200 (4L—1,998—136—5M) | 9,5 | +———————————————————————————————————————————————————————+————————+ |Mercedes—Benz E 240 (6V—2,398—170—5A) | 11,0 | +———————————————————————————————————————————————————————+————————+ |Mercedes—Benz E 280 (6L—2,799—193—5A) | 12,4 | +———————————————————————————————————————————————————————+————————+ |Mercedes—Benz E 320S (6L—3,199—220—5A) | 12,0 | +———————————————————————————————————————————————————————+————————+ |Mercedes—Benz E 320S (6L—3,199—220—4A) | 12,8 | +———————————————————————————————————————————————————————+————————+ |Mercedes—Benz E 430 (8V—4,266—279—5A) | 12,6 | +———————————————————————————————————————————————————————+————————+ |Mercedes—Benz S 500 (8V—4,973—320—4A) | 16,7 | +———————————————————————————————————————————————————————+————————+ |Mercedes—Benz S 600 (12V—5,987—394—5A) | 16,8 | +———————————————————————————————————————————————————————+————————+ |Opel Astra Caravan 1.4i (4L—1,389—82—5M) | 8,0 | +———————————————————————————————————————————————————————+————————+ |Opel Omega 2.0 16V (4L—1,998—136—5M) | 9,5 | +———————————————————————————————————————————————————————+————————+ |Opel Vectra 2.0i (4L—1,998—136—5M) | 8,8 | +———————————————————————————————————————————————————————+————————+ |Peugeot 205 (4L—1,361—75—5M) | 7,0 | +———————————————————————————————————————————————————————+————————+ |Peugeot 306 (4L—1,361—75—5M) | 7,7 | +———————————————————————————————————————————————————————+————————+ |Peugeot 406 SL (4L—1,761—110—5M) | 8,5 | +———————————————————————————————————————————————————————+————————+ |Peugeot 607 (4L—2,231—158—5M) | 9,6 | +———————————————————————————————————————————————————————+————————+ |Renault Megane 1.6e (4L—1.6—90—5M) | 7,5 | +———————————————————————————————————————————————————————+————————+ |Skoda Felicia Combi LX 1.3 (4L—1,289—58,5—5M) | 7,3 | +———————————————————————————————————————————————————————+————————+ |Skoda Oktavia 1.6 (4L—1,598—75—5M) | 7,8 | +———————————————————————————————————————————————————————+————————+ |Skoda Octavia Combi 1.6 (4L—1,595—101—5M) | 8,7 | +———————————————————————————————————————————————————————+————————+ |Skoda Octavia Combi 1.8 SLX (4L—1,781—125—5M) | 9,0 | +———————————————————————————————————————————————————————+————————+ |Volkswagen Passat 1.8T (4L—1,781—150—5M) | 8,7 | +———————————————————————————————————————————————————————+————————+ |Volvo S40 1.8i 16V (4L—1,731—115—5M) | 8,3 | +———————————————————————————————————————————————————————+————————+ |Volvo S70 2.0i 10V (5L—1,984—126—4A) | 10,4 | +———————————————————————————————————————————————————————+————————+ |Volvo S70 2.5i (5L—2,435—170—5M) | 10,0 | +———————————————————————————————————————————————————————+————————+ |Volvo S80 2.4i (5L—2,435—170—5M) | 9,4 | +———————————————————————————————————————————————————————+————————+ |Volvo S90 3.0i (6L—2,922—180—5M) | 11,8 | +———————————————————————————————————————————————————————+————————+ |Volvo 940 Т 2.3 (4L—2,32—135—5M) | 10,5 | +———————————————————————————————————————————————————————+————————+ |Volvo 960 2.5 (6L—2,47—168—5M) | 11,5 | +———————————————————————————————————————————————————————+————————+ |Volvo 960 3.0 (6L—2,922—204—5M) | 12,2 | L———————————————————————————————————————————————————————+————————— 1.2. Автобусы
Для автобусов нормируемое значение расхода топлива рассчитывается по следующему соотношению:
Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D) + Нот x Т, (2)
где: Qн - нормативный расход топлива, литры; Hs - транспортная норма расхода топлива на пробег автобуса, л/100 км (с учетом нормируемой по классу и назначению автобуса загрузкой пассажиров); S - пробег автобуса, км; Нот - норма расхода топлива при использовании штатных независимых отопителей на работу отопителя (отопителей), л/час; Т - время работы автомобиля с включенным отопителем, час; D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в процентах.
Комментарий
Для установления норм расхода топлива и определения права на использование поправочных коэффициентов при планировании перевозок автобусами следует учитывать следующие положения нормативных документов. В соответствии с п.15 Временных правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации, утвержденных Первым заместителем Министра транспорта РФ 29 сентября 1997 г., маршруты по режимам движения автобусов подразделяются: - на обычные маршруты со всеми остановками (со средней длиной перегона 0,4 - 0,6 км); - на полуэкспрессные маршруты, имеющие остановочные пункты в крупных пассажирообразующих и пересадочных узлах, с длиной перегона от 1,0 до 2,5 км; - на экспрессные маршруты, имеющие минимальное количество промежуточных остановочных пунктов, связывающие крупные пассажирообразующие пункты с вокзалами, аэропортами, пристанями и т.п.; - на экскурсионные маршруты. Таким образом, поправочный коэффициент при работе автобусов с частыми остановками может применяться на обычных и экскурсионных маршрутах, а также на полуэкспрессных маршрутах в населенных пунктах. Кроме того, следует учитывать, что в некоторых случаях требования нормативных документов прямо ограничивают скорость передвижения автобусов. Так, в соответствии с п.157 вышеупомянутых Временных правил при специальных перевозках детей принимаются дополнительные меры по безопасности движения: - движение автобусов осуществляется со скоростью не более 60 км/час с включением ближнего света фар; - при движении автобусов, осуществляющих массовые перевозки детей колонной, скорость движения не превышает 40 км/час. При определении норм расхода топлива при эксплуатации автобусов следует учитывать необходимость обогрева салонов в зимнее и холодное время. Для этого Нормами расхода ГСМ установлены отдельные нормы (на работу отопителя). Наиболее распространенными являются следующие марки и модификации автобусов (см. выборку) (буква "Д" в графе "Топливо" означает, что автобус оснащен дизельным двигателем, в остальных случаях - карбюраторным).
1.2.1. Автобусы отечественные и стран СНГ (выборка)
————————————————————————————————————————————————T————————T————————¬ | Модель, марка, модификация автомобиля | Базовая| Топливо| | | норма, | | | |л/100 км| | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ | 1 | 2 | 3 | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |ГАЗ—2217 "Баргузин" (ЗМЗ—40620F—4L—2,28—150—5M)| 13,3 | | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |ГАЗ—22171—0 "Соболь" (ЗМЗ—4063—4L—2,32—110—4M) | 16,7 | | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |ГАЗ—22175 "Баргузин" (ЗМЗ—4063—4L—2,3—110—5M) | 14,5 | | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |ГАЗ—3221 "Газель" (ЗМЗ—4025.10—4L—2,445—90—4M) | 18,8 | | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |ГАЗ—3221 "Газель" (ЗМЗ—4025.10—4L—2,445—90—5M),| 17,9 | | |ГАЗ—3221 "Газель" (ЗМЗ—4026.10—4L—2,445—100—4M)| | | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |КАВЗ—3270, —327001, —3271 | 30,0 | | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |КАВЗ—39765 (ЗМЗ—511.10—8V—4,25—120—4M) | 32,5 | | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |ЛАЗ—695 (мод. —Б, —Е, —Ж, —М, —Н) | 41,0 | | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |ЛАЗ—695 (с дв. ЗИЛ—375), —695Н (с дв. | 44,0 | | |ЗИЛ—375.01) | | | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |ЛАЗ—42021 | 33,0 | Д | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |ЛиАЗ—677, —677А, —677Б, —677В, —677М, —677МБ, | 54,0 | | |—677МС, —677П | | | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |ЛиАЗ—5256, —52564 | 46,0 | Д | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |ЛиАЗ—5256 (КамАЗ—740.8—8V—10,85—195—5М) | 35,6 | Д | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |ПАЗ—672, —672А, —672Г, —672М, —672С, —672У, | 34,0 | | |—672Ю | | | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |ПАЗ—3201, —3201С, —320101 | 36,0 | | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |ПАЗ—3205, —32051 (с дв. ЗМЗ—672—11) | 34,0 | | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |ПАЗ—3205 (ЗМЗ—5112.10—8V—4,25—125—4М) | 31,2 | | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |ПАЗ—3206 (с дв. ЗМЗ—672—11) | 36,0 | | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |ПАЗ—3206 (ЗМЗ—5112.10—8V—4,25—125—4M) | 32,1 | | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |ПАЗ—3206 (ЗМЗ—5234.10—8V—4,67—130—4M) | 33,0 | | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |РАФ—977, —977Д, —977ДМ, —977Е, —977ЕМ, —977Н, | 15,0 | | |—977НМ, —977К | | | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |РАФ—2203, —220301, —2231, —22031—01, —22032, | 15,0 | | |—22035—01 | | | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |УАЗ—452 (мод. —А, —АС, —В) | 17,0 | | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |УАЗ—220601 | 17,0 | | L———————————————————————————————————————————————+————————+————————— 1.2.2. Автобусы зарубежные (выборка)
————————————————————————————————————————————————T————————T————————¬ | Модель, марка, модификация автомобиля | Базовая| Топливо| | | норма, | | | |л/100 км| | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ | 1 | 2 | 3 | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |Ikarus—55 | 28,0 | Д | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |Ikarus—556 | 38,0 | Д | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |Ikarus—250.58, —250.59, —250.93, —250.95 | 34,0 | Д | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |Ikarus—255 | 31,0 | Д | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |Ikarus—256, —256.54, —256.59, —256.74, —256.75 | 34,0 | Д | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |Ikarus—260, —260.01, —260.18, —260.27, —260.37,| 40,0 | Д | |—260.50, —260.51, —260.52 | | | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |Ikarus—263 | 40,0 | Д | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |Ikarus—280, —280.01, —280.33, —280.48, —280.63,| 43,0 | Д | |—280.64 | | | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |Mercedes—Benz 308D (4L—2,299—79—5M) | 10,3 | Д | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |Mercedes—Benz 601D (4L—3,972—98—6M) | 16,0 | Д | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |Mercedes—Benz 0340 (8V—12,76—381—6M) | 25,0 | Д | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |Mercedes—Benz 0350 (8V—14,6—381—6M) | 26,9 | Д | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |Mercedes—Benz 0404 (8V—14,6—381—6M) | 27,4 | Д | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |Volkswagen Caravelle 2.5 (5L—2,461—115—5M) | 12,2 | | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |Volkswagen Caravelle 2.5D Syncro | 9,4 | Д | |(5L—2,461—102—5M) | | | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |Volkswagen Transporter 2.4 TD (5L—2,4—78—5M) | 9,5 | Д | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |Volkswagen Transporter 2.5 (5L—2,461—115—5M) | 13,0 | Д | L———————————————————————————————————————————————+————————+————————— 1.3. Грузовые бортовые автомобили
Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов нормируемое значение расхода топлива рассчитывается по следующему соотношению:
Qн = 0,01 x (Hsan x S + Hw x W) x (1 + 0,01 x D), (3)
где: Qн - нормативный расход топлива, литры; S - пробег автомобиля или автопоезда, км; Hsan - норма расхода топлива на пробег автомобиля или автопоезда в снаряженном состоянии без груза: Hsan = Hs + Hg x Gпр, л/100 км, где: Hs - базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля (тягача) в снаряженном состоянии, л/100 км (Hsan = Hs, л/100 км, для одиночного автомобиля, тягача); Hg - норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т.км; Gпр - собственная масса прицепа или полуприцепа, т; Hw - норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 т.км, W - объем транспортной работы, т.км: W = Gгр x Sгр, где: Gгр - масса груза, т; Sгр - пробег с грузом, км; D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в процентах. Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов, выполняющих работу, учитываемую в тонно-км, дополнительно к базовой норме, норма расхода топлива увеличивается (из расчета в литрах на каждую тонну груза на 100 км пробега) в зависимости от вида используемого топлива в следующих размерах: для бензина - до 2 л; дизельного топлива - до 1,3 л; сжиженного нефтяного газа (снг) - до 2,64 л; сжатого природного газа (спг) - до 2 куб. м; при газодизельном питании ориентировочно - до 1,2 куб. м природного газа и до 0,25 л дизельного топлива.
Комментарий
При работе грузовых бортовых автомобилей, тягачей с прицепами и седельных тягачей с полуприцепами, норма расхода топлива (л/100 км) на пробег автопоезда увеличивается из расчета в литрах на каждую тонну собственной массы прицепов и полуприцепов в зависимости от вида топлива в следующих размерах: бензина - до 2 л; дизельного топлива - до 1,3 л; сжиженного газа - до 2,64 л; природного газа до 2 куб. м; при газодизельном питании двигателя ориентировочно - до 1,2 куб. м природного газа и до 0,25 л дизельного топлива. При расчете норм расхода топлива на грузовые автомобили, работа которых учитывается в тонно-километрах, а также на автомобили, работающие с прицепами и полуприцепами, существенное значение имеет вид используемого топлива - бензин, дизельное топливо, сжиженный или природный газ. В специализированных автотранспортных предприятиях работники бухгалтерии, как правило, хорошо ориентируются в марках и модификациях автомобилей и знают не только вид топлива, но его марку (октановое число используемого бензина и т.п.). В тех организациях, где имеется всего несколько грузовых автомобилей различных моделей или марок, а бухгалтерские работники не имеют необходимых знаний, проблема правильности расчета норм расхода ГСМ может стать весьма актуальной. Поэтому представляется целесообразным перечислить модели, марки и модификации автомобилей, работающих на различных видах топлива (приводятся только модели, марки и модификации, указанные в Нормах расхода ГСМ): автомобили марки "ГАЗ" - на бензине, за исключением: ГАЗ-3309 (ГАЗ-5441.10-4L-4,15-116-5M) - на дизельном топливе; ГАЗ-52-07, -52-08, -52-09, ГАЗ-53-07, -53-19 - на сжиженном газе; ГАЗ-52-27, -52-28, ГАЗ-53-27 - на природном газе; автомобили марки ЗИЛ - на бензине, за исключением: ЗИЛ-133ГЯ, ЗИЛ-431810, ЗИЛ-4331, ЗИЛ-431410 (Д-243-4L-4,75-78-5М), ЗИЛ-43317 (КамАЗ-740-8V-10,85-210-9М), ЗИЛ-4334 (8V-8,74-159-5M), ЗИЛ-5301 (Д-245 ММЗ-4L-4,75-105-5M), ЗИЛ-5301 ПО (Caterpillar-3054-4L-3,9-136-5M), ЗИЛ-534330 (ЯМЗ-236А-6V-11,15-195-5М) - на дизельном топливе; ЗИЛ-138, ЗИЛ-431410, -431411, -431412, -431416, -431417, -431450, -431510, -431516, -431917 - на сжиженном газе; ЗИЛ-138A, -138АГ, ЗИЛ-431610 - на природном газе; автомобили "Урал" - на бензине, за исключением "Урал-4320, -43202", работающих на дизельном топливе. Все модели, марки и модификации бортовых грузовых автомобилей зарубежного производства, перечисленные в нормах (Avia A-20H, А-21К, -21N, Avia A-30N, A-31L, -31N, -31Р, IFA W50L, Magirus 232 D 19L, Magirus 290 D 26L, Tatra 111R), работают на дизельном топливе. Ниже приводятся нормы расхода топлива (см. выборку) по наиболее распространенным маркам и модификациям грузовых автомобилей.
1.3.1. Грузовые бортовые автомобили отечественные и стран СНГ (выборка)
————————————————————————————————————————————————T————————T————————¬ | Модель, марка, модификация автомобиля | Базовая| Топливо| | | норма, | | | |л/100 км| | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ | 1 | 2 | 3 | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |ГАЗ—52, —52А, —52—01, —52—03, —52—04, —52—05, | 22,0 | | |—52—54, —52—74, —53Ф | | | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |ГАЗ—53, —53A, —53—12, —53—12—016, —53—12A, | 25,0 | | |—53—50, —53—70 | | | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |ГАЗ—53—07, —53—19 | 37,0 | снг | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |ГАЗ—63, —63А | 26,0 | | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |ГАЗ—66, —66А, —66АЭ, —66Э, —66—01, —66—02, | 28,0 | | |—66—04, —66—05, —66—11 | | | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |ГАЗ—3302 "Газель" (ЗМЗ—4063.10—4L—2,3—110—5М) | 15,5 | | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |ГАЗ—3302, —33021 "Газель" | 16,5 | | |(ЗМЗ—4025.10—4L—2,445—90—5M) | | | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |ГАЗ—33021 (УМЗ—42150—4L—2,89—89—5M) | 16,6 | | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |ГАЗ—330210 "Газель" | 16,0 | | |(ЗМЗ—4026.10—4L—2,448—100—5M) | | | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |ГАЗ—33027 "Газель" | 17,0 | | |(ЗМЗ—4026.10—4L—2,445—100—5M) | | | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |ГАЗ—33073 (ЗМЗ—511.10—8V—4,25—125—4M) | 24,9 | | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |ЗИЛ—130, —130А1, —130Г, —130ГУ, —130С, —130—76,| 31,0 | | |—130Г—76, —130ГУ—76, —130С—76, —130—80, | | | |—130Г—80, —130ГУ—80 | | | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |ЗИЛ—131, —131А | 41,0 | | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |ЗИЛ—133Г, —133Г1, —133Г2, —133ГУ | 38,0 | | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |ЗИЛ—133ГЯ | 25,0 | Д | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |ЗИЛ—151, —151А | 39,0 | | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |ЗИЛ—157, —157Г, —157К, —157КГ, —157КД, —157КЭ, | 39,0 | | |—157КЮ, —157Э, —157Ю | | | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |ЗИЛ—431810 | 42,0 | снг | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |ЗИЛ—4331 | 25,0 | Д | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |ЗИЛ—5301 (Д—245 ММЗ—4L—4,75—105—5M) | 14,8 | Д | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |КамАЗ—4310, —43105 | 31,0 | Д | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |КамАЗ—5320 | 25,0 | Д | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |КрАЗ—255Б, —255Б1 | 42,0 | Д | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |КрАЗ—257, —257Б1, —257БС, —257C | 38,0 | Д | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |КрАЗ—260, —260Б1, —260М | 42,5 | Д | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |МАЗ—514 | 25,0 | Д | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |МАЗ—516, 516Б | 26,0 | Д | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |МАЗ—5334, —5335, —533501 | 23,0 | Д | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |МАЗ—53352 | 24,0 | Д | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |УАЗ—451, —451Д, —451ДМ, —451М | 14,0 | | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |УАЗ—452, —452Д, —452ДМ | 16,0 | | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |УАЗ—3303 (4L—2,446—90—4M) | 16,5 | | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |УАЗ—330301 | 16,0 | | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |Урал—355, —355М, —355МС | 30,0 | | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |Урал—375, —375АМ, —375Д, —375ДМ, —375ДЮ, —375К,| 50 | | |—375Н, —375Т, —375Ю | | | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |Урал—4320, —43202 | 32 | Д | L———————————————————————————————————————————————+————————+————————— 1.3.2. Грузовые бортовые автомобили зарубежные
————————————————————————————————————————————————T————————T————————¬ | Модель, марка, модификация автомобиля | Базовая| Топливо| | | норма, | | | |л/100 км| | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ | 1 | 2 | 3 | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |Avia A—20H, А—21К, —21N | 11,0 | Д | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |Avia A—30N, A—31L, —31N, —31Р | 13,0 | Д | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |IFA W50L | 20,0 | Д | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |Magirus 232 D 19L | 24,0 | Д | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |Magirus 290 D 26L | 34,0 | Д | +———————————————————————————————————————————————+————————+————————+ |Tatra 111R | 33,0 | Д | L———————————————————————————————————————————————+————————+————————— В отдельные группы в Нормах расхода ГСМ выделены нормы на эксплуатацию тягачей, самосвалов, фургонов, а также специального и специализированного подвижного состава на шасси автомобилей. Для классификации автомобилей по вышеперечисленным группам следует руководствоваться положениями Инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью автомобильного транспорта. В соответствии с п.30 данной Инструкции к специализированным грузовым автомобилям (со специализированными кузовами) относятся автомобили, конструкция грузонесущих емкостей которых предназначена для перевозки грузов определенных видов: - самосвалы для перевозки сыпучих строительных и сельскохозяйственных грузов; - фургоны для перевозки продовольственных, промышленных товаров, хлебобулочных изделий, мебели и других грузов; - фургоны с изотермическими кузовами и рефрижераторы для перевозки скоропортящихся продуктов в охлажденном или замороженном состоянии; - цистерны для перевозки нефтепродуктов, химически активных жидкостей, технической и питьевой воды, молока и других жидких грузов, автобетоносмесители, авторастворовозы, цементовозы и пр.; - автомобили для перевозки строительных конструкций (панелей, ферм, блоков и др.); - лесовозы, трубовозы, плетевозы, контейнеровозы и др. К седельным тягачам относятся автомобили-тягачи, предназначенные для постоянной работы с полуприцепом. Седельные тягачи включаются в группу бортовых автомобилей, самосвалов, грузовых фургонов, рефрижераторов, цистерн, лесовозов в соответствии с основными типами скомплектованных с ними полуприцепов. По конструкции кузова группируются бортовые автомобили, самосвалы, грузовые фургоны, рефрижераторы, цистерны и другие по конструкции кузова. В общее число полуприцепов к седельным тягачам включаются полуприцепы всех типов, находящиеся в сцепе с седельными тягачами, и запасные (с бортовой платформой, самосвальные, фургоны, тентованные, рефрижераторы, изотермические, цистерны и пр.). Пунктом 38 вышеупомянутой Инструкции установлены общие правила определения грузоподъемности грузовых автомобилей: - общая грузоподъемность грузовых автомобилей, пикапов и легковых фургонов, полуприцепов и прицепов определяется суммированием произведений, полученных от умножения списочного числа подвижного состава каждого типа и марки на их грузоподъемность. Грузоподъемность грузовых автомобилей, пикапов и легковых фургонов, прицепов и полуприцепов указывается в соответствии с данными паспорта завода-изготовителя, а при его отсутствии - на основании данных каталогов автотранспортной техники или заключений экспертизы; - грузоподъемность седельного тягача принимается равной грузоподъемности основного типа скомплектованного с ним полуприцепа; - грузоподъемность автомобиля-лесовоза определяется с учетом грузоподъемности прицепов-роспусков; - грузоподъемность автоцистерны, автобетоносмесителя определяется как произведение объема кузова в кубических метрах на коэффициент, учитывающий соотношение массы объемных грузов (плотность вещества). Объем кузова в кубических метрах указывается в соответствии с данными паспорта завода - изготовителя транспортного средства, а при его отсутствии - на основании данных каталогов автотранспортной техники или заключений экспертизы. Продукция грузового автомобильного транспорта в натуральном выражении представляет собой выполненные объемы перевозок грузов (в тоннах) и грузооборот (в тонно-километрах). Для целей статистического (и, следовательно, бухгалтерского) учета эти показатели учитываются в тысячах с одним десятичным знаком. При учете транспортной работы грузовых автомобилей существенное значение имеет правильная организация времени простоев под погрузкой и разгрузкой. С одной стороны, четкое определение времени простоев необходимо для установления нормы расхода топлива на подогрев в зимнее и холодное время, с другой стороны, оценка времени простоя позволяет планировать объемы транспортной работы и оптимизировать перевозки. Единственным документом, на основании которого может быть определено время простоя, является товарно-транспортная накладная. При отсутствии в ней необходимых отметок увеличение нормы расхода топлива следует считать необоснованным. Более детальное регулирование определения времени простоя приводится в п.53 Устава автомобильного транспорта, утвержденного Постановлением Совмина РСФСР от 08.01.1969 N 12: время прибытия автомобиля под погрузку исчисляется с момента предъявления водителем путевого листа в пункте погрузки, а время прибытия автомобиля под разгрузку - с момента предъявления водителем товарно-транспортной накладной в пункте разгрузки. При наличии в пунктах погрузки и разгрузки (кроме станций железных дорог) въездных ворот или контрольно-пропускных пунктов время прибытия автомобиля под погрузку или разгрузку исчисляется с момента предъявления водителем путевого листа или товарно-транспортной накладной грузоотправителю или грузополучателю у въездных ворот или на контрольно-пропускном пункте; погрузка и разгрузка считаются законченными после вручения водителем надлежаще оформленных товарно-транспортных документов на погруженный или выгруженный груз. Время пробега автомобиля от ворот или контрольно-пропускного пункта к месту погрузки или разгрузки и обратно исключается при исчислении времени нахождения автомобиля под погрузкой или разгрузкой; грузоотправители, грузополучатели, станции железных дорог, порты (пристани) и аэропорты, получающие или отправляющие грузы, обязаны отмечать в товарно-транспортных накладных время прибытия и убытия автомобилей из пунктов их погрузки и разгрузки. Если норма расхода топлива устанавливается применительно к объему грузооборота, существенное значение имеет определение и документальное оформление веса груза. В соответствии с п.63 Устава автомобильного транспорта определение веса груза производится совместно грузоотправителем и автотранспортным предприятием или организацией техническими средствами грузоотправителя, а на грузовых автостанциях - совместно грузоотправителем и автотранспортным предприятием или организацией техническими средствами автотранспортного предприятия или организации. При перевозке грузов в крытых автомобилях и прицепах, отдельных секциях автомобилей, контейнерах и цистернах, опломбированных грузоотправителем, определение веса груза производится грузоотправителем. При определении норм расхода для специального и специализированного подвижного состава на шасси автомобилей используются две нормы - на пробег транспортного средства и на время работы специального оборудования, установленного на транспортном средстве. При этом время работы специализированного оборудования принимается к расчету по данным счетчика моточасов и только; если такой счетчик не установлен (не предусмотрен конструкцией оборудования), расчет производится по данным, указанным водителем в путевом листе. Нормы расхода смазочных материалов приведены в Приложении N 1 к Нормам расхода ГСМ. При этом разработчиком использованы не расчетные методы, а данные заводов-изготовителей. Так как на новые модели такой информации нет, индивидуальные эксплуатационные нормы определены только для автомобилей старых марок и модификаций (большая часть которых в настоящее время снята с производства). Для прочих автомобилей приводятся только рекомендуемые временные нормы. В отличие от Приложения N 1 согласно Приложению N 2, которым установлены размеры зимних надбавок к нормам расхода топлива в регионах России по климатическим районам, обязательным является ограничение по максимальному размеру устанавливаемой надбавки (по регионам), а также продолжительность периода (зимнего), в течение которого эта надбавка может применяться. Отметим, что для регионов, расположенных в различных климатических зонах, дополнительная дифференциация по районам, как правило, не проводится. Так, в Красноярском крае, который расположен в трех природно-климатических зонах, исключение сделано только для Таймырского и Эвенкийского автономных округов. Из этого следует, что право дифференцировать надбавки в подобных регионах предоставлено руководителям хозяйствующих субъектов и органам местного самоуправления (в пределах максимальных размеров, указанных в Приложении N 2). Приложение N 3 "Классификация и система обозначения автомобильных транспортных средств" для большей части организаций, эксплуатирующих автомобильную технику, носит исключительно информативный характер. В Приложении N 5 приводятся Примеры расчета нормируемого расхода топлива. При их изучении и практическом применении следует иметь в виду, что цифровые данные, используемые в примерах, носят более чем условный характер. Так, в примере 9 указывается, что автомобильный кран совершил пробег 127 км. При этом время работы спецоборудования по перемещению грузов составило 6,8 часа. Автомобильные краны (независимо от базы) вряд ли могут развивать среднюю скорость больше 60 км/час. Следовательно, только на пробег, указанный в примере, водителю должно понадобиться более двух часов. Работа спецоборудования требует определенного времени на подготовку. Следовательно, для восьмичасового рабочего дня условия, приведенные в примере, фактически невыполнимы. Если вышеуказанный расчет будет произведен, а расход топлива на основании этого расчета принят к уменьшению налоговой базы по налогу на прибыль, при первой же проверке (налоговой или в порядке внутреннего аудита) правомерность уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль будет подвергнута сомнению. Что касается бухгалтерского учета, то нормативные документы не запрещают учитывать в составе расходов стоимость всех фактически использованных ресурсов. Однако при использовании данных бухгалтерского учета для целей финансового или экономического анализа подобные случаи необходимо корректировать.
В.Р.Захарьин Подписано в печать 12.01.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |