Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: У иностранных лиц свои нюансы ("Учет. Налоги. Право", 2004, N 1)



"Учет.Налоги.Право", N 1, 2004

У ИНОСТРАННЫХ ЛИЦ СВОИ НЮАНСЫ

Комиссионные договоры в розничной торговле получили действительно широкое распространение. Причем у одних налогоплательщиков комиссия выступает как полностью самостоятельный вид деятельности. У других же, напротив, она только один из видов деятельности. Но и в том, и в другом случае "комиссионка" вызывает множество вопросов, особенно если на стороне комитента выступает гражданин-непредприниматель. В материале "Комиссия с физическим лицом" в "УНП" N 43 были освещены важные моменты комиссионной торговли. Но некоторые вопросы остались "за кадром".

Комиссия с нерезидентом

Как абсолютно верно указывалось в статье "Комиссия с физическим лицом", выступать комитентом по договору комиссии могут и обычные физические лица. Запрета на их участие в комиссионной торговле в законодательстве нет. Как нет и запрета на участие в комиссионной торговле физических лиц, не являющихся гражданами России. Напротив, в п.2 Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.06.1998 N 569, прямо сказано, что товары на комиссию могут приниматься от любых физических лиц: граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства. Поэтому не исключено, что комитент может оказаться нерезидентом. Напомню, что п.2 ст.11 НК РФ признает нерезидентами физических лиц, которые фактически находятся на территории России не более 183 дней в календарном году. В таком случае налогообложение сделки имеет некоторые особенности.

Дело в том, что п.4 ст.210 НК РФ устанавливает запрет на применение налоговых вычетов к доходам, в отношении которых действуют налоговые ставки, отличные от 13 процентов. А для налогоплательщиков-нерезидентов ставка налога на доходы физических лиц равна 30 процентам (п.3 ст.224 НК РФ). Таким образом, в отношении данных лиц налоговые вычеты, в том числе и имущественный, неприменимы.

Все это означает, что в отличие от операций с резидентами организация-комиссионер может определить налоговую базу по НДФЛ непосредственно в момент выплаты комитенту дохода.

Скорее всего, именно это и дало возможность МНС России утверждать, что в таком случае организация превращается в налогового агента и должна удержать НДФЛ из доходов, выплачиваемых комитенту. Так, в п.1 разд.VI Методических рекомендаций по применению главы 23 НК РФ (утверждены Приказом МНС России от 29.11.2000 N БГ-3-08/415) говорится: "При выплате налоговыми агентами доходов от реализации имущества, находившегося в собственности налогоплательщиков-нерезидентов, производится удержание налога по ставке 30% со всей суммы выплачиваемого дохода".

Причем в эти доходы должна включаться и сумма вознаграждения комиссионера. Проще говоря, в налоговую базу нерезидента будет включаться именно та сумма, которую комиссионер выручил от продажи имущества, принадлежащего комитенту. Ведь как с точки зрения норм гражданского законодательства, так и следуя экономической логике, удержанные комиссионером суммы своего вознаграждения являются неотрывной частью доходов комитента от продажи имущества. Просто одновременно с этим они являются и расходами комитента, понесенными им в связи с извлечением доходов от реализации собственного имущества. Такие расходы при налогообложении данной категории доходов могут быть учтены резидентами в качестве налогового вычета, нерезиденты учесть их не могут.

Однако такая позиция налоговиков не совсем соответствует законодательству. Дело в том, что обязанность по удержанию налога лежит на источнике выплат только в том случае, когда выплачиваемый доход не упомянут в ст.ст.214.1, 227 и 228 Кодекса (п.2 ст.226 НК РФ). А доходы от продажи имущества, принадлежащего физическим лицам на праве собственности, как раз и упомянуты в пп.2 п.1 ст.228 НК РФ. Причем никаких исключений для нерезидентов эта статья не делает.

Следовательно, по Налоговому кодексу организация вправе не удерживать налог из дохода нерезидента. Но в таком случае конфликта с налоговой инспекцией скорее всего не избежать.

Какая оплата, такой и налог

И в заключение хочу сказать пару слов об уже не существующем налоге - налоге с продаж. Ведь, хотя в текущем году его уже нет, это вовсе не значит, что не может быть проверок по этому налогу за предыдущие периоды. Поэтому вопросы налога с продаж пока еще остаются актуальными.

О том, что организация при реализации товаров, поступивших к ней по договорам комиссии от физических лиц, не должна включать в цену налог с продаж, достаточно подробно было сказано в материале. Но у комиссионщиков в такой ситуации возникает и еще один вопрос: а надо ли платить налог с продаж с комиссионного вознаграждения?

Действительно, до 2004 г. услуги населению, оказываемые за наличный расчет, облагались налогом с продаж. А посредническая деятельность комиссионера по продаже товара как раз услугой и является.

Поэтому если система расчетов построена таким образом, что сначала комитенту передаются все денежные средства от реализованных товаров, а уже затем он выплачивает комиссионеру его вознаграждение наличными деньгами, то надо было и платить налог с продаж с вознаграждения.

Если же комиссионер свое вознаграждение удерживал из причитающихся комитенту денежных средств, то вознаграждение уже не являлось объектом обложения налогом с продаж. Это объясняется тем, что ст.349 НК РФ признавала операции по реализации товаров (работ, услуг) объектом налогообложения, только если такая реализация осуществлялась за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт. Расчеты путем зачета взаимных требований в этой статье не упомянуты. Следовательно, если комиссионное вознаграждение удерживалось из средств, причитающихся комитенту - физическому лицу, то объекта по налогу с продаж не возникало. Ведь в данном случае услуги комиссионера не реализуются за наличный расчет.

С.М.Рюмин

Финансовый директор

Подписано в печать

12.01.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: При возврате налога мелочей не бывает ("Учет. Налоги. Право", 2004, N 1) >
Вопрос: Организация-комиссионер находится на упрощенной системе налогообложения. В рамках договора комиссии она действует от своего имени. Включаются ли возмещаемые комитентом суммы расходов по договору в доходы комиссионера? ("Учет. Налоги. Право", 2004, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.