![]() |
| ![]() |
|
Статья: Изменения в налоговом законодательстве ("Финансовая газета", 2004, N 2)
"Финансовая газета", N 2, 2004
ИЗМЕНЕНИЯ В НАЛОГОВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Наступил новый год, а вместе с ним вступили в силу изменения и дополнения, внесенные федеральными законами в налоговое законодательство. Они затронули налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, налог на добычу полезных ископаемых, единый налог по упрощенной системе налогообложения, ЕНВД и земельный налог. Кроме того, НК РФ пополнился тремя новыми главами: гл.25.1 "Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов"; гл.29 "Налог на игорный бизнес", гл.30 "Налог на имущество организаций". Глава 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" изложена в новой редакции. Чтобы облегчить работу бухгалтеру по изучению налоговых новшеств, мы приводим их в таблице.
—————————————————————T—————————————————T——————————————————————T————————————————————¬ | Налог | Нормативно— | Основные нововведения| Примечание | | | правовой акт | | | +————————————————————+—————————————————+——————————————————————+————————————————————+ |Налог на добавленную|Федеральный закон| 1. Изменена налоговая|Снижена налоговая | |стоимость |от 07.07.2003 |ставка НДС с 20 на 18%|нагрузка, однако не | | |N 117—ФЗ |(п.3 ст.164 НК РФ). |разъяснены вопросы | | |(с изменениями от|2. Изменена ставка НДС|"переходного" | | |08.12.2003) |при продаже |периода". | | | |предприятия как | | | | |имущественного | | | | |комплекса (абз.3 п.4 | | | | |ст.158 НК РФ) с 16,67 | | | | |на 15,25%. | | | |Федеральный закон| 3. Изменен порядок |Хотя в ст.8 Закона | | |от 08.12.2003 |уплаты НДС налоговыми |N 163—ФЗ | | |N 163—ФЗ |агентами в случаях |указывается, что | | | |реализации работ |ст.5 данного Закона,| | | |(услуг), местом |вносящая изменения в| | | |реализации которых |ст.174 НК РФ, | | | |является территория |вступает в силу с | | | |РФ, |1 января 2004 г., в | | | |налогоплательщиками — |ст.5 НК РФ указано, | | | |иностранными лицами, |что акты | | | |не состоящими на учете|законодательства о | | | |в налоговых органах, |налогах вступают в | | | |уплата налога должна |силу не ранее чем | | | |производиться |через месяц после их| | | |налоговыми агентами |официального | | | |одновременно с |опубликования и не | | | |выплатой |ранее 1—го числа | | | |(перечислением) |очередного | | | |денежных средств таким|налогового периода | | | |налогоплательщикам |по налогу. | | | |(п.4 ст.174 НК РФ). |Соответственно | | |Приказ МНС России|Банкам вменяется в |ст.174 НК РФ не | | |от 20.11.2003 |обязанность не |может считаться | | |N БГ—3—03/644 |принимать от налоговых|действующей в новой | | | |агентов поручений на |редакции с 1 января | | | |перевод денежных |2004 г. и может | | | |средств в пользу |применяться лишь с | | | |налогоплательщиков — |1 февраля 2004 г. | | | |иностранных лиц, не | | | | |состоящих на учете в | | | | |налоговых органах, в | | | | |случае, если налоговый| | | | |агент не представил в | | | | |банк также поручение | | | | |на уплату налога с | | | | |открытого в этом банке| | | | |счета при | | | | |достаточности денежных| | | | |средств для уплаты | | | | |всей суммы налога | | | | |(согласно п.4 ст.174 | | | | |НК РФ). | | | | |Утверждены новые формы| | | | |деклараций по налогу | | | | |на добавленную | | | | |стоимость (Приказ | | | | |N БГ—3—03/644). | | +————————————————————+—————————————————+——————————————————————+————————————————————+ |Акцизы |Закон N 117—ФЗ |1. Отменено |Отмена акцизов на | | | |налогообложение |минеральное сырье | | | |акцизами минерального |компенсирована | | | |сырья. |установлением ставки| | | | |налога на добычу | | | | |газа горючего | | | | |природного в размере| | | | |107 руб. за | | | | |1000 куб. м. | | | |2. Изменены налоговые |Налоговые ставки | | | |ставки подакцизных |увеличены по | | | |товаров (ст.193 |сравнению с ранее | | | |НК РФ). По тем |действовавшими. В | | | |подакцизным товарам, в|стоимость товара, | | | |отношении которых |исходя из которой | | | |установлены |рассчитывается | | | |комбинированные |процентная доля | | | |налоговые ставки, |акциза при | | | |процентная доля |комбинированной | | | |рассчитывается как |ставке, включена | | | |доля стоимости товара,|таможенная пошлина, | | | |под которой понимается|что повлечет | | | |сумма, полученная в |увеличение сумм | | | |результате сложения |акциза. | | | |таможенной стоимости | | | | |товара и подлежащей | | | | |уплате таможенной | | | | |пошлины (п.3 ст.194 | | | | |НК РФ). | | | | |3. Изменен порядок |Для подтверждения | | | |вывоза подакцизных |обоснованности | | | |товаров в режиме |освобождения от | | | |экспорта, а именно: |уплаты акциза ранее | | | |предоставлять |предоставлялись | | | |транспортные, |указанные документы | | | |товаросопроводительные|с отметками | | | |и иные документы |таможенных органов | | | |необходимо с отметками|иностранных | | | |российских таможенных |государств. Таким | | | |органов (п.7 ст.198 |образом, | | | |НК РФ). |налогоплательщик | | | | |может принять суммы | | | | |акциза к вычету уже | | | | |при отправке | | | | |подакцизного товара | | | | |из России, а не | | | | |после доставки до | | | | |таможенных органов | | | | |иностранного | | | | |государства (при | | | | |наличии остальных | | | | |необходимых | | | | |документов). | | | |4. По подакцизному |Разъяснен порядок | | | |минеральному сырью, |уплаты акциза в | | | |добытому до дня |"переходный" период.| | | |вступления в силу |В 2004 г. акциз | | | |рассматриваемого |необходимо | | | |Федерального закона, |уплачивать по тому | | | |акциз исчисляется и |минеральному сырью, | | | |уплачивается в |дата добычи которого| | | |федеральный бюджет в |приходится на | | | |соответствии с |2003 г. | | | |законодательством | | | | |Российской Федерации, | | | | |действовавшим до даты | | | | |вступления в силу | | | | |Закона N 117—ФЗ (ст.8 | | | | |Закона N 117—ФЗ). | | | | |5. В отношении |Процентная доля | | | |реализации алкогольной|налоговых ставок | | | |продукции с объемной |снижена в отношении:| | | |долей этилового спирта|вин (ставка снижена | | | |свыше 9% ее |на 15% и составляет | | | |производителями на |35%); | | | |акцизные склады (за |иной алкогольной | | | |исключением акцизных |продукции крепостью | | | |складов — структурных |свыше 9% (ставка | | | |подразделений |снижена на 30% и | | | |производителей) |составляет 20%). | | | |изменен процент | | | | |налоговых ставок и | | | | |проведено | | | | |разграничение | | | | |алкогольной продукции | | | | |(абз.4 п.2 ст.193 | | | | |НК РФ). | | | | |6. При реализации |Процентная доля | | | |оптовыми организациями|налоговых ставок | | | |с акцизных складов |увеличена в | | | |алкогольной продукции |отношении: | | | |с объемной долей |вин (ставка | | | |этилового спирта свыше|увеличена на 15% и | | | |9%, за исключением |составляет 65%); | | | |реализации на акцизные|иной алкогольной | | | |склады других оптовых |продукции крепостью | | | |организаций или на |свыше 9% (ставка | | | |акцизные склады, |увеличена на 30% и | | | |являющиеся |составляет 80%). | | | |структурными | | | | |подразделениями | | | | |налогоплательщиков — | | | | |оптовых организаций, а| | | | |также алкогольной | | | | |продукции, ввозимой на| | | | |таможенную | | | | |территорию РФ, изменен| | | | |процент налоговых | | | | |ставок и проведено | | | | |разграничение | | | | |алкогольной продукции | | | | |(абз.5 п.2 ст.193 | | | | |НК РФ). | | +————————————————————+—————————————————+——————————————————————+————————————————————+ |Налог на доходы |Закон N 163—ФЗ |1. Увеличена величина |Страховые взносы по | |физических лиц | |суммы взносов на |договорам | | | |добровольное |добровольного | | | |пенсионное |пенсионного | | | |страхование, |страхования | | | |производимое |(негосударственного | | | |работодателями за |пенсионного | | | |своих работников, |обеспечения), | | | |которая не учитывается|производимые | | | |при определении |работодателями за | | | |налоговой базы по |своих работников, не| | | |налогу на доходы |учитываются при | | | |физических лиц с 2000 |определении | | | |до 5000 руб. |налоговой базы по | | | | |налогу на доходы | | | | |физических лиц в том| | | | |случае, если общая | | | | |сумма платежей | | | | |(взносов) не | | | | |превысит 5 тыс. руб.| | | | |в год на одного | | | | |работника. | | |Приказ МНС России|2. Утверждены новые |Инструкция по | | |от 31.10.2003 |формы отчетности по |заполнению налоговой| | |N БГ—3—04/583 |налогу на доходы |карточки содержит по| | | |физических лиц: |сравнению с ранее | | | |форма N 1—НДФЛ; |действовавшей | | | |форма N 2—НДФЛ. Также |Инструкцией новые | | | |инструкция по их |положения о порядке | | | |заполнению. |расчета налоговой | | | | |базы и налога на | | | | |доходы физического | | | | |лица от долевого | | | | |участия в | | | | |деятельности | | | | |организации | | | | |(дивидендов). | | | | |В частности, | | | | |указано, что при | | | | |распределении | | | | |дивидендов от | | | | |долевого участия в | | | | |других организациях,| | | | |полученных самим | | | | |налоговым агентом, с| | | | |которых был удержан | | | | |налог на прибыль по | | | | |ставке 6%, при | | | | |определении | | | | |налоговой базы по | | | | |налогу на доходы | | | | |физических лиц | | | | |налоговый агент | | | | |указанные дивиденды | | | | |принимает к вычету. | | |Приказ МНС России|3. Утверждены новые | | | |от 16.10.2003 |формы деклараций по | | | |N БГ—3—04/540 |налогу на доходы | | | | |физических лиц | | | | |N 3—НДФЛ и N 4—НДФЛ и | | | | |Инструкция по их | | | | |заполнению. | | +————————————————————+—————————————————+——————————————————————+————————————————————+ |Налог на прибыль |Закон N 117—ФЗ |1. Ставка налога на | | |организаций | |прибыль оставлена в | | | | |размере 24%, но при | | | | |этом изменены ставки, | | | | |по которым сумма | | | | |налога зачисляется в | | | | |бюджеты разных | | | | |уровней: | | | | |в федеральный бюджет —| | | | |5%; | | | | |в бюджет субъектов | | | | |РФ — 17%; | | | | |в местный бюджет — 2%.| | | | |Минимальная ставка, до| | | | |которой может быть | | | | |понижена ставка | | | | |налога, уплачиваемого | | | | |в бюджет субъектов РФ,| | | | |составляет 13% (ст.284| | | | |НК РФ). | | | | |2. По основным |Налогоплательщик, | | | |средствам, права на |имеющий введенные в | | | |которые подлежат |эксплуатацию до | | | |государственной |31 января 1998 г. | | | |регистрации, введенным|основные средства и | | | |в эксплуатацию до |не подававший | | | |31 января 1998 г., |документы на их | | | |требование п.8 ст.258 |государственную | | | |НК РФ (об |регистрацию, сможет | | | |обязательности наличия|продолжать начислять| | | |документального |амортизацию по ним и| | | |подтверждения факта |после 1 января | | | |подачи документов на |2004 г. | | | |государственную | | | | |регистрацию для | | | | |включения основного | | | | |средства в состав | | | | |амортизационной | | | | |группы) не будет | | | | |применяться вообще | | | | |(п.7 ст.10 Закона | | | | |N 110—ФЗ). | | | | |3. К видам средств, | | | | |полученных в рамках | | | | |целевого | | | | |финансирования, а | | | | |также к целевым | | | | |поступлениям (т.е. к | | | | |доходам, не | | | | |учитываемым при | | | | |определении налоговой | | | | |базы) отнесены | | | | |соответственно | | | | |средства и целевые | | | | |поступления на | | | | |формирование | | | | |Российского фонда | | | | |технологического | | | | |развития, а также иных| | | | |отраслевых и | | | | |межотраслевых фондов | | | | |финансирования НИОКР, | | | | |зарегистрированных в | | | | |порядке, | | | | |предусмотренном | | | | |Законом от 23.08.1996 | | | | |N 127—ФЗ (в ред. от | | | | |24.12.2002) "О науке и| | | | |государственной | | | | |научно—технической | | | | |политике", в форме | | | | |некоммерческих | | | | |организаций (абз.13 | | | | |пп.14 п.1, пп.1.1 п.2 | | | | |ст.251 НК РФ). | | | | |4. К расходам на НИОКР| | | | |теперь относятся | | | | |расходы на | | | | |формирование | | | | |Российского фонда | | | | |технологического | | | | |развития и иных фондов| | | | |финансирования НИОКР, | | | | |которые | | | | |зарегистрированы в | | | | |порядке, | | | | |предусмотренном | | | | |Законом N 127—ФЗ (п.1 | | | | |ст.262 НК РФ). Ранее | | | | |перечень этих фондов | | | | |должен был | | | | |утверждаться | | | | |постановлением | | | | |Правительства | | | | |Российской Федерации. | | | | |5. Расходы отраслевых | | | | |и межотраслевых фондов| | | | |финансирования НИОКР, | | | | |направленные на | | | | |формирование | | | | |Российского фонда | | | | |технологического | | | | |развития, признаются | | | | |для целей | | | | |налогообложения в | | | | |полном объеме (абз.2 | | | | |п.3 ст.262 НК РФ). | | | | |Ранее было установлено| | | | |п.3 ст.262 НК РФ | | | | |ограничение в 0,5% | | | | |доходов). Также под | | | | |данное ограничение не | | | | |подпадают расходы | | | | |отраслевых и | | | | |межотраслевых фондов | | | | |финансирования НИОКР, | | | | |осуществленные в форме| | | | |отчислений на | | | | |формирование | | | | |Российского фонда | | | | |технологического | | | | |развития в 2002 — | | | | |2003 гг. (ст.6 Закона | | | | |N 163—ФЗ). | | | | |6. Суммы отчислений в | | | | |Российский фонд | | | | |фундаментальных | | | | |исследований, иные | | | | |отраслевые и | | | | |межотраслевые фонды | | | | |финансирования НИОКР | | | | |сверх установленного | | | | |п.3 ст.262 НК РФ | | | | |ограничения в 0,5% | | | | |доходов прямо отнесены| | | | |к расходам, не | | | | |учитываемым в целях | | | | |налогообложения (п.45 | | | | |ст.270 НК РФ). | | | | |7. К доходам, не | | | | |учитываемым при | | | | |определении налоговой | | | | |базы, отнесены суммы, | | | | |полученные в | | | | |соответствии с | | | | |законодательством РФ в| | | | |области связи | | | | |операторами | | | | |универсального | | | | |обслуживания из | | | | |резерва универсального| | | | |обслуживания (пп.28 | | | | |п.1 ст.251 НК РФ). | | | |Закон от |8. Отменено действие | | | |11.11.2003 |льготы по налогу на | | | |N 147—ФЗ |прибыль для | | | | |сельскохозяйственных | | | | |товаропроизводителей | | | | |(была установлена | | | | |абз.1 п.5 ст.1 | | | | |Закона РФ от | | | | |27.12.1991 N 2116—1, | | | | |сохранялась до момента| | | | |ввода на территории | | | | |субъекта РФ единого | | | | |сельскохозяйственного | | | | |налога) (абз.3 ст.2 | | | | |Федерального закона от| | | | |06.08.2001 N 110—ФЗ). | | | | |9. Подтверждено | | | | |действие льготы по | | | | |налогу на прибыль | | | | |организаций для | | | | |сельскохозяйственных | | | | |товаропроизводителей —| | | | |рыболовецких артелей | | | | |(колхозов) до 1 января| | | | |2005 г. | | | | |10. Установлены ставки|С отменой льготы для| | | |налога на прибыль для |сельскохозяйственных| | | |тех |товаропроизводителей| | | |сельскохозяйственных |для тех из них, кто | | | |товаропроизводителей, |не будет переходить | | | |которые не перешли на |на уплату ЕСХН, | | | |уплату ЕСХН (по |предусмотрено | | | |деятельности, |сначала сохранение | | | |связанной с |нулевой ставки, | | | |реализацией |однако с течением | | | |произведенной ими |времени они будут | | | |продукции). |повышаться. | | | |Ставка составляет: | | | | |в 2004 — 2005 гг. — | | | | |0%; | | | | |в 2006 — 2008 гг. — | | | | |6%; | | | | |в 2009 — 2011 гг. — | | | | |12%; | | | | |в 2012 — 2014 гг. — | | | | |18%; | | | | |начиная с 2015 г. — в | | | | |соответствии с п.1 | | | | |ст.284 НК РФ (т.е. по | | | | |полной ставке). | | | | |Установлены ставки, по| | | | |которым сумма налога | | | | |на прибыль для | | | | |сельскохозяйственных | | | | |товаропроизводителей | | | | |распределяется между | | | | |бюджетами различных | | | | |уровней — федеральным | | | | |и субъектов Российской| | | | |Федерации (ст.2.1 | | | | |Закона N 110—ФЗ). | | | |Закон N 163—ФЗ |11. Льготы по налогу |Те | | | |на прибыль в отношении|налогоплательщики, | | | |тех |которым такая льгота| | | |налогоплательщиков, |была предоставлена, | | | |которые реализуют |не смогут продолжать| | | |инвестиционные |пользоваться ею | | | |проекты, |после 1 января | | | |предоставленные до |2004 г. | | | |1 июля 2001 г. | | | | |законодательными | | | | |органами власти | | | | |субъектов РФ или | | | | |представительными | | | | |органами местного | | | | |самоуправления на | | | | |основании п.9 ст.6 | | | | |Закона N 2116—1, | | | | |действуют до окончания| | | | |срока, на который они | | | | |были предоставлены, но| | | | |не позднее 1 января | | | | |2004 г. (абз.10 ст.2 | | | | |Закона N 110—ФЗ). | | | |Приказ МНС от |Утверждена новая форма| | | |11.11.2003 |декларации по налогу | | | |N БГ—3—02/614 |на прибыль организаций| | +————————————————————+—————————————————+——————————————————————+————————————————————+ |Сборы за пользование|Федеральный закон| В НК РФ внесена новая|При ведении | |объектами животного |от 11.11.2003 |гл.25.1. |деятельности на | |мира и за |N 148—ФЗ |1. Плательщики |континентальном | |пользование | |сборов — организации, |шельфе РФ или в | |объектами водных | |физические лица, в том|пределах | |биологических | |числе индивидуальные |исключительной | |ресурсов | |предприниматели, |экономической | | | |получающие в |зоны РФ не | | | |установленном порядке |уплачивать | | | |лицензии |установленные ранее | | | |соответственно на |ст.40 ФЗ от | | | |пользование объектами |30.11.1995 N 187—ФЗ | | | |животного мира или на |и ст.34 ФЗ от | | | |пользование объектами |17.12.1998 N 191—ФЗ | | | |водных биоресурсов |платежи за | | | |(ст.333.1 НК РФ). Сбор|пользование | | | |при этом уплачивается |минеральными и | | | |при получении |живыми ресурсами | | | |лицензии. |континентального | | | |2. Установлен перечень|шельфа и платежи за | | | |видов животных, видов |пользование живыми и| | | |объектов водных |неживыми ресурсами | | | |биоресурсов (в том |исключительной | | | |числе морских |экономической зоны. | | | |млекопитающих), | | | | |которые являются | | | | |объектами обложения | | | | |налогом, а также | | | | |ставки сбора | | | | |(п.п.1, 4 — 5 ст.333.3| | | | |НК РФ). | | | | |3. Сумма сбора за | | | | |пользование объектами | | | | |животного мира | | | | |уплачивается сразу при| | | | |получении лицензии | | | | |(разрешения); сбор за | | | | |пользование объектами | | | | |водных биоресурсов | | | | |разбивается на две | | | | |части, одна из которых| | | | |(в размере 10% от | | | | |общей суммы) | | | | |уплачивается разовым | | | | |взносом при получении | | | | |лицензии, а оставшаяся| | | | |сумма сбора | | | | |уплачивается равными | | | | |долями в течение всего| | | | |срока действия | | | | |лицензии ежемесячно не| | | | |позднее 20—го числа | | | | |(ст.333.5 НК РФ). | | | | |4. Фактически отменена| | | | |система платежей за | | | | |пользование объектами | | | | |животного мира, за | | | | |пользование | | | | |континентальным | | | | |шельфом, за | | | | |пользование живыми и | | | | |неживыми ресурсами | | | | |исключительной | | | | |экономической зоны. | | | | |Статья 52 Закона от | | | | |24.04.1995 N 52—ФЗ, | | | | |ст.40 Закона от | | | | |30.11.1995 N 187—ФЗ, | | | | |ст.34 Закона от | | | | |17.12.1998 N 191—ФЗ | | | | |изложены в новой | | | | |редакции. Теперь эти | | | | |нормы предусматривают | | | | |при пользовании | | | | |объектами животного | | | | |мира, при | | | | |осуществлении своей | | | | |деятельности на | | | | |континентальном шельфе| | | | |и в исключительной | | | | |экономической зоне | | | | |уплату установленных | | | | |законодательством РФ | | | | |налогов и сборов | | | | |(в том числе и тех, | | | | |что установлены | | | | |гл.25.1 НК РФ). | | +————————————————————+—————————————————+——————————————————————+————————————————————+ |Налог на добычу |Закон N 117—ФЗ |1. Установлена |Изменен состав видов| |полезных ископаемых |(в ред. от |налоговая база и |полезных ископаемых | | |08.12.2003) |порядок исчисления |в отношении | | | |налога (п.1 ст.343 |углеводородного | | | |НК РФ) при добыче |сырья. Выделен в | | | |попутного газа и газа |отдельную строку газ| | | |горючего природного из|горючий природный из| | | |всех видов |всех видов | | | |месторождений |месторождений | | | |углеводородного сырья.|углеводородного | | | |Пункт 2 ст.342 НК РФ |сырья, за | | | |дополнен абзацами, |исключением | | | |устанавливающими |попутного газа. | | | |налоговые ставки при |Налоговая база | | | |добыче газового |определяется как | | | |конденсата из всех |количество указанных| | | |видов месторождений |добытых полезных | | | |углеводородного сырья |ископаемых в | | | |и при добыче газа |натуральном | | | |горючего природного из|выражении. | | | |всех видов | | | | |месторождений | | | | |углеводородного сырья.| | | | |2. Продлен срок | | | | |действия (до | | | | |31 декабря 2006 г.) | | | | |порядка определения | | | | |налоговой базы и | | | | |налоговой ставки при | | | | |добыче нефти и | | | | |газового конденсата, | | | | |установленных ст.5 | | | | |Федерального закона от| | | | |08.08.2001 N 126—ФЗ и | | | | |увеличена ставка на | | | | |7 руб. при добыче | | | | |нефти, которая | | | | |составляет теперь | | | | |347 руб. за 1 т. | | +————————————————————+—————————————————+——————————————————————+————————————————————+ |Единый |Закон N 147—ФЗ |Глава 26.1 НК РФ |Более удобный и | |сельскохозяйственный| |изложена в новой |выгодный режим | |налог (ЕСХН) | |редакции. Основные |налогообложения, | | | |изменения заключаются |можно самостоятельно| | | |в следующем: |решить, переходить | | | |1. ЕСХН теперь |ли на уплату ЕСХН | | | |вводится на всей |или нет. | | | |территории РФ, | | | | |применяется наряду с | | | | |общим режимом | | | | |налогообложения, | | | | |переход на его уплату | | | | |осуществляется | | | | |добровольно. | | | | |2. В п.3 ст.346.1 |Высока вероятность | | | |НК РФ установлен |требования | | | |перечень налогов, от |налоговыми органами | | | |которых освобождаются |восстанавливать | | | |перешедшие на уплату |суммы НДС, принятые | | | |ЕСХН |ранее к вычету по | | | |налогоплательщики. |приобретенным | | | |Ранее при уплате ЕСХН |основным средствам | | | |налогоплательщик |(в доле | | | |освобождался от уплаты|недоамортизированной| | | |всех налогов и сборов,|стоимости) при | | | |за исключением |переходе на уплату | | | |установленных в п.4 |ЕСХН. | | | |ст.346.1. Особо | | | | |следует отметить, что | | | | |теперь с переходом на | | | | |уплату ЕСХН | | | | |налогоплательщики | | | | |освобождаются от | | | | |уплаты НДС. | | | | |3. Налогоплательщиками|Возможен переход на | | | |являются |уплату ЕСХН для | | | |сельскохозяйственные |сельскохозяйственных| | | |товаропроизводители. |товаропроизводителей| | | |Дополнительно к ним |индустриального типа| | | |отнесены также те |(при соответствии их| | | |организации и |прочим критериям). | | | |предприниматели, | | | | |которые занимаются | | | | |выращиванием и | | | | |переработкой рыбы (п.1| | | | |ст.346.2 НК РФ). Также| | | | |гл.26.1 не содержит | | | | |ограничений на переход| | | | |на ЕСХН для | | | | |сельскохозяйственных | | | | |товаропроизводителей | | | | |индустриального типа | | | | |(ранее такое | | | | |ограничение | | | | |содержалось в п.2 | | | | |ст.346.2). Установлен | | | | |перечень лиц, которые | | | | |не вправе перейти на | | | | |уплату ЕСХН: | | | | |организации и | | | | |индивидуальные | | | | |предприниматели, | | | | |которые занимаются | | | | |производством | | | | |подакцизных товаров | | | | |либо переведены на | | | | |уплату ЕНВД, либо | | | | |имеют филиалы или | | | | |представительства (п.3| | | | |ст.346.2). | | | | |4. Для перехода на | | | | |уплату ЕСХН следует | | | | |подать заявление в | | | | |налоговый орган по | | | | |своему местонахождению| | | | |(месту жительства). | | | | |Срок — с 20 октября по| | | | |20 декабря | | | | |предшествующего года. | | | | |Для перехода на уплату| | | | |ЕСХН в 2004 г. — до | | | | |1 февраля 2004 г. | | | | |(ст.2 Закона | | | | |N 147—ФЗ). Вернуться | | | | |на общий режим | | | | |налогообложения до | | | | |окончания налогового | | | | |периода (года) | | | | |налогоплательщик не | | | | |сможет (п.3 ст.346.3 | | | | |НК РФ). | | | | |5. В ст.346.4 НК РФ | | | | |установлен | | | | |принципиально иной | | | | |объект налогообложения| | | | |ЕСХН — доходы, | | | | |уменьшенные на | | | | |величину расходов | | | | |(аналогично УСН; ранее| | | | |объектом | | | | |налогообложения | | | | |являлись | | | | |сельскохозяйственные | | | | |угодья, а налоговой | | | | |базой — сопоставимая | | | | |по кадастровой | | | | |стоимости их площадь).| | | | |6. Установлено, что |Не установлен | | | |налогоплательщики |порядок определения | | | |обязаны вести учет |доходов и расходов | | | |показателей своей |для индивидуальных | | | |деятельности, |предпринимателей | | | |необходимой для |(поскольку они не | | | |исчисления налоговой |ведут бухгалтерский | | | |базы и суммы ЕСХН, на |учет). | | | |основании данных | | | | |бухгалтерского учета | | | | |(п.8 ст.346.5 НК РФ). | | | | |7. Налоговый период по| | | | |ЕСХН — год, отчетный —| | | | |полугодие (ст.346.7 | | | | |НК РФ). Ранее при | | | | |отсутствии отчетных | | | | |периодов налоговым | | | | |периодом по единому | | | | |сельскохозяйственному | | | | |налогу являлся | | | | |квартал. | | | | |8. Налоговая ставка — | | | | |6% (ст.346.8 НК РФ). | | | | |Ранее налоговая ставка| | | | |устанавливалась | | | | |законодательными | | | | |органами субъектов РФ | | | | |с одного сопоставимого| | | | |по кадастровой | | | | |стоимости гектара | | | | |сельскохозяйственных | | | | |угодий, расположенных | | | | |на их территориях. | | | | |9. По итогам отчетного|Не установлены сроки| | | |периода требуется |уплаты авансового | | | |исчислить и уплатить |платежа. | | | |авансовый платеж по |К налогоплательщику | | | |налогу, по итогам |не может быть | | | |налогового периода — |применена | | | |сам налог (ст.346.9 |ответственность за | | | |НК РФ). Также по |несвоевременную его | | | |итогам отчетного и |уплату, а также | | | |налогового периода |начислены пени. | | | |представляются | | | | |налоговые декларации. | | | | |Срок — не позднее | | | | |25 дней со дня | | | | |окончания отчетного | | | | |периода, а по итогам | | | | |налогового периода не | | | | |позднее 31 марта для | | | | |организаций и не | | | | |позднее 30 апреля для | | | | |индивидуальных | | | | |предпринимателей | | | | |(ст.346.10 НК РФ). | | | | |Ранее налоговая | | | | |декларация | | | | |представлялась не | | | | |позднее 10—го числа | | | | |месяца, следующего за | | | | |истекшим налоговым | | | | |периодом (кварталом). | | +————————————————————+—————————————————+——————————————————————+————————————————————+ |Упрощенная система |Закон N 117—ФЗ |1. Статья 346.12 НК РФ|Решена проблема | |налогообложения | |дополнена п.4, в |применения УСН | |(УСН) | |соответствии с которым|налогоплательщиками | | | |организации и |ЕНВД в отношении | | | |индивидуальные |видов деятельности, | | | |предприниматели, |не подпадающих под | | | |переведенные на уплату|ЕНВД. С 1 января | | | |ЕНВД по одному или |2004 г. | | | |нескольким видам |налогоплательщикам | | | |предпринимательской |разрешено переходить| | | |деятельности, вправе |на УСН в отношении | | | |применять упрощенную |видов деятельности, | | | |систему |не подпадающих под | | | |налогообложения в |ЕНВД. | | | |отношении иных | | | | |осуществляемых ими | | | | |видов | | | | |предпринимательской | | | | |деятельности. Однако | | | | |установленные гл.26.2 | | | | |НК РФ ограничения на | | | | |переход на УСН для | | | | |таких организаций и | | | | |предпринимателей | | | | |определяются исходя из| | | | |всех осуществляемых | | | | |ими видов | | | | |деятельности. Отменен | | | | |пп.12 п.3 ст.346.12. | | | | |2. Отменена ст.6 |Налогоплательщики, | | | |Закона N 104—ФЗ, |выбравшие в качестве| | | |которая устанавливала,|объекта | | | |что начиная с 1 января|налогообложения | | | |2005 г. для всех |доходы, не обязаны с| | | |налогоплательщиков, |2005 г. менять | | | |применяющих упрощенную|объект | | | |систему |налогообложения на | | | |налогообложения, |доходы за вычетом | | | |предусмотренную |расходов. Таким | | | |гл.26.2 НК РФ, |образом, гл.26.2 | | | |объектом |НК РФ после 1 января| | | |налогообложения |2005 г. сохранит | | | |признается доход, |два объекта | | | |уменьшенный на |налогообложения по | | | |величину расходов. |выбору. | +————————————————————+—————————————————+——————————————————————+————————————————————+ |Единый налог на |Закон N 117—ФЗ |1. Внесены изменения, |Возможно применение | |вмененный доход | |в соответствии с |ЕНВД наряду с иными,| |(ЕНВД) | |которыми возможно |нежели общий, | | | |применение ЕНВД наряду|режимами | | | |с иными, нежели общий,|налогообложения | | | |режимами |(УСН). | | | |налогообложения (п.7 |При осуществлении | | | |ст.346.26 НК РФ). |торговли с | | | | |применением | | | | |платежных карт | | | | |доходы от нее не | | | | |будут облагаться в | | | | |общем режиме; не | | | | |будет требоваться | | | | |ведение раздельного | | | | |учета по торговле за| | | | |наличный расчет и с | | | | |применением | | | | |платежных карт. | | |Приказ |2. Под "розничной | | | |Минэкономразвития|торговлей" для целей | | | |России от |ЕНВД с 1 января | | | |11.11.2003 N 337 |2004 г. также | | | | |подразумевается | | | | |торговля товарами и | | | | |оказание услуг | | | | |покупателям с | | | | |использованием | | | | |платежных карт (абз.8 | | | | |ст.346.27 НК РФ). | | | | |3. Корректирующий | | | | |коэффициент базовой | | | | |доходности К1 не | | | | |применяется в 2004 г. | | | | |при исчислении ЕНВД | | | | |(ч.1 ст.7.1 Закона | | | | |N 104—ФЗ). | | | | |4. Коэффициент— | | | | |дефлятор установлен на| | | | |2004 г. равным 1,133 | | | | |(Приказ | | | | |Минэкономразвития | | | | |России от 11.11.2003 | | | | |N 337). | | +————————————————————+—————————————————+——————————————————————+————————————————————+ |Налог на операции с |Приказ МНС России|Утверждена новая форма| | |ценными бумагами |от 18.11.2003 |Расчета (декларации) | | | |N БГ—3—24/633 |по налогу на операции | | | | |с ценными бумагами, а | | | | |также Порядок его | | | | |заполнения. | | +————————————————————+—————————————————+——————————————————————+————————————————————+ |Государственная |Федеральный закон| Введена |Поскольку ранее | |пошлина |от 08.12.2003 |государственная |размер | | |N 169—ФЗ |пошлина за |регистрационного | | | |государственную |сбора с физических | | | |регистрацию граждан в |лиц не мог | | | |качестве |составлять более | | | |индивидуальных |1 МРОТ (100 руб.), | | | |предпринимателей |фактически размер | | | |(в размере 400 руб.), |государственной | | | |а также за |пошлины за | | | |государственную |регистрацию будет | | | |регистрацию при |больше | | | |прекращении гражданами|действовавшего ранее| | | |деятельности в |регистрационного | | | |качестве |сбора в 4 раза. | | | |индивидуальных | | | | |предпринимателей | | | | |(в размере 80 руб.) | | | | |(п.7 ст.4 Закона РФ | | | | |"О государственной | | | | |пошлине"). | | +————————————————————+—————————————————+——————————————————————+————————————————————+ |Налог с продаж |Закон от |Отменен с 1 января |Соответственно | | |27.11.2001 |2004 г. |утрачивают силу все | | |N 148—ФЗ | |законы субъектов РФ | | | | |о налоге с продаж. | +————————————————————+—————————————————+——————————————————————+————————————————————+ |Налог на игорный |Федеральный закон| НК РФ дополнен гл.29.| | |бизнес |от 27.12.2002 |Отличия от | | | |N 182—ФЗ |Федерального закона от| | | | |31.07.1998 N 142—ФЗ: | | | | |1. Добавлено понятие | | | | |"игровое поле" (абз.9 | | | | |ст.364 НК РФ), которое| | | | |определяется как | | | | |специальное место на | | | | |игровом столе, | | | | |оборудованное в | | | | |соответствии с | | | | |правилами азартной | | | | |игры, где проводится | | | | |азартная игра с любым | | | | |количеством участников| | | | |и только с одним | | | | |представителем | | | | |организатора игорного | | | | |заведения, участвующим| | | | |в указанной игре. | | | | |2. Налогоплательщики |Теперь эксплуатация | | | |должны поставить на |объектов | | | |учет (снять с учета) |налогообложения до | | | |объекты |подачи заявления об | | | |налогообложения не |их постановке на | | | |позднее чем за |учет запрещена. | | | |2 рабочих дня до даты |Однако несоблюдение | | | |их установки |данного требования | | | |(выбытия). |согласно гл.29 НК РФ| | | |Установлены штрафные |не может служить | | | |санкции за |основанием для | | | |непостановку на учет |отзыва лицензии на | | | |объекта |предпринимательскую | | | |налогообложения |деятельность в | | | |(п.п.2, 7 ст.366 |области игорного | | | |НК РФ). |бизнеса. | | | |3. Установлена | | | | |налоговая база, | | | | |которая определяется | | | | |отдельно как общее | | | | |количество | | | | |соответствующих | | | | |объектов | | | | |налогообложения | | | | |(ст.367 НК РФ). | | | | |4. Установлены | | | | |диапазоны размеров | | | | |ставок, в пределах | | | | |которых они могут | | | | |меняться законами | | | | |субъектов РФ (ст.369 | | | | |НК РФ). | | | | |5. Сроки уплаты налога| | | | |и подачи налоговой | | | | |декларации одинаковы —| | | | |до 20—го числа месяца,| | | | |следующего за истекшим| | | | |налоговым периодом | | | | |(п.2 ст.370 и ст.371 | | | | |НК РФ). | | | | |6. Указано, что если |На основании | | | |на одном игровом столе|введенного понятия | | | |есть несколько игровых|"игровое поле" | | | |полей, то ставка |объект | | | |налога по игровому |налогообложения | | | |столу увеличивается |зависит теперь не | | | |кратно количеству |только от количества| | | |игровых полей (абз.2 |объектов | | | |п.1 ст.370 НК РФ) |налогообложения в | | | | |целом, но и от | | | | |количества мест для | | | | |игры с отдельным | | | | |представителем | | | | |организатора | | | | |игорного заведения. | +————————————————————+—————————————————+——————————————————————+————————————————————+ |Налог на имущество |Федеральный закон| 1. НК РФ дополнен |Отменен Закон РФ от | |организаций |от 11.11.2003 |гл.30. |13.12.1991 N 2030—1.| | |N 139—ФЗ |Налогоплательщиками |Из списка | | | |являются российские |налогоплательщиков | | | |организации; |исключены | | | |иностранные |обособленные | | | |организации, имеющие |подразделения | | | |постоянное |организаций. | | | |представительство на | | | | |территории РФ и не | | | | |имеющие таковых | | | | |(ст.373 НК РФ). | | | | |2. Объектом |Таким образом, по | | | |налогообложения |сравнению с Законом | | | |являются основные |N 2030—1 существенно| | | |средства, учитываемые |сужен объект | | | |в соответствии с |налогообложения, | | | |правилами |поскольку из него | | | |бухгалтерского учета |исключены | | | |по остаточной |нематериальные | | | |стоимости (п.1 ст.374 |активы, затраты, | | | |НК РФ). |запасы и расходы | | | |Объектом |будущих периодов. | | | |налогообложения |Главой 30 НК РФ | | | |иностранных |также снята проблема| | | |организаций, не |включения в | | | |имеющих постоянных |налоговую базу | | | |представительств на |имущества, | | | |территории РФ, |находящегося на | | | |является недвижимое |счете 08 | | | |имущество, |(в частности, | | | |принадлежащее на праве|незавершенное | | | |собственности в РФ |строительство). | | | |(п.3 ст.374 НК РФ). |Теперь данное | | | | |имущество не | | | | |включается в | | | | |налоговую базу. | | | |3. Определено, что |В Законе N 2030—1 | | | |остаточная стоимость |понятие остаточной | | | |исчисляется согласно |стоимости определено| | | |порядку ведения |не было. | | | |бухгалтерского учета, | | | | |утвержденному в | | | | |учетной политике | | | | |организации (п.1 | | | | |ст.375 НК РФ). | | | | |4. Даны формулы |Расчеты средней и | | | |расчета средней (для |среднегодовой | | | |отчетного периода) и |стоимости имущества | | | |среднегодовой |не были установлены | | | |налоговой базы (п.4 |Законом N 2030—1. | | | |ст.376 НК РФ). |Приведена новая | | | | |формула расчета, | | | | |основывающаяся на | | | | |ежемесячных расчетах| | | | |налоговой базы, что | | | | |позволит более точно| | | | |определять налоговую| | | | |базу отчетного | | | | |(налогового) | | | | |периода. | | | |5. Налоговой базой | | | | |иностранных | | | | |организаций, не | | | | |имеющих постоянных | | | | |представительств на | | | | |территории РФ, | | | | |признается | | | | |инвентаризационная | | | | |стоимость объектов | | | | |недвижимости по данным| | | | |органов технической | | | | |инвентаризации по | | | | |состоянию на 1 января | | | | |года, являющегося | | | | |налоговым периодом | | | | |(п.2 ст.375 НК РФ). | | | | |6. Налоговая ставка |Таким образом, | | | |устанавливается |налоговая ставка | | | |законом субъекта РФ, |увеличена на 0,2% по| | | |но не более 2,2% |сравнению с Законом | | | |налоговой базы (п.1 |N 2030—1. | | | |ст.380 НК РФ). |Также допускается | | | | |установление | | | | |субъектами РФ | | | | |дифференцированных | | | | |налоговых ставок в | | | | |зависимости от | | | | |категорий | | | | |налогоплательщиков | | | | |и (или) имущества, | | | | |признаваемого | | | | |объектом | | | | |налогообложения. | | | |7. Сроки и порядок |Новым является право| | | |уплаты авансовых |субъектов РФ | | | |платежей |отменять уплату | | | |устанавливаются |авансовых платежей | | | |законом субъекта РФ |(т.е. право не | | | |(п.3 ст.383 НК РФ). |устанавливать | | | | |отчетные периоды), в| | | | |том числе отменять | | | | |предоставление | | | | |расчетов по | | | | |авансовым платежам. | | | |8. Установлены сроки |Ранее сроки были | | | |предоставления |установлены | | | |авансовых расчетов и |ведомственными | | | |налоговых деклараций |актами МНС России, | | | |(ст.386 НК РФ). |что вызывало споры | | | | |относительно | | | | |правомерности такого| | | | |установления. | | | |9. Изменен список |Нововведением гл.30 | | | |налоговых льгот |является то, что | | | |(ст.381 НК РФ). В |основным критерием | | | |частности, из прежнего|для применения льгот| | | |льготного списка |является не только | | | |исключено имущество |статус организации | | | |бюджетных учреждений и|(например, | | | |организаций, органов |религиозная или | | | |законодательной |научная), но и | | | |(представительной) и |использование | | | |исполнительной власти,|имущества для | | | |органов местного |осуществления | | | |самоуправления, ПФР, |основной (уставной) | | | |ФСС РФ, ФОМС, |деятельности | | | |предприятий по |организации, | | | |производству, |подпадающей под | | | |переработке и хранению|льготное | | | |сельскохозяйственной |налогообложение. | | | |продукции, |Имущество, не | | | |выращиванию, лову и |используемое в целях| | | |переработке рыбы и |осуществления | | | |морепродуктов, |деятельности, | | | |жилищно—строительных, |подпадающей под | | | |дачно—строительных и |льготное | | | |гаражных кооперативов,|налогообложение, | | | |садоводческих |включается в | | | |товариществ. Причем |налоговую базу. | | | |льготы на академии |Несмотря на то что | | | |наук, объекты |многие прежние | | | |жилищного фонда и |льготы исключены из | | | |инженерной |списка льгот, | | | |инфраструктуры |данного в гл.30 | | | |жилищно—коммунального |НК РФ, их сохранение| | | |комплекса, содержание |возможно благодаря | | | |которых полностью или |принятию | | | |частично финансируется|субъектом РФ закона | | | |за счет средств |о налоге на | | | |бюджетов субъектов РФ |имущество, | | | |и (или) местных |устанавливающего | | | |бюджетов, объекты |конкретную льготу. | | | |социально—культурной | | | | |сферы, используемые | | | | |для нужд культуры и | | | | |искусства, | | | | |образования, | | | | |физической культуры и | | | | |спорта, | | | | |здравоохранения и | | | | |социального | | | | |обеспечения, действуют| | | | |до 2006 г., а льготы | | | | |на объекты | | | | |мобилизационного | | | | |назначения и | | | | |мобилизационных | | | | |мощностей, | | | | |законсервированные | | | | |и (или) не | | | | |используемые в | | | | |производстве, | | | | |испытательные | | | | |полигоны, | | | | |снаряжательные базы, | | | | |аэродромы, объекты | | | | |единой системы | | | | |организации воздушного| | | | |движения, отнесенные в| | | | |соответствии с | | | | |законодательством РФ к| | | | |объектам особого | | | | |назначения, — до | | | | |2005 г. | | | | |Законами субъектов РФ | | | | |могут также | | | | |предусматриваться | | | | |налоговые льготы и | | | | |основания для их | | | | |использования (п.2 | | | | |ст.372 НК РФ). | | +————————————————————+—————————————————+——————————————————————+————————————————————+ |Земельный налог |Закон N 117—ФЗ |Ставки земельного | | | | |налога, действовавшие | | | | |в 2003 г. (за | | | | |исключением земельного| | | | |налога на | | | | |сельскохозяйственные | | | | |угодья), будут | | | | |применяться в 2004 г. | | | | |с коэффициентом 1,1 | | | | |(ст.7 Закона | | | | |N 117—ФЗ). | | +————————————————————+—————————————————+——————————————————————+————————————————————+ |Местные налоги и |Закон N 117—ФЗ |1. Отменен ряд местных|В связи с отменой | |сборы | |налогов и сборов, |налога с продаж | | | |установленных ранее |местные органы | | | |пп."г" — "ж", |власти не смогут | | | |"и" — "ц" п.1 ст.21 |вновь вводить данные| | | |Закона РФ от |налоги и сборы. | | | |27.12.1991 N 2118—1. | | | | |Также отменен | | | | |региональный сбор на | | | | |нужды образовательных | | | | |учреждений. Однако все| | | | |данные налоги и сборы | | | | |(за исключением | | | | |курортного сбора и | | | | |целевых сборов с | | | | |граждан и предприятий)| | | | |не взимались с | | | | |введением на | | | | |территории субъекта РФ| | | | |налога с продаж. | | | |Закон от |2. В связи с введением| | | |08.12.2003 |государственной | | | |N 169—ФЗ |пошлины за | | | | |государственную | | | | |регистрацию | | | | |индивидуальных | | | | |предпринимателей с | | | | |1 января 2004 г. | | | | |отменен | | | | |регистрационный сбор с| | | | |физических лиц, | | | | |занимающихся | | | | |предпринимательской | | | | |деятельностью. | | L————————————————————+—————————————————+——————————————————————+————————————————————— Информация представлена на основе аналитических материалов Информационной Аналитической Системы "Консалтинг. Стандарт" Подписано в печать 05.01.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |