![]() |
| ![]() |
|
Статья: Пенсионное обеспечение граждан бывшего СССР, работавших в системе Организации Объединенных Наций ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2004, N 1)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 1, 2004
ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАЖДАН БЫВШЕГО СССР, РАБОТАВШИХ В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
Вопрос о пенсионном обеспечении граждан из числа бывших сотрудников международных организаций системы Организации Объединенных Наций (ООН) Соглашением между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Объединенным Пенсионным фондом персонала Организации Объединенных Наций достаточно сложный. Дело в том, что труд граждан бывшего СССР, работавших в организациях системы ООН в качестве международных служащих, оплачивался из бюджета соответствующих организаций. Из их зарплаты удерживались пенсионные отчисления, которые аккумулировались в Объединенном Пенсионном фонде персонала ООН (ОПФ). В заключенном в 1980 г. между Правительством СССР и ОПФ Соглашении о передаче пенсионных прав в целях обеспечения их преемственности от 10.10.1980 (далее - Соглашение) предусматривалась возможность перевода пенсионных взносов в СССР, а их размер должен был учитываться при назначении соответствующим работникам пенсий по советскому законодательству. Речь шла, как правило, о назначении персональных пенсий, которые были отменены в ходе реформы пенсионного законодательства с 1 января 1992 г. в соответствии со ст.134 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", поскольку это противоречило концепции пенсионной реформы. В соответствии с Соглашением участникам ОПФ, каковыми признавались сотрудники организаций, командированные с государственной службы СССР, было предоставлено право на перевод причитающихся им средств из ОПФ в Фонд социального обеспечения СССР, под которым подразумевался счет бюджета государственного социального страхования СССР (ст.6 Закона СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях"). Вместе с тем ст.IV Соглашения предусматривалось, что при переводе ОПФ согласно ст.III средств Фонду социального обеспечения СССР участник утрачивает право на получение каких-либо пособий, предусмотренных в Положениях, и засчитываемый для пенсии срок его службы включается в стаж, дающий право на пенсию по законодательству СССР, как если бы он в это время находился на государственной службе в СССР, а переведенная Фонду социального обеспечения СССР сумма учитывается при определении вида и размера его пенсии в соответствии с законодательством СССР. В указанной статье Соглашения устанавливалось, что срок службы в международных организациях должен включаться в трудовой стаж, учитываемый при назначении пенсии по законодательству СССР, а также предписывалось учитывать переведенные суммы при определении тех видов и размеров пенсии, которые установлены национальным законодательством. Однако не были приведены ни вид, ни размер пенсии, ни какие-либо критерии ее определения, так как эти вопросы решало национальное законодательство. Таким образом, вопрос пенсионного обеспечения бывших сотрудников международных организаций ООН оказался законодательно не урегулированным, и возникла необходимость установления соответствующего пенсионного обеспечения этим лицам с учетом объема переведенных Фонду социального обеспечения СССР средств. Правительство Российской Федерации для реализации права бывших сотрудников международных организаций системы ООН и во исполнение норм Соглашения издало Постановление от 23.03.2001 N 229 (с изменениями и дополнениями от 29.04.2002) "О ежемесячной доплате к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) граждан Российской Федерации из числа бывших сотрудников международных организаций системы Организации Объединенных Наций" (далее - Постановление N 229). В Постановлении N 229 устанавливалось, что гражданам Российской Федерации из числа бывших сотрудников международных организаций системы ООН, передавшим свои пенсионные права в соответствии с Соглашением, должна выплачиваться ежемесячная доплата к пенсии, назначенной им в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, данная доплата устанавливалась вдовам (вдовцам) граждан, получавших такое дополнительное материальное обеспечение, в размере 50% выплачивавшейся доплаты, а в случае смерти супруга (супруги) до установления доплаты - в размере 50% доплаты, которая могла бы быть оформлена умершему гражданину. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2002 N 27 была произведена единовременная выплата гражданам, имеющим право на ежемесячную доплату к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию), установленную Постановлением N 229. Размер единовременной выплаты исчислялся с учетом продолжительности получения государственной пенсии (ежемесячного пожизненного содержания) и в зависимости от суммы средств, переведенных ОПФ на счет бюджета государственного социального страхования СССР. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2002 N 285 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 23 марта 2001 года N 229" п.п.2 и 4 указанного Постановления были приведены в соответствие с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В п.2 Постановления N 229 установлен размер доплаты к государственной пенсии гражданам Российской Федерации из числа бывших сотрудников международных организаций системы ООН в процентном отношении от размера базовой части трудовой пенсии по старости (в прежней редакции он устанавливался в кратном исчислении от минимального размера пенсии по старости). Пунктом 4 Постановления N 229 было установлено, что при определении размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию), подлежащей выплате гражданам, указанным в п.п.1 и 3, должен применяться размер базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренный п.1 ст.14 Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с учетом проведенной индексации на день назначения ежемесячной доплаты к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию). Таким образом, проблема пенсионного обеспечения указанной категории граждан за счет выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию), назначенной им в соответствии с законодательством Российской Федерации, с учетом средств, поступивших на счет бюджета государственного социального страхования СССР, и требований норм нового пенсионного законодательства, вступившего в силу с 1 января 2001 г., была решена. Однако данное решение и указанные акты Правительства Российской Федерации были обжалованы гражданами Российской Федерации из числа бывших сотрудников международных организаций системы ООН в Верховном Суде Российской Федерации. По мнению заявителей, в ОПФ формировались их личные пенсионные накопления, которые должны быть им выплачены в полном объеме со счета бюджета государственного страхования СССР, поскольку разрешения с их стороны на использование указанных средств для нужд социального обеспечения не имелось. Верховный Суд Российской Федерации подтвердил полномочия Правительства Российской Федерации при принятии Постановления N 229. В Определении от 25.04.2002 N КАС 02-188 Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации указала, что обжалуемое Постановление Правительства Российской Федерации не устанавливает и не изменяет виды и размер пенсий, назначенных гражданам из числа бывших сотрудников международных организаций системы Организации Объединенных Наций. Вид и размер пенсий этим гражданам определены в соответствии с законодательством Российской Федерации, как это и предусмотрено п."b" ст.IV Соглашения. Однако, поскольку действующее законодательство не предусматривает при определении видов размеров пенсий возможность учета сумм, переведенных на основании Соглашения, Правительство Российской Федерации установило доплаты к назначенным пенсиям. Данное полномочие основано на ст.ст.16, 21 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в силу которых Правительство Российской Федерации обеспечивает реализацию прав граждан в социальной сфере и выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам. При рассмотрении вопроса об определении размера ежемесячной доплаты к пенсии Правительство Российской Федерации исходило из того, что ст.IV Соглашения предписывает учитывать суммы, переведенные ОПФ Фонду социального обеспечения СССР, при определении вида и размера пенсии в соответствии с законодательством СССР. Рассматривая вопрос о размере доплаты к пенсии, Верховный Суд Российской Федерации подтвердил, что ст.IV Соглашения по данному вопросу не содержит никаких конкретных норм, которые прямо предписывали бы, в каком размере следует устанавливать доплаты к пенсии. Норма Соглашения не устанавливает каких-либо критериев по учету при назначении пенсии суммы переведенных средств, а отсылает к внутреннему законодательству. В связи с этим суд не может проверить обоснованность размеров доплат (на предмет их соответствия Соглашению), установленных Постановлением N 229. Таким образом, Верховный Суд Российской Федерации подтвердил, что, приняв решение об установлении доплат к пенсиям в тех размерах, которые в нем указаны, Правительство Российской Федерации действовало в пределах своих полномочий и правомерно. В Решении от 07.10.2003 по делу N ГКПИ 03-722 Верховный Суд Российской Федерации также делает вывод о том, что Правительством Российской Федерации оспариваемый нормативный акт принят в пределах компетенции и федеральному законодательству не противоречит.
Н.Петухова Отдел налогового законодательства Правового департамента ПФР Подписано в печать 05.01.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |