Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: О внутреннем аудите ("Современный бухучет", 2004, N 2)



"Современный бухучет", N 2, 2004

О ВНУТРЕННЕМ АУДИТЕ

В экономически развитых государствах бизнесмены уделяют внутреннему аудиту такое же пристальное внимание, как и внешнему. У нас в стране пока не так: если становление внешнего аудита в России, можно сказать, уже состоялось, то отечественный внутренний аудит и в профессиональном, и в законодательном, и в институциональном аспектах сегодня находится в зачаточном состоянии. Значение внутреннего аудита еще в полной мере не оценено.

Для чего нужен внутренний аудит?

Необходимость внутреннего аудита вытекает из проблем, связанных с "эффектом масштаба". По мере роста масштаба деятельности организации и, соответственно, расширения аппарата управления возникают проблемы, связанные с обменом информацией, координацией решений, увеличивается вероятность принятия различными звеньями управления решений, противоречащих друг другу, затрудняется контроль различных звеньев управления со стороны центрального руководства, что повышает риск ошибок и злоупотреблений персонала.

В связи с этим главной задачей внутренних аудиторов является обеспечение удовлетворения потребностей органов управления в контрольной информации по различным вопросам. Основными функциями внутреннего аудита являются: осуществление проверок звеньев управления, предоставление обоснованных предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления; осуществление экспертных оценок различных сторон функционирования организации и предоставление обоснованных предложений по их совершенствованию. Кроме того, в компетенцию внутренних аудиторов входят экспертиза средств управления риском (в частности, риском, связанным с условными обязательствами и аналогичными статьями финансовой отчетности), контроль за осуществлением программы по соблюдению этических норм, организация специальных расследований и надзор за их проведением.

Практическая польза от создания отдела внутреннего аудита для каждой отдельно взятой организации различна. Наиболее общие аспекты необходимости внутреннего аудита заключаются в следующем:

- во-первых, это позволяет совету директоров или исполнительному органу наладить эффективный контроль за автономными подразделениями организации;

- во-вторых, проводимые внутренними аудиторами целевые контрольные проверки и анализ выявляют резервы производства и наиболее перспективные направления развития;

- в-третьих, внутренние аудиторы наряду с контролем часто выполняют и консультативные функции в отношении должностных лиц финансово-экономических, бухгалтерских и иных служб в головной организации, ее филиалах и дочерних компаниях.

Наличие эффективного внутреннего аудита в последние годы стало в глазах инвесторов одним из важнейших символов приверженности компании должному уровню менеджмента. Более того, наличие или отсутствие внутреннего аудита в публичной компании рассматривается как важный фактор эффективности деятельности.

Обязанности внутренних аудиторов

Основными обязанностями внутренних аудиторов являются:

- оценка управленческих информационных систем и процедур, используемых при применении стандартов бухгалтерского учета и составлении финансовой отчетности, особенно в тех случаях, когда планируются существенные изменения;

- проверка предварительного варианта финансовой отчетности на предмет своевременности, надежности и достоверности раскрываемой в ней информации. Другими словами, установление ее соответствия Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО);

- регулярное изучение отчетов независимых и внутренних аудиторов, встречи с аудиторами и соответствующими представителями высшего менеджмента для обсуждения результатов аудита и анализа предварительных вариантов квартальной и годовой финансовой отчетности;

- встречи с внешними аудиторами, лицами, проводящими специальные расследования, консультантами и менеджерами для обсуждения результатов их деятельности, попадающей в сферу компетенции комитета по аудиту (в сферу его компетенции, в частности, входят управление риском, система внутреннего контроля и ответственность менеджеров перед заинтересованными лицами, соблюдение природоохранного законодательства, кодекса этики, законов и других нормативных актов и проч.);

- проведение закрытых заседаний (как правило, 3 - 4 раза в год) без участия представителей менеджмента, в том числе по крайней мере одного закрытого заседания с участием независимых аудиторов отдельно от внутренних аудиторов с тем, чтобы аудиторы могли высказать имеющиеся у них опасения, указать на отсутствие необходимых им полномочий или ресурсов и т.п.;

- своевременное информирование совета директоров о серьезных проблемах, требующих его вмешательства.

Помимо исполнения вышеуказанных задач внутренние аудиторы должны:

- участвовать в разработке внутренних организационно-нормативных документов;

- решать задачи финансово-экономической диагностики и выработки финансовой стратегии (совместно с финансово-экономическими отделами);

- консультировать работников организации по различным вопросам законодательства;

- участвовать в мероприятиях по повышению квалификации персонала организации;

- оказывать консультации работникам аппарата управления по исполнению различных финансово-хозяйственных операций;

- участвовать в постановке бухгалтерского учета.

Дополнительные функции внутреннего аудита

Как известно, исход дела (сделки) зависит от возможности повлиять на посылки решения, выбор альтернатив, информацию, собранную по альтернативам. Такие возможности могут оказаться в руках сотрудников, преследующих сугубо личные либо узкогрупповые цели. В этом случае внутренний аудитор при санкции руководителя или собственников должен проявить свою компетентность и практические навыки в критическом подходе к каждому принимаемому решению совершить более или менее существенную для предприятия сделку. Оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой, - одна из важнейших функций внутреннего аудитора.

Задачи специализированных контролирующих подразделений (отдела методов и средств контроля, отдела входного контроля, отдела технического контроля) во избежание дублирования не следует включать в программы внутреннего аудита. Но для проверки деятельности работников этих подразделений, включая работников, обслуживающих функционирование компьютерных систем, в штате отдела внутреннего аудита необходимо иметь специалистов, владеющих навыками контроля в соответствующих технико-технологических направлениях.

При отсутствии в организации специализированного подразделения налогового планирования проработка этих вопросов может входить в функции внутренних аудиторов. Налоговое планирование (налоговая оптимизация) - это выбор оптимального варианта осуществления деятельности и размещения активов, направленного на достижение возможно более низкого уровня возникающих налоговых обязательств. Эту задачу внутренние аудиторы решают в тесном взаимодействии с сотрудниками юридического отдела, так как необходима согласованность мнений относительно использования налогового законодательства и налоговых льгот, а также их увязки с правовыми формами оформления сделок.

Внутренние аудиторы могут исполнять иные обязанности, определенные руководством организации, в соответствии с целями создания отдела внутреннего аудита.

Внутренний аудит и ревизия

Практика аудиторской фирмы "Ин-Аудит" свидетельствует о том, что лишь небольшое количество российских компаний имеют в составе своего совета директоров комитеты по внутреннему аудиту. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон) не содержит ни указаний на существование каких-либо подразделений в составе совета директоров, ни прямого запрета на их создание. То есть Закон не является препятствием для формирования комитета по аудиту в рамках совета директоров (хотя было бы весьма желательным внесение в текст Закона поправки, содержащей прямое указание на возможность создания такого комитета). Закон, однако, содержит специальную статью, предусматривающую обязательное создание в акционерном обществе ревизионной комиссии в качестве органа контроля финансово-хозяйственной деятельности общества. В соответствии со ст.85 Закона ревизионная комиссия обязана проводить ревизию финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества не реже одного раза в год по итогам годовой деятельности. Внеочередные проверки (ревизии) могут быть инициированы ревизионной комиссией общества, решением общего собрания акционеров, советом директоров или акционером (акционерами) общества, владеющим в совокупности не менее чем 10% голосующих акций общества. Ревизионная комиссия является лишь одной из форм внутреннего аудита, как сказано в российских стандартах аудиторской деятельности.

Хотя члены ревизионной комиссии не могут одновременно являться членами совета директоров общества, а также занимать иные должности в органах управления обществом, на них возложен ряд функций, сходных с теми, которые выполняют внутренние аудиторы.

Вместе с тем основная цель и фактическое содержание деятельности ревизионной комиссии являются более узкими, чем функции и полномочия внутреннего аудита, и заключаются лишь в осуществлении контроля за соответствием финансово-хозяйственной деятельности общества требованиям российского законодательства. Анализ сравнительных аспектов двух форм внутреннего аудита - деятельности ревизионных комиссий (ревизоров) и деятельности сотрудников отделов (групп, бюро и т.п.) внутреннего аудита (внутренних аудиторов) представлен в таблице.

Сравнительная характеристика особенностей

институтов аудита

     
   ——————————————————————T—————————————————————T————————————————————¬
   |                     | Отдел (бюро, группа)|Ревизионная комиссия|
   |        Аспект       |  внутреннего аудита |     (ревизоры)     |
   |                     |(внутренние аудиторы)|                    |
   +—————————————————————+—————————————————————+————————————————————+
   |Цель создания        |Определяется советом |Определяется        |
   |                     |директоров либо      |законодательством   |
   |                     |исполнительным       |(Федеральные законы |
   |                     |органом управления   |от 26.12.1995       |
   |                     |организации          |N 208—ФЗ            |
   |                     |                     |"Об акционерных     |
   |                     |                     |обществах";         |
   |                     |                     |от 08.02.1998       |
   |                     |                     |N 14—ФЗ             |
   |                     |                     |"Об обществах с     |
   |                     |                     |ограниченной        |
   |                     |                     |ответственностью";  |
   |                     |                     |от 08.05.1996       |
   |                     |                     |N 41—ФЗ             |
   |                     |                     |"О производственных |
   |                     |                     |кооперативах") либо |
   |                     |                     |исключительно по    |
   |                     |                     |решению участников  |
   |                     |                     |общества (в         |
   |                     |                     |обществах, имеющих  |
   |                     |                     |менее 15 участников)|
   |                     |                     |с ограниченной или  |
   |                     |                     |дополнительной      |
   |                     |                     |ответственностью    |
   +—————————————————————+—————————————————————+————————————————————+
   |Постановка задач     |Задачи определяются  |Определяется        |
   |                     |советом директоров   |законодательством,  |
   |                     |либо исполнительным  |высшим органом      |
   |                     |органом управления   |управления (общим   |
   |                     |исходя из            |собранием участников|
   |                     |потребностей в части |хозяйственного      |
   |                     |контрольной          |общества или членов |
   |                     |информации           |производственного   |
   |                     |(информации для      |кооператива), по    |
   |                     |принятия             |решению совета      |
   |                     |управленческих       |директоров          |
   |                     |решений), а также    |(наблюдательного    |
   |                     |самостоятельно исходя|совета), по решению |
   |                     |из специфики работ   |не менее чем 10%    |
   |                     |                     |участников общества |
   |                     |                     |(членов             |
   |                     |                     |кооператива), а     |
   |                     |                     |также самостоятельно|
   |                     |                     |ревизором или       |
   |                     |                     |ревизионной         |
   |                     |                     |комиссией (на       |
   |                     |                     |заседаниях)         |
   +—————————————————————+—————————————————————+————————————————————+
   |Субъекты             |Работники,           |Лица, как состоящие,|
   |                     |находящиеся в штате  |так и не состоящие в|
   |                     |организации          |штате организации   |
   |                     |                     |(не связанные       |
   |                     |                     |служебными          |
   |                     |                     |отношениями с       |
   |                     |                     |руководством). В    |
   |                     |                     |производственных    |
   |                     |                     |кооперативах при    |
   |                     |                     |числе членов более  |
   |                     |                     |20 в состав         |
   |                     |                     |ревизионной         |
   |                     |                     |комиссии могут быть |
   |                     |                     |включены только     |
   |                     |                     |члены кооператива   |
   +—————————————————————+—————————————————————+————————————————————+
   |Определение          |Осуществляется       |Компетенция         |
   |потребности          |советом директоров   |исключительно       |
   |(количественной) в   |либо исполнительным  |высшего органа      |
   |персонале            |органом              |управления. При этом|
   |                     |                     |в производственных  |
   |                     |                     |кооперативах при    |
   |                     |                     |числе членов более  |
   |                     |                     |20 в составе        |
   |                     |                     |ревизионной комиссии|
   |                     |                     |должно быть не менее|
   |                     |                     |чем 3 члена         |
   |                     |                     |кооператива         |
   +—————————————————————+—————————————————————+————————————————————+
   |Взаимоотношения с    |Определяются статусом|Орган               |
   |советом директоров и |в оргструктуре.      |внутрихозяйственной |
   |исполнительным       |Внутренние аудиторы  |ревизии (ревизионная|
   |органом              |могут подчиняться    |комиссия, ревизор)  |
   |(администрацией)     |либо исполнительному |не подчинен ни      |
   |                     |органу, либо         |совету директоров,  |
   |                     |аудиторскому комитету|ни исполнительному  |
   |                     |совета директоров    |органу              |
   |                     |                     |(администрации)     |
   +—————————————————————+—————————————————————+————————————————————+
   |Оплата               |Начисление заработной|Размеры и порядок   |
   |                     |платы по штатному    |оплаты труда        |
   |                     |расписанию           |определяются общим  |
   |                     |                     |собранием           |
   |                     |                     |собственников       |
   +—————————————————————+—————————————————————+————————————————————+
   |Компетенция и порядок|Компетенция и        |Компетенция         |
   |деятельности         |требования к         |определяется        |
   |                     |квалификации         |законодательством, а|
   |                     |персонала            |также высшим органом|
   |                     |определяются советом |управления          |
   |                     |директоров либо      |(требования к       |
   |                     |исполнительным       |квалификации        |
   |                     |органом управления,  |персонала           |
   |                     |документально        |определяются        |
   |                     |закрепляются в Уставе|исключительно общим |
   |                     |и детализируются в   |собранием),         |
   |                     |Положении об отделе  |закрепляется в      |
   |                     |(бюро, секторе и     |Уставе и            |
   |                     |т.п.) внутреннего    |детализируется в    |
   |                     |аудита (о внутреннем |Положении о         |
   |                     |аудиторе общества), а|ревизионной комиссии|
   |                     |также в Стандартах   |(ревизоре). Порядок |
   |                     |внутреннего аудита   |деятельности        |
   |                     |(внутрифирменных).   |определяется высшим |
   |                     |Порядок деятельности |органом управления, |
   |                     |определяется,        |документально       |
   |                     |документально        |закрепляется и им же|
   |                     |закрепляется и       |утверждается        |
   |                     |утверждается советом |                    |
   |                     |директоров либо      |                    |
   |                     |исполнительным       |                    |
   |                     |органом              |                    |
   +—————————————————————+—————————————————————+————————————————————+
   |Отчетность           |Перед советом        |Перед общим         |
   |                     |директоров либо перед|собранием участников|
   |                     |исполнительным       |общества либо общим |
   |                     |органом              |собранием членов или|
   |                     |                     |наблюдательным      |
   |                     |                     |советом             |
   |                     |                     |производственного   |
   |                     |                     |кооператива         |
   +—————————————————————+—————————————————————+————————————————————+
   |Срок полномочий      |Определяется советом |Срок полномочий     |
   |органа (субъектов)   |директоров либо      |органа в его        |
   |                     |исполнительным       |определенном составе|
   |                     |органом (отдел       |(т.е. период до     |
   |                     |внутреннего аудита   |переизбрания его    |
   |                     |может быть           |субъектов)          |
   |                     |ликвидирован в       |определяется общим  |
   |                     |любой момент по      |собранием участников|
   |                     |решению совета       |общества или членов |
   |                     |директоров либо      |производственного   |
   |                     |исполнительного      |кооператива (обычно |
   |                     |органа)              |от 1 года до 5 лет),|
   |                     |                     |закрепляется в      |
   |                     |                     |Уставе и в Положении|
   |                     |                     |о ревизионной       |
   |                     |                     |комиссии (ревизоре).|
   |                     |                     |В любое время высший|
   |                     |                     |орган управления    |
   |                     |                     |вправе изменить     |
   |                     |                     |состав (кадровый,   |
   |                     |                     |структурный,        |
   |                     |                     |количественный)     |
   |                     |                     |органа              |
   |                     |                     |внутрихозяйственной |
   |                     |                     |ревизии, внеся      |
   |                     |                     |соответствующие     |
   |                     |                     |поправки в Устав    |
   |                     |                     |(Положение)         |
   +—————————————————————+—————————————————————+————————————————————+
   |Ответственность      |Перед советом        |Перед общим         |
   |                     |директоров либо      |собранием участников|
   |                     |исполнительным       |общества (членов    |
   |                     |органом за качество и|производственного   |
   |                     |своевременность      |кооператива) за     |
   |                     |выполнения           |качество и          |
   |                     |должностных          |своевременность     |
   |                     |обязанностей (задач и|выполнения своих    |
   |                     |функций органа), а   |служебных функций и |
   |                     |также за превышение  |превышение          |
   |                     |полномочий           |полномочий          |
   +—————————————————————+—————————————————————+————————————————————+
   |Независимость        |Определяется         |Определяется        |
   |                     |оргстатусом, порядком|служебными          |
   |                     |оплаты труда,        |отношениями с       |
   |                     |самостоятельностью в |руководством, а     |
   |                     |принятии решений,    |также системой      |
   |                     |свободой от          |вознаграждений      |
   |                     |конфликтов интересов,|(оплаты труда)      |
   |                     |внутренними          |                    |
   |                     |стандартами          |                    |
   +—————————————————————+—————————————————————+————————————————————+
   |Планирование и       |Планы и порядок работ|Планы и порядок     |
   |организация          |определяются         |работ определяются  |
   |деятельности         |(главным) внутренним |на заседаниях       |
   |                     |аудитором по         |ревизионной комиссии|
   |                     |согласованию с       |(либо ревизором),   |
   |                     |аудиторским комитетом|утверждаются        |
   |                     |совета директоров    |председателем       |
   |                     |либо исполнительным  |ревизионной комиссии|
   |                     |органом (либо        |(либо ревизором).   |
   |                     |исключительно        |Проверка по итогам  |
   |                     |органами управления);|финансово—          |
   |                     |утверждает           |хозяйственной       |
   |                     |(генеральные) планы  |деятельности за год |
   |                     |работ совет          |обязательна         |
   |                     |директоров либо      |                    |
   |                     |исполнительный орган |                    |
   +—————————————————————+—————————————————————+————————————————————+
   |Объекты              |Могут быть одинаковыми (например, системы |
   |                     |обработки и интеграции маркетинговой      |
   |                     |информации, необходимой для принятия      |
   |                     |решений по крупным сделкам советом        |
   |                     |директоров), но ревизионная комиссия, в   |
   |                     |отличие от отдела внутреннего аудита,     |
   |                     |проверяет также деятельность совета       |
   |                     |директоров                                |
   +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
   |Методы               |Могут быть одинаковыми при решении одних и|
   |                     |тех же задач                              |
   +—————————————————————+—————————————————————T————————————————————+
   |Регламентация и      |Кроме Положения об   |Статус органа       |
   |стандартизация       |отделе (аудиторе) и  |закрепляется в      |
   |(определение порядка |должностных          |Уставе и            |
   |взаимодействий с     |инструкций           |детализируется в    |
   |проверяемыми         |разрабатываются      |Положении о         |
   |работниками,         |Стандарты внутреннего|ревизионной комиссии|
   |определение базовых  |аудита и Кодекс      |(ревизоре).         |
   |принципов, методик и |этики внутренних     |Стандарты и Кодекс  |
   |т.д.)                |аудиторов            |этики для ревизоров |
   |                     |(внутренние)         |не разрабатываются  |
   +—————————————————————+—————————————————————+————————————————————+
   |Содержание           |Могут быть одинаковыми (например: оценка  |
   |контрольных функций  |целесообразности сбытовой политики,       |
   |                     |правомочности принятых решений,           |
   |                     |обоснованности смет коммерческих расходов,|
   |                     |адекватности процедур внутреннего контроля|
   |                     |сбыта продукции, предварительное          |
   |                     |рассмотрение планов общества и т.д.).     |
   |                     |Также могут выполняться и консультативные |
   |                     |функции                                   |
   +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
   |Степень надежности   |Определяются многими факторами, в том     |
   |информации по        |числе независимостью, объективностью,     |
   |результатам проверок |компетентностью, личностными              |
   |(например, в плане ее|характеристиками (честностью, прилежностью|
   |использования        |и т.д.) субъектов органа, наличием        |
   |внешними аудиторами) |Стандартов и Кодекса этики (для внутренних|
   |                     |аудиторов), а также общей средой контроля |
   |                     |коммерческой организации                  |
   +—————————————————————+—————————————————————T————————————————————+
   |Основные результаты  |Отражаются в отчетах |По итогам проверок  |
   |деятельности         |и заключениях        |финансово—          |
   |                     |(по форме,           |хозяйственной       |
   |                     |утверждаемой советом |деятельности за год |
   |                     |директоров либо      |на основании акта   |
   |                     |исполнительным       |ревизии составляется|
   |                     |органом). Содержание |заключение, в       |
   |                     |отчетов (заключений) |котором должны      |
   |                     |отвечает целям и     |содержаться:        |
   |                     |задачам проведенных  |подтверждение       |
   |                     |проверок.            |достоверности       |
   |                     |Представляются       |данных,             |
   |                     |рекомендации по      |содержащихся в      |
   |                     |устранению           |годовом отчете      |
   |                     |недостатков          |общему собранию,    |
   |                     |и совершенствованию  |бухгалтерском       |
   |                     |различных сторон     |балансе, отчете о   |
   |                     |управления           |прибылях и убытках; |
   |                     |организацией         |информация о        |
   |                     |(деятельности        |нарушениях порядка  |
   |                     |организации)         |ведения             |
   |                     |                     |бухгалтерского      |
   |                     |                     |учета и             |
   |                     |                     |представления       |
   |                     |                     |финансовой          |
   |                     |                     |отчетности. По      |
   |                     |                     |итогам иных         |
   |                     |                     |проверок            |
   |                     |                     |составляются        |
   |                     |                     |докладные записки,  |
   |                     |                     |акты, ведомости     |
   |                     |                     |нарушений.          |
   |                     |                     |Представляются      |
   |                     |                     |рекомендации по     |
   |                     |                     |устранению          |
   |                     |                     |недостатков и       |
   |                     |                     |совершенствованию   |
   |                     |                     |управления          |
   +—————————————————————+—————————————————————+————————————————————+
   |Точность информации  |Множество            |Максимальная        |
   |по результатам       |приблизительных      |точность; выявление |
   |контроля             |оценок в соответствии|виновных лиц и      |
   |                     |с принципом разумной |размера ущерба      |
   |                     |достаточности (т.е.  |обязательно         |
   |                     |учитывая соотношение |                    |
   |                     |затрат и результатов)|                    |
   |                     |собранных данных для |                    |
   |                     |выражения мнения     |                    |
   |                     |относительно объекта |                    |
   |                     |контроля; выявление  |                    |
   |                     |виновников и размера |                    |
   |                     |ущерба осуществляется|                    |
   |                     |по решению органов   |                    |
   |                     |управления           |                    |
   L—————————————————————+—————————————————————+—————————————————————
   

Закон не содержит каких-либо положений в отношении ответственности членов ревизионных комиссий за осуществляемые ими функции (при наличии такой ответственности у членов совета директоров). Эти обстоятельства делают актуальным вопрос о том, какая же из двух структур (отдел внутреннего аудита или ревизионная комиссия) в российских компаниях способна выполнять функции контроля за подготовкой объективной финансовой информации и оценки эффективности системы внутреннего контроля, выявления и управления рисками.

С нашей точки зрения, такой структурой являются отделы внутреннего аудита, поскольку внутренние аудиторы способны выполнять значительный объем контрольных функций, возложенных на совет директоров. Кроме того, отделы внутреннего аудита используются в подавляющем большинстве стран и привычны для иностранных инвесторов.

Создание отделов внутреннего аудита

Для введения отделов внутреннего аудита в российскую практику корпоративного управления потребуется внести некоторые дополнения в действующее законодательство, которые будут носить по большей части уточняющий характер, не меняющий радикально обязанности совета директоров.

В любом случае организация внутреннего аудита - это сложный многоступенчатый процесс, включающий следующие этапы:

1) выявление и четкое определение круга вопросов для решения которых формируется комитет по внутреннему аудиту, построение системы целей создания комитета в соответствии с политикой корпорации;

2) определение основных функций, необходимых для достижения поставленных целей;

3) объединение однотипных функций в группы и формирование на их основе структурных единиц (звеньев) комитета, специализированных на выполнении этих функций;

4) разработка схем взаимоотношений, определение обязанностей, прав и ответственности для каждой структурной единицы, документальное закрепление всего этого в должностных инструкциях и положениях;

5) соединение вышеуказанных структурных единиц в единое целое - комитет по внутреннему аудиту, определение его организационного статуса в соответствии с установленным набором целей, задач и функций структурных единиц;

6) разработка внутрифирменных стандартов внутреннего аудита и Кодекса этики.

Место отдела внутреннего аудита в оргструктуре организации, его функциональная направленность, численность и квалификационные характеристики кадрового состава, материально-техническое, финансовое и информационное обеспечение отдела, особенности структуры взаимоотношений и порядка функциональной и административной подчиненности внутри отдела, в том числе при наличии у него децентрализованных отделений, структура взаимоотношений комитета с другими подразделениями организации зависят от многих факторов. Основными из них являются:

- цели создания отдела;

- организационно-правовая форма, размеры, ресурсы, оргструктура, масштабы и виды деятельности организации;

- количество и региональная неоднородность месторасположения ее обособленных подразделений или дочерних компаний.

Структура и иерархический ранг отдела внутреннего аудита во многом зависят от позиции руководства организации по отношению к внутреннему контролю (т.е. от того, насколько правильно понимает руководство роль внутреннего контроля в управлении организацией), формируются по мере организационного развития управления, накопления финансового, кадрового, интеллектуального потенциала. Отдел внутреннего аудита может вначале формироваться как штабное звено с чисто консультативными функциями. По мере возрастания его влияния на деятельность организации в его функции станут передаваться непосредственно реализация контрольных задач и разработка рекомендаций по совершенствованию всех уровней управления в организации. В принципе, отдел внутреннего аудита должен состоять исключительно из независимых директоров. Наиболее эффективно функционируют отделы в относительно небольшом составе (3 - 5 человек). Прототипом отделов внутреннего аудита могут являться службы целевого контроля, функционирующие на некоторых крупных производственных объединениях и предприятиях еще со времен плановой экономики.

В.В.Бурцев

Д. э. н.,

профессор кафедры

бухгалтерского учета РЭА

им. Г.В.Плеханова,

аудитор ЗАО "Ин-Аудит"

Подписано в печать

26.12.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Основные средства как элемент учетной политики ("Современный бухучет", 2004, N 2) >
Вопрос: Увеличивает ли стоимость основных средств сумма расходов на реконструкцию здания банка? ("Интернет-сайт МНС России", 2003)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.