![]() |
| ![]() |
|
Статья: О внутреннем аудите ("Современный бухучет", 2004, N 2)
"Современный бухучет", N 2, 2004
О ВНУТРЕННЕМ АУДИТЕ
В экономически развитых государствах бизнесмены уделяют внутреннему аудиту такое же пристальное внимание, как и внешнему. У нас в стране пока не так: если становление внешнего аудита в России, можно сказать, уже состоялось, то отечественный внутренний аудит и в профессиональном, и в законодательном, и в институциональном аспектах сегодня находится в зачаточном состоянии. Значение внутреннего аудита еще в полной мере не оценено.
Для чего нужен внутренний аудит?
Необходимость внутреннего аудита вытекает из проблем, связанных с "эффектом масштаба". По мере роста масштаба деятельности организации и, соответственно, расширения аппарата управления возникают проблемы, связанные с обменом информацией, координацией решений, увеличивается вероятность принятия различными звеньями управления решений, противоречащих друг другу, затрудняется контроль различных звеньев управления со стороны центрального руководства, что повышает риск ошибок и злоупотреблений персонала. В связи с этим главной задачей внутренних аудиторов является обеспечение удовлетворения потребностей органов управления в контрольной информации по различным вопросам. Основными функциями внутреннего аудита являются: осуществление проверок звеньев управления, предоставление обоснованных предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления; осуществление экспертных оценок различных сторон функционирования организации и предоставление обоснованных предложений по их совершенствованию. Кроме того, в компетенцию внутренних аудиторов входят экспертиза средств управления риском (в частности, риском, связанным с условными обязательствами и аналогичными статьями финансовой отчетности), контроль за осуществлением программы по соблюдению этических норм, организация специальных расследований и надзор за их проведением. Практическая польза от создания отдела внутреннего аудита для каждой отдельно взятой организации различна. Наиболее общие аспекты необходимости внутреннего аудита заключаются в следующем: - во-первых, это позволяет совету директоров или исполнительному органу наладить эффективный контроль за автономными подразделениями организации;
- во-вторых, проводимые внутренними аудиторами целевые контрольные проверки и анализ выявляют резервы производства и наиболее перспективные направления развития; - в-третьих, внутренние аудиторы наряду с контролем часто выполняют и консультативные функции в отношении должностных лиц финансово-экономических, бухгалтерских и иных служб в головной организации, ее филиалах и дочерних компаниях. Наличие эффективного внутреннего аудита в последние годы стало в глазах инвесторов одним из важнейших символов приверженности компании должному уровню менеджмента. Более того, наличие или отсутствие внутреннего аудита в публичной компании рассматривается как важный фактор эффективности деятельности.
Обязанности внутренних аудиторов
Основными обязанностями внутренних аудиторов являются: - оценка управленческих информационных систем и процедур, используемых при применении стандартов бухгалтерского учета и составлении финансовой отчетности, особенно в тех случаях, когда планируются существенные изменения; - проверка предварительного варианта финансовой отчетности на предмет своевременности, надежности и достоверности раскрываемой в ней информации. Другими словами, установление ее соответствия Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО); - регулярное изучение отчетов независимых и внутренних аудиторов, встречи с аудиторами и соответствующими представителями высшего менеджмента для обсуждения результатов аудита и анализа предварительных вариантов квартальной и годовой финансовой отчетности; - встречи с внешними аудиторами, лицами, проводящими специальные расследования, консультантами и менеджерами для обсуждения результатов их деятельности, попадающей в сферу компетенции комитета по аудиту (в сферу его компетенции, в частности, входят управление риском, система внутреннего контроля и ответственность менеджеров перед заинтересованными лицами, соблюдение природоохранного законодательства, кодекса этики, законов и других нормативных актов и проч.); - проведение закрытых заседаний (как правило, 3 - 4 раза в год) без участия представителей менеджмента, в том числе по крайней мере одного закрытого заседания с участием независимых аудиторов отдельно от внутренних аудиторов с тем, чтобы аудиторы могли высказать имеющиеся у них опасения, указать на отсутствие необходимых им полномочий или ресурсов и т.п.; - своевременное информирование совета директоров о серьезных проблемах, требующих его вмешательства. Помимо исполнения вышеуказанных задач внутренние аудиторы должны: - участвовать в разработке внутренних организационно-нормативных документов; - решать задачи финансово-экономической диагностики и выработки финансовой стратегии (совместно с финансово-экономическими отделами); - консультировать работников организации по различным вопросам законодательства; - участвовать в мероприятиях по повышению квалификации персонала организации; - оказывать консультации работникам аппарата управления по исполнению различных финансово-хозяйственных операций; - участвовать в постановке бухгалтерского учета.
Дополнительные функции внутреннего аудита
Как известно, исход дела (сделки) зависит от возможности повлиять на посылки решения, выбор альтернатив, информацию, собранную по альтернативам. Такие возможности могут оказаться в руках сотрудников, преследующих сугубо личные либо узкогрупповые цели. В этом случае внутренний аудитор при санкции руководителя или собственников должен проявить свою компетентность и практические навыки в критическом подходе к каждому принимаемому решению совершить более или менее существенную для предприятия сделку. Оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой, - одна из важнейших функций внутреннего аудитора. Задачи специализированных контролирующих подразделений (отдела методов и средств контроля, отдела входного контроля, отдела технического контроля) во избежание дублирования не следует включать в программы внутреннего аудита. Но для проверки деятельности работников этих подразделений, включая работников, обслуживающих функционирование компьютерных систем, в штате отдела внутреннего аудита необходимо иметь специалистов, владеющих навыками контроля в соответствующих технико-технологических направлениях. При отсутствии в организации специализированного подразделения налогового планирования проработка этих вопросов может входить в функции внутренних аудиторов. Налоговое планирование (налоговая оптимизация) - это выбор оптимального варианта осуществления деятельности и размещения активов, направленного на достижение возможно более низкого уровня возникающих налоговых обязательств. Эту задачу внутренние аудиторы решают в тесном взаимодействии с сотрудниками юридического отдела, так как необходима согласованность мнений относительно использования налогового законодательства и налоговых льгот, а также их увязки с правовыми формами оформления сделок. Внутренние аудиторы могут исполнять иные обязанности, определенные руководством организации, в соответствии с целями создания отдела внутреннего аудита.
Внутренний аудит и ревизия
Практика аудиторской фирмы "Ин-Аудит" свидетельствует о том, что лишь небольшое количество российских компаний имеют в составе своего совета директоров комитеты по внутреннему аудиту. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон) не содержит ни указаний на существование каких-либо подразделений в составе совета директоров, ни прямого запрета на их создание. То есть Закон не является препятствием для формирования комитета по аудиту в рамках совета директоров (хотя было бы весьма желательным внесение в текст Закона поправки, содержащей прямое указание на возможность создания такого комитета). Закон, однако, содержит специальную статью, предусматривающую обязательное создание в акционерном обществе ревизионной комиссии в качестве органа контроля финансово-хозяйственной деятельности общества. В соответствии со ст.85 Закона ревизионная комиссия обязана проводить ревизию финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества не реже одного раза в год по итогам годовой деятельности. Внеочередные проверки (ревизии) могут быть инициированы ревизионной комиссией общества, решением общего собрания акционеров, советом директоров или акционером (акционерами) общества, владеющим в совокупности не менее чем 10% голосующих акций общества. Ревизионная комиссия является лишь одной из форм внутреннего аудита, как сказано в российских стандартах аудиторской деятельности. Хотя члены ревизионной комиссии не могут одновременно являться членами совета директоров общества, а также занимать иные должности в органах управления обществом, на них возложен ряд функций, сходных с теми, которые выполняют внутренние аудиторы. Вместе с тем основная цель и фактическое содержание деятельности ревизионной комиссии являются более узкими, чем функции и полномочия внутреннего аудита, и заключаются лишь в осуществлении контроля за соответствием финансово-хозяйственной деятельности общества требованиям российского законодательства. Анализ сравнительных аспектов двух форм внутреннего аудита - деятельности ревизионных комиссий (ревизоров) и деятельности сотрудников отделов (групп, бюро и т.п.) внутреннего аудита (внутренних аудиторов) представлен в таблице.
Сравнительная характеристика особенностей институтов аудита
——————————————————————T—————————————————————T————————————————————¬ | | Отдел (бюро, группа)|Ревизионная комиссия| | Аспект | внутреннего аудита | (ревизоры) | | |(внутренние аудиторы)| | +—————————————————————+—————————————————————+————————————————————+ |Цель создания |Определяется советом |Определяется | | |директоров либо |законодательством | | |исполнительным |(Федеральные законы | | |органом управления |от 26.12.1995 | | |организации |N 208—ФЗ | | | |"Об акционерных | | | |обществах"; | | | |от 08.02.1998 | | | |N 14—ФЗ | | | |"Об обществах с | | | |ограниченной | | | |ответственностью"; | | | |от 08.05.1996 | | | |N 41—ФЗ | | | |"О производственных | | | |кооперативах") либо | | | |исключительно по | | | |решению участников | | | |общества (в | | | |обществах, имеющих | | | |менее 15 участников)| | | |с ограниченной или | | | |дополнительной | | | |ответственностью | +—————————————————————+—————————————————————+————————————————————+ |Постановка задач |Задачи определяются |Определяется | | |советом директоров |законодательством, | | |либо исполнительным |высшим органом | | |органом управления |управления (общим | | |исходя из |собранием участников| | |потребностей в части |хозяйственного | | |контрольной |общества или членов | | |информации |производственного | | |(информации для |кооператива), по | | |принятия |решению совета | | |управленческих |директоров | | |решений), а также |(наблюдательного | | |самостоятельно исходя|совета), по решению | | |из специфики работ |не менее чем 10% | | | |участников общества | | | |(членов | | | |кооператива), а | | | |также самостоятельно| | | |ревизором или | | | |ревизионной | | | |комиссией (на | | | |заседаниях) | +—————————————————————+—————————————————————+————————————————————+ |Субъекты |Работники, |Лица, как состоящие,| | |находящиеся в штате |так и не состоящие в| | |организации |штате организации | | | |(не связанные | | | |служебными | | | |отношениями с | | | |руководством). В | | | |производственных | | | |кооперативах при | | | |числе членов более | | | |20 в состав | | | |ревизионной | | | |комиссии могут быть | | | |включены только | | | |члены кооператива | +—————————————————————+—————————————————————+————————————————————+ |Определение |Осуществляется |Компетенция | |потребности |советом директоров |исключительно | |(количественной) в |либо исполнительным |высшего органа | |персонале |органом |управления. При этом| | | |в производственных | | | |кооперативах при | | | |числе членов более | | | |20 в составе | | | |ревизионной комиссии| | | |должно быть не менее| | | |чем 3 члена | | | |кооператива | +—————————————————————+—————————————————————+————————————————————+ |Взаимоотношения с |Определяются статусом|Орган | |советом директоров и |в оргструктуре. |внутрихозяйственной | |исполнительным |Внутренние аудиторы |ревизии (ревизионная| |органом |могут подчиняться |комиссия, ревизор) | |(администрацией) |либо исполнительному |не подчинен ни | | |органу, либо |совету директоров, | | |аудиторскому комитету|ни исполнительному | | |совета директоров |органу | | | |(администрации) | +—————————————————————+—————————————————————+————————————————————+ |Оплата |Начисление заработной|Размеры и порядок | | |платы по штатному |оплаты труда | | |расписанию |определяются общим | | | |собранием | | | |собственников | +—————————————————————+—————————————————————+————————————————————+ |Компетенция и порядок|Компетенция и |Компетенция | |деятельности |требования к |определяется | | |квалификации |законодательством, а| | |персонала |также высшим органом| | |определяются советом |управления | | |директоров либо |(требования к | | |исполнительным |квалификации | | |органом управления, |персонала | | |документально |определяются | | |закрепляются в Уставе|исключительно общим | | |и детализируются в |собранием), | | |Положении об отделе |закрепляется в | | |(бюро, секторе и |Уставе и | | |т.п.) внутреннего |детализируется в | | |аудита (о внутреннем |Положении о | | |аудиторе общества), а|ревизионной комиссии| | |также в Стандартах |(ревизоре). Порядок | | |внутреннего аудита |деятельности | | |(внутрифирменных). |определяется высшим | | |Порядок деятельности |органом управления, | | |определяется, |документально | | |документально |закрепляется и им же| | |закрепляется и |утверждается | | |утверждается советом | | | |директоров либо | | | |исполнительным | | | |органом | | +—————————————————————+—————————————————————+————————————————————+ |Отчетность |Перед советом |Перед общим | | |директоров либо перед|собранием участников| | |исполнительным |общества либо общим | | |органом |собранием членов или| | | |наблюдательным | | | |советом | | | |производственного | | | |кооператива | +—————————————————————+—————————————————————+————————————————————+ |Срок полномочий |Определяется советом |Срок полномочий | |органа (субъектов) |директоров либо |органа в его | | |исполнительным |определенном составе| | |органом (отдел |(т.е. период до | | |внутреннего аудита |переизбрания его | | |может быть |субъектов) | | |ликвидирован в |определяется общим | | |любой момент по |собранием участников| | |решению совета |общества или членов | | |директоров либо |производственного | | |исполнительного |кооператива (обычно | | |органа) |от 1 года до 5 лет),| | | |закрепляется в | | | |Уставе и в Положении| | | |о ревизионной | | | |комиссии (ревизоре).| | | |В любое время высший| | | |орган управления | | | |вправе изменить | | | |состав (кадровый, | | | |структурный, | | | |количественный) | | | |органа | | | |внутрихозяйственной | | | |ревизии, внеся | | | |соответствующие | | | |поправки в Устав | | | |(Положение) | +—————————————————————+—————————————————————+————————————————————+ |Ответственность |Перед советом |Перед общим | | |директоров либо |собранием участников| | |исполнительным |общества (членов | | |органом за качество и|производственного | | |своевременность |кооператива) за | | |выполнения |качество и | | |должностных |своевременность | | |обязанностей (задач и|выполнения своих | | |функций органа), а |служебных функций и | | |также за превышение |превышение | | |полномочий |полномочий | +—————————————————————+—————————————————————+————————————————————+ |Независимость |Определяется |Определяется | | |оргстатусом, порядком|служебными | | |оплаты труда, |отношениями с | | |самостоятельностью в |руководством, а | | |принятии решений, |также системой | | |свободой от |вознаграждений | | |конфликтов интересов,|(оплаты труда) | | |внутренними | | | |стандартами | | +—————————————————————+—————————————————————+————————————————————+ |Планирование и |Планы и порядок работ|Планы и порядок | |организация |определяются |работ определяются | |деятельности |(главным) внутренним |на заседаниях | | |аудитором по |ревизионной комиссии| | |согласованию с |(либо ревизором), | | |аудиторским комитетом|утверждаются | | |совета директоров |председателем | | |либо исполнительным |ревизионной комиссии| | |органом (либо |(либо ревизором). | | |исключительно |Проверка по итогам | | |органами управления);|финансово— | | |утверждает |хозяйственной | | |(генеральные) планы |деятельности за год | | |работ совет |обязательна | | |директоров либо | | | |исполнительный орган | | +—————————————————————+—————————————————————+————————————————————+ |Объекты |Могут быть одинаковыми (например, системы | | |обработки и интеграции маркетинговой | | |информации, необходимой для принятия | | |решений по крупным сделкам советом | | |директоров), но ревизионная комиссия, в | | |отличие от отдела внутреннего аудита, | | |проверяет также деятельность совета | | |директоров | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Методы |Могут быть одинаковыми при решении одних и| | |тех же задач | +—————————————————————+—————————————————————T————————————————————+ |Регламентация и |Кроме Положения об |Статус органа | |стандартизация |отделе (аудиторе) и |закрепляется в | |(определение порядка |должностных |Уставе и | |взаимодействий с |инструкций |детализируется в | |проверяемыми |разрабатываются |Положении о | |работниками, |Стандарты внутреннего|ревизионной комиссии| |определение базовых |аудита и Кодекс |(ревизоре). | |принципов, методик и |этики внутренних |Стандарты и Кодекс | |т.д.) |аудиторов |этики для ревизоров | | |(внутренние) |не разрабатываются | +—————————————————————+—————————————————————+————————————————————+ |Содержание |Могут быть одинаковыми (например: оценка | |контрольных функций |целесообразности сбытовой политики, | | |правомочности принятых решений, | | |обоснованности смет коммерческих расходов,| | |адекватности процедур внутреннего контроля| | |сбыта продукции, предварительное | | |рассмотрение планов общества и т.д.). | | |Также могут выполняться и консультативные | | |функции | +—————————————————————+——————————————————————————————————————————+ |Степень надежности |Определяются многими факторами, в том | |информации по |числе независимостью, объективностью, | |результатам проверок |компетентностью, личностными | |(например, в плане ее|характеристиками (честностью, прилежностью| |использования |и т.д.) субъектов органа, наличием | |внешними аудиторами) |Стандартов и Кодекса этики (для внутренних| | |аудиторов), а также общей средой контроля | | |коммерческой организации | +—————————————————————+—————————————————————T————————————————————+ |Основные результаты |Отражаются в отчетах |По итогам проверок | |деятельности |и заключениях |финансово— | | |(по форме, |хозяйственной | | |утверждаемой советом |деятельности за год | | |директоров либо |на основании акта | | |исполнительным |ревизии составляется| | |органом). Содержание |заключение, в | | |отчетов (заключений) |котором должны | | |отвечает целям и |содержаться: | | |задачам проведенных |подтверждение | | |проверок. |достоверности | | |Представляются |данных, | | |рекомендации по |содержащихся в | | |устранению |годовом отчете | | |недостатков |общему собранию, | | |и совершенствованию |бухгалтерском | | |различных сторон |балансе, отчете о | | |управления |прибылях и убытках; | | |организацией |информация о | | |(деятельности |нарушениях порядка | | |организации) |ведения | | | |бухгалтерского | | | |учета и | | | |представления | | | |финансовой | | | |отчетности. По | | | |итогам иных | | | |проверок | | | |составляются | | | |докладные записки, | | | |акты, ведомости | | | |нарушений. | | | |Представляются | | | |рекомендации по | | | |устранению | | | |недостатков и | | | |совершенствованию | | | |управления | +—————————————————————+—————————————————————+————————————————————+ |Точность информации |Множество |Максимальная | |по результатам |приблизительных |точность; выявление | |контроля |оценок в соответствии|виновных лиц и | | |с принципом разумной |размера ущерба | | |достаточности (т.е. |обязательно | | |учитывая соотношение | | | |затрат и результатов)| | | |собранных данных для | | | |выражения мнения | | | |относительно объекта | | | |контроля; выявление | | | |виновников и размера | | | |ущерба осуществляется| | | |по решению органов | | | |управления | | L—————————————————————+—————————————————————+————————————————————— Закон не содержит каких-либо положений в отношении ответственности членов ревизионных комиссий за осуществляемые ими функции (при наличии такой ответственности у членов совета директоров). Эти обстоятельства делают актуальным вопрос о том, какая же из двух структур (отдел внутреннего аудита или ревизионная комиссия) в российских компаниях способна выполнять функции контроля за подготовкой объективной финансовой информации и оценки эффективности системы внутреннего контроля, выявления и управления рисками. С нашей точки зрения, такой структурой являются отделы внутреннего аудита, поскольку внутренние аудиторы способны выполнять значительный объем контрольных функций, возложенных на совет директоров. Кроме того, отделы внутреннего аудита используются в подавляющем большинстве стран и привычны для иностранных инвесторов.
Создание отделов внутреннего аудита
Для введения отделов внутреннего аудита в российскую практику корпоративного управления потребуется внести некоторые дополнения в действующее законодательство, которые будут носить по большей части уточняющий характер, не меняющий радикально обязанности совета директоров. В любом случае организация внутреннего аудита - это сложный многоступенчатый процесс, включающий следующие этапы: 1) выявление и четкое определение круга вопросов для решения которых формируется комитет по внутреннему аудиту, построение системы целей создания комитета в соответствии с политикой корпорации; 2) определение основных функций, необходимых для достижения поставленных целей; 3) объединение однотипных функций в группы и формирование на их основе структурных единиц (звеньев) комитета, специализированных на выполнении этих функций; 4) разработка схем взаимоотношений, определение обязанностей, прав и ответственности для каждой структурной единицы, документальное закрепление всего этого в должностных инструкциях и положениях; 5) соединение вышеуказанных структурных единиц в единое целое - комитет по внутреннему аудиту, определение его организационного статуса в соответствии с установленным набором целей, задач и функций структурных единиц; 6) разработка внутрифирменных стандартов внутреннего аудита и Кодекса этики. Место отдела внутреннего аудита в оргструктуре организации, его функциональная направленность, численность и квалификационные характеристики кадрового состава, материально-техническое, финансовое и информационное обеспечение отдела, особенности структуры взаимоотношений и порядка функциональной и административной подчиненности внутри отдела, в том числе при наличии у него децентрализованных отделений, структура взаимоотношений комитета с другими подразделениями организации зависят от многих факторов. Основными из них являются: - цели создания отдела; - организационно-правовая форма, размеры, ресурсы, оргструктура, масштабы и виды деятельности организации; - количество и региональная неоднородность месторасположения ее обособленных подразделений или дочерних компаний. Структура и иерархический ранг отдела внутреннего аудита во многом зависят от позиции руководства организации по отношению к внутреннему контролю (т.е. от того, насколько правильно понимает руководство роль внутреннего контроля в управлении организацией), формируются по мере организационного развития управления, накопления финансового, кадрового, интеллектуального потенциала. Отдел внутреннего аудита может вначале формироваться как штабное звено с чисто консультативными функциями. По мере возрастания его влияния на деятельность организации в его функции станут передаваться непосредственно реализация контрольных задач и разработка рекомендаций по совершенствованию всех уровней управления в организации. В принципе, отдел внутреннего аудита должен состоять исключительно из независимых директоров. Наиболее эффективно функционируют отделы в относительно небольшом составе (3 - 5 человек). Прототипом отделов внутреннего аудита могут являться службы целевого контроля, функционирующие на некоторых крупных производственных объединениях и предприятиях еще со времен плановой экономики.
В.В.Бурцев Д. э. н., профессор кафедры бухгалтерского учета РЭА им. Г.В.Плеханова, аудитор ЗАО "Ин-Аудит" Подписано в печать 26.12.2003
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |