|
|
Статья: О внутреннем аудите ("Современный бухучет", 2004, N 2)
"Современный бухучет", N 2, 2004
О ВНУТРЕННЕМ АУДИТЕ
В экономически развитых государствах бизнесмены уделяют внутреннему аудиту такое же пристальное внимание, как и внешнему. У нас в стране пока не так: если становление внешнего аудита в России, можно сказать, уже состоялось, то отечественный внутренний аудит и в профессиональном, и в законодательном, и в институциональном аспектах сегодня находится в зачаточном состоянии. Значение внутреннего аудита еще в полной мере не оценено.
Для чего нужен внутренний аудит?
Необходимость внутреннего аудита вытекает из проблем, связанных с "эффектом масштаба". По мере роста масштаба деятельности организации и, соответственно, расширения аппарата управления возникают проблемы, связанные с обменом информацией, координацией решений, увеличивается вероятность принятия различными звеньями управления решений, противоречащих друг другу, затрудняется контроль различных звеньев управления со стороны центрального руководства, что повышает риск ошибок и злоупотреблений персонала. В связи с этим главной задачей внутренних аудиторов является обеспечение удовлетворения потребностей органов управления в контрольной информации по различным вопросам. Основными функциями внутреннего аудита являются: осуществление проверок звеньев управления, предоставление обоснованных предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления; осуществление экспертных оценок различных сторон функционирования организации и предоставление обоснованных предложений по их совершенствованию. Кроме того, в компетенцию внутренних аудиторов входят экспертиза средств управления риском (в частности, риском, связанным с условными обязательствами и аналогичными статьями финансовой отчетности), контроль за осуществлением программы по соблюдению этических норм, организация специальных расследований и надзор за их проведением. Практическая польза от создания отдела внутреннего аудита для каждой отдельно взятой организации различна. Наиболее общие аспекты необходимости внутреннего аудита заключаются в следующем: - во-первых, это позволяет совету директоров или исполнительному органу наладить эффективный контроль за автономными подразделениями организации;
- во-вторых, проводимые внутренними аудиторами целевые контрольные проверки и анализ выявляют резервы производства и наиболее перспективные направления развития; - в-третьих, внутренние аудиторы наряду с контролем часто выполняют и консультативные функции в отношении должностных лиц финансово-экономических, бухгалтерских и иных служб в головной организации, ее филиалах и дочерних компаниях. Наличие эффективного внутреннего аудита в последние годы стало в глазах инвесторов одним из важнейших символов приверженности компании должному уровню менеджмента. Более того, наличие или отсутствие внутреннего аудита в публичной компании рассматривается как важный фактор эффективности деятельности.
Обязанности внутренних аудиторов
Основными обязанностями внутренних аудиторов являются: - оценка управленческих информационных систем и процедур, используемых при применении стандартов бухгалтерского учета и составлении финансовой отчетности, особенно в тех случаях, когда планируются существенные изменения; - проверка предварительного варианта финансовой отчетности на предмет своевременности, надежности и достоверности раскрываемой в ней информации. Другими словами, установление ее соответствия Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО); - регулярное изучение отчетов независимых и внутренних аудиторов, встречи с аудиторами и соответствующими представителями высшего менеджмента для обсуждения результатов аудита и анализа предварительных вариантов квартальной и годовой финансовой отчетности; - встречи с внешними аудиторами, лицами, проводящими специальные расследования, консультантами и менеджерами для обсуждения результатов их деятельности, попадающей в сферу компетенции комитета по аудиту (в сферу его компетенции, в частности, входят управление риском, система внутреннего контроля и ответственность менеджеров перед заинтересованными лицами, соблюдение природоохранного законодательства, кодекса этики, законов и других нормативных актов и проч.); - проведение закрытых заседаний (как правило, 3 - 4 раза в год) без участия представителей менеджмента, в том числе по крайней мере одного закрытого заседания с участием независимых аудиторов отдельно от внутренних аудиторов с тем, чтобы аудиторы могли высказать имеющиеся у них опасения, указать на отсутствие необходимых им полномочий или ресурсов и т.п.; - своевременное информирование совета директоров о серьезных проблемах, требующих его вмешательства. Помимо исполнения вышеуказанных задач внутренние аудиторы должны: - участвовать в разработке внутренних организационно-нормативных документов; - решать задачи финансово-экономической диагностики и выработки финансовой стратегии (совместно с финансово-экономическими отделами); - консультировать работников организации по различным вопросам законодательства; - участвовать в мероприятиях по повышению квалификации персонала организации; - оказывать консультации работникам аппарата управления по исполнению различных финансово-хозяйственных операций; - участвовать в постановке бухгалтерского учета.
Дополнительные функции внутреннего аудита
Как известно, исход дела (сделки) зависит от возможности повлиять на посылки решения, выбор альтернатив, информацию, собранную по альтернативам. Такие возможности могут оказаться в руках сотрудников, преследующих сугубо личные либо узкогрупповые цели. В этом случае внутренний аудитор при санкции руководителя или собственников должен проявить свою компетентность и практические навыки в критическом подходе к каждому принимаемому решению совершить более или менее существенную для предприятия сделку. Оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой, - одна из важнейших функций внутреннего аудитора. Задачи специализированных контролирующих подразделений (отдела методов и средств контроля, отдела входного контроля, отдела технического контроля) во избежание дублирования не следует включать в программы внутреннего аудита. Но для проверки деятельности работников этих подразделений, включая работников, обслуживающих функционирование компьютерных систем, в штате отдела внутреннего аудита необходимо иметь специалистов, владеющих навыками контроля в соответствующих технико-технологических направлениях. При отсутствии в организации специализированного подразделения налогового планирования проработка этих вопросов может входить в функции внутренних аудиторов. Налоговое планирование (налоговая оптимизация) - это выбор оптимального варианта осуществления деятельности и размещения активов, направленного на достижение возможно более низкого уровня возникающих налоговых обязательств. Эту задачу внутренние аудиторы решают в тесном взаимодействии с сотрудниками юридического отдела, так как необходима согласованность мнений относительно использования налогового законодательства и налоговых льгот, а также их увязки с правовыми формами оформления сделок. Внутренние аудиторы могут исполнять иные обязанности, определенные руководством организации, в соответствии с целями создания отдела внутреннего аудита.
Внутренний аудит и ревизия
Практика аудиторской фирмы "Ин-Аудит" свидетельствует о том, что лишь небольшое количество российских компаний имеют в составе своего совета директоров комитеты по внутреннему аудиту. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон) не содержит ни указаний на существование каких-либо подразделений в составе совета директоров, ни прямого запрета на их создание. То есть Закон не является препятствием для формирования комитета по аудиту в рамках совета директоров (хотя было бы весьма желательным внесение в текст Закона поправки, содержащей прямое указание на возможность создания такого комитета). Закон, однако, содержит специальную статью, предусматривающую обязательное создание в акционерном обществе ревизионной комиссии в качестве органа контроля финансово-хозяйственной деятельности общества. В соответствии со ст.85 Закона ревизионная комиссия обязана проводить ревизию финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества не реже одного раза в год по итогам годовой деятельности. Внеочередные проверки (ревизии) могут быть инициированы ревизионной комиссией общества, решением общего собрания акционеров, советом директоров или акционером (акционерами) общества, владеющим в совокупности не менее чем 10% голосующих акций общества. Ревизионная комиссия является лишь одной из форм внутреннего аудита, как сказано в российских стандартах аудиторской деятельности. Хотя члены ревизионной комиссии не могут одновременно являться членами совета директоров общества, а также занимать иные должности в органах управления обществом, на них возложен ряд функций, сходных с теми, которые выполняют внутренние аудиторы. Вместе с тем основная цель и фактическое содержание деятельности ревизионной комиссии являются более узкими, чем функции и полномочия внутреннего аудита, и заключаются лишь в осуществлении контроля за соответствием финансово-хозяйственной деятельности общества требованиям российского законодательства. Анализ сравнительных аспектов двух форм внутреннего аудита - деятельности ревизионных комиссий (ревизоров) и деятельности сотрудников отделов (групп, бюро и т.п.) внутреннего аудита (внутренних аудиторов) представлен в таблице.
Сравнительная характеристика особенностей институтов аудита
——————————————————————T—————————————————————T————————————————————¬
| | Отдел (бюро, группа)|Ревизионная комиссия|
| Аспект | внутреннего аудита | (ревизоры) |
| |(внутренние аудиторы)| |
+—————————————————————+—————————————————————+————————————————————+
|Цель создания |Определяется советом |Определяется |
| |директоров либо |законодательством |
| |исполнительным |(Федеральные законы |
| |органом управления |от 26.12.1995 |
| |организации |N 208—ФЗ |
| | |"Об акционерных |
| | |обществах"; |
| | |от 08.02.1998 |
| | |N 14—ФЗ |
| | |"Об обществах с |
| | |ограниченной |
| | |ответственностью"; |
| | |от 08.05.1996 |
| | |N 41—ФЗ |
| | |"О производственных |
| | |кооперативах") либо |
| | |исключительно по |
| | |решению участников |
| | |общества (в |
| | |обществах, имеющих |
| | |менее 15 участников)|
| | |с ограниченной или |
| | |дополнительной |
| | |ответственностью |
+—————————————————————+—————————————————————+————————————————————+
|Постановка задач |Задачи определяются |Определяется |
| |советом директоров |законодательством, |
| |либо исполнительным |высшим органом |
| |органом управления |управления (общим |
| |исходя из |собранием участников|
| |потребностей в части |хозяйственного |
| |контрольной |общества или членов |
| |информации |производственного |
| |(информации для |кооператива), по |
| |принятия |решению совета |
| |управленческих |директоров |
| |решений), а также |(наблюдательного |
| |самостоятельно исходя|совета), по решению |
| |из специфики работ |не менее чем 10% |
| | |участников общества |
| | |(членов |
| | |кооператива), а |
| | |также самостоятельно|
| | |ревизором или |
| | |ревизионной |
| | |комиссией (на |
| | |заседаниях) |
+—————————————————————+—————————————————————+————————————————————+
|Субъекты |Работники, |Лица, как состоящие,|
| |находящиеся в штате |так и не состоящие в|
| |организации |штате организации |
| | |(не связанные |
| | |служебными |
| | |отношениями с |
| | |руководством). В |
| | |производственных |
| | |кооперативах при |
| | |числе членов более |
| | |20 в состав |
| | |ревизионной |
| | |комиссии могут быть |
| | |включены только |
| | |члены кооператива |
+—————————————————————+—————————————————————+————————————————————+
|Определение |Осуществляется |Компетенция |
|потребности |советом директоров |исключительно |
|(количественной) в |либо исполнительным |высшего органа |
|персонале |органом |управления. При этом|
| | |в производственных |
| | |кооперативах при |
| | |числе членов более |
| | |20 в составе |
| | |ревизионной комиссии|
| | |должно быть не менее|
| | |чем 3 члена |
| | |кооператива |
+—————————————————————+—————————————————————+————————————————————+
|Взаимоотношения с |Определяются статусом|Орган |
|советом директоров и |в оргструктуре. |внутрихозяйственной |
|исполнительным |Внутренние аудиторы |ревизии (ревизионная|
|органом |могут подчиняться |комиссия, ревизор) |
|(администрацией) |либо исполнительному |не подчинен ни |
| |органу, либо |совету директоров, |
| |аудиторскому комитету|ни исполнительному |
| |совета директоров |органу |
| | |(администрации) |
+—————————————————————+—————————————————————+————————————————————+
|Оплата |Начисление заработной|Размеры и порядок |
| |платы по штатному |оплаты труда |
| |расписанию |определяются общим |
| | |собранием |
| | |собственников |
+—————————————————————+—————————————————————+————————————————————+
|Компетенция и порядок|Компетенция и |Компетенция |
|деятельности |требования к |определяется |
| |квалификации |законодательством, а|
| |персонала |также высшим органом|
| |определяются советом |управления |
| |директоров либо |(требования к |
| |исполнительным |квалификации |
| |органом управления, |персонала |
| |документально |определяются |
| |закрепляются в Уставе|исключительно общим |
| |и детализируются в |собранием), |
| |Положении об отделе |закрепляется в |
| |(бюро, секторе и |Уставе и |
| |т.п.) внутреннего |детализируется в |
| |аудита (о внутреннем |Положении о |
| |аудиторе общества), а|ревизионной комиссии|
| |также в Стандартах |(ревизоре). Порядок |
| |внутреннего аудита |деятельности |
| |(внутрифирменных). |определяется высшим |
| |Порядок деятельности |органом управления, |
| |определяется, |документально |
| |документально |закрепляется и им же|
| |закрепляется и |утверждается |
| |утверждается советом | |
| |директоров либо | |
| |исполнительным | |
| |органом | |
+—————————————————————+—————————————————————+————————————————————+
|Отчетность |Перед советом |Перед общим |
| |директоров либо перед|собранием участников|
| |исполнительным |общества либо общим |
| |органом |собранием членов или|
| | |наблюдательным |
| | |советом |
| | |производственного |
| | |кооператива |
+—————————————————————+—————————————————————+————————————————————+
|Срок полномочий |Определяется советом |Срок полномочий |
|органа (субъектов) |директоров либо |органа в его |
| |исполнительным |определенном составе|
| |органом (отдел |(т.е. период до |
| |внутреннего аудита |переизбрания его |
| |может быть |субъектов) |
| |ликвидирован в |определяется общим |
| |любой момент по |собранием участников|
| |решению совета |общества или членов |
| |директоров либо |производственного |
| |исполнительного |кооператива (обычно |
| |органа) |от 1 года до 5 лет),|
| | |закрепляется в |
| | |Уставе и в Положении|
| | |о ревизионной |
| | |комиссии (ревизоре).|
| | |В любое время высший|
| | |орган управления |
| | |вправе изменить |
| | |состав (кадровый, |
| | |структурный, |
| | |количественный) |
| | |органа |
| | |внутрихозяйственной |
| | |ревизии, внеся |
| | |соответствующие |
| | |поправки в Устав |
| | |(Положение) |
+—————————————————————+—————————————————————+————————————————————+
|Ответственность |Перед советом |Перед общим |
| |директоров либо |собранием участников|
| |исполнительным |общества (членов |
| |органом за качество и|производственного |
| |своевременность |кооператива) за |
| |выполнения |качество и |
| |должностных |своевременность |
| |обязанностей (задач и|выполнения своих |
| |функций органа), а |служебных функций и |
| |также за превышение |превышение |
| |полномочий |полномочий |
+—————————————————————+—————————————————————+————————————————————+
|Независимость |Определяется |Определяется |
| |оргстатусом, порядком|служебными |
| |оплаты труда, |отношениями с |
| |самостоятельностью в |руководством, а |
| |принятии решений, |также системой |
| |свободой от |вознаграждений |
| |конфликтов интересов,|(оплаты труда) |
| |внутренними | |
| |стандартами | |
+—————————————————————+—————————————————————+————————————————————+
|Планирование и |Планы и порядок работ|Планы и порядок |
|организация |определяются |работ определяются |
|деятельности |(главным) внутренним |на заседаниях |
| |аудитором по |ревизионной комиссии|
| |согласованию с |(либо ревизором), |
| |аудиторским комитетом|утверждаются |
| |совета директоров |председателем |
| |либо исполнительным |ревизионной комиссии|
| |органом (либо |(либо ревизором). |
| |исключительно |Проверка по итогам |
| |органами управления);|финансово— |
| |утверждает |хозяйственной |
| |(генеральные) планы |деятельности за год |
| |работ совет |обязательна |
| |директоров либо | |
| |исполнительный орган | |
+—————————————————————+—————————————————————+————————————————————+
|Объекты |Могут быть одинаковыми (например, системы |
| |обработки и интеграции маркетинговой |
| |информации, необходимой для принятия |
| |решений по крупным сделкам советом |
| |директоров), но ревизионная комиссия, в |
| |отличие от отдела внутреннего аудита, |
| |проверяет также деятельность совета |
| |директоров |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Методы |Могут быть одинаковыми при решении одних и|
| |тех же задач |
+—————————————————————+—————————————————————T————————————————————+
|Регламентация и |Кроме Положения об |Статус органа |
|стандартизация |отделе (аудиторе) и |закрепляется в |
|(определение порядка |должностных |Уставе и |
|взаимодействий с |инструкций |детализируется в |
|проверяемыми |разрабатываются |Положении о |
|работниками, |Стандарты внутреннего|ревизионной комиссии|
|определение базовых |аудита и Кодекс |(ревизоре). |
|принципов, методик и |этики внутренних |Стандарты и Кодекс |
|т.д.) |аудиторов |этики для ревизоров |
| |(внутренние) |не разрабатываются |
+—————————————————————+—————————————————————+————————————————————+
|Содержание |Могут быть одинаковыми (например: оценка |
|контрольных функций |целесообразности сбытовой политики, |
| |правомочности принятых решений, |
| |обоснованности смет коммерческих расходов,|
| |адекватности процедур внутреннего контроля|
| |сбыта продукции, предварительное |
| |рассмотрение планов общества и т.д.). |
| |Также могут выполняться и консультативные |
| |функции |
+—————————————————————+——————————————————————————————————————————+
|Степень надежности |Определяются многими факторами, в том |
|информации по |числе независимостью, объективностью, |
|результатам проверок |компетентностью, личностными |
|(например, в плане ее|характеристиками (честностью, прилежностью|
|использования |и т.д.) субъектов органа, наличием |
|внешними аудиторами) |Стандартов и Кодекса этики (для внутренних|
| |аудиторов), а также общей средой контроля |
| |коммерческой организации |
+—————————————————————+—————————————————————T————————————————————+
|Основные результаты |Отражаются в отчетах |По итогам проверок |
|деятельности |и заключениях |финансово— |
| |(по форме, |хозяйственной |
| |утверждаемой советом |деятельности за год |
| |директоров либо |на основании акта |
| |исполнительным |ревизии составляется|
| |органом). Содержание |заключение, в |
| |отчетов (заключений) |котором должны |
| |отвечает целям и |содержаться: |
| |задачам проведенных |подтверждение |
| |проверок. |достоверности |
| |Представляются |данных, |
| |рекомендации по |содержащихся в |
| |устранению |годовом отчете |
| |недостатков |общему собранию, |
| |и совершенствованию |бухгалтерском |
| |различных сторон |балансе, отчете о |
| |управления |прибылях и убытках; |
| |организацией |информация о |
| |(деятельности |нарушениях порядка |
| |организации) |ведения |
| | |бухгалтерского |
| | |учета и |
| | |представления |
| | |финансовой |
| | |отчетности. По |
| | |итогам иных |
| | |проверок |
| | |составляются |
| | |докладные записки, |
| | |акты, ведомости |
| | |нарушений. |
| | |Представляются |
| | |рекомендации по |
| | |устранению |
| | |недостатков и |
| | |совершенствованию |
| | |управления |
+—————————————————————+—————————————————————+————————————————————+
|Точность информации |Множество |Максимальная |
|по результатам |приблизительных |точность; выявление |
|контроля |оценок в соответствии|виновных лиц и |
| |с принципом разумной |размера ущерба |
| |достаточности (т.е. |обязательно |
| |учитывая соотношение | |
| |затрат и результатов)| |
| |собранных данных для | |
| |выражения мнения | |
| |относительно объекта | |
| |контроля; выявление | |
| |виновников и размера | |
| |ущерба осуществляется| |
| |по решению органов | |
| |управления | |
L—————————————————————+—————————————————————+—————————————————————
Закон не содержит каких-либо положений в отношении ответственности членов ревизионных комиссий за осуществляемые ими функции (при наличии такой ответственности у членов совета директоров). Эти обстоятельства делают актуальным вопрос о том, какая же из двух структур (отдел внутреннего аудита или ревизионная комиссия) в российских компаниях способна выполнять функции контроля за подготовкой объективной финансовой информации и оценки эффективности системы внутреннего контроля, выявления и управления рисками. С нашей точки зрения, такой структурой являются отделы внутреннего аудита, поскольку внутренние аудиторы способны выполнять значительный объем контрольных функций, возложенных на совет директоров. Кроме того, отделы внутреннего аудита используются в подавляющем большинстве стран и привычны для иностранных инвесторов.
Создание отделов внутреннего аудита
Для введения отделов внутреннего аудита в российскую практику корпоративного управления потребуется внести некоторые дополнения в действующее законодательство, которые будут носить по большей части уточняющий характер, не меняющий радикально обязанности совета директоров. В любом случае организация внутреннего аудита - это сложный многоступенчатый процесс, включающий следующие этапы: 1) выявление и четкое определение круга вопросов для решения которых формируется комитет по внутреннему аудиту, построение системы целей создания комитета в соответствии с политикой корпорации; 2) определение основных функций, необходимых для достижения поставленных целей; 3) объединение однотипных функций в группы и формирование на их основе структурных единиц (звеньев) комитета, специализированных на выполнении этих функций; 4) разработка схем взаимоотношений, определение обязанностей, прав и ответственности для каждой структурной единицы, документальное закрепление всего этого в должностных инструкциях и положениях; 5) соединение вышеуказанных структурных единиц в единое целое - комитет по внутреннему аудиту, определение его организационного статуса в соответствии с установленным набором целей, задач и функций структурных единиц; 6) разработка внутрифирменных стандартов внутреннего аудита и Кодекса этики. Место отдела внутреннего аудита в оргструктуре организации, его функциональная направленность, численность и квалификационные характеристики кадрового состава, материально-техническое, финансовое и информационное обеспечение отдела, особенности структуры взаимоотношений и порядка функциональной и административной подчиненности внутри отдела, в том числе при наличии у него децентрализованных отделений, структура взаимоотношений комитета с другими подразделениями организации зависят от многих факторов. Основными из них являются: - цели создания отдела; - организационно-правовая форма, размеры, ресурсы, оргструктура, масштабы и виды деятельности организации; - количество и региональная неоднородность месторасположения ее обособленных подразделений или дочерних компаний. Структура и иерархический ранг отдела внутреннего аудита во многом зависят от позиции руководства организации по отношению к внутреннему контролю (т.е. от того, насколько правильно понимает руководство роль внутреннего контроля в управлении организацией), формируются по мере организационного развития управления, накопления финансового, кадрового, интеллектуального потенциала. Отдел внутреннего аудита может вначале формироваться как штабное звено с чисто консультативными функциями. По мере возрастания его влияния на деятельность организации в его функции станут передаваться непосредственно реализация контрольных задач и разработка рекомендаций по совершенствованию всех уровней управления в организации. В принципе, отдел внутреннего аудита должен состоять исключительно из независимых директоров. Наиболее эффективно функционируют отделы в относительно небольшом составе (3 - 5 человек). Прототипом отделов внутреннего аудита могут являться службы целевого контроля, функционирующие на некоторых крупных производственных объединениях и предприятиях еще со времен плановой экономики.
В.В.Бурцев Д. э. н., профессор кафедры бухгалтерского учета РЭА им. Г.В.Плеханова, аудитор ЗАО "Ин-Аудит" Подписано в печать 26.12.2003
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |