![]() |
| ![]() |
|
Интервью: Специальные режимы налогообложения: упрощенная система, ЕНВД ("Налоговые известия Московского региона", 2004, N 1)
"Налоговые известия Московского региона", N 1, 2004
СПЕЦИАЛЬНЫЕ РЕЖИМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ: УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА, ЕНВД
На вопросы читателей отвечает заместитель начальника отдела налогообложения прибыли (доходов) Управления МНС России по Московской области Елена Анатольевна Юрасова.
- Здравствуйте. Беспокоит бухгалтер ювелирного комиссионного магазина. Находимся на "упрощенке". Наши комитенты - юридические лица и предприниматели. Обязаны ли мы платить налог с продаж? - В соответствии с гл.26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ Вы не должны платить налог с продаж. Но дело в том, что Вы можете являться налоговым агентом по другим налогам, в том числе и по налогу с продаж. Это предусмотрено ст.24 НК РФ. И если денежные средства за проданные товары поступают к Вам в кассу или на расчетный счет, то Вы являетесь налоговым агентом по налогу с продаж и должны удержать и перечислить в бюджет соответствующую сумму налога с продаж. Подробнее этот вопрос освещен в ст.354 гл.27 "Налог с продаж" НК РФ.
* * *
- У меня несколько вопросов по упрощенной системе налогообложения... - Я Вас слушаю. - Вопрос первый. В Налоговом кодексе указано, что по ст.346.16 можно учесть расходы на приобретение основных средств. Что именно понимается под такими расходами? - Учет основных средств в упрощенной системе налогообложения ведется по правилам бухгалтерского учета. По Плану счетов расходы на приобретение основных средств учитываются на субсчете 4 "Приобретение объектов основных средств" счета 08 "Вложения во внеоборотные активы". Из этого можно сделать вывод, что в расходы на приобретение основных средств включаются только те затраты, которые отражены по субсчету 4 счета 08. А затраты по другим субсчетам, например субсчету 3 "Строительство объектов основных средств", отнести в состав расходов при упрощенной системе налогообложения нельзя. Однако существует и другое мнение. В этой ситуации надо ждать официальных разъяснений МНС России по этому вопросу. - В налоге на прибыль первоначальная стоимость формируется определенным образом, то есть расходы на приобретение основных средств, включаемые в первоначальную стоимость, перечислены. В "упрощенке" это те же самые расходы или нет? - Нет. В упрощенной системе налогообложения первоначальная стоимость основных средств определяется по правилам бухгалтерского учета, а именно ПБУ 6/01 "Учет основных средств". - Второй вопрос. Если мы перейдем на обычную систему налогообложения, то будем должны в налоговом учете отразить остаточную стоимость, определенную в соответствии с гл.25 НК РФ... - Да, все верно. Это отражено в ст.346.25 НК РФ. Остаточная стоимость определяется как первоначальная стоимость за минусом сумм амортизации, начисленных за период применения упрощенной системы налогообложения, в соответствии с гл.25 НК РФ. - То есть мы должны будем пересчитать первоначальную стоимость? - Да.
* * *
- Наша организация не приобрела основное средство, а получила его иным способом. Можно ли его стоимость включать в расходы? - Если можно, уточните, каким способом в организацию попало основное средство? - Мы его получили безвозмездно. - В расходы включить стоимость безвозмездно полученного основного средства нельзя. - А если мы получили основное средство по договору мены? - Включить в расходы стоимость основного средства, полученного таким образом, тоже нельзя.
* * *
- У организации есть основные средства, приобретенные до перехода на "упрощенку". Списание их остаточной стоимости мы растянули на несколько лет... - Все правильно. По таким основным средствам ст.346.16 Налогового кодекса предусмотрен особый порядок отнесения на расходы остаточной стоимости. Срок списания будет зависеть от срока полезного использования основного средства, определенного в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1. - Это мы знаем. Елена Анатольевна, у нас вопрос в другом. Сейчас мы продали основное средство, купленное до перехода на "упрощенку", но вот остаточную стоимость по нему не успели полностью списать. Что нам с ней делать? Продолжать списывать дальше? - В принципе гл.26.2 Налогового кодекса этого не запрещает. Но здесь необходимо учитывать следующее. Расходы в упрощенке принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п.1 ст.252 Кодекса: расходы должны быть обоснованными, то есть экономически оправданными. Однако расходы по списанию стоимости основного средства после его выбытия трудно признать экономически оправданными. - А если мы продаем основное средство, приобретенное в этом году, то есть после перехода на "упрощенку"? - В этом случае нужно пересчитать налоговую базу за весь период использования основного средства с момента приобретения до даты продажи. Причем при пересчете необходимо учесть положения гл.25 НК РФ. - Подскажите, что значит "с момента приобретения"? То есть с того момента, как мы ввели основное средство в эксплуатацию? - Нет. С того момента, как в бухгалтерском учете приобретенное основное средство поставлено на субсчет 4 "Приобретение объектов основных средств" счета 08 "Вложения во внеоборотные активы". - И в этом случае дата оплаты этого основного средства роли не играет? - Да, все верно.
* * *
- Со следующего года мы собираемся перейти на упрощенную систему налогообложения. Но уже сейчас у нас возникают вопросы... - Давайте разберемся. - Мы арендуем помещение. Арендодатель отдельно выставляет счета за аренду, за электроэнергию, за телефон, за коммунальные услуги. Можно ли все перечисленные затраты включить в расходы? - Из всех перечисленных расходов в упрощенной системе налогообложения можно учесть только арендную плату. Все остальные расходы непосредственно к Вашей организации никакого отношения не имеют. - Почему? - Потому что не арендодатель оказывает эти услуги. Он просто передает понесенные им расходы, а Вы ему их возмещаете. Например, не он же поставляет электроэнергию, а Мосэнерго. А с этой организацией, как я поняла, у Вас договор не заключен. - Конечно, у нас такие договоры не заключены. Хотя у нашего арендодателя есть своя котельная... - В этом случае нужно заключить с ним помимо договора аренды договор на предоставление услуг по отоплению помещения. Тогда расходы на отопление Вы сможете учесть в материальных расходах при расчете единого налога.
* * *
- Мы регулярно оплачиваем санэпидемстанции лабораторные исследования, гигиеническое обучение сотрудников. Как учесть такие расходы? - А что у Вас за вид деятельности? - Мы производим хлебную продукцию, поэтому нас постоянно проверяет СЭС. - Список расходов, которые можно учесть в упрощенной системе налогообложения, ограничен. И я не вижу пункта, по которому можно было бы учесть перечисленные Вами расходы.
* * *
- Фирма по дизайну помещений собирается с 2004 г. перейти на "упрощенку". Уже сейчас известно, что по одному договору в этом году расчеты не закроются и он перейдет на следующий год в качестве незавершенного производства. Когда можно будет в 2004 г. списать эту "незавершенку"? - А какие именно расходы у Вас включены в незавершенное производство? - Это прямые затраты, заработная плата и начисленный на нее ЕСН. - Понятно. Вы можете учесть эти расходы после перехода на упрощенную систему налогообложения либо на дату их оплаты, либо на дату их осуществления, если они уже оплачены до перехода на "упрощенку". Это предусмотрено пп.4 п.1 ст.346.25 Налогового кодекса.
* * *
- Можно ли учесть в упрощенной системе налогообложения услуги сторонних организаций производственного характера? - Нет, такие услуги в расходы при упрощенной системе налогообложения не включаются... - Но ведь в ст.346.16 НК РФ есть ссылка на ст.254 Кодекса, которой мы должны пользоваться при учете материальных расходов. И в этой статье есть пункт, по которому можно учесть услуги производственного характера. Разве не так? - Все верно. Но весь список материальных расходов по ст.254 Налогового кодекса в упрощенную систему налогообложения переносить нельзя. Он используется частично - это именно расходы, которые являются материальными по своему характеру, то есть сырье, материалы, полуфабрикаты и т.д.
* * *
- Беспокоит бухгалтер из Сергиева Посада. В различных печатных изданиях высказываются совершенно разные точки зрения по поводу списания НДС по приобретенным материалам... - Вы работаете на "упрощенке"? Что Вам неясно в этом вопросе? - Да, мы с начала года перешли на "упрощенку". Неясность состоит в том, что одни специалисты утверждают, что НДС надо списывать сразу в момент оприходования и оплаты материалов, а другие говорят, что НДС списывается в части списанных на расходы материалов. Как следует нам поступать? - В упрощенной системе налогообложения при приобретении сырья и материалов НДС нужно учитывать в составе их покупной стоимости. И соответственно переносить на расходы по мере их списания в производство. То есть НДС будет списываться на расходы в составе покупной стоимости материалов частично.
* * *
- У нас объект налогообложения - доходы. Сумму единого налога мы уменьшаем на пенсионные взносы... - Вы имеете в виду взносы на обязательное пенсионное страхование? - Да. Этот взнос состоит из двух частей - страховой и накопительной. На какую часть можно уменьшить сумму единого налога? - Вы уменьшаете единый налог на 14 процентов, то есть на сумму и страхового, и накопительного взноса в ПФР. - У меня еще один вопрос. Мы недавно ремонтировали вывеску. Расходы на ремонт нужно отнести на увеличение стоимости вывески или же можно списать сразу на расходы? - Я правильно Вас поняла - у Вас объектом налогообложения являются доходы? - Да, правильно. - Тогда расходы вообще не учитывайте. А для целей бухгалтерского учета необходимо разобраться, выполнен ремонт вывески или реконструкция. Если последнее, то на стоимость реконструкции нужно увеличивать стоимость основного средства (счет 01). А если просто ремонт, то эти расходы у Вас вообще не учитываются.
* * *
- Мы получили заем. Нужно ли его включать в состав доходов при "упрощенке"? - Нет. Доходы в упрощенной системе налогообложения определяются с учетом положений ст.251 Налогового кодекса. А по этой статье в доходы не включается сумма предоставленного займа.
* * *
- Наша организация имеет магазин с площадью торгового зала 45 кв. м и осуществляет розничную торговлю за наличный расчет. Являемся плательщиками ЕНВД. Иногда возникает ситуация, когда по просьбе покупателя оплата товара производится по безналичному расчету. Нужно ли нам вести раздельно учет по ЕНВД и общему режиму налогообложения и какую отчетность представлять в налоговую инспекцию кроме той, что мы сдаем, являясь плательщиком ЕНВД? - Для целей применения положений гл.26.2 под розничной торговлей понимается торговля товарами за наличный расчет, поэтому реализация товаров по безналичному расчету должна облагаться по общему режиму налогообложения. А вот бухгалтерский учет по деятельности, переведенной и не переведенной на ЕНВД, ведется в общеустановленном порядке. В общем порядке представляется и бухгалтерская отчетность.
* * *
- Фирма осуществляет ремонт ККМ. Подпадаем ли мы под вмененный налог? Попадает ли ремонт ККМ под ремонт оргтехники? - На уплату ЕНВД переводится, в частности, такой вид деятельности, как оказание бытовых услуг. При этом к бытовым услугам относятся платные услуги, оказываемые физическим лицам и классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению в группе 01 "Бытовые услуги". До 1 июля 2003 г. в состав бытовых услуг входили и услуги по ремонту кассовых аппаратов. Однако с 1 июля Госстандарт России внес изменения в Классификатор, согласно которым ремонт кассовых аппаратов был исключен из перечня бытовых услуг. Таким образом, налогоплательщики, оказывающие физическим лицам услуги по ремонту ККМ, по данному виду деятельности являлись плательщиками ЕНВД лишь до 1 июля 2003 г.
* * *
- У меня магазин площадью 15 кв. м, но документов на него из БТИ пока нет, есть документы на аренду земельного участка площадью 24 кв. м. Единый вмененный налог с меня берут за 24 кв. м, т.е. с земельного участка. Правильно ли это? - Для налогоплательщиков, осуществляющих розничную торговлю через магазины, в качестве физического показателя используется площадь торгового зала магазина, что предусмотрено ст.346.29 Налогового кодекса. В Вашем случае это 15 кв. м.
Подписано в печать 26.12.2003
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |