Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Уголовная ответственность за неуплату налогов: изменения в УК РФ ("Все о налогах", 2004, N 1)



"Все о налогах", N 1, 2004

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕУПЛАТУ НАЛОГОВ:

ИЗМЕНЕНИЯ В УК РФ

Федеральным законом от 21.11.2003 N 162-ФЗ (далее - Закон) были внесены изменения и дополнения в статьи УК РФ, устанавливающие ответственность за уклонение от уплаты налогов.

В связи с принятием Закона помимо очевидных изменений санкций за неуплату налогов необходимо обратить внимание на следующие изменения.

I. В соответствии со ст.198 УК РФ в предыдущей редакции (от 25.06.1998) уклонением от уплаты налога с физического лица признавалось непредставление декларации о доходах, включение в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо уклонение иным способом.

Статьей 199 УК РФ в той же редакции была установлена ответственность за уклонение от уплаты налогов с организаций путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах или за уклонение иным способом.

По данным Федеральной службы налоговой полиции, половину уголовных дел полицейские возбуждали по обвинению в уклонении от уплаты налогов именно "иным способом" <*>. Как отмечалось в юридической литературе, вокруг этой формулировки возникало много споров. Было не ясно, что именно следует понимать под "иным способом", поскольку в тексте закона на этот счет не было никаких уточнений. Юристы не раз обращали внимание, что подобная неопределенность нередко приводит к тому, что преступлением считаются в том числе и неумышленные действия, когда налогоплательщик, например, допустил ошибки технического характера или по объективным причинам пропустил срок уплаты налога.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Е. Кудымова. Сажать нельзя помиловать. Как будут карать за налоговые преступления // Двойная запись. 2003. N 3.

Напомним, что формулировка "уклонение от уплаты налога... иным способом" появилась в УК РФ после того, как физические лица - предприниматели стали плательщиками косвенных налогов (НДС, акцизов). Формулировка "уклонение гражданина от уплаты налога путем непредставления декларации о доходах" предполагала уголовную ответственность лишь за неуплату налога с дохода, т.е. подоходного налога, в последующем налога на доходы физических лиц.

Формулировка "уклонение от уплаты налогов... иным способом" допускала злоупотребления со стороны правоохранительных органов. ФСНП России предлагала исключить ее из содержания ст.ст.198 и 199 УК РФ и сделать перечень способов уклонения от уплаты налогов закрытым.

Заместитель начальника правового управления ФСНП России И. Соловьев отмечал: "Под "иным способом" нами обычно понимается простая неуплата налогов, которую мы называем недоимкой. Но недоимка недоимке рознь. Бывают ситуации, когда для предприятия важнее выдать людям зарплату и только потом заплатить налоги. В этом случае неуплата налогов оправданна. Но нередко предприятие вместо того, чтобы заплатить налоги, приобретает дорогостоящую мебель, автомобили, оплачивает заграничные поездки. Эту корыстную заинтересованность руководителей мы называем криминальной недоимкой. А некриминальную недоимку мы хотим вывести из состава уголовного преступления".

Формулировка "уклонение от платы налогов... иным способом" послужила основанием для обращения в Конституционный Суд РФ руководителей коммерческих организаций, пострадавших, по их мнению, от произвола, "прикрытого" ст.199 УК РФ. Основанием к рассмотрению дела явилась неопределенность: соответствует ли содержащееся в оспариваемой статье положение, примененное в делах заявителей, Конституции РФ.

Как следует из материалов одного из дел, генеральный директор ОАО "Поиск", имевшего задолженность по уплате налогов и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в размере более 32 млн руб., подписал соглашение об уступке ООО "Динай", учредителем которого он являлся, права требования по простым векселям, которые должны были быть получены ОАО "Поиск" от его должников в счет погашения долгов. Полагая, что тем самым руководитель ОАО уклонился от уплаты налогов и страховых взносов с организации "иным способом", органы предварительного расследования предъявили ему обвинение в совершении преступления, предусмотренного пп."в" и "г" п.2 ст.199 УК РФ. Однако суд, рассматривавший данное уголовное дело, пришел к выводу, что в ходе судебного разбирательства умысел на совершение инкриминируемого преступления доказан не был, операция по переуступке права требования долга представляет собой разновидность гражданско-правовых сделок и не образует состава преступления, в связи с чем вынес по делу оправдательный приговор.

Руководители различных коммерческих организаций также привлекались к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, совершенное "иным способом", выразившееся в том, что суммы, подлежавшие внесению в счет погашения задолженности по налогам, были израсходованы ими на хозяйственные нужды.

По мнению заявителей, ст.199 УК РФ в части, предусматривающей уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов "иным способом", как допускающая в силу неопределенности понятия иного способа уклонения от уплаты налогов произвольное истолкование, а следовательно, и применение содержащейся в ней нормы, нарушает конституционные принципы правового государства и равенства всех перед законом и судом, а потому противоречит Конституции РФ.

Однако Конституционный Суд РФ не нашел в указанной статье УК РФ противоречий Конституции, попутно разъяснив правоприменительную практику по данному вопросу. Суд постановил, что положения ст.199 УК РФ могут применяться только за такие деяния, которые совершаются умышленно и направлены непосредственно на уклонение от уплаты налога.

Судом также было отмечено, что отсутствие списка "иных способов" не может быть основанием для "произвольного привлечения к уголовной ответственности за неуплату налога". К случаям, не подпадающим под действие ст.199 УК РФ, Конституционный Суд причислил ситуации, когда налогоплательщик использует "не противоречащие закону механизмы уменьшения налоговых платежей", произошла "неуплата по неосторожности" (признаки неосторожности приведены в ст.110 НК РФ), неуплата налогов произошла вследствие стихийных бедствий, выполнения письменных разъяснений налоговых органов и т.п. Установление подобных обстоятельств, исключающих привлечение к ответственности, как указал Конституционный Суд РФ, - это забота следственных органов и судов.

Законодательство Российской Федерации о налогах к числу обязательных признаков состава налогового правонарушения относит вину, которая может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. В ст.5, п.1 ст.14 УК РФ предусмотрено, что лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина; объективное же вменение (применительно к сфере налогообложения - уголовная ответственность за невнесение налога, явившееся результатом невиновного поведения) не допускается.

Следовательно, применительно к преступлению, предусмотренному ст.199 УК РФ, составообразующим может признаваться только такое деяние, которое совершается с умыслом и направлено на избежание уплаты налога в нарушение установленных налоговым законодательством правил. Это обязывает органы, осуществляющие уголовное преследование, не только установить в ходе расследования и судебного рассмотрения конкретного уголовного дела сам факт неуплаты налога, но и доказать противозаконность соответствующих действий (бездействия) налогоплательщика и наличие умысла на уклонение от уплаты налога (пп.1 п.1 ст.73 УПК РФ). Отсутствие в ст.199 УК РФ перечня конкретных способов уклонения от уплаты законно установленных налогов не дает правоприменителю оснований для произвольного привлечения к уголовной ответственности за неуплату налога, в том числе в случаях, когда налогоплательщик использует не противоречащие закону механизмы уменьшения налоговых платежей или допускает неуплату налога по неосторожности.

Кроме того, как следует из пп.5 п.1 ст.73 УПК РФ и ст.111 НК РФ, установлению подлежат и обстоятельства, наличие которых исключает привлечение лица к уголовной ответственности за совершение данного преступления (в частности, стихийное бедствие или другие чрезвычайные и непреодолимые обстоятельства, выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах, данных налоговым органом либо другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции).

Таким образом, Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.05.2003 N 9-П положение ст.199 УК РФ признано не противоречащим Конституции РФ постольку, поскольку названное положение предусматривает уголовную ответственность лишь за такие деяния, которые совершаются умышленно и направлены непосредственно на избежание уплаты законно установленного налога в нарушение закрепленных в налоговом законодательстве правил.

В новой редакции УК РФ законодатель четче прописывает случаи, когда следует возбуждать уголовные дела.

Так, согласно новой редакции ст.ст.198 и 199 уклонение от уплаты налогов и (или) сборов может осуществляться путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах обязательно, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, если данные деяния совершены в крупном размере.

II. Предыдущая редакция ст.ст.198 и 199 УК РФ предусматривала освобождение от наказания лиц, совершивших преступление, вследствие их деятельного раскаяния и возмещения причиненного ущерба. Как неоднократно отмечалось в юридической литературе, это фактически сводило на нет принцип неотвратимости наказания, поскольку позволяло избежать уголовной ответственности в случае погашения имеющейся недоимки при отсутствии деятельного раскаяния.

Теперь основания для освобождения от уголовной ответственности будут применяться в соответствии с общими правилами, перечисленными в гл.11 УК РФ. Напомним, что согласно новой редакции ст.75 УК РФ лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, вследствие деятельного раскаяния может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно:

- явилось с повинной;

- способствовало раскрытию преступления;

- возместило причиненный ущерб или иным образом загладило вред, причиненный в результате преступления.

Таким образом, в соответствии с новым Законом не смогут воспользоваться освобождением от наказания за совершение налогового преступления лица, совершившие деяния, предусмотренные п.2 ст.199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации, совершенное группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере), а также п.2 ст.199.1 (невыполнение обязанностей налогового агента, совершенное в особо крупном размере).

III. Законом изменено определение крупного размера. Согласно примечанию к ст.198 УК РФ крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 100 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 300 тыс. руб., а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 500 тыс. руб., при условии, что сумма неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1500 тыс. руб.

Для целей ст.ст.199 и 199.1 УК РФ крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1500 тыс. руб., а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 2500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 7500 тыс. руб.

В предыдущей редакции ст.ст.198, 199 УК РФ крупный (особо крупный) размер вовсе не являлся показателем общественно опасных последствий. Данные стоимостные критерии рассматриваемых деяний служили лишь разграничителем между преступным и непреступным, но противоправным поведением лица, в частности влекущем ответственность по налоговому (ст.122 НК РФ), таможенному и иному законодательству.

IV. Сложности на практике вызывает исчисление размера уклонения от уплаты налогов и (или) сборов: по каждому виду налога (или сбора) с сокрытого объекта налогообложения либо складывая суммы неуплаченных налогов (сборов)? По нашему мнению, возможность суммирования неуплаченных налогов вытекает из примечания к ст.ст.198 и 199 УК РФ в связи с использованием формулировки "сумма неуплаченных налогов и (или) сборов". Однако такое суммирование возможно, только если посредством уклонения от уплаты различных налогов и (или) сборов совершается единое продолжаемое преступление, т.е. по делу установлено совершение ряда тождественных преступных актов, имеющих общую цель, заключающуюся в уклонении от уплаты налогов и (или) сборов.

V. Принятым Законом УК РФ дополнен ст.199.1, которой установлена уголовная ответственность для налоговых агентов. По действующему ранее законодательству налоговые агенты не несли уголовной ответственности за неперечисление налогов, удержанных с налогоплательщиков, даже в тех случаях, когда эти суммы они использовали по своему усмотрению.

В соответствии со ст.199.1 УК РФ установлена ответственность налоговых агентов за неисполнение ими в личных интересах своих обязанностей по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих согласно законодательству Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд). Такое деяние, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 100 до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 до 2 лет, либо арестом на срок от 4 до 6 мес., либо лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 лет либо лишением свободы на срок до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

VI. Представляется актуальным появление ст.199.2 "Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов" УК РФ.

Как известно, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном ст.ст.46 и 48 НК РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст.ст.47 и 48 НК РФ.

Введенной статьей УК РФ установлена уголовная ответственность за сокрытие таких средств. Подобное деяние, совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем в крупном размере наказывается штрафом в размере от 200 до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 мес. до 3 лет либо лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

VII. До принятия Закона размер нанесенного государству вреда измерялся в МРОТ.

Согласно Федеральному закону от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" на сегодняшний день МРОТ составляет 600 руб. Однако согласно ст.3 указанного Закона эта ставка применяется лишь для расчета зарплаты и пособий по временной нетрудоспособности. В остальных случаях - при выплате стипендий, исчислении налогов, сборов и штрафов - следует исходить из базовой суммы, равной 100 руб.

По мнению Генпрокуратуры России, которое она высказала в своем Письме от 21.11.2002 N 37/1-582-02, при определении крупного и особо крупного размера уклонения от уплаты налогов следует руководствоваться ст.1 Закона "О минимальном размере оплаты труда", которая устанавливает МРОТ в размере 600 руб. Базовая величина МРОТ - 100 руб. - является лишь временной ставкой, которая действует до тех пор, пока в соответствующие федеральные законы не будут внесены изменения, определяющие порядок исчисления налогов, сборов и штрафов.

Начальник Управления по надзору за исполнением налогового и таможенного законодательства Генпрокуратуры России Ю.В. Левенков подчеркнул, что логичнее руководствоваться реальным минимумом оплаты труда, а не временной ставкой.

При возбуждении уголовных дел по другим статьям (например, о хищении чужого имущества) правоохранительные органы также руководствуются официально установленной величиной МРОТ, действовавшей на время совершения преступления.

Подозреваемым или обвиняемым это только выгодно. Ведь МРОТ в 600 руб. отдаляет от налогоплательщика порог, с которого начинаются преследования со стороны закона. Обозначенная проблема теперь нашла свое разрешение путем отказа от определения квалифицирующих признаков налоговых преступлений в зависимости от минимального размера оплаты труда.

Подводя итог, следует отметить, что внесенные изменения, несомненно, совершенствуют уголовно-правовые нормы, устраняют неясности в законодательстве. В то же время лучшей проверкой новому регулированию станет сама процедура правоприменения.

Т.А.Гусева

к. ю. н.,

адвокат Орловской областной коллегии адвокатов

Н.В.Ларин

Юрист

Подписано в печать

25.12.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Приостановление сроков выездной налоговой проверки ("Все о налогах", 2004, N 1) >
Вопрос: ...Налоговая инспекция предложила организации представлять отчетность исключительно в электронном виде, в связи с чем организация должна заключить договор со специализированной организацией. Правомерно ли, что выдача налоговыми органами свидетельства о регистрации изменений в учредительных документах поставлена сотрудниками инспекции в зависимость от представления доказательств о переходе организации на электронную систему представления отчетности? ("Московский налоговый курьер", 2004, N 6)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.