Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Анализ результатов введения налога на добычу полезных ископаемых ("Все о налогах", 2004, N 1)



"Все о налогах", N 1, 2004

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВВЕДЕНИЯ НАЛОГА

НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

В рамках налоговой реформы с 1 января 2002 г. Федеральным законом от 08.08.2001 N 126-ФЗ введена в действие гл.26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ. Одновременно были отменены акциз на нефть и стабильный газовый конденсат, платежи за пользование недрами при добыче полезных ископаемых и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (далее - платежи при добыче полезных ископаемых). В 2002 г. внесение в федеральный и территориальные бюджеты этих налогов производилось лишь в части сумм, зачислявшихся по расчетам за 2001 г. и в счет погашения задолженности прошлых лет.

Поступление налога на добычу полезных ископаемых, имеющего статус федерального налога, осуществлялось в 2002 г. как в федеральный бюджет, так и в бюджеты субъектов Российской Федерации. Доля поступлений налога на добычу углеводородного сырья в федеральный бюджет составляла 74,5% на территории автономных округов, входящих в состав краев или областей, и 80% на остальных территориях. Налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых полностью поступал в бюджеты регионов. Налог на добычу полезных ископаемых, не относящихся к углеводородному сырью и общераспространенным полезным ископаемым, распределялся между федеральным и территориальными бюджетами в соотношении 40 и 60%. И наконец, при добыче полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и за пределами ее территории получателем всей суммы налога являлся федеральный бюджет.

В настоящее время порядок расчетов с бюджетом при осуществлении недропользования в условиях обновленной правовой базы детально освещен в ряде публикаций <*>.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> См.: Салина А.И. Налог на добычу полезных ископаемых как новый методический подход к налогообложению природных ресурсов // Финансы. 2002. N 1. С. 43 - 45; Любомирская Л.В. Изменения и дополнения к главе 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2002. N 29. С. 6.

В связи с введением налога на добычу полезных ископаемых возникли опасения относительно возможности снижения доходов территориальных бюджетов. Правительство РФ поручило федеральным органам исполнительной власти оценить подобную вероятность с учетом ситуации на нефтяном рынке и фактических поступлений нового налога в федеральный и территориальные бюджеты.

В 2002 г. был проведен анализ этой проблемы на основе отчетных данных МНС России за январь - апрель 2001 и 2002 гг. по всем субъектам Российской Федерации. Особое внимание уделялось регионам, в экономике которых значительную роль играет нефтедобывающая промышленность. Результаты введения налога по данным за 12 месяцев 2001 и 2002 гг., отражающие сложившееся в регионах положение с формированием федерального и территориальных бюджетов за счет налоговых поступлений от недропользования, приведены ниже в разрезе федеральных округов.

Налоговые доходы бюджета в 2002 г. в целом по Российской Федерации составили 2328,0 млрд руб., в том числе доходы федерального бюджета - 1148,1 млрд руб. и доходы территориальных бюджетов - 1179,9 млрд руб. (табл. 1).

Таблица 1

Поступление налоговых доходов в 2001 и 2002 гг., млн руб.

     
   ————————————————T—————————————————————————————————————T—————————————————————————————————————¬
   |               |      Налоговые доходы в 2001 г.     |      Налоговые доходы в 2002 г.     |
   |               +—————————T———————————————————————————+—————————T———————————————————————————+
   |  Федеральный  |         |        в том числе        |         |        в том числе        |
   |     округ     |         +———————————T———————————————+         +———————————T———————————————+
   |               |  всего  |     в     |       в       |  всего  |     в     |       в       |
   |               |         |федеральном|территориальных|         |федеральном|территориальных|
   |               |         |  бюджете  |    бюджетах   |         |  бюджете  |    бюджетах   |
   +———————————————+—————————+———————————+———————————————+—————————+———————————+———————————————+
   |Центральный    |  646 110|  372 446  |    273 664    |  781 907|   396 222 |     385 685   |
   +———————————————+—————————+———————————+———————————————+—————————+———————————+———————————————+
   |Северо—Западный|  169 166|   76 788  |     92 328    |  206 901|    82 231 |     124 670   |
   +———————————————+—————————+———————————+———————————————+—————————+———————————+———————————————+
   |Южный          |  125 373|   64 805  |     60 568    |  149 468|    66 217 |      83 251   |
   +———————————————+—————————+———————————+———————————————+—————————+———————————+———————————————+
   |Приволжский    |  330 127|  168 815  |    161 312    |  403 513|   212 457 |     191 056   |
   +———————————————+—————————+———————————+———————————————+—————————+———————————+———————————————+
   |Уральский      |  343 083|  172 890  |    170 193    |  470 873|   265 637 |     205 236   |
   +———————————————+—————————+———————————+———————————————+—————————+———————————+———————————————+
   |Сибирский      |  169 998|   73 271  |     96 727    |  215 358|    90 643 |     124 715   |
   +———————————————+—————————+———————————+———————————————+—————————+———————————+———————————————+
   |Дальневосточный|   73 616|   25 322  |     48 294    |   99 981|    34 694 |      65 287   |
   +———————————————+—————————+———————————+———————————————+—————————+———————————+———————————————+
   |Российская     |1 857 423|  954 337  |    903 086    |2 328 001| 1 148 101 |   1 179 900   |
   |Федерация      |         |           |               |         |           |               |
   L———————————————+—————————+———————————+———————————————+—————————+———————————+————————————————
   

По сравнению с предыдущим годом в 2002 г. налоговые поступления в консолидированный бюджет возросли на 25,3%, в федеральный бюджет - на 20,3% и в бюджеты субъектов Российской Федерации - на 30,7% (табл. 2).

Таблица 2

Сравнение налоговых доходов за 2001 и 2002 гг.

     
   ————————————————T—————————————————————————————————————————————————————¬
   |               |         Прирост налоговых доходов в 2002 г.         |
   |               |       относительно налоговых доходов в 2001 г.      |
   |  Федеральный  +—————————————————T—————————————————T—————————————————+
   |     округ     |        в        |        в        |        в        |
   |               |консолидированном|    федеральном  | территориальных |
   |               |     бюджете     |     бюджете     |     бюджетах    |
   +———————————————+—————————T———————+—————————T———————+—————————T———————+
   |               | млн руб.|   %   | млн руб.|   %   | млн руб.|   %   |
   +———————————————+—————————+———————+—————————+———————+—————————+———————+
   |Центральный    | 135 797 |  21,0 |  23 776 |   6,4 | 112 021 |  40,9 |
   +———————————————+—————————+———————+—————————+———————+—————————+———————+
   |Северо—Западный|  37 785 |  22,3 |   5 443 |   7,1 |  32 342 |  35,0 |
   +———————————————+—————————+———————+—————————+———————+—————————+———————+
   |Южный          |  24 095 |  19,2 |   1 412 |   2,2 |  22 683 |  37,5 |
   +———————————————+—————————+———————+—————————+———————+—————————+———————+
   |Приволжский    |  73 386 |  22,2 |  43 642 |  25,9 |  29 744 |  18,4 |
   +———————————————+—————————+———————+—————————+———————+—————————+———————+
   |Уральский      | 127 790 |  37,2 |  92 747 |  53,6 |  35 043 |  20,6 |
   +———————————————+—————————+———————+—————————+———————+—————————+———————+
   |Сибирский      |  45 360 |  26,7 |  17 372 |  23,7 |  27 988 |  28,9 |
   +———————————————+—————————+———————+—————————+———————+—————————+———————+
   |Дальневосточный|  26 365 |  35,8 |   9 372 |  37,0 |  16 993 |  35,2 |
   +———————————————+—————————+———————+—————————+———————+—————————+———————+
   |Российская     | 470 578 |  25,3 | 193 764 |  20,3 | 276 814 |  30,7 |
   |Федерация      |         |       |         |       |         |       |
   L———————————————+—————————+———————+—————————+———————+—————————+————————
   

Более высокий темп роста налоговых поступлений в федеральный бюджет по сравнению с темпом роста налоговых поступлений в бюджеты регионов отмечался в 2002 г. в Приволжском (25,9 к 18,4%), Уральском (53,6 к 20,6%) и Дальневосточном (37,0 к 35,2%) федеральных округах.

Поступления налога на добычу полезных ископаемых в консолидированный бюджет в 2002 г. в целом по Российской Федерации составили 275,4 млрд руб., в том числе в федеральный бюджет - 204,8 млрд руб. и в территориальные бюджеты - 70,6 млрд руб. (табл. 3).

Таблица 3

Поступление налогов, связанных с пользованием недрами,

в 2001 и 2002 гг., млн руб.

     
   ————————————————T———————————————————————————————————T———————————————————————————————————¬
   |               |    Платежи при добыче полезных    |Налог на добычу полезных ископаемых|
   |               |             в 2001 г.             |             в 2002 г.             |
   |               +———————T———————————————————————————+———————T———————————————————————————+
   |  Федеральный  |       |        в том числе        |       |        в том числе        |
   |     округ     |       +———————————T———————————————+       +———————————T———————————————+
   |               | всего |     в     |       в       | всего |     в     |       в       |
   |               |       |федеральный|территориальные|       |федеральный|территориальные|
   |               |       |   бюджет  |    бюджеты    |       |  бюджет   |    бюджеты    |
   +———————————————+———————+———————————+———————————————+———————+———————————+———————————————+
   |Центральный    |  1 287|      540  |        747    |    408|      107  |       301     |
   +———————————————+———————+———————————+———————————————+———————+———————————+———————————————+
   |Северо—Западный|  7 444|    2 628  |      4 816    | 10 518|    7 896  |     2 622     |
   +———————————————+———————+———————————+———————————————+———————+———————————+———————————————+
   |Южный          |  3 318|    1 812  |      1 506    |  6 826|    5 365  |     1 461     |
   +———————————————+———————+———————————+———————————————+———————+———————————+———————————————+
   |Приволжский    | 26 212|   10 355  |     15 857    | 55 580|   44 223  |    11 357     |
   +———————————————+———————+———————————+———————————————+———————+———————————+———————————————+
   |Уральский      | 73 819|   31 537  |     42 282    |182 676|  135 773  |     46 903    |
   +———————————————+———————+———————————+———————————————+———————+———————————+———————————————+
   |Сибирский      | 10 370|    3 952  |      6 418    | 11 611|    7 578  |      4 033    |
   +———————————————+———————+———————————+———————————————+———————+———————————+———————————————+
   |Дальневосточный|  9 015|    2 901  |      6 114    |  7 735|    3 850  |      3 885    |
   +———————————————+———————+———————————+———————————————+———————+———————————+———————————————+
   |Российская     |131 465|   53 725  |     77 740    |275 354|  204 792  |     70 562    |
   |Федерация      |       |           |               |       |           |               |
   L———————————————+———————+———————————+———————————————+———————+———————————+————————————————
   

Сравнение указанных поступлений с поступлениями платежей при добыче полезных ископаемых за 2001 г. свидетельствует о существенной "прибавке", внесенной новым налогом в консолидированный бюджет Российской Федерации. Годовой объем его поступлений на 143,9 млрд руб., или более чем в 2 раза, превысил поступления в 2001 г. трех ранее взимавшихся налогов. При этом доходы федерального бюджета от налоговых поступлений при добыче полезных ископаемых увеличились в 2002 г. против 2001 г. на 151,1 млрд руб., или более чем в 3,8 раза (табл. 4).

Таблица 4

Сравнение налогов, связанных

с пользованием недрами, за 2001 и 2002 гг.

     
   ————————————————T—————————————————————————————————————————————————————¬
   |               |   Прирост (снижение) поступления налога на добычу   |
   |               |      полезных ископаемых в 2002 г. относительно     |
   |               | поступления платежей при добыче полезных ископаемых |
   |               |                       в 2001 г.                     |
   |  Федеральный  +—————————————————T—————————————————T—————————————————+
   |     округ     |        в        |        в        |        в        |
   |               |консолидированном|   федеральном   | территориальных |
   |               |     бюджете     |     бюджете     |     бюджетах    |
   |               +—————————T———————+—————————T———————+—————————T———————+
   |               | млн руб.|   %   | млн руб.|   %   | млн руб.|   %   |
   +———————————————+—————————+———————+—————————+———————+—————————+———————+
   |Центральный    |    —879 | —68,3 |    —433 | —80,2 |    —446 | —59,7 |
   +———————————————+—————————+———————+—————————+———————+—————————+———————+
   |Северо—Западный|   3 074 |  41,3 |   5 268 | 200,5 |  —2 194 | —45,6 |
   +———————————————+—————————+———————+—————————+———————+—————————+———————+
   |Южный          |   3 508 | 105,7 |   3 553 | 196,1 |     —45 |  —3,0 |
   +———————————————+—————————+———————+—————————+———————+—————————+———————+
   |Приволжский    |  29 368 | 112,0 |  33 868 | 327,1 |  —4 500 | —28,4 |
   +———————————————+—————————+———————+—————————+———————+—————————+———————+
   |Уральский      | 108 857 | 147,5 | 104 236 | 330,5 |   4 621 |  10,9 |
   +———————————————+—————————+———————+—————————+———————+—————————+———————+
   |Сибирский      |   1 241 |  12,0 |   3 626 |  91,8 |  —2 385 | —37,2 |
   +———————————————+—————————+———————+—————————+———————+—————————+———————+
   |Дальневосточный|  —1 280 | —14,2 |     949 |  32,7 |  —2 229 | —36,5 |
   +———————————————+—————————+———————+—————————+———————+—————————+———————+
   |Российская     | 143 889 | 109,5 | 151 067 | 281,2 |  —7 178 |  —9,2 |
   |Федерация      |         |       |         |       |         |       |
   L———————————————+—————————+———————+—————————+———————+—————————+————————
   

Вместе с тем поступления налога на добычу полезных ископаемых в бюджеты субъектов Российской Федерации оказались в 2002 г. на 7,2 млрд руб. (9,2%) меньше поступлений платежей при добыче полезных ископаемых в 2001 г.

Превышение поступлений налога на добычу полезных ископаемых в консолидированный и федеральный бюджеты по сравнению с ранее взимавшимися платежами имело место в Северо-Западном, Южном, Приволжском и Сибирском федеральных округах. При этом в большей части субъектов Российской Федерации, входящих в эти федеральные округа, поступления налога на добычу полезных ископаемых в территориальные бюджеты "отставали" от поступлений замещенных им платежей в 2001 г.

В Уральском федеральном округе в целом превышение по поступлениям в федеральный и территориальные бюджеты составило соответственно 330,5 и 10,9%. Этот федеральный округ в связи с его преобладающей долей в общем объеме поступления в бюджет налогов, связанных с недропользованием, в решающей степени повлиял на общую картину по Российской Федерации в целом.

Достаточно сказать, что в 2001 г. названный федеральный округ обеспечил 56,1% поступлений в консолидированный бюджет, 58,7% поступлений в федеральный бюджет и 54,4% поступлений в бюджеты субъектов Российской Федерации платежей при добыче полезных ископаемых. Указанные показатели по входящему в Уральский федеральный округ Ханты-Мансийскому автономному округу - основному из российских регионов поставщику углеводородного сырья - составили, соответственно, 38,6, 41,2 и 36,8%. Для сравнения: в 2002 г. доля Уральского федерального округа в объеме поступлений в консолидированный, федеральный и территориальные бюджеты налога на добычу полезных ископаемых составила уже соответственно 66,3, 66,3, и 66,5%, а доля Ханты-Мансийского автономного округа - 50,5, 50,6 и 50,4%.

Для полноты отражения ситуации с распределением налоговых поступлений при добыче полезных ископаемых приведем аналогичные данные по входящему в Уральский федеральный округ - второму в стране региону по объему этих поступлений - Ямало-Ненецкому автономному округу. В 2001 г. применение прежней системы платежей при добыче полезных ископаемых позволило получить в этом автономном округе в консолидированный бюджет 16,8% общей суммы названных платежей по Российской Федерации, в федеральный и территориальные бюджеты - 16,7 и 16,9% соответственно. Поступления сумм налога на добычу полезных ископаемых в консолидированный и федеральный бюджеты в 2002 г. в сравнении с уровнем взимавшихся в 2001 г. налогов возросли, тогда как поступления в бюджет округа сократились на 17,3%. Иначе говоря, в этом субъекте Российской Федерации отмечалась та же тенденция, что и в рассмотренных выше федеральных округах. При этом доля Ямало-Ненецкого автономного округа в общероссийском годовом объеме налога на добычу полезных ископаемых снизилась, составив 15,4% по поступлениям в бюджеты всех уровней.

Иное положение с поступлением налога на добычу полезных ископаемых сложилось в Центральном и Дальневосточном федеральных округах.

Во всех регионах Центрального федерального округа по сравнению с объемом полученных в 2001 г. платежей при добыче полезных ископаемых отмечалось снижение поступлений нового налога как в федеральный, так и в территориальные бюджеты.

В Дальневосточном федеральном округе в целом, несмотря на более высокий объем поступлений налога на добычу полезных ископаемых в федеральный бюджет, чем это было по трем ранее взимавшимся налогам в 2001 г., за счет снижения поступлений в бюджеты субъектов Российской Федерации сократились поступления в консолидированный бюджет. Следует также отметить, что указанное превышение поступлений в федеральный бюджет было достигнуто лишь в Республике Саха, в Корякском автономном округе и в наибольшей мере в Сахалинской области.

Однако, принимая во внимание снижение доли этих двух федеральных округов в общем по Российской Федерации объеме поступлений налогов, связанных с недропользованием, в федеральный и территориальные бюджеты (в 2001 г. - 6,4 и 8,8%, в 2002 г. - 1,9 и 5,9%), можно считать, что сложившаяся в них в целом менее благоприятная ситуация со сбором налога на добычу полезных ископаемых не повлияла существенным образом на общие показатели по Российской Федерации.

О большей эффективности сбора налога на добычу полезных ископаемых по сравнению с ранее взимавшимися платежами, связанными с недропользованием, свидетельствуют и показатели, характеризующие их долю в налоговых доходах бюджета (табл. 5).

Таблица 5

Доля налогов, связанных с пользованием недрами,

в налоговых доходах в 2001 и 2002 гг., %

     
   ————————————————T—————————————————————————————————————————————T—————————————————————————————————————————————¬
   |               | Доля платежей при добыче полезных ископаемых|  Доля налога на добычу полезных ископаемых  |
   |               |        в налоговых доходах в 2001 г.        |        в налоговых доходах в 2002 г.        |
   |  Федеральный  +—————————————————T———————————T———————————————+—————————————————T———————————T———————————————+
   |     округ     |        в        |     в     |        в      |        в        |     в     |       в       |
   |               |консолидированном|федеральном|территориальных|консолидированном|федеральном|территориальных|
   |               |     бюджете     |  бюджете  |    бюджетах   |     бюджете     |  бюджете  |    бюджетах   |
   +———————————————+—————————————————+———————————+———————————————+—————————————————+———————————+———————————————+
   |Центральный    |        0,2      |     0,1   |       0,3     |        0,1      |    <0,1   |       0,1     |
   +———————————————+—————————————————+———————————+———————————————+—————————————————+———————————+———————————————+
   |Северо—Западный|        4,4      |     3,4   |       5,2     |        5,1      |     9,6   |       2,1     |
   +———————————————+—————————————————+———————————+———————————————+—————————————————+———————————+———————————————+
   |Южный          |        2,6      |     2,8   |       2,5     |        4,6      |     8,1   |       1,8     |
   +———————————————+—————————————————+———————————+———————————————+—————————————————+———————————+———————————————+
   |Приволжский    |        7,9      |     6,1   |       9,8     |       13,8      |    20,8   |       5,9     |
   +———————————————+—————————————————+———————————+———————————————+—————————————————+———————————+———————————————+
   |Уральский      |       21,5      |    18,2   |      24,8     |       38,8      |    51,1   |      22,9     |
   +———————————————+—————————————————+———————————+———————————————+—————————————————+———————————+———————————————+
   |Сибирский      |        6,1      |     5,4   |       6,6     |        5,4      |     8,4   |       3,2     |
   +———————————————+—————————————————+———————————+———————————————+—————————————————+———————————+———————————————+
   |Дальневосточный|       12,2      |    11,5   |      12,7     |        7,7      |    11,1   |       6,0     |
   +———————————————+—————————————————+———————————+———————————————+—————————————————+———————————+———————————————+
   |Российская     |        7,1      |     5,6   |       8,6     |       11,8      |    17,8   |       6,0     |
   |Федерация      |                 |           |               |                 |           |               |
   L———————————————+—————————————————+———————————+———————————————+—————————————————+———————————+————————————————
   

В 2001 г. поступления платежей при добыче полезных ископаемых составили в целом по Российской Федерации в налоговых поступлениях в консолидированный бюджет 7,1%, в федеральный бюджет - 5,6% и в бюджеты регионов - 8,6%.

Аналогичные показатели по налогу на добычу полезных ископаемых в 2002 г. свидетельствуют о сложившейся после его введения большей ориентации на интересы федерального бюджета при решении вопроса о межбюджетном распределении этого налога. Так, его доля в налоговых доходах консолидированного бюджета Российской Федерации составила 11,8%, федерального бюджета - 17,8% и территориальных бюджетов - лишь 6,0%.

Таким образом, рассмотренные выше показатели подтвердили более широкие возможности налога на добычу полезных ископаемых в пополнении доходной части федерального бюджета по сравнению с доходами регионов. В значительной мере это стало результатом изменения политики межбюджетного регулирования при осуществлении недропользования в пользу федерального центра.

В первой половине 2002 г. имевшаяся у министерств Российской Федерации информация послужила основой для построения прогнозных оценок с точки зрения перспектив развития ситуации.

По данным Минэкономразвития России, в 2002 г. в целом по Российской Федерации налог на добычу полезных ископаемых при добыче нефти мог превысить замененные им налоги в 1,5 раза. При этом по федеральной части бюджета прогнозировалось увеличение в 2,8 раза, а доходы бюджетов нефтедобывающих регионов могли уменьшиться на 38%.

В соответствии с проведенными этим министерством расчетами наибольшие в процентном отношении потери могли понести бюджеты Новосибирской области, Республики Калмыкия, Ульяновской области, Кабардино-Балкарской Республики и Калининградской области, доходы которых могли уменьшиться на 70 - 80%. Для бюджетов Ненецкого автономного округа и Ингушской Республики прогноз предусматривал потери на уровне чуть менее 70%, а для бюджетов остальных нефтедобывающих регионов - в пределах от 20 до 70%.

Как показывают приведенные выше данные, увеличение доходов федерального бюджета в целом по Российской Федерации имело менее высокий темп, а снижение доходов территориальных бюджетов отмечалось из всех субъектов Российской Федерации лишь в Ненецком автономном округе (на 21,5%), Кабардино-Балкарской Республике (на 6,5%) и Республике Татарстан (на 1,1%).

Еще более пессимистично оценивало ситуацию МПР России. По его мнению, результаты фактических поступлений за январь - апрель 2002 г. и прогнозные данные свидетельствовали о возможности недополучения к концу года бюджетами основных нефтедобывающих регионов ресурсных платежей в размере от 40 до 80% к их объему, полученному в 2001 г. Такая перспектива рассматривалась министерством как серьезное препятствие для осуществления в нефтедобывающих регионах геолого-разведочных работ в объемах, необходимых для воспроизводства минерально-сырьевой базы. При этом в таких регионах, как Ханты-Мансийский автономный округ, Республики Татарстан, Башкортостан и Коми, Оренбургская область и некоторых других, необходимо компенсировать интенсивную добычу нефти приростом ее разведанных запасов.

Минэнерго России предложило в целях возмещения "выпадающих" доходов территориальных бюджетов и сохранения сложившихся объемов финансирования геолого-разведочных работ рассмотреть вопрос об увеличении действующего норматива отчислений в эти бюджеты налога на добычу полезных ископаемых, а также вернуться к рассмотрению подготовленной министерством поправки в часть вторую НК РФ, предусматривающей применение понижающего коэффициента 0,7 к ставке налога на добычу нефти на участках со степенью выработанности извлекаемых запасов на уровне 80% и более.

По мнению МНС России, последствия для доходной части бюджетов нефтедобывающих регионов необходимо было рассматривать не только в связи с введением налога на добычу полезных ископаемых, но и с учетом всех изменений в налоговом законодательстве, вступивших в действие с 1 января 2002 г. В частности, в гл.25 НК РФ были установлены новые принципы исчисления и уплаты налога на прибыль организаций. В качестве преимущества этих принципов Минфин России отметил возможность исключать из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль обоснованные и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиками при разработке и эксплуатации месторождений. Кроме того, были изменены пропорции межбюджетного распределения по ряду ресурсных платежей в пользу регионов, внесен ряд других изменений в налоговое законодательство. Все эти новшества создали дополнительные налоговые резервы для бюджетов регионов.

Отношение размера потерь территориальных бюджетов в связи с введением нового налога составило в 2002 г. лишь 2,6% к объему превышения всех поступивших в них за год налоговых доходов над налоговыми доходами за предыдущий год. Иначе говоря, указанные потери складывались на фоне более масштабного общего роста доходов территориальных бюджетов, в связи с чем Минфин России сделал вывод о несостоятельности заявлений нефтедобывающих регионов о потерях доходной части их бюджетов в результате введения налога на добычу полезных ископаемых.

Реализация параллельных компенсирующих мер после введения этого налога позволила добиться в 2002 г. как общего роста налоговых доходов территориальных бюджетов по сравнению с уровнем 2001 г. в подавляющем большинстве регионов, так и их превышения над доходами федерального центра в масштабе Российской Федерации.

Е.А.Юдин

к. э. н.

Р.Л.Кошкин

Советник налоговой службы

Российской Федерации III ранга

Подписано в печать

25.12.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Комментарий к главе 25.1 "Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов" НК РФ ("Все о налогах", 2004, N 1) >
Статья: Приостановление сроков выездной налоговой проверки ("Все о налогах", 2004, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.