![]() |
| ![]() |
|
Статья: Анализ результатов введения налога на добычу полезных ископаемых ("Все о налогах", 2004, N 1)
"Все о налогах", N 1, 2004
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВВЕДЕНИЯ НАЛОГА НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ
В рамках налоговой реформы с 1 января 2002 г. Федеральным законом от 08.08.2001 N 126-ФЗ введена в действие гл.26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ. Одновременно были отменены акциз на нефть и стабильный газовый конденсат, платежи за пользование недрами при добыче полезных ископаемых и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (далее - платежи при добыче полезных ископаемых). В 2002 г. внесение в федеральный и территориальные бюджеты этих налогов производилось лишь в части сумм, зачислявшихся по расчетам за 2001 г. и в счет погашения задолженности прошлых лет. Поступление налога на добычу полезных ископаемых, имеющего статус федерального налога, осуществлялось в 2002 г. как в федеральный бюджет, так и в бюджеты субъектов Российской Федерации. Доля поступлений налога на добычу углеводородного сырья в федеральный бюджет составляла 74,5% на территории автономных округов, входящих в состав краев или областей, и 80% на остальных территориях. Налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых полностью поступал в бюджеты регионов. Налог на добычу полезных ископаемых, не относящихся к углеводородному сырью и общераспространенным полезным ископаемым, распределялся между федеральным и территориальными бюджетами в соотношении 40 и 60%. И наконец, при добыче полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и за пределами ее территории получателем всей суммы налога являлся федеральный бюджет. В настоящее время порядок расчетов с бюджетом при осуществлении недропользования в условиях обновленной правовой базы детально освещен в ряде публикаций <*>. ————————————————————————————————<*> См.: Салина А.И. Налог на добычу полезных ископаемых как новый методический подход к налогообложению природных ресурсов // Финансы. 2002. N 1. С. 43 - 45; Любомирская Л.В. Изменения и дополнения к главе 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2002. N 29. С. 6.
В связи с введением налога на добычу полезных ископаемых возникли опасения относительно возможности снижения доходов территориальных бюджетов. Правительство РФ поручило федеральным органам исполнительной власти оценить подобную вероятность с учетом ситуации на нефтяном рынке и фактических поступлений нового налога в федеральный и территориальные бюджеты. В 2002 г. был проведен анализ этой проблемы на основе отчетных данных МНС России за январь - апрель 2001 и 2002 гг. по всем субъектам Российской Федерации. Особое внимание уделялось регионам, в экономике которых значительную роль играет нефтедобывающая промышленность. Результаты введения налога по данным за 12 месяцев 2001 и 2002 гг., отражающие сложившееся в регионах положение с формированием федерального и территориальных бюджетов за счет налоговых поступлений от недропользования, приведены ниже в разрезе федеральных округов. Налоговые доходы бюджета в 2002 г. в целом по Российской Федерации составили 2328,0 млрд руб., в том числе доходы федерального бюджета - 1148,1 млрд руб. и доходы территориальных бюджетов - 1179,9 млрд руб. (табл. 1).
Таблица 1
Поступление налоговых доходов в 2001 и 2002 гг., млн руб.
————————————————T—————————————————————————————————————T—————————————————————————————————————¬ | | Налоговые доходы в 2001 г. | Налоговые доходы в 2002 г. | | +—————————T———————————————————————————+—————————T———————————————————————————+ | Федеральный | | в том числе | | в том числе | | округ | +———————————T———————————————+ +———————————T———————————————+ | | всего | в | в | всего | в | в | | | |федеральном|территориальных| |федеральном|территориальных| | | | бюджете | бюджетах | | бюджете | бюджетах | +———————————————+—————————+———————————+———————————————+—————————+———————————+———————————————+ |Центральный | 646 110| 372 446 | 273 664 | 781 907| 396 222 | 385 685 | +———————————————+—————————+———————————+———————————————+—————————+———————————+———————————————+ |Северо—Западный| 169 166| 76 788 | 92 328 | 206 901| 82 231 | 124 670 | +———————————————+—————————+———————————+———————————————+—————————+———————————+———————————————+ |Южный | 125 373| 64 805 | 60 568 | 149 468| 66 217 | 83 251 | +———————————————+—————————+———————————+———————————————+—————————+———————————+———————————————+ |Приволжский | 330 127| 168 815 | 161 312 | 403 513| 212 457 | 191 056 | +———————————————+—————————+———————————+———————————————+—————————+———————————+———————————————+ |Уральский | 343 083| 172 890 | 170 193 | 470 873| 265 637 | 205 236 | +———————————————+—————————+———————————+———————————————+—————————+———————————+———————————————+ |Сибирский | 169 998| 73 271 | 96 727 | 215 358| 90 643 | 124 715 | +———————————————+—————————+———————————+———————————————+—————————+———————————+———————————————+ |Дальневосточный| 73 616| 25 322 | 48 294 | 99 981| 34 694 | 65 287 | +———————————————+—————————+———————————+———————————————+—————————+———————————+———————————————+ |Российская |1 857 423| 954 337 | 903 086 |2 328 001| 1 148 101 | 1 179 900 | |Федерация | | | | | | | L———————————————+—————————+———————————+———————————————+—————————+———————————+———————————————— По сравнению с предыдущим годом в 2002 г. налоговые поступления в консолидированный бюджет возросли на 25,3%, в федеральный бюджет - на 20,3% и в бюджеты субъектов Российской Федерации - на 30,7% (табл. 2).
Таблица 2
Сравнение налоговых доходов за 2001 и 2002 гг.
————————————————T—————————————————————————————————————————————————————¬ | | Прирост налоговых доходов в 2002 г. | | | относительно налоговых доходов в 2001 г. | | Федеральный +—————————————————T—————————————————T—————————————————+ | округ | в | в | в | | |консолидированном| федеральном | территориальных | | | бюджете | бюджете | бюджетах | +———————————————+—————————T———————+—————————T———————+—————————T———————+ | | млн руб.| % | млн руб.| % | млн руб.| % | +———————————————+—————————+———————+—————————+———————+—————————+———————+ |Центральный | 135 797 | 21,0 | 23 776 | 6,4 | 112 021 | 40,9 | +———————————————+—————————+———————+—————————+———————+—————————+———————+ |Северо—Западный| 37 785 | 22,3 | 5 443 | 7,1 | 32 342 | 35,0 | +———————————————+—————————+———————+—————————+———————+—————————+———————+ |Южный | 24 095 | 19,2 | 1 412 | 2,2 | 22 683 | 37,5 | +———————————————+—————————+———————+—————————+———————+—————————+———————+ |Приволжский | 73 386 | 22,2 | 43 642 | 25,9 | 29 744 | 18,4 | +———————————————+—————————+———————+—————————+———————+—————————+———————+ |Уральский | 127 790 | 37,2 | 92 747 | 53,6 | 35 043 | 20,6 | +———————————————+—————————+———————+—————————+———————+—————————+———————+ |Сибирский | 45 360 | 26,7 | 17 372 | 23,7 | 27 988 | 28,9 | +———————————————+—————————+———————+—————————+———————+—————————+———————+ |Дальневосточный| 26 365 | 35,8 | 9 372 | 37,0 | 16 993 | 35,2 | +———————————————+—————————+———————+—————————+———————+—————————+———————+ |Российская | 470 578 | 25,3 | 193 764 | 20,3 | 276 814 | 30,7 | |Федерация | | | | | | | L———————————————+—————————+———————+—————————+———————+—————————+———————— Более высокий темп роста налоговых поступлений в федеральный бюджет по сравнению с темпом роста налоговых поступлений в бюджеты регионов отмечался в 2002 г. в Приволжском (25,9 к 18,4%), Уральском (53,6 к 20,6%) и Дальневосточном (37,0 к 35,2%) федеральных округах. Поступления налога на добычу полезных ископаемых в консолидированный бюджет в 2002 г. в целом по Российской Федерации составили 275,4 млрд руб., в том числе в федеральный бюджет - 204,8 млрд руб. и в территориальные бюджеты - 70,6 млрд руб. (табл. 3).
Таблица 3
Поступление налогов, связанных с пользованием недрами, в 2001 и 2002 гг., млн руб.
————————————————T———————————————————————————————————T———————————————————————————————————¬ | | Платежи при добыче полезных |Налог на добычу полезных ископаемых| | | в 2001 г. | в 2002 г. | | +———————T———————————————————————————+———————T———————————————————————————+ | Федеральный | | в том числе | | в том числе | | округ | +———————————T———————————————+ +———————————T———————————————+ | | всего | в | в | всего | в | в | | | |федеральный|территориальные| |федеральный|территориальные| | | | бюджет | бюджеты | | бюджет | бюджеты | +———————————————+———————+———————————+———————————————+———————+———————————+———————————————+ |Центральный | 1 287| 540 | 747 | 408| 107 | 301 | +———————————————+———————+———————————+———————————————+———————+———————————+———————————————+ |Северо—Западный| 7 444| 2 628 | 4 816 | 10 518| 7 896 | 2 622 | +———————————————+———————+———————————+———————————————+———————+———————————+———————————————+ |Южный | 3 318| 1 812 | 1 506 | 6 826| 5 365 | 1 461 | +———————————————+———————+———————————+———————————————+———————+———————————+———————————————+ |Приволжский | 26 212| 10 355 | 15 857 | 55 580| 44 223 | 11 357 | +———————————————+———————+———————————+———————————————+———————+———————————+———————————————+ |Уральский | 73 819| 31 537 | 42 282 |182 676| 135 773 | 46 903 | +———————————————+———————+———————————+———————————————+———————+———————————+———————————————+ |Сибирский | 10 370| 3 952 | 6 418 | 11 611| 7 578 | 4 033 | +———————————————+———————+———————————+———————————————+———————+———————————+———————————————+ |Дальневосточный| 9 015| 2 901 | 6 114 | 7 735| 3 850 | 3 885 | +———————————————+———————+———————————+———————————————+———————+———————————+———————————————+ |Российская |131 465| 53 725 | 77 740 |275 354| 204 792 | 70 562 | |Федерация | | | | | | | L———————————————+———————+———————————+———————————————+———————+———————————+———————————————— Сравнение указанных поступлений с поступлениями платежей при добыче полезных ископаемых за 2001 г. свидетельствует о существенной "прибавке", внесенной новым налогом в консолидированный бюджет Российской Федерации. Годовой объем его поступлений на 143,9 млрд руб., или более чем в 2 раза, превысил поступления в 2001 г. трех ранее взимавшихся налогов. При этом доходы федерального бюджета от налоговых поступлений при добыче полезных ископаемых увеличились в 2002 г. против 2001 г. на 151,1 млрд руб., или более чем в 3,8 раза (табл. 4).
Таблица 4
Сравнение налогов, связанных с пользованием недрами, за 2001 и 2002 гг.
————————————————T—————————————————————————————————————————————————————¬ | | Прирост (снижение) поступления налога на добычу | | | полезных ископаемых в 2002 г. относительно | | | поступления платежей при добыче полезных ископаемых | | | в 2001 г. | | Федеральный +—————————————————T—————————————————T—————————————————+ | округ | в | в | в | | |консолидированном| федеральном | территориальных | | | бюджете | бюджете | бюджетах | | +—————————T———————+—————————T———————+—————————T———————+ | | млн руб.| % | млн руб.| % | млн руб.| % | +———————————————+—————————+———————+—————————+———————+—————————+———————+ |Центральный | —879 | —68,3 | —433 | —80,2 | —446 | —59,7 | +———————————————+—————————+———————+—————————+———————+—————————+———————+ |Северо—Западный| 3 074 | 41,3 | 5 268 | 200,5 | —2 194 | —45,6 | +———————————————+—————————+———————+—————————+———————+—————————+———————+ |Южный | 3 508 | 105,7 | 3 553 | 196,1 | —45 | —3,0 | +———————————————+—————————+———————+—————————+———————+—————————+———————+ |Приволжский | 29 368 | 112,0 | 33 868 | 327,1 | —4 500 | —28,4 | +———————————————+—————————+———————+—————————+———————+—————————+———————+ |Уральский | 108 857 | 147,5 | 104 236 | 330,5 | 4 621 | 10,9 | +———————————————+—————————+———————+—————————+———————+—————————+———————+ |Сибирский | 1 241 | 12,0 | 3 626 | 91,8 | —2 385 | —37,2 | +———————————————+—————————+———————+—————————+———————+—————————+———————+ |Дальневосточный| —1 280 | —14,2 | 949 | 32,7 | —2 229 | —36,5 | +———————————————+—————————+———————+—————————+———————+—————————+———————+ |Российская | 143 889 | 109,5 | 151 067 | 281,2 | —7 178 | —9,2 | |Федерация | | | | | | | L———————————————+—————————+———————+—————————+———————+—————————+———————— Вместе с тем поступления налога на добычу полезных ископаемых в бюджеты субъектов Российской Федерации оказались в 2002 г. на 7,2 млрд руб. (9,2%) меньше поступлений платежей при добыче полезных ископаемых в 2001 г. Превышение поступлений налога на добычу полезных ископаемых в консолидированный и федеральный бюджеты по сравнению с ранее взимавшимися платежами имело место в Северо-Западном, Южном, Приволжском и Сибирском федеральных округах. При этом в большей части субъектов Российской Федерации, входящих в эти федеральные округа, поступления налога на добычу полезных ископаемых в территориальные бюджеты "отставали" от поступлений замещенных им платежей в 2001 г. В Уральском федеральном округе в целом превышение по поступлениям в федеральный и территориальные бюджеты составило соответственно 330,5 и 10,9%. Этот федеральный округ в связи с его преобладающей долей в общем объеме поступления в бюджет налогов, связанных с недропользованием, в решающей степени повлиял на общую картину по Российской Федерации в целом. Достаточно сказать, что в 2001 г. названный федеральный округ обеспечил 56,1% поступлений в консолидированный бюджет, 58,7% поступлений в федеральный бюджет и 54,4% поступлений в бюджеты субъектов Российской Федерации платежей при добыче полезных ископаемых. Указанные показатели по входящему в Уральский федеральный округ Ханты-Мансийскому автономному округу - основному из российских регионов поставщику углеводородного сырья - составили, соответственно, 38,6, 41,2 и 36,8%. Для сравнения: в 2002 г. доля Уральского федерального округа в объеме поступлений в консолидированный, федеральный и территориальные бюджеты налога на добычу полезных ископаемых составила уже соответственно 66,3, 66,3, и 66,5%, а доля Ханты-Мансийского автономного округа - 50,5, 50,6 и 50,4%. Для полноты отражения ситуации с распределением налоговых поступлений при добыче полезных ископаемых приведем аналогичные данные по входящему в Уральский федеральный округ - второму в стране региону по объему этих поступлений - Ямало-Ненецкому автономному округу. В 2001 г. применение прежней системы платежей при добыче полезных ископаемых позволило получить в этом автономном округе в консолидированный бюджет 16,8% общей суммы названных платежей по Российской Федерации, в федеральный и территориальные бюджеты - 16,7 и 16,9% соответственно. Поступления сумм налога на добычу полезных ископаемых в консолидированный и федеральный бюджеты в 2002 г. в сравнении с уровнем взимавшихся в 2001 г. налогов возросли, тогда как поступления в бюджет округа сократились на 17,3%. Иначе говоря, в этом субъекте Российской Федерации отмечалась та же тенденция, что и в рассмотренных выше федеральных округах. При этом доля Ямало-Ненецкого автономного округа в общероссийском годовом объеме налога на добычу полезных ископаемых снизилась, составив 15,4% по поступлениям в бюджеты всех уровней. Иное положение с поступлением налога на добычу полезных ископаемых сложилось в Центральном и Дальневосточном федеральных округах. Во всех регионах Центрального федерального округа по сравнению с объемом полученных в 2001 г. платежей при добыче полезных ископаемых отмечалось снижение поступлений нового налога как в федеральный, так и в территориальные бюджеты. В Дальневосточном федеральном округе в целом, несмотря на более высокий объем поступлений налога на добычу полезных ископаемых в федеральный бюджет, чем это было по трем ранее взимавшимся налогам в 2001 г., за счет снижения поступлений в бюджеты субъектов Российской Федерации сократились поступления в консолидированный бюджет. Следует также отметить, что указанное превышение поступлений в федеральный бюджет было достигнуто лишь в Республике Саха, в Корякском автономном округе и в наибольшей мере в Сахалинской области. Однако, принимая во внимание снижение доли этих двух федеральных округов в общем по Российской Федерации объеме поступлений налогов, связанных с недропользованием, в федеральный и территориальные бюджеты (в 2001 г. - 6,4 и 8,8%, в 2002 г. - 1,9 и 5,9%), можно считать, что сложившаяся в них в целом менее благоприятная ситуация со сбором налога на добычу полезных ископаемых не повлияла существенным образом на общие показатели по Российской Федерации. О большей эффективности сбора налога на добычу полезных ископаемых по сравнению с ранее взимавшимися платежами, связанными с недропользованием, свидетельствуют и показатели, характеризующие их долю в налоговых доходах бюджета (табл. 5).
Таблица 5
Доля налогов, связанных с пользованием недрами, в налоговых доходах в 2001 и 2002 гг., %
————————————————T—————————————————————————————————————————————T—————————————————————————————————————————————¬ | | Доля платежей при добыче полезных ископаемых| Доля налога на добычу полезных ископаемых | | | в налоговых доходах в 2001 г. | в налоговых доходах в 2002 г. | | Федеральный +—————————————————T———————————T———————————————+—————————————————T———————————T———————————————+ | округ | в | в | в | в | в | в | | |консолидированном|федеральном|территориальных|консолидированном|федеральном|территориальных| | | бюджете | бюджете | бюджетах | бюджете | бюджете | бюджетах | +———————————————+—————————————————+———————————+———————————————+—————————————————+———————————+———————————————+ |Центральный | 0,2 | 0,1 | 0,3 | 0,1 | <0,1 | 0,1 | +———————————————+—————————————————+———————————+———————————————+—————————————————+———————————+———————————————+ |Северо—Западный| 4,4 | 3,4 | 5,2 | 5,1 | 9,6 | 2,1 | +———————————————+—————————————————+———————————+———————————————+—————————————————+———————————+———————————————+ |Южный | 2,6 | 2,8 | 2,5 | 4,6 | 8,1 | 1,8 | +———————————————+—————————————————+———————————+———————————————+—————————————————+———————————+———————————————+ |Приволжский | 7,9 | 6,1 | 9,8 | 13,8 | 20,8 | 5,9 | +———————————————+—————————————————+———————————+———————————————+—————————————————+———————————+———————————————+ |Уральский | 21,5 | 18,2 | 24,8 | 38,8 | 51,1 | 22,9 | +———————————————+—————————————————+———————————+———————————————+—————————————————+———————————+———————————————+ |Сибирский | 6,1 | 5,4 | 6,6 | 5,4 | 8,4 | 3,2 | +———————————————+—————————————————+———————————+———————————————+—————————————————+———————————+———————————————+ |Дальневосточный| 12,2 | 11,5 | 12,7 | 7,7 | 11,1 | 6,0 | +———————————————+—————————————————+———————————+———————————————+—————————————————+———————————+———————————————+ |Российская | 7,1 | 5,6 | 8,6 | 11,8 | 17,8 | 6,0 | |Федерация | | | | | | | L———————————————+—————————————————+———————————+———————————————+—————————————————+———————————+———————————————— В 2001 г. поступления платежей при добыче полезных ископаемых составили в целом по Российской Федерации в налоговых поступлениях в консолидированный бюджет 7,1%, в федеральный бюджет - 5,6% и в бюджеты регионов - 8,6%. Аналогичные показатели по налогу на добычу полезных ископаемых в 2002 г. свидетельствуют о сложившейся после его введения большей ориентации на интересы федерального бюджета при решении вопроса о межбюджетном распределении этого налога. Так, его доля в налоговых доходах консолидированного бюджета Российской Федерации составила 11,8%, федерального бюджета - 17,8% и территориальных бюджетов - лишь 6,0%. Таким образом, рассмотренные выше показатели подтвердили более широкие возможности налога на добычу полезных ископаемых в пополнении доходной части федерального бюджета по сравнению с доходами регионов. В значительной мере это стало результатом изменения политики межбюджетного регулирования при осуществлении недропользования в пользу федерального центра. В первой половине 2002 г. имевшаяся у министерств Российской Федерации информация послужила основой для построения прогнозных оценок с точки зрения перспектив развития ситуации. По данным Минэкономразвития России, в 2002 г. в целом по Российской Федерации налог на добычу полезных ископаемых при добыче нефти мог превысить замененные им налоги в 1,5 раза. При этом по федеральной части бюджета прогнозировалось увеличение в 2,8 раза, а доходы бюджетов нефтедобывающих регионов могли уменьшиться на 38%. В соответствии с проведенными этим министерством расчетами наибольшие в процентном отношении потери могли понести бюджеты Новосибирской области, Республики Калмыкия, Ульяновской области, Кабардино-Балкарской Республики и Калининградской области, доходы которых могли уменьшиться на 70 - 80%. Для бюджетов Ненецкого автономного округа и Ингушской Республики прогноз предусматривал потери на уровне чуть менее 70%, а для бюджетов остальных нефтедобывающих регионов - в пределах от 20 до 70%. Как показывают приведенные выше данные, увеличение доходов федерального бюджета в целом по Российской Федерации имело менее высокий темп, а снижение доходов территориальных бюджетов отмечалось из всех субъектов Российской Федерации лишь в Ненецком автономном округе (на 21,5%), Кабардино-Балкарской Республике (на 6,5%) и Республике Татарстан (на 1,1%). Еще более пессимистично оценивало ситуацию МПР России. По его мнению, результаты фактических поступлений за январь - апрель 2002 г. и прогнозные данные свидетельствовали о возможности недополучения к концу года бюджетами основных нефтедобывающих регионов ресурсных платежей в размере от 40 до 80% к их объему, полученному в 2001 г. Такая перспектива рассматривалась министерством как серьезное препятствие для осуществления в нефтедобывающих регионах геолого-разведочных работ в объемах, необходимых для воспроизводства минерально-сырьевой базы. При этом в таких регионах, как Ханты-Мансийский автономный округ, Республики Татарстан, Башкортостан и Коми, Оренбургская область и некоторых других, необходимо компенсировать интенсивную добычу нефти приростом ее разведанных запасов. Минэнерго России предложило в целях возмещения "выпадающих" доходов территориальных бюджетов и сохранения сложившихся объемов финансирования геолого-разведочных работ рассмотреть вопрос об увеличении действующего норматива отчислений в эти бюджеты налога на добычу полезных ископаемых, а также вернуться к рассмотрению подготовленной министерством поправки в часть вторую НК РФ, предусматривающей применение понижающего коэффициента 0,7 к ставке налога на добычу нефти на участках со степенью выработанности извлекаемых запасов на уровне 80% и более. По мнению МНС России, последствия для доходной части бюджетов нефтедобывающих регионов необходимо было рассматривать не только в связи с введением налога на добычу полезных ископаемых, но и с учетом всех изменений в налоговом законодательстве, вступивших в действие с 1 января 2002 г. В частности, в гл.25 НК РФ были установлены новые принципы исчисления и уплаты налога на прибыль организаций. В качестве преимущества этих принципов Минфин России отметил возможность исключать из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль обоснованные и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиками при разработке и эксплуатации месторождений. Кроме того, были изменены пропорции межбюджетного распределения по ряду ресурсных платежей в пользу регионов, внесен ряд других изменений в налоговое законодательство. Все эти новшества создали дополнительные налоговые резервы для бюджетов регионов. Отношение размера потерь территориальных бюджетов в связи с введением нового налога составило в 2002 г. лишь 2,6% к объему превышения всех поступивших в них за год налоговых доходов над налоговыми доходами за предыдущий год. Иначе говоря, указанные потери складывались на фоне более масштабного общего роста доходов территориальных бюджетов, в связи с чем Минфин России сделал вывод о несостоятельности заявлений нефтедобывающих регионов о потерях доходной части их бюджетов в результате введения налога на добычу полезных ископаемых. Реализация параллельных компенсирующих мер после введения этого налога позволила добиться в 2002 г. как общего роста налоговых доходов территориальных бюджетов по сравнению с уровнем 2001 г. в подавляющем большинстве регионов, так и их превышения над доходами федерального центра в масштабе Российской Федерации.
Е.А.Юдин к. э. н.
Р.Л.Кошкин Советник налоговой службы Российской Федерации III ранга Подписано в печать 25.12.2003
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |