![]() |
| ![]() |
|
Статья: Новый сельскохозяйственный налог ("Все о налогах", 2004, N 1)
"Все о налогах", N 1, 2004
НОВЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ
Впервые единый сельскохозяйственный налог как специальная система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей был установлен Федеральным законом от 29.12.2001 N 187-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" и подлежал введению в регионах России соответствующими законами субъектов Российской Федерации. В 2002 г. в соответствии с действующим на тот момент налоговым законодательством из 89 субъектов Российской Федерации единый сельскохозяйственный налог вводился региональным законодательством только на территории Краснодарского, Алтайского краев и Брянской области. Была сделана попытка введения этого налога в Республике Северная Осетия. Но этот налоговый режим, направленный на упрощение налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей, так и не нашел повсеместного распространения из-за достаточно сложного порядка определения налоговой ставки и налоговой базы, а также возможности применения единого сельскохозяйственного налога лишь для сельскохозяйственных товаропроизводителей, занятых производством продукции растениеводства. С 1 января 2004 г. вступил в силу Федеральный закон от 11.11.2003 N 147-ФЗ "О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (далее - Закон), направленный на создание более оптимального налогового режима для хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции. В соответствии с Законом переход на уплату единого сельскохозяйственного налога или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно, т.е. по желанию налогоплательщика, и в отличие от ранее действовавшего законодательства не требует введения в действие законом субъекта Российской Федерации об этом налоге. Изменилась совокупность налогов, уплата которых заменяется уплатой единого сельскохозяйственного налога. Теперь к ним относятся налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НK РФ и Таможенным кодексом РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации), налог на имущество организаций и единый социальный налог. Существенным изменением является включение в перечень заменяемых налогов налога на прибыль организаций. Именно понятие сельскохозяйственных товаропроизводителей, которыми признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70%. В отличие от предыдущего толкования круг сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые вправе перейти на уплату данного налога, значительно расширен. Следует отметить, что понятия сельскохозяйственных товаропроизводителей приводятся в Федеральных законах от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей", от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", проекте федерального закона "О сельскохозяйственном развитии", находящемся на разработке в федеральных органах исполнительной власти Российской Федерации, и существенно отличаются друг от друга, но используются самостоятельно и применительно к конкретному закону. Порядок отнесения сельскохозяйственной продукции к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной рыбы, еще предстоит установить Правительству РФ.
Законом также определены ограничения, не позволяющие перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога организациям и индивидуальным предпринимателям, занимающимся производством подакцизных товаров; организациям и индивидуальным предпринимателям, переведенным на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с гл.26.3 НK РФ, а также организациям, имеющим филиалы и (или) представительства. Одним из условий перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога является подача в налоговый орган по месту нахождения плательщика налога соответствующего заявления в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году перехода. Поскольку Закон был принят 11 ноября 2003 г., рассчитывать на то, что большинство желающих успело бы перейти на новую систему налогообложения, не приходилось. Однако, учитывая ограниченные сроки перехода в первый год, Законом предусмотрено, что организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в 2004 г., вправе до 1 февраля 2004 г. подать в налоговый орган по своему местонахождению (месту жительства) заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога в общеустановленном порядке. Следует обратить внимание, что если по итогам налогового периода доля дохода налогоплательщиков от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составила менее 70%, налогоплательщики должны произвести перерасчет налоговых обязательств, исходя из общего режима налогообложения за весь указанный налоговый период, с подачей соответствующего заявления в налоговый орган. Это создает дополнительные трудности по исполнению налогоплательщиком своих обязанностей. Установление жесткого предела в 70% доли дохода представляется весьма спорным. Что делать сельхозтоваропроизводителям, доля доходов которых составила по итогам налогового периода, например, 65 - 69%? В отличие от ранее действовавшего порядка, когда объектом налогообложения признавались сельскохозяйственные угодья, находящиеся в собственности, во владении и (или) в пользовании, в настоящее время объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Причем к вычитаемым расходам отнесены 28 видов затрат после их фактической оплаты, что позволяет налогоплательщикам значительно сокращать величину полученных доходов. Согласно прежним нормам налоговой базой признавалась сопоставимая по кадастровой стоимости площадь сельскохозяйственных угодий. В соответствии с новым Законом налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. При этом налогоплательщики вправе уменьшить налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, но не более чем на 30%. А сумма убытка, превышающая указанное ограничение, может быть перенесена на следующие налоговые периоды, но не более чем на 10 налоговых периодов. Установлен налоговый период, которым с учетом сезонности сельского хозяйства признается календарный год, а отчетным периодом является полугодие. Увеличение налогового периода против ранее действовавшего, когда налоговым периодом признавался квартал, должно также положительно отразиться на возможности сельскохозяйственных товаропроизводителей распоряжаться собственными средствами. По предыдущему порядку налоговая ставка подлежала установлению законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации в рублях и копейках с одного сопоставимого по кадастровой стоимости гектара сельскохозяйственных угодий, расположенных на их территориях. Теперь же налоговая ставка равна 6%. В целом, учитывая все недостатки применения единого сельскохозяйственного налога, необходимо отметить, что новая система налогообложения является более прогрессивной, упрощает переход на нее и порядок исчисления самого налога, а также создает более благоприятные экономические условия деятельности для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Л.Н.Сенокосов Советник государственной службы I класса Подписано в печать 25.12.2003
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |