![]() |
| ![]() |
|
Статья: Социальные налоговые вычеты ("Все о налогах", 2004, N 1)
"Все о налогах", N 1, 2004
СОЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ
Главой 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ, введенной в действие с 1 января 2001 г., к числу социальных налоговых вычетов отнесены следующие виды целевых расходов на социальные нужды, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде: 1) суммы из доходов налогоплательщика, перечисляемые на благотворительные цели; 2) расходы налогоплательщика на свое обучение в образовательных учреждениях в налоговом периоде; 3) расходы налогоплательщика-родителя на обучение своих детей в возрасте до 24 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях; 4) расходы налогоплательщика-опекуна (попечителя) на обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет, а также своих бывших подопечных в возрасте до 24 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях; 5) расходы налогоплательщика на свое лечение, лечение супруга (супруги), своих родителей, своих детей в возрасте до 18 лет, на приобретение медикаментов для себя, супруга (супруги), своих родителей, своих детей в возрасте до 18 лет. Право на получение социальных налоговых вычетов имеют физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. В ст.11 НК РФ дано понятие налоговых резидентов Российской Федерации - это физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году. Следовательно, если физическое лицо находится на территории Российской Федерации меньше 183 дней в течение календарного года, оно не является налоговым резидентом. Срок фактического нахождения физического лица на территории Российской Федерации начинается на следующий день после дня прибытия на территорию Российской Федерации. День отъезда физического лица за пределы территории Российской Федерации включается в указанный срок.
Применение социальных налоговых вычетов ограничено размерами, установленными ст.219 НК РФ. В этих пределах согласно ст.222 НК РФ законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации могут устанавливать иные размеры вычетов с учетом своих региональных особенностей. Социальные налоговые вычеты предоставляются физическому лицу налоговым органом по окончании того налогового периода, в котором им произведены указанные расходы. В соответствии с п.2 ст.219 НК РФ указанные вычеты предоставляются налогоплательщику на основании его письменного заявления при подаче налоговой декларации в налоговый орган. Налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год (ст.216 НК РФ). На основании ст.210 НК РФ социальные налоговые вычеты предоставляются физическим лицам лишь по тем доходам, которые учитываются при определении налоговой базы, облагаемой по ставке 13%. Невостребованная сумма социальных налоговых вычетов на следующий год не переносится. Так, согласно п.3 ст.210 НК РФ в случае превышения в налоговом периоде суммы вычетов над суммами доходов, облагаемых по ставке 13%, подлежащих обложению за этот же налоговый период, применительно к этому периоду налоговая база принимается равной нулю. При этом не предусмотрен перенос на следующий налоговый период суммы разницы между расходами налогоплательщика, произведенными в отчетном налоговом периоде на благотворительные цели и (или) уплаченными на цели обучения, лечения, и установленным размером общей суммы соответствующего социального налогового вычета. Статьей 31 НК РФ установлено, что налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов. В случае непредставления физическими лицами - налогоплательщиками документов, подтверждающих понесенные расходы, социальный налоговый вычет не предоставляется. При этом следует отметить, что срок для подачи налоговой декларации и заявления о предоставлении социальных налоговых вычетов НК РФ не установлен. Однако поскольку предоставление социальных налоговых вычетов является разновидностью возврата налога, то необходимо руководствоваться общим сроком, предусмотренным ст.78 НК РФ. В своем Письме от 04.02.2002 N СА-6-04/124 "О социальных налоговых вычетах" МНС России разъяснило следующее. В соответствии с п.2 ст.219 НК РФ социальные налоговые вычеты предоставляются на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче налоговой декларации в налоговый орган по окончании налогового периода. Лица, которые не обязаны представлять налоговую декларацию, вправе представить ее в налоговый орган по месту жительства. В случае представления декларации такими лицами после 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, к ответственности, установленной ст.119 НК РФ, названные лица не привлекаются. Согласно п.8 ст.78 НК РФ налоговые декларации с заявлениями о предоставлении социальных налоговых вычетов могут быть представлены налогоплательщиками, поименованными в п.п.1 и 2 ст.229 НК РФ, в течение 3 лет после окончания налогового периода, в котором были произведены соответствующие расходы (на благотворительность, обучение, лечение). Необходимо подчеркнуть, что предоставление социальных налоговых вычетов ставится в зависимость от сдачи налоговой декларации даже теми лицами, которые не обязаны ее сдавать. Следует отметить, что налогоплательщик может сдать налоговую декларацию и документы, подтверждающие право физического лица на имущественный налоговый вычет и возврат налога, лично, или через доверенное лицо, или по почте ценным отправлением с описью вложения. Согласно ст.230 НК РФ в налоговой декларации физическое лицо отражает все полученные им в налоговом периоде доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы налога, подлежащие к уплате или возврату по итогам налогового периода. На основании пп.4 п.1 ст.32 НК РФ налоговый инспектор обязан помочь налогоплательщику при заполнении декларации. В обязанности налоговых органов входит проведение разъяснительной работы по применению законодательства о налогах и сборах, предоставление форм установленной отчетности, в том числе налоговых деклараций, и разъяснение порядка их заполнения, а также порядка исчисления и уплаты налогов и сборов. Налоговый орган проверяет основания для предоставления вычетов и осуществляет возврат излишне уплаченного налога физическим лицам. Для решения вопроса о возврате (зачете) налога налоговым органом проводится камеральная проверка представленных физическим лицом данных, содержащихся в налоговой декларации, и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, в порядке, установленном ст.88 НК РФ. При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе потребовать от налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. По окончании проверки налоговый орган сообщает физическому лицу о факте излишней уплаты налога и его сумме не позднее 1 месяца со дня обнаружения такого факта. Возврат суммы налога производится физическому лицу после подачи им в налоговый орган письменного заявления. В соответствии со ст.78 НК РФ сумма излишне уплаченного налогоплательщиком налога подлежит: - зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам; - зачету в счет погашения недоимки; - возврату налогоплательщику. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту жительства налогоплательщика. При наличии у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету, возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета вышеуказанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности). Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам. При этом налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о вынесенном решении о зачете сумм излишне уплаченного налога не позднее 2 недель со дня подачи заявления о зачете. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата, в течение 1 месяца со дня подачи заявления о возврате. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Банка России, действовавшей на период нарушения срока возврата. В случае если уплата налога производилась в иностранной валюте, проценты начисляются на сумму излишне уплаченного налога, рассчитанную по курсу Банка России на день, когда произошла излишняя уплата налога. Остановимся подробнее на видах социальных налоговых вычетов.
Социальные налоговые вычеты в связи с расходами на благотворительные цели
В соответствии с пп.1 п.1 ст.219 НК РФ право на данный социальный налоговый вычет имеют налогоплательщики, перечисляющие часть доходов на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд, а также в сумме пожертвований, перечисляемых (уплачиваемых) налогоплательщиком религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности, - в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде. Перечисление налогоплательщиком денежных средств на благотворительные цели может осуществляться как в наличной, так и в безналичной формах. В безналичном порядке оно производится на основании письменного заявления налогоплательщика, представляемого в бухгалтерию организации по месту получения дохода, из которого осуществляются перечисления. Документом, подтверждающим произведенные расходы, будет служить выдаваемая налогоплательщику по его требованию справка организации о произведенных по его заявлению перечислениях организации, финансируемой из средств соответствующего бюджета, на благотворительные цели или физкультурно-спортивной, образовательной либо дошкольной организации на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд с приложением копии платежного поручения на перечисление указанных в справке сумм с отметкой банка об исполнении. Если денежные средства перечислены непосредственно налогоплательщиком с его банковского счета, произведенные расходы подтверждаются банковской выпиской о перечислении денежных средств на указанные выше цели. В случае внесения налогоплательщиком наличных денежных средств в кассу организации, которой оказывается денежная помощь, подтверждающим документом является квитанция к приходному кассовому ордеру с указанием назначения вносимых средств. Социальный налоговый вычет предоставляется на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче им налоговой декларации с приложением документов, подтверждающих его фактические расходы на благотворительные цели, в налоговый орган по месту жительства. Налоговый орган в соответствии со ст.31 НК РФ вправе требовать у налогоплательщика, заявляющего социальный налоговый вычет в связи с расходами на благотворительность, следующие документы: - заявление о получении социального налогового вычета в связи с расходами на благотворительные цели; - документы, подтверждающие участие в благотворительной деятельности; - платежные документы, подтверждающие расходы на благотворительные цели; - справку о доходах по форме N 2-НДФЛ, подтверждающую полученный доход и сумму уплаченного налога. Данную справку налогоплательщик - физическое лицо в соответствии с п.3 ст.230 НК РФ может получить по заявлению у своего налогового агента.
Социальные налоговые вычеты в связи с расходами на образование
Согласно пп.2 п.1 ст.219 НК РФ данный вычет предоставляется: - в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на обучение, но не более 38 000 руб. (не более 25 000 руб. - до вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 07.07.2003 N 110-ФЗ и распространившихся на правоотношения, возникшие с 1 января 2003 г.); - в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном (попечителем) за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 38 000 руб. (не более 25 000 руб. до 1 января 2003 г.) на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей. Право на получение указанного социального налогового вычета распространяется также на налогоплательщиков, осуществлявших обязанности опекуна или попечителя над гражданами, бывшими их подопечными, после прекращения опеки или попечительства в случаях оплаты налогоплательщиками обучения указанных граждан в возрасте до 24 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях. Образовательное учреждение должно иметь соответствующую лицензию на право ведения образовательной деятельности согласно ст.33 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании) или иной документ, подтверждающий статус этого учебного заведения (для иностранных образовательных учреждений). Виды образовательной деятельности, которые не подлежат лицензированию: - образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации; - индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, в том числе в области профессиональной подготовки. Перечни образовательных программ, направлений и специальностей подготовки, по которым предоставляется право ведения образовательной деятельности, указываются в приложении к лицензии наряду с другой информацией, характеризующей особенности осуществления образовательного процесса. Согласно п.11 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 N 796, лицензия без приложения недействительна. Согласно ст.12 Закона об образовании образовательным является учреждение, реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников, которое является юридическим лицом. Такие учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)). Для получения налогового вычета форма обучения для самого налогоплательщика может быть любой, для детей налогоплательщика, подопечных и бывших подопечных налогоплательщика-опекуна (попечителя) форма обучения должна быть дневной. Нужно также отметить, что в законодательстве об образовании вместо понятия "дневная форма обучения" используется термин "очная форма". Поэтому для получения вычета на обучение ребенка (подопечного, бывшего подопечного) в договоре должна быть указана либо дневная форма обучения, либо очная. При обучении налогоплательщика льготу получает он сам, при обучении детей (подопечных, бывших подопечных) льгота может предоставляться одному или обоим родителям (опекунам, попечителям). По расходам на обучение, оплаченным начиная с 1 января 2001 г., срок применения вычетов составляет период обучения указанных выше лиц в учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в процессе обучения. В отличие от благотворительных вычетов для затрат на обучение не предусмотрено, что они должны в обязательном порядке осуществляться денежными средствами. Порядок предоставления платных образовательных услуг, права и обязанности сторон определяются договором, заключаемым в письменной форме между образовательным учреждением (организацией) и налогоплательщиком, оплачивающим платные образовательные услуги за себя или своего несовершеннолетнего ребенка, т.е. ребенка, не достигшего возраста 18 лет. Если ребенку налогоплательщика исполнилось 18 лет, то соответствующий договор, как правило, заключается между образовательным учреждением и учащимся. В связи с этим необходимо отметить, что существует зависимость между лицом, оплатившим расходы на образование (на чье имя оформлены платежные документы), лицом, на имя которого заключен договор на обучение с образовательным учреждением, и лицом, получающим вычет: - если договор на обучение заключен на налогоплательщика и все платежные документы оформлены на него, то налогоплательщик сам имеет право на получение вычета по данным расходам; - если договор на обучение заключен на обучающегося (ребенка, подопечного, бывшего подопечного), одного из родителей (опекунов, попечителей), обоих родителей (опекунов, попечителей) или заключены отдельные договоры с каждым из родителей (опекунов, попечителей), но при этом все платежные документы оформлены на родителя (опекуна, попечителя), то вычет имеет право получить налогоплательщик-родитель (опекун, попечитель); - если договор на обучение заключен на ребенка (подопечного, бывшего подопечного), в то время как все платежные документы оформлены на налогоплательщика-родителя (опекуна, попечителя), то вычет может получить налогоплательщик-родитель (опекун, попечитель); - если договор на обучение заключен на ребенка (подопечного, бывшего подопечного) и все платежные документы оформлены на него, но он при этом не является налогоплательщиком (т.е. в налоговом периоде он не получал доходы, с которых удерживался налог на доходы физических лиц по ставке 13%), то на получение вычета не может претендовать никто из них. Поэтому если плату вносит сам студент, то получается, что это его затраты и у родителей нет права на вычет. Для подтверждения того, что это были именно расходы родителя (опекуна, попечителя), на имя ребенка нужно выписать доверенность, которая составляется в произвольной форме, а заверить ее можно по месту работы. Причем необходимо иметь в виду, что доверенность должна быть датирована более ранним числом, чем документ об оплате учебы, в соответствии с порядком, установленным Письмом УМНС России по г. Москве от 30.09.2002 N 27-08н/45531; - если договор на обучение заключен на ребенка (подопечного, бывшего подопечного), все платежные документы оформлены на него и он при этом является налогоплательщиком, то он же и может претендовать на получение вычета; - если договор на обучение заключен на ребенка (подопечного, бывшего подопечного), при этом часть платежных документов оформлена на него, часть - на одного из родителей (опекунов, попечителей) и все они являются налогоплательщиками, то на социальный налоговый вычет могут претендовать все, кто участвует в оплате; - если договор на обучение заключен на ребенка (подопечного, бывшего подопечного), при этом часть платежных документов оформлена на него, часть - на каждого из родителей (опекунов, попечителей), и кто-то из них налогоплательщиком не является, то на социальный налоговый вычет могут претендовать только те из вышеперечисленных лиц, которые являются налогоплательщиками. Для получения социального налогового вычета в отношении сумм, уплаченных налогоплательщиками за свое обучение и за обучение своих детей (подопечных, бывших подопечных), к налоговой декларации должны быть приложены следующие документы: - заявление о предоставлении социального налогового вычета в связи с расходами на обучение; - копия договора на обучение с указанием соответствующей лицензии или иного документа, подтверждающего статус учебного заведения; - платежные документы, подтверждающие внесение (перечисление) денежных средств образовательному учреждению за обучение, в которых должны быть указаны персональные данные налогоплательщика, оплатившего обучение. Если оплата обучения производилась обучаемым и родителями (одним из родителей, опекунов, попечителей), платежные документы выдаются каждому из оплативших обучение в образовательном учреждении (как обучаемому, так и его родителям (родителю, опекуну, попечителю)); - справка (справки) о доходах по форме N 2-НДФЛ о сумме полученного дохода и удержанного налога на доходы физических лиц; - копия (копии) свидетельства о рождении детей налогоплательщика; - копии документов, подтверждающих факт опекунства или попечительства.
Социальные налоговые вычеты в связи с расходами на лечение
Согласно пп.3 п.1 ст.219 НК РФ налогоплательщик может получить социальный налоговый вычет: - в сумме, уплаченной им в налоговом периоде на услуги по лечению, предоставленные ему, его супруге (супругу), его родителям и (или) детям в возрасте до 18 лет медицинскими учреждениями Российской Федерации (в соответствии с перечнем услуг, утверждаемым Правительством РФ); - в размере стоимости медикаментов, назначенных перечисленным лицам лечащим врачом, приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств (в соответствии с перечнем лекарственных средств, утверждаемым Правительством РФ). Услуги должны оказываться медицинскими учреждениями Российской Федерации, имеющими лицензии на осуществление медицинской деятельности. В соответствии с пп.3 п.1 ст.219 НК РФ социальный налоговый вычет в части произведенных расходов на лечение налогоплательщик вправе заявить в отношении тех услуг по лечению, которые предоставлены медицинскими учреждениями - организациями, осуществляющими медицинскую деятельность, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности, т.е. юридическими лицами. По дорогостоящим видам лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации сумма налогового вычета применяется в пределах документально подтвержденных затрат без ограничения, но не более подлежащего обложению дохода, учитываемого при определении налоговой базы, облагаемой по ставке 13%. Перечень дорогостоящих видов лечения утвержден Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 201 "Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета" (далее - Постановление N 201). Документом, подтверждающим получение и оплату медицинских услуг, является Справка об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации (далее - справка), форма которой утверждена совместным Приказом Минздрава России N 289 и МНС России N БГ-3-04/256 от 25.07.2001 (далее - Приказ от 25.07.2001). Справка заполняется всеми учреждениями здравоохранения, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности, независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, и удостоверяет факт получения медицинской услуги и ее оплаты через кассу учреждения здравоохранения за счет средств налогоплательщика. Справка выдается после оплаты медицинской услуги и при наличии документов, подтверждающих произведенные расходы, по требованию налогоплательщика, производившего оплату медицинских услуг, оказанных ему лично, его супруге (супругу), его родителям, его детям в возрасте до 18 лет. Фамилия, имя и отчество налогоплательщика и пациента указывается полностью. В случае если налогоплательщик и пациент являются одним лицом, в строке ФИО пациента ставится прочерк. В справке на основании кассового чека (приходного ордера или иного документа, подтверждающего внесение денежных средств) указываются стоимость медицинской услуги по коду 1 или дорогостоящего лечения по коду 2, оплаченных за счет средств налогоплательщика, в рублях прописью с большой буквы, а также дата оплаты медицинской услуги. Справка выдается на руки налогоплательщику, корешок к справке остается в учреждении здравоохранения и подлежит хранению в течение 3 лет. Для получения социального налогового вычета физическое лицо должно приложить к декларации, подаваемой в налоговый орган по окончании налогового периода в соответствии с п.2 ст.219 НК РФ, следующие документы: - письменное заявление на предоставление социального налогового вычета в связи с расходами на оплату медицинских услуг; - справку об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации; - справку (справки) о доходах налогоплательщика по форме N 2-НДФЛ о сумме полученного дохода и удержанного налога на доходы физических лиц; - копии платежных документов, подтверждающих внесение (перечисление) налогоплательщиком денежных средств медицинским учреждениям Российской Федерации; - копию договора налогоплательщика с медицинским учреждением Российской Федерации об оказании медицинских услуг или дорогостоящих видов лечения, если такой договор заключался; - копию свидетельства о браке, если налогоплательщиком оплачены медицинские услуги и лечение за своего супруга; - копию свидетельства о рождении налогоплательщика или иной подтверждающий документ, если налогоплательщиком оплачены медицинские услуги и лечение за своего родителя (родителей); - копию (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей) налогоплательщика, если налогоплательщиком оплачены медицинские услуги и лечение за своего ребенка (детей) в возрасте до 18 лет. Документом, подтверждающим назначение налогоплательщику (членам семьи налогоплательщика) лекарственного средства, включенного в Перечень, утвержденный Постановлением N 201, является рецепт по форме N 107/у с проставлением штампа "Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика", выписанный в соответствии с Приказом от 25.07.2001 (далее - рецепт). Рецепты для получения социального налогового вычета выписываются лечащим врачом по требованию налогоплательщика на основании назначений, произведенных налогоплательщику либо его супругу (супруге), его родителям и (или) его детям в возрасте до 18 лет. При этом рецепт выписывается в двух экземплярах, один их которых предъявляется в аптечное учреждение для получения лекарственных средств, второй представляется в налоговый орган при подаче налоговой декларации по месту жительства налогоплательщика. На экземпляре рецепта, предназначенного для представления в налоговые органы, лечащий врач в центре рецептурного бланка проставляет штамп "Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика", рецепт заверяется подписью и личной печатью врача, печатью учреждения здравоохранения. Экземпляр рецепта со штампом "Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика" остается на руках у налогоплательщика, оплатившего расходы по приобретению лекарственных средств, назначенных лечащим врачом ему либо его супруге (супругу), его родителям, его детям в возрасте до 18 лет, для представления такого рецепта вместе с письменным заявлением, товарным и кассовым чеками из аптечного учреждения, осуществившего отпуск лекарственных средств, в налоговый орган по месту жительства. Такие рецепты предназначены только для представления в налоговые органы, и отпуск лекарственных средств по ним не производится. При этом на одном рецептурном бланке можно выписать не более двух лекарственных средств. Налогоплательщик вправе до окончания налогового периода или в следующем налоговом периоде обратиться за соответствующими рецептами к лечащему врачу о назначениях лекарственных средств, произведенных начиная с 1 января 2001 г., если такие средства включены в Перечень, утвержденный Постановлением N 201. Физическое лицо может получить социальный налоговый вычет, приложив к декларации, подаваемой в налоговый орган по окончании налогового периода в соответствии с п.2 ст.219 НК РФ, следующие документы: - заявление о предоставлении социального налогового вычета в связи с расходами на оплату медикаментов; - справку (справки) о доходах налогоплательщика по форме N 2-НДФЛ о сумме полученного дохода и удержанного налога на доходы физических лиц; - рецепты, выписанные лечащим врачом налогоплательщику и (или) его супругу (супруге), его родителям и (или) его детям в возрасте до 18 лет в порядке, предусмотренном Приложением N 3 к Приказу от 25.07.2001; - платежные документы, подтверждающие оплату налогоплательщиком назначенных лекарственных средств: а) кассовый чек (чеки), подтверждающий произведенную оплату медикаментов; б) товарный чек (чеки), в котором указаны наименования приобретенных медикаментов; - копию свидетельства о браке, если налогоплательщиком оплачены лекарственные средства, назначенные его супругу (супруге); - копию свидетельства о рождении налогоплательщика или иной подтверждающий документ, если налогоплательщиком оплачены лекарственные средства, назначенные его родителю (родителям); - копию (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей) налогоплательщика, если налогоплательщиком оплачены лекарственные средства, назначенные его ребенку (детям) в возрасте до 18 лет. По обычному лечению вне зависимости от того, кому оказываются услуги, сумма медицинского вычета не может превышать 38 000 руб. (25 000 руб. - до 1 января 2003 г.). При этом также необходимо помнить, что законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации могут уменьшить максимальный размер предоставляемых вычетов. По дорогостоящим видам лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации сумма налогового вычета применяется в пределах документально подтвержденных затрат. Указанный социальный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику, если оплата лечения и приобретенных медикаментов не была произведена организацией за счет средств работодателей. Особое внимание следует обратить на порядок применения медицинских вычетов при осуществлении затрат разными налогоплательщиками на лечение одного и того же физического лица. Данное положение касается оплаты лечения детьми одного и того же родителя (матери или отца) или оплаты лечения одного и того же ребенка обоими родителями. Так, в отличие от образовательных вычетов, когда льгота в отношении детей предоставляется в общей сумме на обоих родителей, медицинские вычеты предоставляются каждому налогоплательщику отдельно. Следовательно, если отец и мать самостоятельно каждый оплатят за лечение одного и того же ребенка по 38 000 руб., то каждому из них должна предоставляться льгота в полной сумме. Таким образом, важное значение имеет тот факт, кто именно осуществлял оплату (на чье имя оформлены документы на оплату). В п.п.4 и 5 Письма МНС России от 04.02.2002 N СА-6-04/124 разъяснен порядок применения социальных налоговых вычетов при получении стоматологической помощи и медицинских услуг в санаторно-курортных учреждениях. В Перечень медицинских услуг, утвержденный Постановлением N 201, состоящий из 5 пунктов, включены платные услуги, оказываемые медицинскими учреждениями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, включая услуги по диагностике и лечению при оказании скорой медицинской помощи; услуги по диагностике, профилактике, лечению и медицинской реабилитации при оказании амбулаторной или стационарной медицинской помощи, а также оказании медицинской помощи в санаторно-курортных учреждениях; услуги по санитарному просвещению населения. В связи с этим налогоплательщики, оплатившие за счет собственных средств медицинские услуги по оказанию стоматологической помощи и зубному протезированию, подпадающие под действие названного Перечня, вправе воспользоваться социальным налоговым вычетом, если эти услуги и лечение оказаны налогоплательщику и (или) членам его семьи медицинскими учреждениями Российской Федерации, имеющими соответствующие лицензии. Письмом Минздрава России от 01.11.2001 N 2510/11153-01-23 разъяснено, что п.4 указанного Перечня может быть распространен на часть стоимости путевки, которая соответствует объему медицинских услуг, заложенному в стоимость путевки, а также на сумму оплаты медицинской помощи в санаторно-курортных учреждениях, не входящей в стоимость путевок, дополнительно оплаченной налогоплательщиком. Подтверждением расходов по оплате медицинской помощи, оказанной в санаторно-курортном учреждении налогоплательщику, является справка об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации. Справка выдается налогоплательщику по его требованию соответствующим санаторно-курортным учреждением в случае представления документов, подтверждающих произведенные налогоплательщиком расходы по оплате путевки и дополнительно оказанных медицинских услуг, на основании личного обращения налогоплательщика или его уполномоченного представителя. Справка может быть направлена санаторно-курортным учреждением по письменному заявлению налогоплательщика в его адрес заказным письмом с уведомлением о вручении. Документы, подтверждающие отправку указанного письма и его вручение налогоплательщику, вместе с заявлением налогоплательщика подшиваются к корешку справки, остающемуся в санаторно-курортном учреждении. Подпись получателя на корешке справки в этом случае отсутствует.
Н.Р.Карачурова Советник налоговой службы III ранга Подписано в печать 25.12.2003
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |