Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Учетная политика - 2004: что изменить? ("Учет. Налоги. Право", 2003, N 48)



"Учет.Налоги.Право", N 48, 2003

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА - 2004: ЧТО ИЗМЕНИТЬ?

На что обратить внимание при подготовке учетной политики на следующий год? Прежде всего необходимо отразить в ней те изменения, которые произошли за этот год в бухгалтерском учете и налогообложении. Если вы решили оптимизировать методы учета, то их изменения также нужно закрепить в соответствующих документах. В налоговой учетной политике целесообразно предусмотреть и особенности признания отдельных расходов.

Бухгалтерский учет

Обязанность вносить изменения в бухгалтерскую учетную политику при изменении законодательства РФ, а также нормативных актов по бухгалтерскому учету закреплена в п.4 ст.6 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". По общему правилу изменения вводятся с начала финансового года. Какие нововведения по бухгалтерскому учету нужно предусмотреть при подготовке учетной политики на следующий год? Изменений немного, вот основные из них.

Первое. Приказом Минфина России от 07.05.2003 N 38н были внесены изменения в План счетов бухгалтерского учета, в частности введены счета 09 "Отложенные налоговые активы" и 77 "Отложенные налоговые обязательства". Если вас касаются требования ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль" и вы не вносили изменений в рабочий план счетов в середине года, эти счета нужно предусмотреть в рабочем плане счетов на следующий год.

Второе. Как известно, единых форм бухгалтерской отчетности, обязательных к заполнению, нет. Минфин утверждает рекомендованные формы отчетности, применение которых организация может предусмотреть в учетной политике, если не считает необходимым разработать собственные формы отчетности. Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н начиная с бухгалтерской отчетности за 2003 г. рекомендованы новые формы отчетности. Их применение бухгалтер может закрепить в учетной политике на следующий год.

Третье. Новые Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, разрешили оформлять движение основных средств самостоятельно разработанными первичными документами. Если организация со следующего года будет применять свою "первичку", ее формы нужно утвердить вместе с учетной политикой на 2004 г.

И еще. Многие фирмы в целях налогообложения прибыли формируют резервы: на предстоящий ремонт основных средств, по сомнительным долгам, резервы предстоящих расходов на оплату отпусков, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год. Для сближения учетов аналогичный порядок создания резервов можно предусмотреть и в бухгалтерском учете. Чтобы избежать лишних вопросов, закрепите это решение в учетной политике. Например, пропишите, что исходя из требования рациональности ведения бухгалтерского учета (п.7 ПБУ 1/98 "Учетная политика организации") в бухучете применяются те же правила создания резерва, скажем, по сомнительным долгам, что и в налоговом учете.

Изменение законодательства и нормативных документов по бухучету - не единственный случай, когда можно менять учетную политику. Вносить изменения в документ разрешается еще в двух случаях:

- при разработке новых способов ведения бухгалтерского учета;

- при существенном изменении условий деятельности организации. Это может быть связано с реорганизацией организации, сменой собственников, изменением видов деятельности и т.п.

В течение года разрешается дополнять учетную политику: утверждать способы ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее или возникли впервые в деятельности организации (п.16 ПБУ 1/98). Так, если организация никогда ранее не занималась каким-либо видом деятельности, то и предусматривать способ отражения этой деятельности при формировании учетной политики у нее не было необходимости. Но когда появился новый вид деятельности, возникла необходимость внести дополнение в учетную политику.

Изменения и дополнения в учетную политику оформляются таким же распорядительным документом, каким была утверждена учетная политика (п.9 ПБУ 1/98). При этом об изменении учетной политики нужно сообщить в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности за 2003 г. (п.4 ст.13 Закона "О бухгалтерском учете").

Руководство по налогам

В налоговой учетной политике организации предусматривают момент определения налоговой базы по НДС: "по оплате" или "по отгрузке" (п.1 ст.167 НК РФ). Также в ней закрепляют порядок ведения налогового учета по налогу на прибыль (ст.313 НК РФ). Выбирают метод признания доходов и расходов (кассовый или метод начисления), порядок уплаты налога на прибыль, предусматривают возможность создания резервов (например, по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию; по сомнительным долгам) и т.д.

Изменения в учетную политику в целях налогообложения организации вносят в двух случаях: при изменении законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. В первом случае изменения вносят не ранее чем с момента вступления в силу новых норм законодательства. Во втором - с начала налогового периода (ст.313 НК РФ).

Существенных изменений в гл.25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ, из-за которых пришлось бы в обязательном порядке вносить изменения в учетную политику на следующий год, в 2003 г. не вносилось. Соответственно вносить изменения в документ будут те организации, которые выбрали для себя более выгодные методы учета.

Те налогоплательщики, которые начали осуществлять новые виды деятельности, дополнят учетную политику, отразив в ней принципы и порядок налогового учета этих видов деятельности (ст.313 НК РФ).

Хотя это делать и необязательно, в налоговой учетной политике мы советуем выбрать вариант учета расходов, в отношении которых нельзя однозначно сказать, по какой статье расходов они учитываются. Например, это касается таможенных платежей, уплаченных при приобретении основных средств. Из Кодекса не ясно, включать их в первоначальную стоимость основных средств по п.1 ст.257 НК РФ или относить на прочие расходы, связанные с производством и реализацией, как суммы налогов и сборов согласно пп.1 п.1 ст.264 НК РФ (по этим и другим проблемным расходам читайте также материал "Можно включить в стоимость, а можно списать" в "УНП" N 39, 2003, с. 8 - 9).

Также имеет смысл предусмотреть и другие неоднозначные моменты. К примеру, если организация определяет доходы от аренды (субаренды) как внереализационные доходы, в учетной политике можно предусмотреть порядок определения расходов на аренду (субаренду) для того, чтобы отразить их во внереализационных расходах.

А.В.Федорова

Аудитор

консалтинговой группы

"Что делать Консалт"

Подписано в печать

23.12.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Праздничные расходы ("Учет. Налоги. Право", 2003, N 48) >
Статья: Какая доверенность правильная? ("Учет. Налоги. Право", 2003, N 48)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.