|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Налоговая реформа - 2003 ("Российский налоговый курьер", 2003, N 1-2)
"Российский налоговый курьер", N 1-2, 2003
НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА - 2003
С 1 января 2003 г. начинают действовать три новые главы НК РФ: 26.2 "Упрощенная система налогообложения", 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" и 28 "Транспортный налог" <1>. Кроме того, вводится новый порядок исчисления и уплаты акцизов для налогоплательщиков, производящих и реализующих нефтепродукты. ————————————————————————————————<1> Транспортный налог заменит два налога, взимаемых до 1 января 2003 г.: налог на пользователей автомобильных дорог и налог с владельцев транспортных средств.
Упрощенная система налогообложения <2>
————————————————————————————————<2> О применении упрощенной системы налогообложения см. статью "Упрощенная система налогообложения с 2003 года" // РНК, 2002, N N 20 и 21. - Прим. ред.
Новая "упрощенка"
Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, применявшаяся на основании Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", с 1 января 2003 г. прекратила свое существование. На смену ей пришла новая упрощенная система налогообложения, введенная в действие одноименной гл.26.2 НК РФ.
Новая "упрощенка" существенно отличается от старой. В ней нет понятия "субъект малого предпринимательства", а круг предприятий, имеющих право ее применять, значительно расширен. Не могут перейти на "упрощенку" организации, перечисленные в ст.346.12 НК РФ. В частности, это организации, имеющие филиалы и представительства, банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, ломбарды, нотариусы, профессиональные участники рынка ценных бумаг, плательщики единого налога на вмененный доход, единого сельскохозяйственного налога и др. Список является закрытым. Применение упрощенной системы налогообложения предусматривает уплату единого налога вместо НДС, налога с продаж, налога на имущество и ЕСН. Для организаций к этому перечню добавляется налог на прибыль, для частных предпринимателей - налог на доходы физических лиц. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются в общеустановленном порядке. Другие налоги уплачиваются в соответствии с общим режимом налогообложения (ст.346.11 НК РФ). При этом сохраняются действующий порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности. Организации и индивидуальные предприниматели, имеющие право на применение упрощенной системы налогообложения, но не успевшие подать заявление в налоговый орган до 30 ноября 2002 г., смогут перейти на "упрощенку" только с 2004 г. Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, желающие применять упрощенную систему налогообложения, подают заявление одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах (ст.346.13 НК РФ).
Объект налогообложения
Налогоплательщики вправе сами определять объект налогообложения: если это доходы, ставка налога составляет 6%, а если доходы, уменьшенные на величину расходов, ставка - 15% (ст.346.20 НК РФ). В первом случае сумма налога исчисляется с фактически полученных доходов и уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за тот же период времени, но не более чем на 50%. Во втором - налог исчисляется с разницы между фактически полученными доходами и фактически произведенными расходами (кассовый метод) и страховые взносы включаются в расходы, а не уменьшают сумму налога. Кроме того, если сумма налога, исчисленного с разницы между доходами и расходами, меньше 1% суммы доходов (минимальный налог), уплачивается минимальный налог (ст.346.18 НК РФ). Список расходов, уменьшающих доходы, приведен в ст.346.16 НК РФ. В нем отсутствует стоимость покупных товаров, что делает невыгодным для торговых организаций выбор объекта налогообложения как разницу между доходами и расходами. С 1 января 2005 г. все налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, должны будут исчислять налог с разницы между доходами и расходами. Налогоплательщики обязаны вести налоговый учет на основании книги учета доходов и расходов, утвержденной МНС России по согласованию с Минфином России (ст.346.24 НК РФ) <3>. ————————————————————————————————<3> Форма книги учета доходов и расходов утверждена Приказом МНС России от 28.10.2002 N БГ-3-22/606 (зарегистрирован в Минюсте России 28.11.2002 N 3969). - Прим. ред.
Опять изменения
Никто не удивляется тому, что новые главы НК РФ изменяются еще до начала их применения. Главы 26.2 и 26.3 НК РФ не составили исключения. Готовящиеся изменения и дополнения также предполагается применять к правоотношениям, возникшим с 1 января 2003 г. Изменения состоят в следующем. В проекте федерального закона о внесении изменений и дополнений в главы 24, 26.2 и 26.3 НК РФ и некоторые акты законодательства РФ <4> (далее - Проект изменений) предполагается, что в качестве критерия возможности применения упрощенной системы налогообложения будет оцениваться не стоимость амортизируемого имущества, а остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. ————————————————————————————————<4> На момент сдачи номера в печать проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в главы 24, 26.2 и 26.3 НК РФ и некоторые акты законодательства Российской Федерации находился на рассмотрении в Госдуме. - Прим. ред.
Поскольку замена НДС единым налогом часто вызывала у налогоплательщиков вопрос, как быть с НДС, уплачиваемым на таможне, в Проекте изменений предполагается исключить его из списка заменяемых налогов. Но налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не будут признаваться плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. В состав расходов, учитываемых в целях налогообложения, первоначально не предполагалось включить стоимость покупных товаров. Существует мнение, что их отсутствие в списке расходов не техническая ошибка, а вполне преднамеренный шаг. Однако комитетом Госдумы по бюджету и налогам рекомендовано включить стоимость покупных товаров в состав расходов, и, возможно, эта поправка будет принята. Что касается ведения бухгалтерского учета, то о нем в гл.26.2 НК РФ ничего не сказано. В Проекте изменений предполагается внести в ст.4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" пункт о том, что организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных активов, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. Все изменения предполагается ввести в действие с 1 января 2003 г.
ЕНВД для отдельных видов деятельности <5>
————————————————————————————————<5> О ЕНВД с 2003 г. см. статью "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход" // РНК, 2002, N 20. - Прим. ред.
Глава 26.3 НК РФ регулирует общий порядок исчисления и уплаты единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД), заменившего с 1 января 2003 г. ЕНВД, уплачиваемый в соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" <6>. Виды предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ЕНВД, величина базовой доходности по этим видам деятельности, а также порядок введения налога регулируются законами субъектов Российской Федерации, но в пределах, установленных НК РФ. ————————————————————————————————<6> Федеральный закон от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" с 1 января 2003 г. утратил силу.
Уплата ЕНВД заменяет уплату НДС, налога с продаж, налога на имущество, ЕСН, налога на прибыль (для организаций) или налога на доходы физических лиц (для индивидуальных предпринимателей). Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются в общеустановленном порядке. Другие налоги уплачиваются в соответствии с общим режимом налогообложения (ст.346.26 НК РФ). В Проекте изменений (аналогично упрощенной системе налогообложения) предполагается, что НДС не заменяется ЕНВД, но плательщики ЕНВД не являются плательщиками НДС, за исключением НДС, уплаченного на таможне при ввозе товаров. Кроме того, согласно Проекту изменений: - налоговые декларации по итогам налогового периода должны быть представлены в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца, следующего за налоговым периодом; - корректирующий коэффициент базовой доходности K1, определяемый в зависимости от кадастровой стоимости земли на основании данных Государственного земельного кадастра, предусмотренный в ст.ст.346.27 и 346.28 НК РФ, в 2003 г. при определении базовой доходности не применяется. Налоговым периодом по ЕНВД признается квартал (ст.346.30 НК РФ). Ставка ЕНВД устанавливается равной 15% величины вмененного дохода (ст.346.31 НК РФ). Проект изменений затрагивает также и перечень видов деятельности, для которых устанавливается ЕНВД. В частности, розничной торговлей в целях исчисления ЕНВД не будет признаваться реализация следующих подакцизных товаров: легковые автомобили и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт; автомобильный бензин; дизельное топливо; моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей; прямогонный бензин. Услуги ломбардов исключены из перечня бытовых услуг.
Транспортный налог <7>
————————————————————————————————<7> О транспортном налоге см. интервью с начальником Управления ресурсных платежей МНС России А.С. Федоровым "Автомобиль - не роскошь?" // РНК, 2002, N 24. - Прим. ред.
Транспортный налог устанавливается гл.28 НК РФ. Введение в действие, размеры ставки (в пределах, установленных НК РФ), порядок и сроки уплаты, формы отчетности, размеры налоговых льгот и основания для их применения регулируются законодательными органами субъектов Российской Федерации (ст.356 НК РФ). Плательщиками транспортного налога в соответствии со ст.357 НК РФ признаются лица, на имя которых зарегистрированы автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные и другие водные и воздушные транспортные средства, за исключением транспортных средств, перечисленных в п.2 ст.358 НК РФ. В отношении транспортных средств, имеющих двигатели, налоговая база определяется как мощность двигателя в лошадиных силах, для несамоходных транспортных средств - как валовая емкость в регистровых тоннах, для всех остальных водных и воздушных транспортных средств - как единица транспортного средства (ст.359 НК РФ). Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, но не могут быть увеличены или уменьшены более чем в пять раз в сравнении со ставками, указанными в ст.361 НК РФ. Организации исчисляют сумму налога самостоятельно, физическим лицам она исчисляется налоговыми органами на основании данных, предоставляемых им органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств. Уведомление о подлежащей уплате сумме налога вручается физическим лицам не позднее 1 июня налогового периода (ст.363 НК РФ). Напомним, что налог на пользователей автомобильных дорог и налог с владельцев транспортных средств с 1 января 2003 г. прекратили свое существование <8>. ————————————————————————————————<8> О заключительных оборотах по налогу на пользователей автомобильных дорог см. статью "Заключительные расчеты по налогу на пользователей автомобильных дорог" в этом номере журнала. - Прим. ред.
Акцизы
Налогоплательщики, осуществляющие производство, оптовую, оптово-розничную и розничную реализацию нефтепродуктов, могут получить свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами (ст.179.1 НК РФ). Свидетельство выдается налоговым органом не позднее 30 дней с момента представления налогоплательщиком заявления и перечисленных в статье документов в порядке, определенном МНС России. Хотя на данный момент свидетельство не заменяет лицензию на операции с нефтепродуктами, предполагается, что в дальнейшем лицензирование реализации нефти, газа и продуктов их переработки будет отменено и заменено так называемым фискальным лицензированием посредством выдачи свидетельств. В настоящее время принят Федеральный закон от 09.12.2002 N 164-ФЗ, который вносит изменение в ст.17 Федерального закона от 08.08.2002 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Согласно этому изменению реализация нефти, газа и продуктов их переработки не подлежит лицензированию. Федеральный закон от 09.12.2002 N 164-ФЗ вступает в силу со дня его официального опубликования, то есть с 14 декабря 2002 г. ("Российская газета", N 235 (3103)). В ст.182 НК РФ конкретизировано, какие именно операции с нефтепродуктами считаются объектом обложения акцизами. Это использование нефтепродуктов для собственных нужд налогоплательщиками, имеющими свидетельство на оптовую реализацию или свидетельство на оптово-розничную реализацию, а также использование нефтепродуктов для собственных нужд налогоплательщиками, производящими нефтепродукты из собственного сырья; получение нефтепродуктов налогоплательщиками, имеющими свидетельство; передача собственнику, не имеющему свидетельства, нефтепродуктов, произведенных налогоплательщиком из давальческого сырья. Передача нефтепродуктов иному лицу по поручению собственника приравнивается к передаче нефтепродуктов собственнику. Дата получения нефтепродуктов налогоплательщиками, имеющими свидетельство, определяется как момент оприходования этих нефтепродуктов получателем (ст.195 НК РФ). Суммы акциза, начисленные при получении нефтепродуктов налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство, и (или) свидетельство на оптовую реализацию, и (или) свидетельство на оптово-розничную реализацию, при их реализации (передаче) налогоплательщику, имеющему свидетельство, подлежат вычету при предъявлении налогоплательщиком: - договора с покупателем нефтепродуктов; - товаросопроводительных документов; - счетов-фактур с отметкой налогового органа, в котором состоит на учете покупатель нефтепродуктов. При продаже нефтепродуктов с топливораздаточных колонок суммы акциза, начисленные налогоплательщиком, вычету не подлежат (п.8 ст.200 НК РФ). Кроме того, согласно ст.197.1 НК РФ налоговые органы по решению своего руководителя вправе создавать постоянно действующие налоговые посты для налогового контроля в помещении налогоплательщика, имеющего свидетельство. Налоговый пост должен быть оборудован программно-техническими средствами для сбора и систематизации информации для целей налогообложения, а сотрудники поста - иметь право доступа в административные, производственные, складские и иные помещения и территории организации. Порядок функционирования налоговых постов определяется МНС России. Уплата акцизов по нефтепродуктам производится не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Исключение составляют налогоплательщики, имеющие свидетельство только на оптовую реализацию и свидетельство только на розничную реализацию. Первые уплачивают налог не позднее 25-го числа второго месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, вторые - не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (ст.204 НК РФ) <9>. ————————————————————————————————<9> Об акцизах с 2003 г. см. статью "Как получить свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами" // РНК, 2002, N 23, а также статью "Изменения в порядке исчисления и уплаты акцизов с 1 января 2003 года" в этом номере журнала. - Прим. ред.
С 1 января 2003 г. подакцизными товарами не признаются ювелирные изделия. Прямогонный бензин, напротив, дополняет список подакцизных товаров (п.1 ст.181 НК РФ) и облагается налогом по ставке 0% (п.1 ст.193 НК РФ). Ставки акцизов по различным группам товаров увеличились на 15 - 23%, за исключением природного газа, по которому они остались на прежнем уровне (п.1 ст.193 НК РФ).
Налог на прибыль
Изменились ставки налога, зачисляемого в бюджеты различных уровней. Теперь в федеральный бюджет зачисляется 6% налоговой базы (было 7,5%), в бюджеты субъектов Российской Федерации - 16% (было 14,5%), в местные бюджеты - по-прежнему 2%. Общая ставка осталась на уровне 24%. Законами субъектов Российской Федерации размер ставки может быть уменьшен, но не ниже 12% (было 10,5%) (п.1 ст.284 НК РФ). Другие изменения в гл.25 НК РФ на начало 2003 г. законопроектами не предусмотрены.
Земельный налог
С 1 января 2003 г. вступает в силу ст.7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации". Данной статьей устанавливается, что действовавшие в 2002 г. размеры арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 г. с коэффициентом 1,8. Земельный налог и арендная плата за земли городов и поселков перечисляются в полном объеме на счета органов федерального казначейства с последующим распределением доходов от их поступлений между уровнями бюджетной системы Российской Федерации (ст.18 Закона N 110-ФЗ). Таким образом, земельный налог и арендная плата за землю не зачисляются в федеральный бюджет, а зачисляются в консолидированные бюджеты субъектов РФ.
Какие изменения планируются
На момент сдачи номера в печать в Госдуме находился проект главы "Налог на лотерейную деятельность". Кроме того, 11 декабря 2002 г. Госдума приняла в третьем чтении гл.29 "Налог на игорный бизнес" НК РФ <10>. В период весенней парламентской сессии предполагается также вынести на рассмотрение главы, регулирующие порядок взимания имущественных налогов: налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, налог на дарение, налог на землю, налог на недвижимость; главы, регулирующие порядок взимания налогов и платежей, связанных с использованием природных ресурсов (водный налог, сборы за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, платежи за пользование лесным фондом, экологические платежи). ————————————————————————————————<10> В настоящее время действуют Федеральный закон от 31.07.1998 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес", Временное положение о лотереях в Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 19.09.1995 N 955 "Об упорядочении лотерейной деятельности в Российской Федерации".
Напомним, что федеральные законы, вносящие изменения и дополнения в НК РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, вводящие налоги и сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования (ст.5 НК РФ). Это означает, что если новые главы будут введены в 2003 г., применяться они будут не ранее 1 января 2004 г.
Налог на игорный бизнес
Плательщиками налога на игорный бизнес признаются организации и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса. Объектами налогообложения являются: - игровые столы; - игровые автоматы; - кассы тотализаторов; - кассы букмекерских контор. Налоговая база по налогу определяется исходя из количества зарегистрированных объектов налогообложения. Налоговый период устанавливается как календарный месяц. Ставки налога должны устанавливаться субъектами РФ в рублях в пределах, установленных НК РФ, в зависимости от количества объектов налогообложения. Глава 29 "Налог на игорный бизнес" НК РФ вводится в действие с 1 января 2004 г. В действующий Федеральный закон от 31.07.1998 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" на срок с 1 января по 31 декабря 2003 г. внесено дополнение, согласно которому законодательные органы субъектов Российской Федерации вправе увеличивать конкретные размеры минимальных ставок налога, но не более чем в 5 раз.
Налог на лотерейную деятельность
Плательщиками налога на лотерейную деятельность будут признаваться организации, являющиеся организаторами международных, всероссийских, региональных и муниципальных коммерческих лотерей, осуществляющие предпринимательскую деятельность в области организации и проведения лотерей в соответствии с законодательством Российской Федерации. Объектом налогообложения будут операции по реализации лотерейных билетов, налоговой базой - объем реализации лотерейных билетов за налоговый период по цене, указанной на лотерейном билете, за вычетом призового фонда лотереи. Налоговый период - календарный месяц.
Другие изменения в Налоговом кодексе
Как было указано выше, ломбарды не будут переводиться на уплату ЕНВД. Кроме того, рассматривается законопроект, вносящий дополнение в п.4 ст.154 НК РФ, касающееся ломбардов. Согласно этому дополнению при реализации ломбардами предметов невостребованных залогов возникает налоговая база по НДС, определяемая как разница между рыночной ценой и ценой приобретения. Под ценой приобретения понимается требование ломбарда к залогодателю (должнику). Данное положение вступит в силу через месяц после его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС. Другие изменения касаются адвокатов. Цель изменений - привести в соответствие с Федеральным законом от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" НК РФ и другие законодательные акты. В частности, оказание услуг адвокатами, адвокатскими бюро, адвокатскими палатами в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности не облагается НДС. Передача имущества (имущественных прав) коллегий адвокатов и иных адвокатских образований, распределяемого между адвокатами при реорганизации коллегий адвокатов и иных адвокатских образований в процессе приведения их организационно-правовых форм в соответствие с требованиями Закона N 63-ФЗ, не признается реализацией и не облагается НДС. Если это имущество в течение шести месяцев было передано во вновь создаваемую коллегию адвокатов или адвокатское бюро, оно не должно включаться в налоговую базу при исчислении НДФЛ. Услуги, оказываемые адвокатскими бюро и юридическими консультациями, предполагается освободить от налога с продаж. Эти изменения вступят в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования. Кроме того, предполагается с 1 января 2003 года отменить налог на покупку иностранной валюты, введенный в действие Федеральным законом от 21.07.1997 N 120-ФЗ "О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте" <11>. ————————————————————————————————<11> 18 декабря 2002 г. Госдума приняла соответствующий закон, отменяющий налог на покупку иностранной валюты, в третьем чтении. - Прим. ред.
О.Л.Арутюнова Эксперт РНК Подписано в печать 18.12.2003
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |