|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Как проверяется отчетность по единому социальному налогу ("Российский налоговый курьер", 2004, N 1-2)
"Российский налоговый курьер", N 1-2, 2004
КАК ПРОВЕРЯЕТСЯ ОТЧЕТНОСТЬ ПО ЕДИНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ НАЛОГУ
Лица, производящие выплаты физическим лицам: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, - это самая многочисленная группа налогоплательщиков ЕСН. Статья знакомит с основными подходами к проверке представляемой ими отчетности, знание которых поможет налогоплательщикам сократить количество ошибок, допускаемых при заполнении отчетных форм.
Проверка начинается с контроля правильности арифметического подсчета данных, отраженных в форме отчетности. Она проводится в автоматизированном режиме в процессе ввода показателей расчетов и деклараций в информационную систему налогового органа. При проверке используется система контрольных соотношений, которая увязывает показатели строк и граф формы отчетности между собой, с отдельными показателями налоговых деклараций по другим налогам и с имеющейся у налоговых органов информацией из внешних источников. Часть контрольных соотношений содержится в самих формах расчета и декларации по ЕСН и в порядке (инструкции) по их заполнению. Напомним, что Расчет по авансовым платежам по ЕСН утвержден Приказом МНС России от 01.02.2002 N БГ-3-05/49 с последующими изменениями и дополнениями, а Декларация - Приказом МНС России от 09.10.2002 N БГ-3-05/550, с изменениями и дополнениями. Такие формулы приведены в строках 0110, 0210, 0300 - 0340, 0710, 0810, 0900 - 0940 декларации (расчета) по ЕСН. Поэтому если налогоплательщик пользуется программными продуктами, включающими эти алгоритмы, то уже на стадии заполнения форм может избежать многих арифметических ошибок. Особое внимание уделяется проверке налоговой базы, обоснованности применения налоговых льгот, регрессивных ставок налога, налогового вычета, расходов, произведенных на цели государственного социального страхования. И в первую очередь тщательно анализируется отчетность, представляемая крупнейшими и основными налогоплательщиками. Это определяется их вкладом в формирование средств для пенсионного, социального и медицинского обеспечения граждан в каждом регионе.
Если налогоплательщик представляет отчетность с нулевыми показателями, то, проверяя ее, налоговый орган потребует необходимые документы, подтверждающие, например, обоснованность отражения нулевых значений налоговой базы (строки 0100 - 0140 декларации (расчета) по ЕСН) или обоснованность суммы налоговых льгот (строки 0200 - 0240 этих же форм). Такими документами могут быть: - копии трудовых договоров, договоров гражданско-правового характера и авторских договоров, заключенных с физическими лицами на выполнение работ, оказание услуг; - формы статистической отчетности по труду, заработной плате и численности работников (N 1-Т "Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности" и N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников"); - расчетно-платежные, расчетные и платежные ведомости, другие документы бухгалтерского учета, которые ведутся налогоплательщиком при осуществлении им хозяйственной деятельности. Также эти документы могут быть запрошены у налогоплательщика, если все выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу физических лиц, он отразил по строкам 1000 или 1100 декларации (расчета), то есть отнес их к суммам, не являющимся объектом налогообложения в соответствии с п.3 ст.236 НК РФ или не подлежащим налогообложению согласно ст.238 НК РФ. Кроме того, дополнительные документы и сведения могут быть запрошены, если, например: - обнаружены ошибки в данных, отраженных в форме отчетности; - необходимо обосновать значение того или иного показателя, а информации, содержащейся в форме отчетности и в других базах данных налоговых органов, для этого недостаточно; - есть основание полагать, что налогоплательщик совершил налоговое правонарушение, но выездная налоговая проверка не может быть назначена в связи с ограничениями, установленными ст.87 Кодекса (повторная проверка). Право запрашивать необходимые документы налоговым органам предоставлено ст.ст.31, 88 и 93 НК РФ.
Проверка налоговой базы по ЕСН
Для налогоплательщиков, находящихся на обычном режиме налогообложения, характерно следующее соотношение показателей в формах отчетности (см. соотношение 1).
Соотношение 1
База для начисления страховых взносов на обязательное Налоговая база по ЕСН пенсионное страхование в части федерального бюджета = (декларация (расчет) (декларация (расчет) по ЕСН: по страховым взносам графа 3, строки 0100 - 0140) на обязательное пенсионное страхование: графа 9, строки 0100 - 0140)
Это равенство основано на положениях п.2 ст.10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ). При этом налоговая база (строки 0100 - 0140) должна отражаться в размере, определенном ст.237 НК РФ. То есть за исключением сумм, не облагаемых налогом согласно ст.238 Кодекса, но включая выплаты, освобождаемые от налогообложения по ст.ст.239 и 245. При этом указанное выше контрольное соотношение не применимо для органов власти и других организаций, указанных в п.п.2 и 3 ст.245 НК РФ. Для них оно приобретает иной вид по следующим причинам. Органы власти, перечисленные в п.2 ст.245 Кодекса, освобождены от уплаты ЕСН в части сумм денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых физическими лицами, указанными в этом же пункте. Федеральные суды и органы прокуратуры в соответствии с п.3 ст.245 не включают в налоговую базу по ЕСН в части федерального бюджета суммы денежного содержания судей, прокуроров и следователей, имеющих специальные звания. Поэтому, если льгота применяется по п.2 ст.245, суммы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения включаются в налоговую базу по ЕСН (строки 0100 - 0140 по графам 3, 5, 7 и 9 декларации (расчета)). Если же льгота применена по п.3 этой же статьи, то суммы денежного содержания также включаются в налоговую базу, но только в части федерального бюджета (строки 0100 - 0140 графы 3 декларации (расчета)). Далее эти суммы в полном размере отражаются в составе налоговых льгот (строки 0200 - 0240 декларации (расчета) по соответствующим графам). Так как физические лица, перечисленные в п.п.2 и 3 ст.245 НК РФ, не являются застрахованными по Закону N 167-ФЗ, то указанные выше суммы не включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В связи с этим для налогоплательщиков, перечисленных в п.п.2 и 3 ст.245 НК РФ, должны выполняться следующие соотношения (см. соотношения 2 и 3 на следующей странице).
Соотношение 2
База для начисления страховых взносов на обязательное Налоговая база по ЕСН пенсионное страхование в части федерального бюджета > (декларация (расчет) (декларация (расчет) по ЕСН: по страховым взносам графа 3, строки 0100 - 0140) на обязательное пенсионное страхование: графа 9, строки 0100 - 0140)
Соотношение 3
База для начисления страховых Налоговая база взносов на обязательное для исчисления ЕСН в части пенсионное страхование федерального бюджета = (декларация (расчет) (декларация (расчет) по ЕСН: по страховым взносам графа 3, строки 0300 - 0340) на обязательное пенсионное страхование: графа 9, строки 0100 - 0140)
Последнее равенство соблюдается при условии отсутствия у налогоплательщиков льгот по ЕСН, предусмотренных ст.239 НК РФ. С 1 января 2002 г. налогоплательщики, которые наряду с деятельностью, подлежащей обложению единым налогом на вмененный доход, осуществляют иные виды деятельности, ЕСН уплачивают только с выплат и вознаграждений, начисляемых в пользу физических лиц по видам деятельности, не облагаемым ЕНВД. Страховые же взносы на обязательное пенсионное страхование они уплачивают в общеустановленном порядке. Поэтому для таких налогоплательщиков должно соблюдаться следующее соотношение показателей и форм отчетности (см. соотношение 4 на следующей странице).
Соотношение 4
База для начисления страховых взносов на обязательное Налоговая база по ЕСН пенсионное страхование в части федерального бюджета < <*> (декларация (расчет) (декларация (расчет) по ЕСН: по страховым взносам графа 3, строки 0100 - 0140) на обязательное пенсионное страхование: графа 9, строки 0100 - 0140) ————————————————————————————————<*> На величину выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц за выполнение работ, оказание услуг по видам деятельности, облагаемым ЕНВД.
Для проверки налоговой базы в качестве источника дополнительной информации налоговый орган может истребовать форму первичного учета, в которой налогоплательщик согласно п.4 ст.243 НК РФ должен вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм налога, относящегося к ним, сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты. Как правило, такой учет ведется в форме индивидуальной карточки, утвержденной Приказом МНС России от 21.02.2002 N БГ-3-05/91 с последующими изменениями и дополнениями. Между показателями декларации (расчетов) по ЕСН и индивидуальных карточек должны соблюдаться следующие равенства (см. соотношения 5 и 6).
Соотношение 5
Налоговая база по ЕСН в части Сумма значений графы 6 федерального бюджета, ТФОМС по строке "с начала года" и ФФОМС (декларация (расчет) = всех индивидуальных карточек по ЕСН: графы 3, 7 и 9, за соответствующий отчетный строки 0100 - 0140) (налоговый) период
Соотношение 6
Налоговая база по ЕСН в части Сумма значений графы 7 ФСС (декларация (расчет) = по строке "с начала года" по ЕСН: графа 5, всех индивидуальных карточек строки 0100 - 0140) за соответствующий отчетный (налоговый) период
Согласно п.3 ст.238 НК РФ налоговая база по ЕСН, подлежащему зачислению в ФСС РФ, меньше налоговой базы по ЕСН, подлежащему зачислению в федеральный бюджет и фонды обязательного медицинского страхования, на сумму вознаграждений по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, и авторским договорам. Поэтому значение показателей в графе 5 по строкам 0100 - 0140 декларации (расчета) по ЕСН должно быть меньше (при наличии перечисленных выплат) либо равно (при их отсутствии) значениям показателей граф 3, 7 и 9 по строкам 0100 - 0140 данных форм налоговой отчетности. Налоговые базы по строкам 0100 - 0140 для исчисления ЕСН в федеральный бюджет (графа 3), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (графа 7) и территориальный фонд обязательного медицинского страхования (графа 9) равны между собой.
Проверка правильности применения налоговых льгот
Льгота по выплатам в пользу инвалидов
Льготы по ЕСН установлены ст.239 НК РФ. В частности, организации на основании пп.1 п.1 ст.239 НК РФ освобождаются от уплаты ЕСН с выплат и вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы. Понятие "работник" применяется в значении, определенном ст.20 Трудового кодекса РФ, а именно: это физическое лицо, заключившее с работодателем трудовой договор. Таким образом, на вознаграждения, выплачиваемые инвалидам I, II или III группы по договорам гражданско-правового характера или авторским договорам, льготы не распространяются. Право на применение данных налоговых льгот организации подтверждают на листе 09 декларации (расчета) по ЕСН, заполняя таблицу "Выплаты в пользу работников, являющихся инвалидами I, II или III групп, включаемые в строку 0200 (код 090)". Здесь приводится список работающих инвалидов, номера и даты выдачи им учреждениями медико-социальной экспертизы справок, подтверждающих факт инвалидности. По каждому работнику-инвалиду, поименованному в графе 2 указанной таблицы, сумма льготируемых выплат, отраженная в графе 7, не должна превышать 100 000 руб. В связи с этим должно выполняться следующее соотношение: значение графы 7 по строке "Итого" таблицы, деленное на общее число работников-инвалидов, должно быть меньше либо равно 100 000 руб. Если в результате освидетельствования (переосвидетельствования) работник получает инвалидность в течение месяца, налоговая льгота применяется начиная с выплат, начисленных с 1-го числа того месяца, в котором получена инвалидность. Это же правило действует и в случае утраты права на получение инвалидности. То есть начиная с выплат, начисленных с 1-го числа месяца, в котором работник утратил право на получение инвалидности, налогоплательщик (работодатель) не может воспользоваться льготой в отношении данного работника.
Пример. Работнику организации присвоена инвалидность II группы 10 июля 2003 г. За период с января по июль выплаты, начисленные в пользу данного работника, составили 150 000 руб., в том числе за июль - 30 000 руб. Поскольку инвалидность получена в июле месяце, то при расчете налога за июль льгота учитывается в сумме выплат, начисленных работнику в период его инвалидности, а именно: в размере 30 000 руб. Оснований для предоставления льготы в июле в размере 100 000 руб. не имеется, так как в период с января по июнь работник инвалидом не являлся.
Льгота, установленная пп.1 п.1 ст.239 НК РФ, не распространяется на индивидуальных предпринимателей и физических лиц, являющихся работодателями по отношению к работникам - инвалидам I, II или III группы.
Льготы для организаций инвалидов
Общественные организации инвалидов и организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, право на применение льгот по налогу подтверждают, заполняя на листе 09 декларации (расчета) по ЕСН таблицу "Расчет условий на право применения налоговых льгот, установленных пп.2 п.1 ст.239 Налогового кодекса Российской Федерации". Для получения льготы общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), их региональные и местные отделения должны расчетом, который производится в разд.I таблицы, подтвердить, что среди их членов инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%. Для этого значение по строке 130 таблицы должно быть больше либо равно 80. Организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, для получения налоговой льготы должны расчетом в разд.II таблицы подтвердить, что среднесписочная численность инвалидов в них составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда не менее 25%. Эти условия выполняются, если: - значение по строке 160 таблицы больше либо равно 50; - значение по строке 190 таблицы больше либо равно 25. Для подтверждения обоснованности применения указанной льготы налоговый орган может дополнительно истребовать у налогоплательщика: - документы (либо их копии), подтверждающие состав учредителей организации; - справки медико-социальной экспертизы, подтверждающие наличие инвалидности каждого физического лица - учредителя-инвалида данной организации, или документ, подтверждающий, что учредитель организации является законным представителем инвалида; - справки медико-социальной экспертизы работников-инвалидов; - документы, подтверждающие наличие трудовых отношений организации с работниками-инвалидами; - расчетно-платежные документы, из которых можно сделать заключение о доле заработной платы инвалидов в общем объеме фонда оплаты труда в каждом месяце отчетного (налогового) периода.
Иные льготы
Налоговая льгота, предусмотренная пп.2 п.1 ст.239 НК РФ, предоставляется учреждениям, созданным для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов. Для подтверждения правомерности применения налоговой льготы в ходе камеральной налоговой проверки таких организаций анализируются данные о собственниках их имущества (реестр акционеров), а также записи о том, что организации созданы для достижения указанных выше целей. Эти сведения берутся из учредительных документов либо их копий. Налоговый орган вправе затребовать, например, договоры гражданско-правового характера, при анализе которых можно сделать вывод о том, что результатом хозяйственной деятельности налогоплательщика является осуществление названных выше социальных целей. С 1 января 2003 г. в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2001 N 198-ФЗ отменена льгота по уплате налога с выплат, начисляемых в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства. Теперь по этим выплатам налог уплачивается в общеустановленном порядке.
Проверка обоснованности применения регрессивных ставок налога
Обязанность расчета условия на право применения регрессивных ставок налога предусмотрена п.2 ст.241 НК РФ только для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам. Индивидуальные предприниматели, адвокаты, главы крестьянских (фермерских) хозяйств, которые уплачивают налог с собственных доходов, полученных от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, применяют регрессивные ставки налога при достижении соответствующей величины налоговой базы без расчета каких-либо дополнительных условий. Это относится и к коллегиям адвокатов, адвокатским бюро, юридическим консультациям, которые по существу выступают в качестве налоговых агентов при исчислении и уплате ЕСН с доходов адвокатов, являющихся их членами, в порядке, предусмотренном ст.243 НК РФ. С 1 января 2002 г. для получения права на применение регрессивных ставок налога необходимо, чтобы величина накопленной с начала года налоговой базы, исчисленной в среднем за месяц на одно физическое лицо, была не менее 2500 руб. Такой расчет производится ежемесячно. Наличие права на применение регрессии налогоплательщики подтверждают на листе 08 декларации (расчета) по ЕСН в таблице "Расчет условия на право применения регрессивных ставок единого социального налога по месяцам последнего квартала налогового периода". Если у налогоплательщика в каком-либо месяце отчетного (налогового) периода налоговая база, исчисленная в среднем на одно физическое лицо, составила менее 2500 руб., он утрачивает право на применение регрессивных ставок налога до конца текущего года. Это право не восстанавливается, даже если впоследствии необходимое условие будет выполнено. Таким образом, если налогоплательщик это право не получает при исчислении налога за январь 2003 г., то он в течение всего 2003 г. должен исчислять налог только по максимальной ставке. Поэтому налогоплательщики в обязательном порядке должны заполнить расчет условия регрессии за 1-й отчетный месяц текущего налогового периода. Если налогоплательщик в отчетных периодах года (I квартал, I полугодие, 9 месяцев) исчислял ЕСН по максимальным ставкам, но в налоговой декларации заполнил расчет условия регрессии и применил регрессивные ставки при исчислении налога нарастающим итогом с начала года, то для подтверждения такого права он должен представить уточненные расчеты по авансовым платежам за все истекшие отчетные периоды года. Согласно п.3 ст.22 Закона N 167-ФЗ регрессивные тарифы страховых взносов, предусмотренные п.2 этой статьи, применяются страхователями, производящими выплаты физическим лицам, в том случае, если соблюдены требования п.2 ст.241 НК РФ. Поэтому страхователи, находящиеся на обычном режиме налогообложения, заполняя декларацию (расчеты) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, исчисляют их по регрессивным тарифам в том случае, если у них имеется право на применение регрессивных ставок налога. Данное право они должны подтвердить в расчете условия регрессии на листе 08 декларации (расчета) по налогу. Если при этом, исчисляя налог, они не пользуются налоговыми льготами, установленными ст.239 Кодекса, то см. соотношение 7 на следующей странице.
Соотношение 7
Сумма страховых взносов Сумма начисленного налога на обязательное пенсионное (авансовых платежей) страхование (декларация (декларация (расчет) > (расчет) по страховым по ЕСН: графа 3, (вдвое) взносам на обязательное строки 0400 - 0440) пенсионное страхование: графа 9, строки 0200 - 0240)
Особенности расчета условия на право применения регрессии организациями, имеющими обособленные подразделения
Налоговый кодекс не предусматривает для обособленных подразделений организаций возможности самостоятельного расчета условия на право применения регрессивных ставок налога. Расчет производится организацией в целом, включая все ее обособленные подразделения. Нередко в составе организаций есть подразделения, которые исполняют их обязанности по уплате ЕСН и представляют отчетность по этому налогу по месту своего нахождения. В таком случае на головной организации лежит обязанность своевременно направить расчет условия регрессии (либо его копию) в такие подразделения. Это необходимо сделать для того, чтобы подразделения могли представить данный расчет в налоговый орган одновременно с декларацией (расчетом) по ЕСН и тем самым подтвердить свое право на применение регрессивных ставок налога. Расчет условия регрессии - это лист 08 декларации (расчета) по налогу - должен быть подписан руководителем, главным бухгалтером (или представителем) организации и заверен печатью организации. Если отсылается копия данного расчета, то на ней проставляется печать "копия верна". Если организация направляет расчет условия регрессии в адрес обособленного подразделения на бумажном носителе, тогда в этом качестве может выступать копия расчета условия регрессии, который организация представляет в налоговый орган по месту своего нахождения в составе декларации (расчета) по налогу.
Особенности расчета условия на право применения регрессии сельхозпроизводителями
Налогоплательщики, занимающиеся производством, а также сбытом и (или) переработкой сельскохозяйственной продукции, исчисляют налог по ставкам, предусмотренным в таблице 2 п.1 ст.241 НК РФ, в тех месяцах отчетного (налогового) периода, в которых они удовлетворяют критериям отнесения лиц к сельскохозяйственным товаропроизводителям. Данные критерии установлены Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации". В иных случаях такие налогоплательщики должны исчислять налог по ставкам, предусмотренным в таблице 1 п.1 ст.241 НК РФ для работодателей, не являющихся сельскохозяйственными товаропроизводителями. Поэтому у налогоплательщиков, применяющих пониженные ставки налога, предусмотренные для сельскохозяйственных товаропроизводителей, налоговый орган может потребовать пояснения по объемам и структуре производимой продукции в каждом месяце отчетного (налогового) периода. А при необходимости - и документы, подтверждающие расчет удельного веса сельскохозяйственной продукции в общем объеме производимой продукции. На основании этой информации делается расчет по месяцам отчетного (налогового) периода удельного веса сельскохозяйственной продукции в общем объеме производимой продукции нарастающим итогом с начала года. Если этот объем более 50%, а для рыболовецкой артели более 70% (включая объем вылова водных биоресурсов) от общего объема производимой продукции, то налогоплательщик вправе при исчислении налога за каждый конкретный месяц использовать те ставки, которые установлены в таблице 2 п.1 ст.241 НК РФ.
Проверка правильности применения налогового вычета
Пунктом 2 ст.243 НК РФ налоговый вычет определен как сумма начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на которую уменьшается ЕСН (авансовый платеж по ЕСН), подлежащий зачислению в федеральный бюджет. В декларации (расчетах) по ЕСН он отражается в графе 3 по строкам 0500 - 0540, а в декларации (расчетах) по страховым взносам - в графе 9 по строкам 0200 - 0240. Согласно абз.4 п.3 ст.243 НК РФ начисленная сумма ЕСН в федеральный бюджет подлежит корректировке в зависимости от фактической уплаты страхового взноса за тот же период. Поэтому при наличии положительной разницы между начисленными и фактически уплаченными суммами страховых взносов в ПФР налоговые органы на основании представленных налогоплательщиками расчетов и деклараций по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование осуществляют контроль за полнотой уплаты налога в федеральный бюджет. Для этого сопоставляются следующие суммы: - налоговый вычет, примененный налогоплательщиком при исчислении налога (авансовых платежей по налогу), указанный в графе 3 строки 0500 декларации (расчета) по ЕСН; - начисленные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за соответствующий период, отраженные в декларации (расчете) по страховым взносам в графе 9 строки 0200; - фактически уплаченные суммы страховых взносов на страховую и накопительную части трудовой пенсии, отраженные в карточках лицевых счетов налогоплательщика (КЛС) по соответствующим кодам Классификации доходов бюджетов РФ (КБК). Платежи конкретного налогоплательщика суммируются по КБК 1010610 и 1010620. Сумма начисленных страховых взносов может быть равна, больше или меньше фактически уплаченной их суммы. Налоговый вычет, примененный налогоплательщиком при расчете ЕСН в федеральный бюджет, сравнивается с суммой начисленных и фактически уплаченных страховых взносов. Доначисления по ЕСН на основании абз.4 п.3 ст.243 НК РФ производятся в том случае, если примененный налогоплательщиком налоговый вычет выше суммы фактически уплаченных страховых взносов. А именно: если строка 0500 > КЛС, то налоговый орган производит доначисление ЕСН (авансовых платежей по ЕСН) на разницу между суммой примененного налогового вычета и суммой фактически уплаченного страхового взноса. Эта разница определяется как строка 0500 - КЛС. При уплате налогоплательщиком всей подлежащей начислению суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование налоговый орган производит корректировку доначисленных на основании абз.4 п.3 ст.243 НК РФ сумм ЕСН в федеральный бюджет. В отношении налогоплательщиков, применяющих налоговые льготы по ст.239 НК РФ, особенностей в исчислении указанной разницы нет, поскольку при этом используются данные строки 0500 графы 3 декларации (расчета) по налогу и строки 0200 графы 9 декларации (расчета) по страховым взносам и карточек лицевых счетов, которые заполняются и ведутся по таким налогоплательщикам в общеустановленном порядке. Что касается особенностей расчета ими налога в федеральный бюджет, предусмотренных в Порядке заполнения расчета по авансовым платежам по ЕСН, то они не означают отсутствия у налогоплательщиков налогового вычета. Чтобы устранить в этом все сомнения налогоплательщиков, начиная с 2004 г. МНС России предполагает утвердить порядок расчета налога в более развернутом виде, которым предусмотрено следующее: 1) вначале исчисляется сумма налога по установленным ст.241 НК РФ ставкам в доле федерального бюджета от налоговой базы, определенной ст.237 НК РФ, то есть без исключения льгот по ст.239; 2) далее из этой суммы вычитается сумма начисленных за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; 3) из полученной суммы вычитается сумма налога, не подлежащая уплате на основании ст.239 НК РФ. При этом учитывается, что льготы, предусмотренные данной статьей, не распространяются на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование; 4) оставшаяся сумма подлежит уплате в федеральный бюджет. Заметим, что как действующий, так и предложенный выше вариант расчета налога дают один и тот же результат. Аналогичные изменения вносятся и в Инструкцию по заполнению налоговой декларации по ЕСН, которую налогоплательщики должны сдать за 2003 г. В отношении налогоплательщиков, которые осуществляют наряду с деятельностью, подлежащей обложению ЕНВД, иные виды деятельности, применить п.3 ст.243 НК РФ в части налогового вычета возможно, если они будут уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование отдельно по видам деятельности, облагаемым и не облагаемым ЕНВД. Возможность определить начисления страховых взносов раздельно по видам деятельности предусмотрена рекомендациями по Порядку заполнения такими налогоплательщиками индивидуальной карточки учета выплат по каждому физическому лицу. Он утвержден Приказом МНС России от 21.02.2002 N БГ-3-05/91.
Проверка правильности отражения расходов, произведенных на цели государственного социального страхования
При камеральной налоговой проверке деклараций (расчетов) по ЕСН суммы расходов налогоплательщика, произведенных на цели государственного социального страхования, на которые уменьшается доля налога, подлежащая зачислению в Фонд социального страхования РФ, сверяются с данными разд.I расчетной ведомости по средствам ФСС РФ (формы 4-ФСС РФ). Если налогоплательщик правомерно производил расходы по социальному страхованию своих работников и правильно составил отчетность по ЕСН, представляемую в налоговые органы и органы фонда, то между показателями декларации (расчета) по налогу и формы 4-ФСС РФ должны соблюдаться следующие соотношения (см. соотношения 8 и 9).
Соотношение 8
Зачтено расходов на цели Расходы, произведенные на цели государственного социального страхования = социального страхования (декларация (расчет) по ЕСН: (расчетная ведомость по графа 5, строки 0710 - 0740) средствам ФСС РФ: разд.I, табл. 2, строка 13)
Соотношение 9
Получено от исполнительного Возмещено исполнительным органа ФСС РФ в возмещение органом ФСС (декларация = произведенных расходов (расчет) по ЕСН: графа 5, (расчетная ведомость строки 0810 - 0840) по средствам ФСС РФ: разд.I, табл. 2, строка 6)
Вместе с тем если какие-либо расходы на цели государственного социального страхования в ходе проверки отделением фонда не приняты к зачету, то данные соотношения не выполняются и налогоплательщику предлагается представить уточненную декларацию (расчет) по ЕСН. В расчете должно быть отражено уменьшение сумм расходов, произведенных на цели социального страхования, на те из них, которые не приняты к зачету фондом. При проверке правильности исчисления ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование налоговые органы используют и другие внешние источники информации. В том числе данные, которые отражают налогоплательщики в документах индивидуального (персонифицированного) учета, представляемых в отделения ПФР во исполнение Постановления Правления ПФР от 21.10.2002 N 122п "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования и Инструкции по их заполнению".
Т.И.Постникова Государственный советник налоговой службы III ранга Департамент единого социального налога МНС России Подписано в печать 18.12.2003
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |