|
|
Статья: Что изменилось в законодательстве с 1 января 2004 года ("Российский налоговый курьер", 2004, N 1-2)
"Российский налоговый курьер", N 1-2, 2004
ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ С 1 ЯНВАРЯ 2004 ГОДА
С 1 января 2004 г. в налоговом законодательстве произошли многочисленные изменения. Поправки внесены в законодательство о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также о социальном страховании работников. Информацию обо всех нововведениях мы свели в таблицу <*>.
————————————————————————————————
<*> На момент сдачи номера в печать на подписи у Президента РФ находилось еще несколько важных законов. В частности, о реализации принципа "одного окна" при государственной регистрации. К моменту, когда вы получите журнал, они уже должны вступить в силу. Мы расскажем об этих законах в следующем номере.
————————————————————————T——————————————————————————T—————————————¬
| В чем произошли | Что изменилось | Ссылка |
| изменения | | |
+———————————————————————+——————————————————————————+—————————————+
| Налог на прибыль организаций |
+———————————————————————T——————————————————————————T—————————————+
|Перечень доходов, не |В перечень включены доходы|Подпункт 14 |
|учитываемых при |в виде средств, |п.1 ст.251 |
|определении налоговой |поступивших на |НК РФ (в ред.|
|базы |формирование Российского |Федерального |
| |фонда технологического |закона от |
| |развития, а также иных |07.07.2003 |
| |отраслевых и межотраслевых|N 117—ФЗ; |
| |фондов финансирования |далее — Закон|
| |научно—исследовательских и|N 117—ФЗ) |
| |опытно—конструкторских | |
| |работ, зарегистрированных | |
| |в порядке, предусмотренном| |
| |Федеральным законом | |
| |"О науке и государственной| |
| |научно—технической | |
| |политике", в форме | |
| |некоммерческих организаций| |
| +——————————————————————————+—————————————+
| |В перечень включены доходы|Подпункт 28 |
| |в виде сумм, полученных |п.1 ст.251 |
| |операторами универсального| НК РФ |
| |обслуживания, из резерва |(в ред. |
| |универсального |Закона |
| |обслуживания в |N 117—ФЗ) |
| |соответствии с | |
| |законодательством РФ в | |
| |области связи | |
+———————————————————————+——————————————————————————+—————————————+
|Порядок учета расходов |Расходами на НИОКР |Пункт 1 |
|на НИОКР |признаются, в частности, |ст.262 НК РФ |
| |расходы на формирование |(в ред. |
| |Российского фонда |Закона |
| |технологического развития,|N 117—ФЗ) |
| |иных отраслевых и | |
| |межотраслевых фондов | |
| |финансирования НИОКР, | |
| |зарегистрированных в | |
| |порядке, предусмотренном | |
| |Федеральным законом | |
| |"О науке и государственной| |
| |научно—технической | |
| |политике". Ранее перечень | |
| |фондов, отчисления в | |
| |которые признавались | |
| |расходами на НИОКР, | |
| |утверждался Правительством| |
| |РФ | |
| +——————————————————————————+—————————————+
| |Правило о том, что расходы|Пункт 3 |
| |налогоплательщика на |ст.262 НК РФ |
| |НИОКР, осуществленные в |(в ред. |
| |форме отчислений на |Закона |
| |формирование Российского |N 117—ФЗ) |
| |фонда технологического | |
| |развития, а также иных | |
| |отраслевых и межотраслевых| |
| |фондов финансирования | |
| |НИОКР, признаваемые для | |
| |целей налогообложения в | |
| |пределах 0,5% доходов | |
| |(валовой выручки) | |
| |налогоплательщика, не | |
| |распространяется на | |
| |расходы отраслевых и | |
| |межотраслевых фондов | |
| |финансирования НИОКР, | |
| |осуществленные в форме | |
| |отчислений на формирование| |
| |Российского фонда | |
| |технологического развития | |
+———————————————————————+——————————————————————————+—————————————+
|Ставки налога |Изменились ставки налога, |Пункт 1 |
| |по которым он зачисляется |ст.284 НК РФ |
| |в федеральный и |(в ред. |
| |региональные бюджеты. |Закона |
| |Федеральная ставка теперь |N 117—ФЗ) |
| |равна 5% (было 6%), | |
| |региональная — 17% (ранее | |
| |16%). Ставка налога, по | |
| |которой он зачисляется в | |
| |местные бюджеты, не | |
| |изменилась — 2% (подробнее| |
| |о том, как в связи с этим | |
| |исчислять авансовые | |
| |платежи по налогу на | |
| |прибыль в I квартале, см. | |
| |статью на с. 80 | |
+———————————————————————+——————————————————————————+—————————————+
|Срок применения |Ограничен срок действия |Статьи 3 и 4 |
|"старых" льгот по |дополнительных налоговых |Федерального |
|налогу на прибыль |льгот для |закона от |
| |налогоплательщиков, |08.12.2003 |
| |реализующих инвестиционные|N 163—ФЗ |
| |проекты по договорам об | |
| |осуществлении | |
| |инвестиционной | |
| |деятельности, | |
| |установленные субъектами | |
| |РФ и органами местного | |
| |самоуправления по | |
| |состоянию на 1 июля | |
| |2001 г. Такие льготы | |
| |действуют до окончания | |
| |срока, на который они были| |
| |предоставлены, но не | |
| |позднее 1 января 2004 г. | |
+———————————————————————+——————————————————————————+—————————————+
|Порядок начисления |По основным средствам, |Статьи 3 и 4 |
|амортизации по "старым"|введенным в эксплуатацию |Федерального |
|основным средствам, |до 31 января 1998 г., |закона от |
|права на которые |требование об обязательном|08.12.2003 |
|подлежат |документальном |N 163—ФЗ |
|государственной |подтверждении факта подачи| |
|регистрации |документов на регистрацию | |
| |не позднее 1 января | |
| |2004 г. отменено. То есть | |
| |по таким объектам | |
| |амортизацию можно | |
| |продолжать начислять, даже| |
| |если документы на | |
| |регистрацию не поданы | |
+———————————————————————+——————————————————————————+—————————————+
| Налог на добавленную стоимость |
+———————————————————————T——————————————————————————T—————————————+
|Ставки налога |Базовая ставка НДС снижена|Пункт 3 |
| |с 20 до 18% (подробнее о |ст.164 НК РФ |
| |расчетах по НДС в |(в ред. |
| |переходный период см. |Закона |
| |статью с. 88 |N 117—ФЗ) |
+———————————————————————+——————————————————————————+—————————————+
|Перечень операций, не |Вступил в силу пп.10 п.2 |Статья 27 |
|подлежащих |ст.149 НК РФ, |Федерального |
|налогообложению |освобождающий от |закона от |
| |налогообложения услуги по |05.08.2000 |
| |предоставлению в |N 118—ФЗ |
| |пользование жилых | |
| |помещений в жилищном фонде| |
| |всех форм собственности. | |
| |До 1 января 2004 г. от | |
| |налогообложения были | |
| |освобождены услуги по | |
| |предоставлению в | |
| |пользование жилых | |
| |помещений в жилищном фонде| |
| |всех форм собственности, | |
| |услуги по техническому | |
| |обслуживанию, текущему | |
| |ремонту, капитальному | |
| |ремонту, санитарному | |
| |содержанию, управлению | |
| |эксплуатацией | |
| |домохозяйства, | |
| |осуществляемых за счет | |
| |целевых расходов в домах | |
| |жилищно—строительных | |
| |кооперативов, а также | |
| |услуги по предоставлению | |
| |жилья в общежитиях (за | |
| |исключением использования | |
| |жилья в гостиничных целях | |
| |и предоставления в аренду)| |
+———————————————————————+——————————————————————————+—————————————+
|Порядок уплаты налога |При приобретении работ |Пункт 4 |
|налоговыми агентами |(услуг), местом реализации|ст.174 НК РФ |
| |которых признается |(в ред. |
| |территория России, у |Федерального |
| |иностранной организации, |закона от |
| |не состоящей на учете в |08.12.2003 |
| |российских налоговых |N 163—ФЗ) |
| |органах, НДС нужно | |
| |уплатить в бюджет | |
| |одновременно с | |
| |перечислением оплаты | |
| |контрагенту | |
+———————————————————————+——————————————————————————+—————————————+
| Акцизы |
+———————————————————————T——————————————————————————T—————————————+
|Перечень подакцизного |Из—под налогообложения |Пункты |
|минерального сырья |акцизами выведен природный| 14 — 16, 18,|
| |газ, за исключением |20 — 27 ст.1,|
| |природного газа, добытого |ст.8 Закона |
| |до 1 января 2004 г. По |N 117—ФЗ |
| |природному газу, добытому | |
| |до 1 января 2004 г., акциз| |
| |начисляется и уплачивается| |
| |в федеральный бюджет в | |
| |соответствии с | |
| |законодательством, | |
| |действовавшим до этой даты| |
+———————————————————————+——————————————————————————+—————————————+
|Ставки акцизов |Повышены ставки акцизов по|Пункт 1 |
| |большинству подакцизных |ст.193 НК РФ |
| |товаров |(в ред. |
| | |Закона |
| | |N 117—ФЗ) |
+———————————————————————+——————————————————————————+—————————————+
|Порядок уплаты акцизов |Изменился порядок уплаты |Пункт 2 |
|по алкогольной |акцизов по алкогольной |ст.193 НК РФ |
|продукции и винам |продукции и винам |(в ред. |
| |(подробнее см. статью |Закона |
| |"Акцизы на алкогольную |N 117—ФЗ) |
| |продукцию: будем платить | |
| |больше?" // РНК, 2003, | |
| |N 23) | |
+———————————————————————+——————————————————————————+—————————————+
|Порядок подтверждения |Для подтверждения вывоза |Подпункт 4 |
|вывоза товаров |товаров представляются |п.7 ст.198 НК|
| |копии транспортных или |РФ (в ред. |
| |товаросопроводительных |Закона |
| |документов или иных |N 117—ФЗ) |
| |документов с отметками | |
| |российских пограничных | |
| |таможенных органов. Ранее | |
| |требовались документы с | |
| |отметками иностранных | |
| |пограничных таможенных | |
| |органов | |
+———————————————————————+——————————————————————————+—————————————+
| Налог на доходы физических лиц |
+———————————————————————T——————————————————————————T—————————————+
|Особенности определения|Вступили в силу п.п.5 и 6 |Пункт 41 |
|налоговой базы по |ст.213 НК РФ, |ст.1 |
|договорам страхования и|устанавливающие |Федерального |
|договорам |особенности определения |закона от |
|негосударственного |налоговой базы по |29.05.2002 |
|пенсионного обеспечения|договорам страхования и |N 57—ФЗ, |
| |договорам |ст.11 |
| |негосударственного |Федерального |
| |пенсионного обеспечения |закона от |
| | |24.07.2002 |
| | |N 110—ФЗ |
| +——————————————————————————+—————————————+
| |Разрешено не включать в |Пункт 3 |
| |налоговую базу платежи |ст.213 НК РФ |
| |(взносы) работодателей по |(в ред. |
| |договорам добровольного |Федерального |
| |пенсионного страхования |закона от |
| |(договорам |08.12.2003 |
| |негосударственного |N 163—ФЗ) |
| |пенсионного обеспечения) в| |
| |размере до 5000 руб. в год| |
| |на одного работника (ранее| |
| |не более 2000 руб.) | |
+———————————————————————+——————————————————————————+—————————————+
| Упрощенная система налогообложения |
+———————————————————————T——————————————————————————T—————————————+
|Порядок перехода на |Налогоплательщики, |Статья 346.12|
|упрощенную систему |переведенные на уплату |НК РФ (в ред.|
|налогообложения |единого налога на |Закона |
| |вмененный доход по одному |N 117—ФЗ) |
| |или нескольким видам | |
| |деятельности, могут | |
| |применять упрощенную | |
| |систему налогообложения по| |
| |другим видам деятельности.| |
| |При этом ограничения по | |
| |размеру дохода от | |
| |реализации, численности | |
| |работников и стоимости | |
| |основных средств и | |
| |нематериальных активов | |
| |определяются исходя из | |
| |всех видов деятельности | |
+———————————————————————+——————————————————————————+—————————————+
|Объект налогообложения |Снят запрет на применение |Статья 9 |
| |после 2004 г. объекта |Закона |
| |налогообложения "доходы" |N 117—ФЗ |
+———————————————————————+——————————————————————————+—————————————+
| Единый налог на вмененный доход |
+———————————————————————T——————————————————————————T—————————————+
|Понятие розничной |К розничной торговле |Статья 346.27|
|торговли |теперь относится торговля |(в ред. |
| |товарами не только за |Закона |
| |наличный расчет, но и с |N 117—ФЗ) |
| |использованием платежных | |
| |карт | |
+———————————————————————+——————————————————————————+—————————————+
|Порядок расчета |В 2004 г. коэффициент |Статья 5 |
|вмененного дохода |базовой доходности К1 |Закона |
| |по—прежнему не применяется|N 117—ФЗ |
+———————————————————————+——————————————————————————+—————————————+
| Налог на имущество организаций |
+———————————————————————T——————————————————————————T—————————————+
|Порядок налогообложения|С 1 января 2004 г. |Федеральный |
|имущества |вступает в силу гл.30 |закон от |
| |"Налог на имущество |11.11.2003 |
| |организаций" НК РФ |N 139—ФЗ |
| |(подробнее см. статью | |
| |"Знакомьтесь: новый налог | |
| |на имущество организаций" | |
| |// РНК, 2003, N 24) | |
+———————————————————————+——————————————————————————+—————————————+
| Налог на добычу полезных ископаемых |
+———————————————————————T——————————————————————————T—————————————+
|Перечень полезных |Уточнен состав |Пункт 2 |
|ископаемых, облагаемых |углеводородного сырья |ст.337 НК РФ |
|налогом | |(в ред. |
| | |Закона |
| | |N 117—ФЗ) |
+———————————————————————+——————————————————————————+—————————————+
|Порядок определения |Налоговая база при добыче |Пункт 2 |
|налоговой базы |попутного газа и газа |ст.338 НК РФ |
| |горючего природного теперь|(в ред. |
| |определяется как |Закона |
| |количество добытых |N 117—ФЗ) |
| |полезных ископаемых в | |
| |натуральном выражении | |
+———————————————————————+——————————————————————————+—————————————+
|Ставки налога |Установлены налоговые |Статья 342 |
| |ставки: 17,5% — при добыче| НК РФ (в |
| |газового конденсата из |ред. Закона |
| |всех видов месторождений |N 117—ФЗ) |
| |углеводородного сырья; | |
| |107 руб. за 1000 куб. м | |
| |газа — при добыче газа | |
| |горючего природного из | |
| |всех видов месторождений | |
| |углеводородного сырья | |
+———————————————————————+——————————————————————————+—————————————+
| Налог на игорный бизнес |
+———————————————————————T——————————————————————————T—————————————+
|Порядок налогообложения|Вступила в силу гл.29 |Федеральный |
|игорного бизнеса |"Налог на игорный бизнес" |закон от |
| |НК РФ (подробнее об этом |27.12.2002 |
| |читайте в одном из |N 182—ФЗ |
| |ближайших номеров журнала)| |
+———————————————————————+——————————————————————————+—————————————+
| Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование |
| объектами водных биологических ресурсов |
+———————————————————————T——————————————————————————T—————————————+
|Порядок налогообложения|Вступила в силу гл.25.1 |Федеральный |
|пользования объектами |"Сборы за пользование |закон от |
|животного мира и водных|объектами животного мира и|11.11.2003 |
|биологических ресурсов |за пользование объектами |N 148—ФЗ |
| |водных биологических | |
| |ресурсов" НК РФ | |
+———————————————————————+——————————————————————————+—————————————+
| Земельный налог |
+———————————————————————T——————————————————————————T—————————————+
|Ставки налога |Ставки земельного налога, |Статья 7 |
| |действовавшие в 2003 г., |Закона |
| |применяются в 2004 г. с |N 117—ФЗ |
| |коэффициентом 1,1 (за | |
| |исключением земельного | |
| |налога на | |
| |сельскохозяйственные | |
| |угодья) | |
+———————————————————————+——————————————————————————+—————————————+
| Единый сельскохозяйственный налог |
+———————————————————————T——————————————————————————T—————————————+
|Порядок налогообложения|Вступила в силу новая |Федеральный |
|сельхозпроизводителей |редакция гл.26.1 "Единый |закон от |
| |сельскохозяйственный |11.11.2003 |
| |налог" НК РФ |N 147—ФЗ |
+———————————————————————+——————————————————————————+—————————————+
| Прочие налоги и сборы |
+———————————————————————T——————————————————————————T—————————————+
|Перечень налогов и |Отменен налог с продаж |Статья 4 |
|сборов, установленных в|(подробнее о том, как |Федерального |
|РФ |завершить расчеты по |закона от |
| |налогу, см. статью на |27.11.2001 |
| |с. 94 |N 148—ФЗ |
| +——————————————————————————+—————————————+
| |Отменены следующие налоги |Статья 9 |
| |и сборы: |Закона |
| |1) сбор на нужды |N 117—ФЗ |
| |образовательных | |
| |учреждений; | |
| |2) курортный сбор; | |
| |3) налог на строительство | |
| |объектов производственного| |
| |назначения в курортной | |
| |зоне; | |
| |4) сбор за право торговли;| |
| |5) целевые сборы на | |
| |содержание милиции, на | |
| |благоустройство | |
| |территорий; | |
| |6) налог на перепродажу | |
| |автомобилей, | |
| |вычислительной техники и | |
| |персональных компьютеров; | |
| |7) сбор с владельцев | |
| |собак; | |
| |8) лицензионный сбор за | |
| |право торговли | |
| |винно—водочными изделиями;| |
| |9) лицензионный сбор за | |
| |право проведения местных | |
| |аукционов и лотерей; | |
| |10) сбор за выдачу ордера | |
| |на квартиру; | |
| |11) сбор за парковку | |
| |автотранспорта; | |
| |12) сбор за право | |
| |использования местной | |
| |символики; | |
| |13) сбор за участие в | |
| |бегах на ипподромах; | |
| |14) сбор за выигрыш в | |
| |бегах; | |
| |15) сбор с лиц, | |
| |участвующих в игре на | |
| |тотализаторе на ипподроме;| |
| |16) сбор со сделок, | |
| |совершаемых на биржах, за | |
| |исключением сделок, | |
| |предусмотренных | |
| |законодательными актами о | |
| |налогообложении операций с| |
| |ценными бумагами; | |
| |17) сбор за право | |
| |проведения кино— и | |
| |телесъемок; | |
| |18) сбор за уборку | |
| |территорий населенных | |
| |пунктов; | |
| |19) сбор за открытие | |
| |игорного бизнеса | |
+———————————————————————+——————————————————————————+—————————————+
| Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных |
| предпринимателей |
+———————————————————————T——————————————————————————T—————————————+
|Порядок государственной|Заявителем при |Федеральный |
|регистрации юридических|государственной |закон от |
|лиц |регистрации юридического |23.07.2003 |
| |лица больше не может быть |N 76—ФЗ |
| |лицо, действующее на | |
| |основании доверенности | |
+———————————————————————+——————————————————————————+ |
|Порядок государственной|Государственную | |
|регистрации |регистрацию индивидуальных| |
|индивидуальных |предпринимателей теперь | |
|предпринимателей |осуществляют налоговые | |
| |органы (подробнее см. | |
| |статью "Новое в | |
| |регистрации индивидуальных| |
| |предпринимателей" // РНК, | |
| |2003, N 18) | |
+———————————————————————+——————————————————————————+ |
|Порядок предоставления |Налоговые органы могут | |
|сведений, содержащихся |предоставлять всем | |
|в Единых |заинтересованным лицам | |
|государственных |копии учредительных | |
|реестрах юридических |документов юридических | |
|лиц и индивидуальных |лиц, в том числе | |
|предпринимателей |содержащие паспортные | |
| |данные граждан. Также | |
| |могут предоставляться | |
| |сведения о месте | |
| |жительства индивидуальных | |
| |предпринимателей | |
+———————————————————————+——————————————————————————+—————————————+
|Размер государственной |За государственную |Статья 8 |
|пошлины за |регистрацию в качестве |Федерального |
|государственную |индивидуального |закона от |
|регистрацию в качестве |предпринимателя с |08.12.2003 |
|индивидуального |гражданина взимается |N 169—ФЗ |
|предпринимателя |пошлина в размере 400 руб.| |
| |За регистрацию прекращения| |
| |деятельности взимается | |
| |пошлина в размере 80 руб. | |
+———————————————————————+——————————————————————————+—————————————+
| Социальное страхование |
+———————————————————————T——————————————————————————T—————————————+
|Тарифы и порядок уплаты|Установлено, что тарифы и |Федеральный |
|страховых взносов на |порядок уплаты страховых |закон от |
|обязательное |взносов на обязательное |08.12.2003 |
|страхование от |страхование от несчастных |N 167—ФЗ |
|несчастных случаев на |случаев на производстве и | |
|производстве и |профессиональных | |
|профессиональных |заболеваний, установленные| |
|заболеваний |в 2003 г., продолжают | |
| |действовать и в 2004 г. | |
+———————————————————————+——————————————————————————+—————————————+
|Порядок расчета пособий|Пособия по временной |Статья 8 |
|по временной |нетрудоспособности и по |Федерального |
|нетрудоспособности и по|беременности и родам |закона от |
|беременности и родам |теперь нужно рассчитывать |08.12.2003 |
| |исходя из среднего |N 169—ФЗ |
| |заработка работника за | |
| |последние 12 месяцев, | |
| |предшествующих месяцу | |
| |наступления | |
| |нетрудоспособности или | |
| |отпуска по беременности и | |
| |родам. Максимальный размер| |
| |этих пособий не | |
| |изменился — 11 700 руб. за| |
| |полный календарный месяц | |
L———————————————————————+——————————————————————————+——————————————
Подписано в печать 18.12.2003
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |