![]() |
| ![]() |
|
Статья: Год 2004: встречайте изменения в Налоговый кодекс ("Учет. Налоги. Право", 2003, N 47)
"Учет.Налоги.Право", N 47, 2003
ГОД 2004: ВСТРЕЧАЙТЕ ИЗМЕНЕНИЯ В НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС
(Комментарий к Федеральному закону от 08.12.2003 N 163-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах")
Федеральный закон, подписанный президентом 8 декабря сего года и получивший номер 163-ФЗ, вносит изменения в различные налоговые законы, в том числе и в Налоговый кодекс. Но наиболее значимыми и затрагивающими широкий круг налогоплательщиков являются изменения, внесенные в главу НК РФ о налоге на добавленную стоимость и в главу Кодекса о налоге на доходы физических лиц. С этих-то изменений мы и начнем комментарий Закона.
НДС: у агентов две платежки
Изменения, внесенные Законом N 163-ФЗ в ст.174 НК РФ, несомненно, добавят головной боли как российским организациям, оплачивающим работы или услуги, оказанные иностранными организациями, так и банкам. Перед тем как перейти собственно к изменениям, напомним, что в некоторых случаях согласно ст.161 НК РФ отечественные налогоплательщики во взаимоотношениях со своими иностранными контрагентами превращаются еще и в налоговых агентов. Это происходит, если иностранцы не состоят на налоговом учете в нашей стране, а местом реализации товаров, работ или услуг признается Россия. В таком случае налоговый агент должен удержать из дохода иностранца НДС и перечислить его в бюджет. Надо заметить, что частенько российские организации этой обязанностью пренебрегали. Ведь обычно в контрактах с иностранцами налоги отдельно не выделяются, поэтому перечислять за границу надо именно всю сумму, указанную в договоре. Если же из нее вычесть НДС, то иностранный партнер может расценить это как нарушение договора. Искоренить такую практику законодатель решил следующим образом. С 1 января 2004 г. налогоплательщик, оплачивающий работы или услуги, оказанные ему на территории нашей страны не учтенными в России иностранцами, должен одновременно с "платежкой" на перечисление стоимости работы или услуги предъявить в банк еще и поручение на перечисление НДС. Без второй "платежки" банк не вправе перечислять деньги иностранцу (п.4 ст.174 НК РФ в новой редакции). Возникает вопрос: вправе ли Налоговый кодекс вводить такие ограничения? Ведь организация, перечисляющая деньги иностранцу, является не только налоговым агентом, но и клиентом банка, с которым у нее заключен договор банковского счета. Может ли банк не исполнять поручение своего клиента? Ответ надо искать в ГК РФ. Пункт 3 ст.845 ГК РФ допускает введение ограничений по распоряжению счетами в банках. Эти ограничения могут вводиться или договором банковского счета, или законом. Таким образом, новая редакция п.4 ст.174 НК РФ, вводящая ограничения, юридически безупречна.
Банкам велено проверять
А вот практический аспект нового правила далек от совершенства. Действительно, как именно банк должен выполнять новые требования ст.174 НК РФ? Получается, что при проведении каждого (!) платежа банк должен, во-первых, по наименованию получателя денежных средств (как правило, в латинской транскрипции) и по номеру счета, на который клиент переводит денежные средства, определить, является ли налогоплательщик иностранным лицом. Заметим, что при расчетах в российских рублях этот факт выявить возможно по номеру счета (у нерезидентов они особые), а вот при расчетах в валюте определить статус получателя будет уже проблематично. Во-вторых, из этого же платежного поручения по наличию или отсутствию ИНН получателя денег банк может определить, состоит он на учете в налоговых органах или нет. И в-третьих, банк должен получить полную информацию о назначении платежа (о том, за какие именно работы или услуги происходит оплата). То есть фактически банку надо будет выяснить, а была ли местом реализации работ (услуг) территория РФ (ведь, напомним, только в таком случае у российского плательщика появляется обязанность налогового агента). А это, в свою очередь, значит, что банк должен запросить у клиента как минимум контракт с иностранным лицом и акт о выполненных работах... А время между тем работает не на банк, и у клиента могут возникнуть законные упреки в адрес банка на несвоевременное проведение платежа (на осуществление платежа банку отведено от двух до пяти операционных дней - ст.80 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"). По существу речь идет о создании в банках системы, которая будет контролировать такие платежи. Утешением же пока может служить тот факт, что ответственности банка за операцию по переводу платежа, который по признакам п.4 ст.174 НК не подлежит переводу, не установлено никакой. Поэтому не исключено, что и в 2004 г. налоговые агенты смогут оплатить работы или услуги, выполненные иностранным контрагентом, без одновременного перечисления НДС. И в таком случае агенту, как и сейчас, будет грозить штраф по ст.123 НК РФ в размере 20 процентов от неудержанной суммы НДС.
НДФЛ: льгота стала больше
Закон N 163-ФЗ внес изменение, как мы уже сказали, и в главу Кодекса по налогу на доходы физических лиц. Изменение коснулось ст.213 НК РФ, в которой прописаны особенности определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц по договорам страхования и негосударственного пенсионного обеспечения. Сейчас она позволяет не включать в совокупный доход работников платежи работодателей по договорам добровольного пенсионного страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) при условии, что общая сумма платежей (взносов) не превышает 2 тыс. руб. в год на одного работника. Со следующего года этот лимит будет составлять 5 тыс. руб. Из Кодекса можно понять, что, если сумма платежей превышает установленный предел, в налогооблагаемый доход работника нужно включить всю сумму платежей. Однако Методические рекомендации МНС России по применению главы 23 НК РФ предлагают более выгодный вариант - включать в совокупный доход работника сумму, превышающую установленный лимит. Такой доход облагается НДФЛ по ставке 13 процентов (п.1 разд.II-3 Методических рекомендаций).
Пример. Организация заключила договор с негосударственным пенсионным фондом о негосударственном пенсионном обеспечении работников, взносы уплачиваются за счет средств работодателя. В 2004 г. размер пенсионных взносов за одного участника составит 6000 руб., по 1500 руб. в квартал.
Общая сумма взносов превышает 5000 руб. в год на одного работника. По Методическим рекомендациям в совокупный доход работника, облагаемый по ставке 13 процентов, нужно включить 1000 руб. (6000 - 5000). Напомним, что платежи по договорам добровольного пенсионного страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) организация учитывает при исчислении налогооблагаемой прибыли как расходы на оплату труда (п.16 ст.255 НК РФ). При условии, что договор предусматривает выплату пенсий только при достижении застрахованным работником пенсионных оснований, дающих право на государственную пенсию. Как и по налогу на доходы физических лиц, предельный размер взносов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, ограничен. Совокупная сумма платежей по договорам долгосрочного страхования жизни работников, пенсионного страхования, негосударственного пенсионного обеспечения работников уменьшает прибыль в размере, не превышающем 12 процентов от суммы расходов на оплату труда (без учета расходов на страхование). Кстати, ЕСН страховые взносы не облагаются, поскольку не подпадают под определение объекта налогообложения по п.1 ст.236 НК РФ.
Задолженность спишут, льготы уменьшат
Остальные же изменения, содержащиеся в Законе N 163-ФЗ, носят менее глобальный характер. Так, ст.1 Закона разрешает списывать числящуюся по состоянию на 1 января 2001 г. безнадежную задолженность по платежам во внебюджетные фонды. Статья 3 ограничивает срок действия "инвестиционных" льгот по старому налогу на прибыль, предоставленных органами местного самоуправления. Такие льготы утратят силу 1 января 2004 г. И наконец, ст.ст.6 и 7 Закона изменяют порядок налогообложения отраслевых и межотраслевых фондов финансирования НИОКР. В частности, отчисления таких фондов в Российский фонд технологического развития начиная с 1 января 2002 г. можно учесть в полном размере.
А.А.Жуков Директор административно-правового департамента КБ "Единственный"
А.Е.Смирнов Эксперт "УНП"
О.Ю.Хохлова Эксперт "УНП" Подписано в печать 15.12.2003
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |