Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Новогодние скидки для покупателей ("Главбух", 2003, N 24)



"Главбух", N 24, 2003

НОВОГОДНИЕ СКИДКИ ДЛЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ

Накануне Нового года витрины магазинов пестрят объявлениями о распродажах. Впрочем, праздничные скидки делают не только торговые фирмы, но и рекламные агентства, и организации сферы услуг. Однако значительное снижение цены товаров, выгодное для покупателей, может стать головной болью для бухгалтера организации-продавца.

В нашей статье мы расскажем, как лучше оформить решение фирмы предоставлять скидки, чтобы минимизировать налоги, не втянуться в запутанные расчеты с клиентами и избежать претензий со стороны налоговых органов. Кроме того, мы покажем, как правильно отразить скидки в бухгалтерском и налоговом учете.

Почему так важно правильно

оформить документы?

Предоставление клиентам скидок связано для продавца с определенными налоговыми рисками. Ведь в таком случае у налоговой инспекции есть повод проверить, насколько правильно фирма установила цены на свои товары. И если окажется, что размер скидки превышает 20 процентов от обычно используемой цены, чиновники могут доначислить налоги исходя из полной стоимости товаров. При этом они сошлются на ст.40 Налогового кодекса РФ. Однако этого можно избежать, если оформить скидки правильно.

Прочитаем внимательно ст.40 Налогового кодекса РФ: помимо прочего в ней сказано, что, определяя, соответствует ли цена рыночной, налоговики должны следовать некоторым правилам. Так, они не могут контролировать цены, если скидки предоставляются на сезонную продукцию или на товары, распродажи которых предусмотрены маркетинговой политикой фирмы. Именно под маркетинговую политику и можно подвести новогодние специальные предложения, да и все праздничные скидки. Что для этого нужно сделать?

Прежде всего мы вам советуем составить приказ о маркетинговой политике фирмы. Здесь подробно распишите, какие виды скидок предоставляет ваша фирма, каким клиентам, на каких условиях. Вот образец такого приказа.

     
   —————————————————————————————————————————————————————————————————¬
   |                                                     "Утверждаю"|
   |                                 генеральный директор ООО "Корт"|
   |                                                      О.Т.Жданов|
   |                                                                |
   |                                                      Приложение|
   |                                   к приказу об учетной политике|
   |                                  для целей бухгалтерского учета|
   |                                    и налогообложения на 2003 г.|
   |                                                                |
   |          Маркетинговая политика ООО "Корт" на 2003 г.          |
   |                                                                |
   |    Для увеличения объемов продаж,  привлечения новых  клиентов,|
   |поддержания  постоянного спроса на предлагаемые товары утвердить|
   |следующие виды скидок.                                          |
   |                                                                |
   |    1. Праздничные                                              |
   |    Скидки предоставляются покупателям в следующие периоды:     |
   |    — с 10 февраля по 9 марта;                                  |
   |    — с 14 апреля по 4 мая;                                     |
   |    — с 1 по 31 декабря.                                        |
   |    Размер скидки  — от 10 до 25 процентов в зависимости от вида|
   |и номенклатуры товара.                                          |
   |                                                                |
   |    2. Накопительная                                            |
   |    Скидка предоставляется  покупателям,  которые  с начала года|
   |приобрели   товаров   на   сумму   более   500   000   руб.,   и|
   |распространяется на  все  последующие  покупки.  Размер скидки —|
   |10 процентов.  Право на  скидку  утрачивается,  если  в  течение|
   |следующего   календарного  года  клиент  не  совершит  ни  одной|
   |покупки.                                                        |
   L—————————————————————————————————————————————————————————————————
   

Обратите внимание: специалисты столичного налогового ведомства советуют прописать условия, при которых клиенты получают скидки, и в других внутренних документах организации. Скажем, в приказе или распоряжении руководителя. Кроме того, налоговики утверждают, что лучше сразу же четко указать цены с учетом скидок (см., например, Письмо УМНС России по г. Москве от 22 ноября 2001 г. N 03-12/53959).

Если вы предоставляете скидки своим партнерам (юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям), обязательно закрепите этот факт в тексте договора. Иначе вам придется заплатить больше налогов. Поясним почему.

Допустим, продавец решил сделать покупателю скидку, а в договоре купли-продажи условия, на которых предоставляется скидка, стороны не оговорили. Поэтому продавец направляет покупателю уведомление, где указан размер скидки на уже поставленную продукцию. По гражданскому законодательству это значит, что фирма прощает своему клиенту часть долга (ст.415 Гражданского кодекса РФ). Ведь цена товара, указанная в договоре, не меняется. Следовательно, в бухгалтерском и налоговом учете фирмы-продавца образуется убыток. Такого мнения придерживаются налоговики в Письме МНС России от 25 июля 2002 г. N 02-3-08/84-Ю216.

Однако уменьшить налогооблагаемые доходы на сумму такого убытка не удастся. Все потому, что, простив часть долга, поставщик фактически передает покупателю некоторые товары бесплатно. То есть это безвозмездная передача. А такие расходы налогооблагаемую прибыль не уменьшают (п.16 ст.270 Налогового кодекса РФ).

Не лучшим образом в этой ситуации обстоит дело и с налогом на добавленную стоимость. По идее, уменьшая задолженность покупателя, бухгалтер должен скорректировать и сумму налога, которая приходится на предоставленную скидку. Однако если договором скидка не предусмотрена, сделать это не получится: уменьшив налог, бухгалтер будет вынужден снова его начислить, поскольку безвозмездная передача товаров облагается НДС (пп.1 п.1 ст.146 Налогового кодекса РФ).

Как отразить скидки в учете?

Предновогодние скидки могут быть разными. Однако чаще всего они попадают в категорию сезонных или скидок, предоставляемых по итогам года. Сезонные - это те, которые установлены на определенный срок или связаны с падением спроса на товары в данное время года. Скидки по итогам года - это разновидность так называемых накопительных скидок. Рассмотрим оба вида скидок подробно.

Сезонные скидки

Здесь особых трудностей нет. Сезонную скидку продавец предоставляет в момент, когда реализует товар, оказывает услугу или выполняет работу. Если соответствующие условия расчета цены изначально прописаны в договоре, выручку отражают уже с учетом скидки. Это записано в п.6.5 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99).

Так же поступают и в налоговом учете. При этом если организация считает доходы и расходы методом начисления, то бухгалтер, руководствуясь п.6 ст.274 Налогового кодекса РФ, фиксирует доход исходя из рыночных цен, то есть с учетом предоставленных скидок.

Если же фирма использует кассовый метод, то все еще проще. Доход в таком случае будет определен в сумме, которую уплатил покупатель. Это и будет стоимость товаров с учетом скидки.

Такого же мнения придерживаются и налоговики: в частности, в Письме УМНС России по г. Москве от 16 мая 2003 г. N 26-12/26517.

НДС нужно начислять также с суммы выручки, в которой уже учтена скидка. Ведь согласно п.4 ст.166 Налогового кодекса РФ, исчисляя НДС, надо брать в расчет все изменения, увеличивающие или уменьшающие облагаемую базу.

Пример. Рекламное агентство "Манифик" объявило, что предоставляет всем своим клиентам новогодние скидки с 1 по 31 декабря 2003 г. Скидка составляет 15 процентов от стоимости рекламных услуг, "Манифик" делает ее исходя из своей маркетинговой политики. Кроме того, условия, при которых действует скидка, закрепляются в договорах на оказание рекламных услуг.

2 декабря 2003 г. в рекламное агентство обратилось ООО "МобилНет". Фирма решила прорекламировать новый тариф мобильной связи. Для этого ООО "МобилНет" арендовало у "Манифик" на месяц 25 рекламных щитов. Ежемесячная стоимость аренды одного щита - 30 000 руб. (в том числе НДС - 5000 руб.). Так как в течение декабря действует специальное новогоднее предложение, то "МобилНет" получает скидку, равную:

30 000 руб. x 25 шт. x 15% = 112 500 руб.

То есть стоимость рекламных услуг "Манифик" с учетом скидки будет равна 637 500 руб. (30 000 руб. x 25 шт. - 112 500 руб.). Деньги телефонная компания перечислила 5 декабря.

Расходы по аренде рекламных щитов составили 147 580 руб.

Рекламное агентство "Манифик" выручку для целей исчисления НДС определяет "по отгрузке".

В бухгалтерском учете агентства бухгалтер записал:

Дебет 62 Кредит 90 субсчет "Выручка"

- 637 500 руб. - отражена выручка от реализации рекламных услуг;

Дебет 90 субсчет "Налог на добавленную стоимость" Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"

- 106 250 руб. (637 500 руб. x 20% : 120%) - начислен НДС к уплате в бюджет;

Дебет 90 субсчет "Себестоимость продаж" Кредит 20

- 147 580 руб. - списана себестоимость рекламных услуг;

Дебет 90 субсчет "Прибыль/убыток от продаж" Кредит 99

- 383 670 руб. (637 500 - 106 250 - 147 580) - отражена прибыль от продажи (по итогам отчетного месяца).

Скидки по итогам года

Здесь есть несколько вариантов. Первый - скидка предоставляется на все будущие покупки, а цена "старых" не пересчитывается. Второй - скидки дают на весь ранее проданный товар. Третий - скидки делают как на последующие, так и на предыдущие продажи.

Как поступать в первом случае, мы уже расписали. Ведь скидка дается на будущие покупки, то есть будет предоставляться в момент продажи и отражаться в учете так же, как это было описано выше.

Значительно сложнее дело обстоит в ситуации, когда скидка относится к прошлым закупкам. Ведь ее покупатель получает уже после того, как ему отгрузили товары. А потому поставщику прежде всего придется корректировать сумму выручки. Для этого делают такую запись:

     
        —————————————————————————————————————¬
        |Дебет 62 Кредит 90 субсчет "Выручка"|
        L—————————————————————————————————————
   
- сторнирована выручка на размер предоставленной скидки.

Кроме того, придется менять первичные документы или вносить в них исправления. Однако помните: исправления можно сделать только получив согласие партнера-покупателя. Итак, поставщик должен либо выписать покупателю новые накладные (на сумму с учетом скидки), либо предъявить ему дополнительные бумаги к отгрузочным первичным документам, в которых указать на то, что первоначальная цена изменилась.

Кстати, заменить придется не только накладные, но и счета-фактуры. То есть поставщику придется выписать счет-фактуру на новую, уменьшенную сумму. И указать в этом документе те же дату и номер, что и в старом счете-фактуре. Понятно, что старый документ должен быть аннулирован. Согласитесь, это не слишком удобно, особенно если у фирмы много покупателей. Кроме того, если скидка согласно договору предоставляется на товары, которые были проданы в прошлых отчетных периодах, придется сдавать уточненные декларации по НДС за те периоды, в которых совершались продажи.

И еще один неприятный момент: скидки на прошлые покупки влияют на отчетность по налогу на прибыль. Ведь корректируя выручку прошлых периодов, поставщик уменьшает доходы. Значит, ему придется вносить исправления и в декларации по налогу на прибыль. Такую позицию высказывают налоговики (см., например, Письмо УМНС России по г. Москве от 16 мая 2003 г. N 26-12/26517).

Правда, на практике эту проблему пытаются решать следующим образом. На сумму скидки поставщики составляют "отрицательные" счета-фактуры. Это значит, что все суммы там указывают со знаком "минус". Конечно, в Правилах ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС такая ситуация не предусмотрена. Но все же законодательство прямо это не запрещает. Фиксируя "отрицательные" счета-фактуры в книге продаж в том периоде, в котором предоставляется скидка, старые счета-фактуры поставщик не меняет и, следовательно, уточненные декларации по НДС за предыдущие периоды не сдает. Однако налоговые инспекторы такой порядок не приветствуют. Не советуют так действовать и многие аудиторы.

Как видите, скидки, предоставленные после отгрузки товара, для бухгалтерии очень неудобны: придется корректировать ранее выписанные документы, сторнировать проводки и вносить изменения в декларации. Чтобы этого избежать, мы советуем вам не оформлять скидки задним числом, а предоставлять их на будущие покупки. Размер скидок можно устанавливать и с учетом результатов предыдущих продаж. Тогда скидка будет учтена в составе выручки в момент продажи товара и никаких сложностей не возникнет.

И.А.Заровнядный

Эксперт журнала "Главбух"

Подписано в печать

10.12.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Предприятие меняет методы уплаты НДС и налога на прибыль ("Главбух", 2003, N 24) >
Статья: Выплаты сотрудникам в конце года. Как выгоднее их оформить? ("Главбух", 2003, N 24)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.