Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Интервью: Налоговики будут анализировать "внешние источники" ("Главбух", 2003, N 24)



"Главбух", N 24, 2003

НАЛОГОВИКИ БУДУТ АНАЛИЗИРОВАТЬ

"ВНЕШНИЕ ИСТОЧНИКИ"

Оганян Карен Иосифович - руководитель департамента налогообложения прибыли МНС России.

МНС России подготовило документы, требования которых коснутся большинства налогоплательщиков. Нас ждет новая форма декларации по налогу на прибыль, и не только...

- О том, что форма декларации по налогу на прибыль изменилась, знают уже все бухгалтеры. Чем были вызваны эти изменения? В декларации появилось что-то принципиально новое для налогоплательщиков?

- Нет, ничего такого там нет и быть не может, ведь законодательная база не изменилась. Мы просто сократили декларацию на треть: уменьшилось количество показателей, а третий лист, который вызывал столько нареканий, исключен вовсе.

- Редакции стало известно, что сейчас ваш департамент работает и над Методическими рекомендациями по заполнению новой декларации. Когда их обнародуют?

- Надеюсь, что еще до конца года. В этом документе мы разъясним все, что изменили в декларации. А кроме того, уточним, как быть предприятию, если в течение налогового периода оно открыло или, наоборот, ликвидировало обособленное подразделение.

- И с какого момента нужно будет применять новую декларацию?

- С отчета за I квартал 2004 г. Так что у бухгалтеров еще достаточно времени, чтобы изучить и саму декларацию, и методичку. Отчитываться же за 2003 г. надо будет по старой форме.

- Ваш департамент подготовил также изменения в Налоговый кодекс РФ. Каких проблем они коснутся?

- Ни для кого не секрет, что гл.25 НК РФ усложнила работу организаций налоговым учетом. Мы предлагаем упростить его, сблизить с бухгалтерским. А то сейчас многим бухгалтерам приходится по два раза все пересчитывать, корректировать - для разных учетов.

- И что вы предлагаете?

- В частности, мы хотим "открыть" перечень прямых расходов, который приведен в ст.318 НК РФ. Тогда бухгалтеры сами смогут решать, какие расходы для их предприятия являются прямыми, а какие нет.

Кроме того, планируем исправить ст.319 НК РФ - убрать из нее весьма неудобный порядок, в соответствии с которым сейчас фирмы распределяют затраты на "незавершенку", готовую продукцию на складе и те товары, что уже отгружены, но еще не реализованы.

- Как же надо будет поступать налогоплательщикам?

- Самим разработать экономически обоснованный порядок распределения затрат и закрепить его в учетной политике. То есть организация сможет, например, использовать порядок, применяемый в бухучете, и для целей налогообложения.

- А каким образом определить, насколько расходы экономически обоснованны?

- Налогоплательщик должен четко ответить на три вопроса. Первый: не поименован ли рассматриваемый расход в ст.270 НК РФ? Второй: направлены ли расходы на получение дохода? И наконец, насколько размер расходов соответствует рыночным ценам? Если все ответы положительные и очевидно, что с ними согласятся работники налоговых инспекций, проблем не возникнет.

- Насколько я знаю, вы хотите также изменить правила, по которым надо начислять амортизацию по имуществу, находящемуся в лизинге?

- Да. А все потому, что на сегодняшний день складывается такая ситуация. Если имущество находится на балансе лизингополучателя, то он этот объект и амортизирует. Лизингодатель же получает только доходы (оговоренные платежи), а расходов у него нет, так как амортизацию он не начисляет. В результате лизингодатель, пока действует договор, платит налог с доходов, а потом, после реализации имущества, у него образуется огромный убыток.

- И как вы решили выйти из этого положения?

- Прописать в гл.25 НК РФ, что для целей налогообложения амортизацию должен начислять лизингодатель.

- Когда же все эти поправки увидят свет?

- Наш департамент уже подготовил и передал все материалы в департамент налоговой политики МНС России. Думаю, поправки будут вынесены на обсуждение Госдумы в начале 2004 г.

- Насколько я вижу, поправки носят достаточно либеральный характер...

- Я совершенно убежден, что российским законодателям нужно не закручивать гайки, а улучшать налоговое администрирование. Любой жесткий закон даст краткосрочный эффект, а потом найдутся вполне легальные способы его обойти. Так что законодательство должно быть четким и либеральным.

- Хотелось бы узнать еще о тех документах, над которыми ваш департамент только начал работу...

- Сейчас мы детально изучаем ПБУ 18/02. Результатом этого "исследования" уже стали проекты документов, которые будут исходить от МНС России.

- Что это будут за документы?

- Их несколько. Один из них адресован налоговым инспекторам. В нем будут детально прописаны подходы, которые могут применяться при проведении контрольных проверок по налогу на прибыль. С учетом положений ПБУ 18/02.

- На что же проверяющие станут обращать особое внимание?

- Например, если у налогоплательщика значительное расхождение в суммах амортизации в бухгалтерском и налоговом учете. Или большая разница в суммах начисленного налога на прибыль. Кроме того, при анализе документов инспекторы должны будут обязательно обращать внимание на информацию из "внешних источников".

- То есть связываться с поставщиками, таможенниками, изучать счета за электроэнергию?

- Да. Но не думайте, что налоговый инспектор станет придираться к мелочам и штрафовать за каждый, по его мнению, перерасход бумаги или энергии. Да и права у него такого нет. Если налогоплательщик может обосновать свои затраты - значит, все в порядке. А когда, по мнению бухгалтера, все верно, но инспектор с ним не согласен, предприятие может подать в суд.

- А для бухгалтеров появятся ли какие-то документы "по мотивам" ПБУ 18/02?

- Да. Методические рекомендации для налогоплательщиков по ведению бухгалтерского учета.

Беседовала

Л.Горбунова

Подписано в печать

10.12.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Налоговое обозрение от 10.12.2003> ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2003, N 50) >
Статья: <Что изменилось в учете и налогообложении на 10.12.2003> ("Главбух", 2003, N 24)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.