Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Экономическая деятельность иностранных граждан ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2003, N 50)



"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 50, 2003

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

В соответствии с п.1 ст.13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ (в ред. от 11.03.2003) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом. На отдельные группы иностранных граждан данные ограничения не распространяются. К ним относятся граждане:

постоянно и временно проживающие в Российской Федерации;

являющиеся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;

являющиеся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющими монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;

являющиеся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;

обучающиеся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющие работы (оказывающие услуги) в течение каникул;

обучающиеся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и работающие в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются;

приглашенные в Российскую Федерацию в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях).

Указанные ограничения связаны прежде всего с трудовой сферой и обусловлены наличием у работодателя специального разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Причем подобные ограничения касаются не только трудовых договоров, но и гражданско-правовых соглашений на выполнение работ (оказание услуг) (п.3 ст.13 Закона N 115-ФЗ).

Ограничения, связанные с заключением организациями и частными предпринимателями трудовых договоров с иностранными гражданами, в полной мере соответствуют положениям Трудового кодекса Российской Федерации - основного документа, регулирующего трудовые правоотношения в Российской Федерации, поскольку из анализа ст.ст.11 и 64 ТК РФ можно сделать вывод о том, что допускаются некоторые ограничения непосредственно в трудовой сфере, касающиеся вопросов работы в России иностранных граждан и лиц без гражданства в том случае, если они установлены федеральным законом или международным договором.

Несколько сложнее дать правовую оценку п.3 ст.13 Закона N 115-ФЗ, касающуюся того, что заказчиком работ (услуг) может являться физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). Дело в том, что данное положение напрямую касается гражданско-правовых отношений (тогда как рассматриваемый закон можно отнести к предмету конституционного и административного права). Между тем согласно ст.3 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство состоит из указанного Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием. При этом в абз.2 п.2 ст.3 ГК РФ указано, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу. Таким образом, достаточно сложно в рамках гражданского права квалифицировать ограничения на труд иностранных граждан в гражданско-правовой сфере. Одним из возможных решений данной проблемы могут стать специальные изменения в гл.37 - 39 ГК РФ, касающиеся подрядных работ, а также возмездного оказания услуг и выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

Согласно ст.34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Исключение из данного правила - только деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Одним из таких проявлений свободы экономической деятельности является возможность осуществлять предпринимательскую деятельность в качестве предпринимателя без образования юридического лица. Причем фактор административного статуса (например, постоянной регистрации по месту жительства) гражданина не имеет принципиального значения. Данный вывод подтверждается судебной практикой.

Гражданин США обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о признании незаконным отказа регистрационной палаты в его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, об обязании выдать бессрочное свидетельство о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Основанием для отказа в выдаче этого свидетельства послужило отсутствие подтверждения органов внутренних дел Российской Федерации о наличии места проживания в г. Москве. Позиция истца сводилась к тому, что каких-либо оснований для ограничения деятельности истца в соответствии с ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации нет, так как ограничение его деятельности в качестве добросовестного предпринимателя не может быть признано необходимым для защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Истец подчеркнул, что конституционное право на осуществление предпринимательской деятельности (ч.1 ст.34 Конституции Российской Федерации) не может быть ограничено в зависимости от наличия постоянного места жительства на территории Российской Федерации.

Принимая во внимание тот факт, что истец находился на территории Российской Федерации на законном основании (на основании многовъездной визы, зарегистрирован по месту временного пребывания, поставлен на налоговый учет), суд удовлетворил иск (Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 25.10.2000 N КА-А40/4839-00).

В связи с тем что существуют некоторые административные ограничения для иностранных граждан, это нередко пытаются использовать в целях признания сделки недействительной. В качестве примера можно привести судебное разбирательство о взыскании вексельной суммы, вексельных процентов, издержек по протесту векселя. Основанием для удовлетворения судом иска послужил тот факт, что спорный вексель после его предъявления к оплате не был оплачен. Законных оснований для отказа от своих обязательств и законных оснований, препятствующих оплате этих сумм, не было. В качестве контраргумента лицо, не исполнившее обязательство, ссылалось на тот факт, что при выдаче им спорного векселя иностранному гражданину (проживающему в одной из европейских стран) был нарушен Закон Российской Федерации от 09.10.1992 N 3615-1 "О валютном регулировании в валютном контроле", поскольку гражданин не является резидентом. Однако судебная коллегия признала данные основания несостоятельными, так как спорный вексель - рублевый, он выдан на предъявителя и в данном случае истец является владельцем этого векселя на основании индоссамента, совершенного лицом без оборота его на себя (Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 04.01.2001 N КГ-А40/6251-00).

Понимание правового статуса иностранных граждан напрямую связано и с осуществлением предпринимательской деятельности всеми остальными участниками гражданского оборота в России. Наиболее частое злоупотребление в этой области - установление особых требований контрагентами для своих иностранных партнеров или потребителей - происходит из-за незнания законодательства. Споры в этой сфере связаны с установлением особых тарифов на однородные услуги для граждан России, граждан СНГ и иностранных граждан. Основной довод при этом заключается в том, что цены на оказываемые ими услуги (например, гостиничные, юридические и т.д.) относятся к свободно регулируемым и определяются спросом. Любое вмешательство в вопросы ценовой политики хозяйствующего субъекта недопустимо и противоречит ст.8 Конституции Российской Федерации. Однако действующее законодательство и судебная практика не совпадают с подобной точкой зрения. Дело в том, что согласно п.1 ст.426 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные договоры относятся к публичным договорам, что автоматически означает невозможность установления разных цен, а также других условий договора для различных категорий граждан (Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19.07.2000 N КА-А40/2955-00).

Таким образом, действующее законодательство в достаточной степени регулирует вопросы, связанные с экономической деятельностью иностранных граждан, которые, несмотря на некоторые ограничения, являются равноправными субъектами гражданского оборота.

М.Дашян

Юрист

Подписано в печать

10.12.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Плата за земли сельскохозяйственного назначения ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2003, N 50) >
Вопрос: ...АО реализует программу производства новых товаров, пользующихся спросом. Можно ли в качестве источника финансирования использовать добавочный капитал, сформированный за счет переоценки основных средств? Ведь добавочный капитал отражается в балансе в разделе "Капитал и резервы" наряду с другими источниками собственных средств. ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2003, N 50)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.