Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Ремонт оборудования: бухгалтерский и налоговый учет ("Финансовая газета", 2003, N 50)



"Финансовая газета", N 50, 2003

РЕМОНТ ОБОРУДОВАНИЯ:

БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ

Оборудование, используемое на производственном предприятии, может сломаться в процессе работы. Время от времени работники предприятия должны проводить осмотр оборудования, его профилактику, замену испорченных деталей и узлов. Расходы на такие мероприятия можно списывать на основании фактически израсходованных материалов и средств. Для покрытия данных расходов также может быть создан специальный резерв. Порядок проведения ремонта и его учета отражается в учетной политике организации.

Списание расходов на ремонт по факту

Этот способ подходит для небольших предприятий, у которых не так много основных средств. В этом случае расходы на его ремонт также невелики, поэтому их можно списывать на затраты в том отчетном периоде, в котором произведен ремонт.

В бухгалтерском учете расходы по ремонту оборудования отражаются на счете 25 "Общепроизводственные расходы". В целях налогообложения прибыли они рассматриваются как прочие расходы, связанные с производством и реализацией, на основании ст.260 НК РФ и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат. Такие расходы уменьшают налогооблагаемый доход предприятия в том отчетном периоде, в котором они были произведены. Заметим, что в регистрах налогового учета предприятие должно сгруппировать расходы на ремонт оборудования по отдельным элементам, например стоимость запасных частей и материалов, расходы на оплату труда рабочих-ремонтников, услуги сторонних организаций (ст.324 НК РФ).

Пример. В сентябре 2003 г. организация отремонтировала линию по сборке из комплектующих компьютеров. При этом было потрачено 200 000 руб. (с учетом НДС), в том числе:

использованы запчасти и материалы на сумму 150 000 руб.;

начислена зарплата рабочим с учетом ЕСН и отчислений в ФСС РФ на страхование от несчастных случаев на производстве - 35 000 руб.;

оплачены услуги сторонней ремонтной организации - 15 000 руб. (в том числе НДС 2500 руб.).

В бухгалтерском учете организации необходимо сделать следующие записи:

Дебет 25, Кредит 10 - 150 000 руб. - использованы для ремонта запчасти и материалы,

Дебет 25, Кредит 70 (69) - 35 000 руб. - начислена зарплата рабочим с учетом ЕСН и отчислений в ФСС РФ на страхование от несчастных случаев на производстве,

Дебет 25, Кредит 60 - 12 500 руб. (15 000 - 2500) - отражены расходы на услуги сторонней ремонтной организации,

Дебет 19, Кредит 60 - 2500 руб. - отражен НДС,

Дебет 60, Кредит 51 - 15 000 руб. - оплачены услуги сторонней ремонтной организации,

Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19 - 2500 руб. - возмещен из бюджета НДС по ремонтным расходам.

В сентябре 2003 г. организация может уменьшить налогооблагаемую прибыль на 197 500 руб. (150 000 + 35 000 + 12 500), если сумма расходов на ремонт основных средств в налоговом и бухгалтерском учете совпадает. Если данное условие не выполнено, то организация может уменьшить свою налогооблагаемую прибыль на сумму расходов по ремонту, которая отражена у нее в налоговом учете.

Списание расходов на ремонт оборудования

за счет резерва

Чтобы равномерно списывать затраты на ремонт основных средств на расходы, предприятие может создать специальный резерв в бухгалтерском и налоговом учете. В бухгалтерском учете резерв на ремонт основных средств можно создавать в соответствии с п.72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н). А в целях налогообложения прибыли резерв на ремонт основных средств разрешено создавать согласно п.3 ст.260 НК РФ (более подробно механизм создания резерва описан в ст.324 НК РФ).

Так, величина создаваемого резерва зависит от:

совокупной стоимости амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию на начало того года, в котором создается резерв;

норматива отчислений в резерв исходя из периодичности ремонта и его сметной стоимости.

Сумма резерва не должна превышать среднюю величину расходов на ремонт за последние три года. Поэтому налогоплательщику следует установить норматив отчислений в резерв как частное от деления средней величины расходов на ремонт за последние три года на стоимость амортизируемых основных средств. Отчисления в резерв, определенные подобным образом, относятся на расходы равными долями на последний день отчетного периода.

Пример. Конфетная фабрика регулярно создает резерв на ремонт оборудования. Первоначальная стоимость амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию после 1 января 2002 г., составила 9 600 000 руб.

Сумма фактических расходов на ремонт за последние три года составила:

в 2000 г. - 564 000 руб.;

в 2001 г. - 405 800 руб.;

в 2002 г. - 500 100 руб.

В среднем за три последних года сумма фактических расходов на ремонт составила:

(564 000 руб. + 405 800 руб. + 500 100 руб.) : 3 = 489 967 руб.

Исходя из этого фабрика установила в своей учетной политике норматив отчислений в резерв на ремонт в размере 5,10% (489 967 руб. / 9 600 000 руб. х 100%). Отчетным периодом по налогу на прибыль у фабрики является месяц. Значит, на последний день каждого месяца она будет списывать на расходы по 40 800 руб. (9 600 000 руб. х 5,10% : 12 мес.).

Если предприятие планирует провести долгосрочный капитальный ремонт основных производственных фондов и оборудования, требующий значительных затрат в течение не одного года, то предельный размер отчислений в резерв можно будет увеличить на сумму, необходимую для капитального ремонта в текущем году.

В большинстве случаев сумма фактических затрат на ремонт основных производственных фондов не совпадает с суммой, которая была зарезервирована на эти цели. Если у предприятия возникает перерасход, то его следует списать на затраты по состоянию на 31 декабря текущего года. Если же часть резерва, наоборот, не использована, то остаток нужно включить в доходы предприятия.

Пример. Руководство швейной фабрики решило создать резерв на ремонт швейного оборудования. Сумма фактических расходов на ремонт за последние три года у предприятия составила:

в 2000 г. - 96 950 руб.;

в 2001 г. - 203 500 руб.;

в 2002 г. - 170 500 руб.

В среднем за три года на ремонт израсходовано:

(96 950 руб. + 203 500 руб. + 170 500 руб.) : 3 = 156 983 руб.

Первоначальная стоимость амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию на 1 января 2002 г., составила 1 480 000 руб. Таким образом, размер отчислений в резерв на фабрике был установлен в размере:

10,60% = 156 983 руб. : 1 480 000 руб. х 100%.

Отчетным периодом для фабрики является месяц. Поэтому ежемесячно в налоговом учете на расходы относили по 13 073 руб. (1 480 000 руб. х 10,60% : 12 мес.).

В бухгалтерском учете швейная фабрика решила формировать резерв на ремонт основных средств в том же размере, что и в налоговом учете. Для этого ежемесячно в бухгалтерском учете следует делать следующую запись:

Дебет 25, Кредит 96, субсчет "Резерв на ремонт основных средств" - 13 073 руб. - отчислены средства в резерв на ремонт основных средств.

В сентябре 2002 г. швейная фабрика отремонтировала небольшую часть швейного оборудования, потратив на это 110 000 руб. (расходы в бухгалтерском и налоговом учете совпадают), в том числе:

запчасти и материалы - 90 000 руб.;

зарплата рабочим с учетом ЕСН и отчислений в ФСС РФ на страхование от несчастных случаев на производстве - 14 000 руб.;

услуги ремонтной организации - 6000 руб. (в том числе НДС 1000 руб.).

В бухгалтерском учете следует сделать следующие записи:

Дебет 96, субсчет "Резерв на ремонт основных средств", Кредит 10 - 90 000 руб. - использованы для ремонта запчасти и материалы,

Дебет 96, субсчет "Резерв на ремонт основных средств", Кредит 70 (69) - 14 000 руб. - начислена зарплата рабочим с учетом ЕСН и отчислений в ФСС РФ на страхование от несчастных случаев на производстве,

Дебет 96, субсчет "Резерв на ремонт основных средств", Кредит 60 - 5000 руб. (6000 - 1000) - отражены расходы на услуги сторонней ремонтной организации,

Дебет 19, Кредит 60 - 1000 руб. - отражен НДС,

Дебет 60, Кредит 51 - 6000 руб. - оплачены услуги сторонней ремонтной организации,

Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19 - 1000 руб. - возмещен из бюджета НДС по ремонтным расходам.

Предположим, что других ремонтов в 2003 г. фабрика не проводила, т.е. на конец года она не использовала средства резерва в размере:

47 876 руб. = 13 073 руб. х 12 мес. - (110 000 руб. - 1000 руб.).

Этот остаток 31 декабря 2003 г. будет отражен в учете записью:

Дебет 96, субсчет "Резерв на ремонт основных средств", Кредит 91, субсчет "Прочие доходы" - 47 876 руб. - списан неиспользованный резерв.

Фабрика должна включить 47 876 руб. в расчет своей налогооблагаемой прибыли.

Если предприятие создает резерв сразу на несколько лет, то ему не нужно в конце года включать остаток этого резерва в доходы, увеличивая налогооблагаемую прибыль. Этот остаток будет переноситься на следующий год.

Ж.Морозова ООО

"Берг и партнеры. Налоговый консалтинг"

Подписано в печать

10.12.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Любые ли отчисления некоммерческим организациям можно считать расходами организаций, перечисливших средства? Могут ли взносы, вклады и иные обязательные платежи, перечисленные организацией своему учредителю - некоммерческой организации, считаться расходами организации, связанными с производством и реализацией? ("Финансовая газета", 2003, N 50) >
Статья: Право налогоплательщика получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации ("Финансовая газета", 2003, N 50)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.