|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Накопительная пенсионная система: возможности увеличения накоплений ("Финансовая газета", 2003, N 50)
"Финансовая газета", N 50, 2003
НАКОПИТЕЛЬНАЯ ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА: ВОЗМОЖНОСТИ УВЕЛИЧЕНИЯ НАКОПЛЕНИЙ
В последнее время многие руководители начали задумываться о том, какие дополнительные гарантии можно добавить в "социальный пакет" работникам. Наиболее обсуждаемый вопрос - повышение пенсии за счет увеличения заработной платы. Попробуем разобраться в этом вопросе. При существовавшей в нашей стране в течение долгого времени распределительной пенсионной системе пенсионерам выплачивались пенсии за счет отчислений от заработной платы работающего населения. По мнению законодателя, сейчас пришло время изменить порядок выплаты пенсий. Поэтому в систему пенсионного обеспечения внесены существенные новации. Принципиально важным моментом стало введение накопительного элемента. Теперь определенный процент заработной платы работников направляется на выплату пенсий сегодняшним пенсионерам (страховая часть пенсии), а другая часть - в виде пенсионных накоплений попадает на специальную часть индивидуального лицевого счета застрахованного лица и представляет собой средства на будущую пенсию конкретного пенсионера (накопительная часть). Рассмотрим особенности подобной пенсионной системы подробнее. В соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия состоит из трех частей - базовой, страховой и накопительной. Каждая из этих частей имеет свое значение для различных категорий населения. Размер базовой части в настоящее время составляет 450 руб. (п.1 ст.14 Закона N 173-ФЗ). Размеры же страховой и накопительной частей зависят от заработной платы работника и страховых взносов, уплаченных за него в ПФР. Заметим, что каждая из трех частей трудовой пенсии подлежит индексации в порядке, установленном ст.17 Закона N 173-ФЗ. Размеры ежегодных отчислений на страховую и накопительную части пенсии установлены ст.22 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ (в ред. от 31.12.2002) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Обратим внимание на то, что на накопительную часть пенсии могут рассчитывать не все работники. Закон установил, что отчисления на накопительную часть пенсии производятся из заработной платы работников, родившихся после 1952 г. (мужчины) и после 1956 г. (женщины). Размер отчислений на страховую и накопительную части пенсии у этих людей зависит от возраста, пола, размера заработной платы, с которой производятся отчисления. Что касается мужчин, родившихся в 1952 г. и раньше, и женщин, родившихся в 1956 г. и раньше, то страховые взносы поступят на финансирование страховой части пенсии, а накопительной у таких людей не будет. Следовательно, если в организации работает сотрудник, например 1949 года рождения, то отчисления на накопительную часть пенсии для него производиться не будут.
Пример 1. В бухгалтерию организации обратилась сотрудница (женщина 1954 года рождения). Сотрудница не получила в установленный срок уведомление из ПФР о накоплениях на ее лицевом счете. Из этого она сделала вывод о том, что организация не производила отчислений в ПФР. Данный вывод неверен. Дело в том, что у данной сотрудницы не будет накопительной части пенсии. За время, оставшееся до выхода ее на пенсию, она не успеет накопить какие-либо средства на своем счету. Поэтому законодатель определил категорию работников, у которых пенсия будет состоять только из двух частей: базовой и страховой. Сотрудница в рассматриваемом нами примере относится именно к этой категории граждан. Уведомления, которые рассылаются сейчас ПФР, направлены как раз на то, чтобы работник узнал состояние своего лицевого счета и смог распорядиться им. Если работник в соответствии с законом не должен иметь накопительной части пенсии, то и уведомление из ПФР к нему не дойдет.
Рассмотрим, как можно увеличить накопления работника на специальном счете.
Пример 2. Среднемесячная заработная плата в организации превышает 2500 руб. Следовательно, организация вправе использовать регрессивную шкалу (п.3 ст.22 Закона N 167-ФЗ, п.2 ст.241 НК РФ). Заработная плата работника 1970 года рождения с 1 января 2003 г. по 1 октября 2003 г. нарастающим итогом составила 540 000 руб. Расчет страховых взносов производится нарастающим итогом. Так, страховые взносы с учетом переходных положений (ст.33 Закона N 167-ФЗ) составят: на страховую часть пенсии - 23 420 руб. плюс 3,1% суммы, превышающей 300 000 руб. : 23 420 + 3,1% х (540 000 - 300 000) = 23 420 + 7440 = 30 860 руб.; на накопительную часть пенсии - 6380 руб. плюс 0,85% суммы, превышающей 300 000 руб.: 6380 + 0,85% х (540 000 - 300 000) = 6380 + 2040 = 8420 руб. Легко увидеть, что заработная плата работника нарастающим итогом на 1 ноября 2003 г. составит 600 000 руб. Страховые взносы достигнут фиксированной величины: на страховую часть пенсии - 32 720 руб.; на накопительную часть пенсии - 8930 руб. Работодатель не производит уплату страховых взносов на данного работника за ноябрь, декабрь 2003 г.
Как отмечалось, такой порядок уплаты взносов действует, если организация применяет регрессивную шкалу. В соответствии с п.2 ст.241 НК РФ, ст.22 Закона N 167-ФЗ, в случае если среднемесячная заработная плата в организации менее 2500 руб., страховые взносы уплачиваются по максимальной ставке. Организации, которые подпадают под действие данного критерия, не вправе до конца года использовать регрессивную шкалу ставки налога. Нам представляется, что ответ на вопрос, максимальное ли это количество накоплений, которое может поступить на накопительный счет работника за год, должен быть отрицательным. Максимальный размер взносов, установленный законодательством, не равен максимальному количеству накоплений. Работник может при неизменной заработной плате изменить размер накоплений на его счете. Именно изменить, поскольку гарантировать увеличение этих накоплений пока никто не может. Однако, на наш взгляд, существует несколько способов увеличения размера накопительной части пенсии. Первый способ - за счет увеличения количества работодателей (совместительство). Законом установлен максимальный размер взносов, производимых одним работодателем, но ведь можно увеличить эти взносы за счет отчислений от нескольких работодателей. Так, Закон не содержит запрета на увеличение накоплений за счет отчислений от нескольких работодателей.
Пример 3. И.И. Иванов 1971 года рождения работает в ООО "КАС" (основное место работы) и получает заработную плату 620 000 руб. в год. Одновременно он работает по совместительству в ООО "КАС и Ко", где его заработная плата составляет 95 000 руб. в год. Согласно ст.282 ТК РФ заключение трудовых договоров о работе по совместительству допускается с неограниченным числом работодателей, если иное не предусмотрено федеральным законом. Каждый из работодателей будет производить отчисления на накопительную часть пенсии. Отчисления на накопительную часть пенсии работника от ООО "КАС" за 2003 г. составят 8930 руб., а от ООО "КАС и Ко" - 3% от 95 000 руб., т.е. 2850 руб. Следовательно, общая сумма накоплений работника за год составит 8930 + 2850 = 11 780 руб. Таким образом, у совместителей отчисления на накопительную часть пенсии при неизменной совокупной заработной плате могут возрасти за счет роста количества работодателей.
Законодательство не содержит запретов на такой способ увеличения накоплений. Однако возможность и эффективность его применения должны быть подтверждены практикой. Второй способ - за счет доходов от вложения накопленных средств. Основы инвестирования средств пенсионных накоплений установлены Федеральным законом от 24.07.2002 N 111-ФЗ (в ред. от 10.11.2003) "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации". Инвестирование средств пенсионных накоплений - деятельность управляющей компании по управлению средствами пенсионных накоплений. В соответствии со ст.3 Закона N 111-ФЗ управляющая компания - это акционерное общество, общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами. Средства пенсионных накоплений для передачи управляющим компаниям формируются из поступивших в ПФР сумм страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, чистого финансового результата, который получен от их временного размещения ПФР, а также средств, поступивших в ПФР от управляющих компаний по основаниям, предусмотренным Законом N 111-ФЗ. Суммы страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии зачисляются на отдельные банковские счета ПФР, открытые в учреждениях Банка России или в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в территориальных органах федерального казначейства. Суммы страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступившие в течение финансового года в ПФР, аккумулируются ПФР и подлежат инвестированию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Передача средств пенсионных накоплений осуществляется ПФР путем их перечисления в соответствии с заявлениями застрахованных лиц на отдельные банковские счета управляющих компаний. Средства пенсионных накоплений, формируемые в пользу застрахованных лиц, не воспользовавшихся правом выбора инвестиционного портфеля (управляющей компании), перечисляются ПФР на отдельный банковский счет управляющей компании, с которой заключен договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений, формируемыми в пользу застрахованных лиц, не воспользовавшихся правом выбора инвестиционного портфеля (управляющей компании). Таким образом, будущим пенсионерам предлагаются два варианта возможного увеличения средств пенсионных накоплений. Первый - обратиться с заявлением в ПФР о передаче накопленных средств в выбранную управляющую компанию. Если работник не определился с управляющей компанией и не обратился в ПФР с заявлением о передаче его накоплений конкретной управляющей компании, то автоматически действует второй вариант: средства, накопленные на его счету, будут переданы государственной управляющей компании. Постановлением Правительства РФ от 22.01.2003 N 34 государственной управляющей компанией по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений назначен Банк внешнеэкономической деятельности СССР (Внешэкономбанк). Согласно п.1 ст.19 Закона N 111-ФЗ договоры доверительного управления средствами пенсионных накоплений заключаются ПФР доверительными управляющими по результатам конкурсов, за исключением управляющей компании, осуществляющей доверительное управление средствами, формируемыми в пользу застрахованных лиц, которые не воспользовались правом выбора инвестиционного портфеля (управляющей компании). Такой конкурс проведен, и по его результатам отобрано более 50 управляющих компаний. Перечень победителей конкурса по отбору управляющих компаний приведен в Информационном сообщении Минфина России от 05.09.2003. Что касается гарантий, на которые может рассчитывать будущий пенсионер в случае передачи накоплений в частную или государственную управляющие компании, то в обоих случаях государство дает минимум гарантий как на получение дохода, так и на сохранение накоплений. Явно в законодательстве прослеживаются только две своеобразные гарантии государства. Первая - конкурс управляющих компаний (ст.19 Закона N 111-ФЗ), который призван выбрать "первых среди равных". Вторая гарантия - требование к обязательному страхованию риска своей ответственности перед ПФР за нарушения договоров доверительного управления средствами пенсионных накоплений, вызванные ошибками, небрежностью или умышленными противоправными действиями работников управляющей компании либо умышленными противоправными действиями (бездействием) иных лиц (ст.25 Закона N 111-ФЗ). При этом страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется выплатить страховое возмещение при наступлении каждого страхового случая в течение срока действия договора обязательного страхования ответственности управляющей компании, не может быть менее: 5% суммы средств пенсионных накоплений, переданных в управление этой управляющей компании, если указанная сумма составляет не более 6 млрд руб.; 300 млн руб., если сумма средств пенсионных накоплений, переданных в управление этой управляющей компании, превышает 6 млрд руб. (п.3 ст.25 Закона N 111-ФЗ). Третий способ - за счет увеличения заработной платы. Процент отчислений на накопительную часть пенсии зависит от пола, возраста пенсионера и от размера его заработной платы. Наибольшее значение (исходя из размера отчислений) накопительная часть будет иметь для лиц моложе 1967 года рождения. Заработная плата работника, с которой происходят отчисления взносов, исчисляется нарастающим итогом с начала года. Процент отчислений на страховую и накопительную части дифференцирован в зависимости от размера заработной платы. Чем больше заработная плата работника (имеет значение при заработной плате до 600 000 руб. в год), тем большая сумма идет в его "копилку": отчисляется твердая денежная сумма плюс процент. А вот работники, получающие заработную плату свыше 600 000 руб. в год, отчисляют на страховую и накопительную части пенсии только твердую денежную сумму. Следовательно, насколько бы заработная плата работника ни превышала 600 000 руб. (получает работник 620 000 руб. в год или 920 000 руб. в год), сумма взносов на накопительную часть будет одинаковой - 17 870 руб. Таким образом, размер взносов и соответственно размер накопительной части пенсии увеличиваются только при увеличении заработной платы в пределах до 600 000 руб. (нарастающим итогом). Как бы работодатель ни увеличивал заработную плату свыше 600 000 руб. в год, размер отчислений от этого не изменится. Исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается установленная денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Законом N 111-ФЗ сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов. Не начисляются пени на сумму недоимки, которую страхователь не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции страхователя в банке или наложен арест на имущество страхователя. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате единого социального налога (взноса) не приостанавливает начисления пеней на сумму страховых взносов, подлежащую уплате. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России. Сумма пеней уплачивается одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме (ст.26 Закона N 167-ФЗ). Пункт 2 ст.27 Закона N 167-ФЗ предусматривает ответственность за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий. Совершение этого деяния влечет взыскание штрафа в размере 20% неуплаченных сумм страховых взносов. Если это деяние совершено умышленно, то взыскивается штраф в размере 40% неуплаченных сумм страховых взносов.
Н.Орлова Л.Обертышева Специалисты ООО "Аудиторская служба "СТЕК" Подписано в печать 10.12.2003
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |