Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Начисление ЕСН на заработную плату граждан стран СНГ ("Финансы", 2003, N 12)



"Финансы", N 12, 2003

НАЧИСЛЕНИЕ ЕСН НА ЗАРАБОТНУЮ ПЛАТУ ГРАЖДАН СТРАН СНГ

Организации Российской Федерации, принимая на работу иностранных граждан - жителей стран СНГ, как правило, заключают с ними трудовые договоры на срок до одного года, либо гражданско-правовые договоры, предметом которых является выполнение работ и (или) оказание услуг. К последним, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации относятся договоры подряда, возмездного оказания услуг, транспортировки, экспедиции, хранения и т.п.

Рассчитывая уйти от налогообложения единым социальным налогом (далее - ЕСН), организации при заключении указанных договоров с гражданами ближнего зарубежья предусматривают специальные пункты о том, что работник или исполнитель работ по гражданско-правовому договору не претендует на пенсионное, социальное и медицинское страхование в нашей стране, а работодатель, на этом основании, имеет право не начислять ЕСН на заработную плату таких работников.

К сожалению, организации допускают ошибку, исключая налогообложение ЕСН выплат иностранным гражданам на основании записи в трудовых договорах.

Условия трудовых договоров, заключаемых российскими организациями с иностранными гражданами, не могут противоречить законодательству Российской Федерации. В частности, лица с иностранным гражданством, работающие на территории России, законодательно обеспечены социальными гарантиями, которые имеют силу вне зависимости от договорных отношений между организацией-работодателем и работником. Налогообложение, в том числе ЕСН, должно осуществляться российскими организациями - работодателями в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

В соответствии с положениями гл.24 НК РФ при найме иностранных граждан на работу по трудовому договору или заключении с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (услуг), а также авторских договоров у организации формируется объект налогообложения ЕСН, состоящий из выплат и вознаграждений, начисленных в пользу таких граждан (п.1 ст.236 НК РФ).

До 1 января 2003 г., в соответствии с п.2 ст.239 НК РФ, часть выплат и вознаграждений в пользу иностранных граждан из объекта налогообложения ЕСН исключалась (льготировалась). Право организации на применение льгот зависело от законодательных прав иностранного гражданина на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь за время работы на территории России. Такая зависимость обусловлена тем, что финансирование названных социальных гарантий осуществляется государственными социальными внебюджетными фондами (ПФР, ФСС РФ, фонды обязательного медицинского страхования), бюджеты которых формируются в основном за счет поступлений ЕСН.

В 2003 г. льготы по п.2 ст.239 НК РФ перестали действовать на основании ст.8 Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ.

Соответственно, в текущем году налогообложение ЕСН выплат и вознаграждений, начисленных в пользу иностранных граждан, в части, зачисляемой в федеральный бюджет, бюджеты ФСС РФ и фондов обязательного медицинского страхования, должно производиться аналогично налогообложению выплат, начисляемых в пользу российских граждан.

Порядок начисления и уплаты страховых взносов в ПФР в 2003 г. по сравнению с прошлым годом не изменился, так как он регламентируется не налоговым законодательством, а Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Рассмотрим ситуацию по налогообложению ЕСН выплат гражданам СНГ в части каждого внебюджетного фонда и федерального бюджета.

Выплаты трудовой пенсии за стаж работы на территории России осуществляются в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Статьей 3 Федерального закона N 173-ФЗ определено, что право на трудовую пенсию, наравне с гражданами Российской Федерации, (за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации) имеют только те иностранные граждане и лица без гражданства, которые постоянно проживают в Российской Федерации.

В соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации (Законы - от 24.06.1981 N 5152-Х и от 25.07.2002 N 115-ФЗ), под иностранными гражданами, постоянно проживающими на территории России, понимаются лица с иностранным гражданством, получившие вид на жительство в Российской Федерации.

Таким образом, на выплаты иностранным гражданам, имеющим вид на жительство в России и, соответственно, право на пенсионное обеспечение за счет средств ПФР, ЕСН в федеральный бюджет и страховые взносы в ПФР в 2002 и 2003 гг. должны уплачиваться организацией на общих основаниях (без применения льгот по п.2 ст.239 НК РФ).

Абсолютное большинство граждан СНГ вида на жительство в России не имеют, по этой причине они не имеют права и на трудовую пенсию по стажу работы на территории Российской Федерации. Следовательно, в 2002 г. с выплат таким работникам (исполнителям договоров) организации могли не начислять как страховые взносы в ПФР, так и ЕСН в федеральный бюджет.

В 2003 г. ЕСН в федеральный бюджет с выплат и вознаграждений в пользу иностранных граждан, работающих в российских организациях, но не имеющих вида на жительство на территории России, должен начисляться по полным ставкам, предусмотренным п.1 ст.241 НК РФ (28% с учетом условий применения регрессивной шкалы). А страховые взносы в ПФР по-прежнему не должны начисляться, так как пенсионное законодательство в этой части осталось неизменным.

Теперь о льготах по ЕСН, зачисляемому в бюджет ФСС РФ.

Согласно п.2 ст.6 Федерального закона от 16.07.1999г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам на территории Российской Федерации, относятся к застрахованным лицам.

Социальное страхование распространяется на таких граждан независимо от времени их нахождения на территории Российской Федерации, так как трудовым законодательством Российской Федерации за работодателем закреплена обязанность по социальному страхованию лиц, состоящих с ним в трудовых (подчиненных) отношениях.

На выплаты, производимые иностранным гражданам, заключившим с организацией трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации (КЗоТ, Трудовой кодекс РФ) льготы по ЕСН в части ФСС РФ не распространяются. То есть в 2002 - 2003 гг. на выплаты иностранным гражданам - жителям стран СНГ, работающим по трудовым договорам, российская организация должна начислять ЕСН в части ФСС РФ в полном объеме.

ЕСН в части ФСС РФ не начисляется, если иностранные граждане (как временно пребывающие, так и постоянно проживающие в Российской Федерации) выполняют работу (услуги) по договорам гражданско-правового характера и (или) авторским договорам. Эта льгота установлена п.3 ст.238 НК РФ как для российских, так и для иностранных граждан. В 2003 г. льгота не отменена, то есть действует с 1 января 2001 г. по настоящее время.

И наконец, о налогообложении ЕСН в части фондов обязательного медицинского страхования.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 28.07.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" и Положением о медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 11.12.1998 г. N 1488) иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации или (и) работающие по трудовым договорам имеют такие же права в области обязательного медицинского страхования, как и российские граждане. Иностранные граждане, в том числе жители стран СНГ, которые не имеют вида на жительство на территории России и не включены в штат организации на основании трудового договора, не могут быть участниками обязательного медицинского страхования в Российской Федерации.

Таким образом, в 2002 г., на основании п.2 ст.239 НК РФ, ЕСН в части фондов обязательного медицинского страхования мог не начисляться только на выплаты тех граждан стран СНГ, которые, временно находясь в Российской Федерации, выполняли работу (услуги) по договорам гражданско-правового характера, а также авторским договорам.

С 1 января 2003 г. выплаты таким гражданам облагаются ЕСН в части фондов медицинского страхования на общих основаниях.

Р.В.Шестакова

Советник налоговой службы

Российской Федерации III ранга

Подписано в печать

09.12.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Порядок учета индивидуальными предпринимателями доходов и связанных с ними расходов, произведенных в других налоговых периодах ("Финансы", 2003, N 12) >
Вопрос: Каков порядок установления налоговых ставок для конкретных категорий транспортных средств, а также предоставления налоговых льгот определенным категориям налогоплательщиков? ("Финансы", 2003, N 12)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.