|
|
Статья: Знакомьтесь: новый налог на имущество ("Российский налоговый курьер", 2003, N 24)
"Российский налоговый курьер", N 24, 2003
ЗНАКОМЬТЕСЬ: НОВЫЙ НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО
С 1 января 2004 г. вступает в силу гл.30 "Налог на имущество организаций" Налогового кодекса. Какие изменения произойдут в порядке исчисления и уплаты этого налога?
Концепция реформирования имущественных налогов предусматривает постепенный переход к налогообложению недвижимости. А именно: земли и имущественных объектов, прочно с ней связанных и относящихся к недвижимому имуществу в соответствии с Гражданским кодексом. Одним из этапов такого перехода является введение нового налога на имущество организаций, предусмотренного одноименной гл.30 НК РФ. Она вступит в силу с 1 января 2004 г. на основании Федерального закона от 11.11.2003 N 139-ФЗ. Налог на имущество организаций относится к числу региональных. Субъекты Российской Федерации вводят его в действие на своей территории региональным законом об этом налоге <*>. В этом заключается одно из отличий нового налога от налога на имущество предприятий, который был введен в действие на всей территории России Законом РФ от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" (далее - Закон N 2030-1).
————————————————————————————————
<*> Чтобы начать взимать на своей территории налог на имущество с 2004 г., региональные власти должны были принять и опубликовать соответствующий закон до конца ноября 2003 г. Об этом гласит ст.5 НК РФ. - Примеч. ред.
Принимая закон о налоге на имущество организаций, законодательные власти субъектов федерации должны утвердить: - ставку налога в пределах, указанных в ст.380 НК РФ (2,2%); - порядок и сроки уплаты налога;
- форму отчетности по нему. Кроме того, ст.56 Кодекса предоставляет региональным властям право предусматривать для организаций дополнительные льготы по налогу (помимо перечисленных в ст.381 НК РФ). Плательщиками налога на имущество организаций, также как и налога на имущество предприятий, признаются российские и иностранные организации. Налог должны уплачивать все организации независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности <**>. В том числе органы государственной власти, некоммерческие и бюджетные организации. Далее мы рассмотрим, какие изменения произойдут в налогообложении имущества российских организаций.
————————————————————————————————
<**> Исключение составляют организации, применяющие специальные налоговые режимы. - Примеч. ред.
Объект налогообложения
Прежде всего изменится объект налогообложения. Это очень важно, поскольку нововведение призвано снизить налоговое бремя, сделать "прозрачной" налоговую базу и упростить расчет налога. Согласно ст.374 НК РФ с 1 января 2004 г. объектом налогообложения является движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве основных средств, признаваемых таковыми в соответствии с правилами бухучета (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность). Исключение составляют: 1) земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы); 2) имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ. Как видим, с 1 января 2004 г. из-под налогообложения выводятся нематериальные активы, товарно-материальные запасы и затраты, находящиеся на балансе организации.
Налоговая база
Порядок определения налоговой базы по налогу на имущество организаций не изменится: ею признается среднегодовая стоимость имущества, подлежащего налогообложению. В расчет берется его остаточная стоимость, определенная по правилам бухучета. Если по правилам, принятым в бухучете, по каким-то основным средствам начисление амортизации не предусмотрено, их стоимость для целей налогообложения по-прежнему будет определяться за вычетом износа. В отличие от действующего порядка налоговую базу с 1 января нужно будет определять отдельно в отношении имущества, находящегося по месту нахождения (ст.376 Кодекса): - организации (месту ее государственной регистрации); - каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс; - каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне места нахождения организации или обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс. Необходимость в раздельном расчете налоговой базы объясняется тем, что согласно гл.30 НК РФ налог должен уплачиваться по месту нахождения имущества. Исключение составляет движимое имущество - оно включается в налоговую базу по месту нахождения организации или обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс (если это имущество находится на балансе данного подразделения). Следовательно, по месту нахождения обособленного подразделения, не имеющего отдельного баланса, в налоговую базу теперь включается только стоимость основных средств, относящихся к недвижимости. Другие основные средства, находящиеся в таком обособленном подразделении, включаются в налоговую базу по месту нахождения организации или обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс (если это имущество учитывается на балансе этого подразделения). Обратите внимание: в гл.30 НК РФ появилась новая норма в отношении недвижимого имущества, которое находится вне места нахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс. До 1 января 2004 г. налог по такому имуществу нужно уплачивать по месту нахождения самой организации. Главой же 30 Кодекса предусмотрено, что налог со стоимости недвижимого имущества, находящегося вне места нахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, должен уплачиваться по месту нахождения этого имущества.
Пример 1. В состав московской организации входят два обособленных подразделения: - одно, имеющее отдельный баланс, - в Санкт-Петербурге; - другое, не имеющее такого баланса, - в Самаре. Организация владеет тремя зданиями: в Москве, в котором расположен офис головной компании, а также в Санкт-Петербурге и Самаре, где расположены офисы местных подразделений. Здание в Санкт-Петербурге состоит на балансе местного подразделения. Кроме того, в распоряжении обоих подразделений находится по одному служебному автомобилю. Автомобиль, используемый в Санкт-Петербурге, состоит на балансе местного подразделения. Наконец, организация владеет зданием в Нижнем Новгороде. Оно предназначено для размещения в нем местного подразделения, которое планируется организовать в будущем. Пока же здание сдается в аренду другой компании. В данном случае организация должна отдельно рассчитать четыре налоговые базы: 1) по месту нахождения организации - в нее включается стоимость московского здания, а также служебного автомобиля, используемого в Самаре; 2) по месту нахождения обособленного подразделения в Санкт-Петербурге - в нее включается стоимость здания и автомобиля, находящихся на балансе этого подразделения; 3) по месту нахождения здания в Самаре - в нее включается стоимость этого здания; 4) по месту нахождения здания в Нижнем Новгороде - в нее включается стоимость этого здания.
Таким образом, организациям, имеющим вне места своего нахождения какое-либо налогооблагаемое имущество (в обособленных подразделениях или ином месте), больше не нужно будет исчислять налоговую базу и сумму налога в целом по организации. Однако это не означает, что налоговые органы не будут контролировать правильность исчисления и уплаты в бюджет налога в целом по организации. Для объектов недвижимого имущества, которые находятся на территориях разных субъектов РФ (например, железная дорога) установлен специальный порядок определения налоговой базы. По таким объектам налоговая база определяется отдельно и принимается при исчислении налога в субъекте РФ в части пропорционально доле балансовой стоимости объекта недвижимого имущества на территории данного субъекта. Кроме того, налоговую базу нужно определять отдельно по имуществу, по которому региональные власти установили дифференцированные налоговые ставки.
Расчет среднегодовой стоимости имущества
Порядок исчисления среднегодовой стоимости имущества претерпел изменения. С нового года ее нужно будет рассчитывать по формуле 1 (ст.376 НК РФ).
Формула 1. Расчет среднегодовой стоимости имущества
Остаточная стоимость имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) Среднегодовая периода + Остаточная Количество месяцев в стоимость имущества = стоимость имущества : налоговом (отчетном) за налоговый на 1-е число периоде + 1. (отчетный) период следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца
Налоговым периодом по налогу по-прежнему является календарный год. Отчетными периодами признаются I квартал, I полугодие и 9 месяцев календарного года. В то же время законодательные власти субъектов федерации получили право при введении налога не устанавливать отчетные периоды, тем самым освободив налогоплательщиков от уплаты авансовых платежей по налогу в течение года.
Пример 2. Стоимость имущества по месту нахождения организации за отчетный период (I квартал 2004 г.) составила: - на 1 января 2003 г. - 400 000 руб.; - на 1 февраля 2004 г. - 380 000 руб.; - на 1 марта 2004 г. - 410 000 руб.; - на 1 апреля 2004 г. - 410 000 руб. Среднегодовая стоимость имущества за I квартал будет равна 400 000 руб. ((400 000 руб. + 380 000 руб. + 410 000 руб. + 410 000 руб.) : (3 + 1)).
В отношении имущества, переданного в совместную деятельность (простое товарищество) или доверительное управление, порядок не изменился. То есть налогоплательщиками признаются участники простого товарищества и учредители доверительного управления, которые самостоятельно уплачивают налог в соответствующий бюджет со стоимости принадлежащего им имущества.
Налоговые ставки
Максимальная ставка налога теперь составляет 2,2% (ст.380 Кодекса). Причем законодательные власти субъектов федерации вправе установить дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков. Например, для организаций, оказывающих почтовые и образовательные услуги, некоммерческих и научных организаций, внебюджетных фондов и др. Кроме того, ставки могут быть дифференцированы по видам имущества. Например, из состава имущества научных организаций может быть выделено лабораторное имущество для проведения НИОКР, для которого может быть установлена отдельная ставка.
Налоговые льготы
Многие налоговые льготы, предусмотренные Законом N 2030-1, гл.30 Кодекса отменяет. В частности, льготы в отношении государственных учреждений и организаций, органов исполнительной и законодательной власти, бюджетных учреждений, внебюджетных фондов, организаций по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, отдельных научных организаций. Также утратили силу льготы, предусмотренные ранее Законом N 2030-1 в отношении отдельных объектов имущества. В то же время, так как налог на имущество организаций относится к региональным, законодательные власти субъектов федерации вправе при его введении на своей территории сохранить все или часть старых льгот. То есть дополнить перечень льгот, предусмотренный в ст.381 НК РФ. Перечисленные в этой статье льготы имеют в основном социальную направленность либо стратегическое значение для страны <***>. Например, предусмотрены льготы для организаций уголовно-исполнительной системы, религиозных организаций, общероссийских организаций инвалидов и организаций, учредителями которых они являются.
————————————————————————————————
<***> В качестве недостатка новой главы нередко называют отмену льгот для сельхозпроизводителей. Эта льгота отменена в связи с тем, что с 1 января 2004 г. вступает в силу новая редакция гл.26.1 "Единый сельскохозяйственный налог" НК РФ. Причем на всей территории России. Переход на этот режим налогообложения позволяет сельхозпроизводителям полностью освободиться от уплаты налога на имущество организаций.
Освобождены от уплаты налога организации: - в отношении имущества для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов; - в отношении объектов - памятников истории и культуры федерального значения. Не облагается налогом имущество, используемое для целей образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, а также другое имущество социально-культурной сферы, если иное не установлено в региональном законе о налоге на имущество организаций. На два года сохранена льгота в отношении объектов: - жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств региональных или местных бюджетов; - социально-культурной сферы, используемых для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения. На год сохраняет свою силу льгота в отношении стратегических объектов. В частности, в отношении мобилизационного имущества в части объектов мобилизационного назначения и мобилизационных мощностей, законсервированных или не используемых в производстве, испытательных полигонов, снаряжательных баз, аэродромов, объектов единой системы организации воздушного движения. Для специальных объектов также сохранены действующие льготы. В том числе для ледоколов, судов с ядерными установками, судов атомно-технологического обслуживания, хранилищ ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, ядерных установок, используемых для научных целей, железнодорожных путей общего пользования, федеральных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий электропередачи, космических объектов. Также продолжает действовать льгота для специализированных протезно-ортопедических предприятий, государственных научных центров. Государственные академии наук освобождены от уплаты налога на два года.
Порядок уплаты налога и представления отчетности
Сумма налога уплачивается по истечении налогового периода (года). По окончании же отчетных периодов необходимо исчислять и перечислять в бюджет авансовые платежи по налогу. Сумма такого платежа определяется по формуле 2 (ст.382 НК РФ).
Формула 2. Расчет авансового платежа за отчетный период
Сумма авансового Среднегодовая платежа за = стоимость имущества х Ставка налога х 1/4. отчетный период за отчетный период
Пример 3. Среднегодовая стоимость имущества по месту нахождения организации за I квартал 2004 г. - 1 600 000 руб. Ставка налога, установленная в регионе для данного имущества, - 2%. В таком случае по итогам I квартала организация должна уплатить авансовый платеж по налогу в размере 8000 руб. ((1 600 000 руб. х 2%) х 1/4).
Срок уплаты авансовых платежей и налога по итогам налогового периода определяется региональным законом о налоге на имущество организаций. Законодательные власти субъектов федерации вправе освободить отдельные категории налогоплательщиков от обязанности по исчислению и уплате авансовых платежей по налогу. Не позднее 30 дней со дня окончания очередного отчетного периода налогоплательщики должны представить в налоговый орган расчет по авансовым платежам, а не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, - налоговую декларацию. Они подаются по месту нахождения организации, по месту нахождения ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по месту нахождения недвижимого имущества, находящегося вне места нахождения организации, или обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс. Форму налоговой декларации и расчета по авансовым платежам могут определить законодательные власти субъекта Российской Федерации. Право утверждать форму налоговой декларации и инструкцию по ее заполнению есть и у МНС России. Если субъектом федерации форма налоговой декларации не утверждена, ее разрабатывает МНС России (ст.80 НК РФ). Поэтому министерство разработает формы отчетности на случай, если в каком-либо регионе они не будут утверждены. По данным формам должны будут сдавать отчетность налогоплательщики в тех регионах, где региональные власти не утвердят свои формы.
Примечание. Особенности уплаты налога иностранными организациями Глава 30 НК РФ устанавливает порядок уплаты налога для иностранных организаций. Он предусмотрен как для тех из них, которые осуществляют деятельность в России через постоянные представительства, так и для тех, кто такой деятельности не ведет, но имеет имущество на территории нашей страны на правах собственности. Иностранные организации, которые осуществляют деятельность через свои представительства, признаются плательщиками налога в отношении движимого и недвижимого имущества, находящегося на российской территории. Сюда включены континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации. Таким образом, налог на имущество эти организации будут уплачивать со стоимости основных средств, учет которых они должны вести в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации. Что касается иностранных организаций, которые не осуществляют деятельность в России через постоянные представительства, то они также признаются налогоплательщиками, но только в отношении недвижимого имущества (зданий, сооружений и др.), находящегося на территории России и принадлежащего им на праве собственности. Налоговой базой в отношении такого недвижимого имущества будет являться его инвентаризационная стоимость по данным органов технической инвентаризации.
Н.А.Гаврилова Начальник отдела методологии имущественных налогов Управления ресурсных и имущественных налогов МНС России Подписано в печать 02.12.2003
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |