|
|
Статья: Когда расходы на лицензию могут не принять ("Учет. Налоги. Право", 2003, N 45)
"Учет.Налоги.Право", N 45, 2003
КОГДА РАСХОДЫ НА ЛИЦЕНЗИЮ МОГУТ НЕ ПРИНЯТЬ
Если лицензия используется не весь срок, на который выдана, у организации могут возникнуть сложности с ее бухгалтерским и налоговым учетом. Разобраться с этим вопросом помогут эксперт "УНП" и специалисты МНС России.
И в бухгалтерском, и в налоговом учете расходы на получение лицензии признаются постепенно в течение срока ее действия. В бухучете стоимость лицензии учитывается на счете 97 "Расходы будущих периодов". Обратите внимание: со следующего года по новой гл.30 "Налог на имущество организаций" НК РФ с несписанной стоимости лицензий не нужно будет уплачивать налог на имущество. В налоговом учете лицензионные сборы за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии и за предоставление лицензии учитываются как прочие расходы, связанные с производством и реализацией (пп.1 п.1 ст.264 НК РФ). Единовременно их списать нельзя, так как, согласно п.1 ст.272 НК РФ, расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они возникают исходя из условий сделок. И если лицензия выдана сроком на пять лет, расходы на ее получение признаются в налоговом учете равномерно в течение пяти лет, по одной шестидесятой в месяц. Такой порядок принятия расходов закреплен и в Методических рекомендациях МНС России по налогу на прибыль. Однако на практике далеко не всегда фирмы пользуются полученными лицензиями в течение всего срока их действия. В бухгалтерском учете они будут продолжать погашать расходы будущих периодов исходя из изначально установленного срока. А как быть с несписанной стоимостью лицензии в налоговом учете - продолжать погашать или нет? Одна из таких проблемных ситуаций возникает тогда, когда организация прекращает осуществлять деятельность, на которую она получила лицензию. Например, перестала заниматься реставрацией памятников истории и культуры. Специалисты департамента налогообложения прибыли МНС России, с которыми беседовал корреспондент "УНП", выделяют здесь два возможных варианта. Первый вариант - организация уверена, что в будущем продолжит лицензируемую деятельность. Она ведет переговоры с потенциальными заказчиками, у нее работают специалисты соответствующей квалификации и т.д. Тогда она может продолжать погашать стоимость лицензии в налоговом учете. Второй вариант - фирма в принципе прекращает лицензируемый вид деятельности, ту же реставрацию. В этом случае налоговый инспектор может поставить вопрос о неправомерности дальнейшего признания в налоговом учете расходов на лицензию. Расходы уже не будут произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, то есть не выполняется критерий признания расходов в налоговом учете, установленный ст.252 НК РФ. Или другая ситуация. Срок действия одной лицензии еще не закончен, а организация уже получила новую на тот же вид деятельности. Допустим, фирма перестраховалась и получила новую лицензию на строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности в октябре, хотя срок действия старой лицензии заканчивается только в декабре. Начиная с октября она работает уже по новой лицензии и ее стоимость принимает в целях налогообложения прибыли. Следовательно, по мнению специалистов департамента налогообложения прибыли МНС России, доучесть непогашенную стоимость старой лицензии она уже не сможет. Действительно, такие расходы не являются экономически оправданными.
О.Ю.Мещерякова Эксперт "УНП" Подписано в печать 01.12.2003
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |