Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 20.11.2003 N 702> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2003, N 23)



"Нормативные акты для бухгалтера", N 23, 2003

<КОММЕНТАРИЙ

К ПОСТАНОВЛЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 20.11.2003 N 702

"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ

БАЗЫ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

ПО АВАНСОВЫМ ИЛИ ИНЫМ ПЛАТЕЖАМ, ПОЛУЧЕННЫМ

ОРГАНИЗАЦИЯМИ-ЭКСПОРТЕРАМИ В СЧЕТ ПРЕДСТОЯЩИХ

ПОСТАВОК ТОВАРОВ, ОБЛАГАЕМЫХ ПО НАЛОГОВОЙ СТАВКЕ

0 ПРОЦЕНТОВ, ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЦИКЛА

ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОТОРЫХ СОСТАВЛЯЕТ СВЫШЕ 6 МЕСЯЦЕВ,

УТВЕРЖДЕННЫЙ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТ 21 АВГУСТА 2001 Г. N 602">

Новое правительственное Постановление адресовано экспортерам. Для них предусмотрен особый порядок исчисления НДС по авансам, полученным в счет поставок продукции, на изготовление которой необходимо более шести месяцев. Документ дополняет Постановление Правительства РФ от 21.08.2001 N 602, которым определен порядок налогообложения экспортных товаров с длительным производственным циклом. Напомним, что предоплату, которая поступила за такую продукцию, облагать НДС не надо.

Опубликованное Постановление вносит в существующие правила два изменения. Если говорить коротко, то одно из них - положительное, другое - отрицательное. Позитивным можно назвать расширение состава организаций, которые имеют право на льготу. Негативным - более строгий порядок подтверждения этого права.

Плюсы...

Раньше налоговой льготой по авансам пользовались лишь экспортеры-производители товаров. Теперь авансы не облагаются НДС и в том случае, если они получены под продукцию, производство которой экспортер лишь финансирует. Выпускать же эту продукцию может любая другая организация. Другими словами, отныне льготу смогут применять не только изготовители, но и инвесторы экспортного производства. Правда, не все, а только те из них, которые действуют в рамках межправительственных соглашений между Россией и другими государствами. При этом номенклатура товаров, производство которых занимает больше шести месяцев, осталась прежней.

Правительством утвержден пакет документов, необходимых для подтверждения права на новую льготу. Помимо "традиционных" бумаг (контракта, банковской выписки и справки Минэкономразвития) инвестор должен представить в налоговую инспекцию:

- копию межправительственного соглашения, где кроме условий поставки оговариваются и условия обслуживания и ремонта экспортной продукции;

- копию договора с производителем товаров, где предусмотрено перечисление аванса в счет предстоящих поставок;

- копию платежки на перечисление аванса инвестором производителю.

Все эти документы подаются вместе с экспортной декларацией по НДС за отчетный период, то есть за период, в котором получен аванс.

Таким образом, чтобы воспользоваться льготой, инвестору недостаточно самому получить аванс из-за рубежа. Он обязательно должен проавансировать производителя товаров.

...и минусы

Незначительно расширив состав организаций, которые освобождаются от уплаты НДС с экспортных авансов, правительство одновременно выдвинуло новое требование, при невыполнении которого льготный порядок применять запрещено. Причем это требование распространяется не только на инвесторов, но и на экспортеров-изготовителей.

НДС с аванса им придется заплатить, если товар на экспорт поставлен раньше чем через шесть месяцев после того, как поступил первый аванс.

На наш взгляд, такое условие не только не будет стимулировать экспорт, но, наоборот, заставит изготовителей умышленно затягивать производство. Ведь, располагая необходимой технологической базой и собственными оборотными средствами, организация, подписав экспортный контракт, может приступить к выполнению заказа, не дожидаясь поступления аванса.

Более того, меры, предложенные правительством, станут тормозить развитие новой техники, которая позволяла бы вырабатывать ту же продукцию, но с меньшими затратами и за более короткий срок. Никакой заинтересованности в том, чтобы ускорять этот процесс под угрозой изъятия 20 или 18 процентов полученного аванса, у производителей-экспортеров возникать не будет.

Наконец, установив обязательный шестимесячный интервал между поступлением аванса и отгрузкой товара, правительство поставило российских экспортеров в зависимость от иностранных покупателей. Если иностранец нарушит условия договора и несвоевременно перечислит аванс, а наша фирма будет выполнять свои обязательства добросовестно, то в конечном счете пострадает именно российская сторона. Она окажется в роли нарушителя налогового законодательства.

Пример 1. Российская фирма "Якорь" заключила с французской компанией "Парма" контракт на поставку моторных лодок на сумму 10 200 евро. По условиям контракта в срок до 15 мая 2003 г. "Парма" должна перечислить "Якорю" 100-процентную предоплату. Дата поставки продукции - 1 декабря 2003 г. "Якорь" рассчитывается по НДС ежемесячно.

По справке Минэкономразвития код экспортируемой продукции - 8903911000. Моторные лодки с таким кодом включены в перечень товаров с производственным циклом более 6 месяцев.

Аванс был перечислен на транзитный валютный счет "Якоря" 22 июня 2003 г. На эту дату официальный курс евро составлял 35,91 руб/EUR. С суммы полученного аванса организация НДС не уплатила.

1 декабря, когда официальный курс евро составлял 36,00 руб/EUR, товар, согласно грузовой таможенной декларации, был отгружен авиаперевозчику. Таким образом, российская сторона выполнила свои обязательства полностью и в срок. Но поскольку со дня поступления аванса и до отгрузки товара прошло меньше 6 месяцев, "Якорь" должен начислить с суммы предоплаты НДС и пени.

Пени рассчитываются с 21 июля по день уплаты налога. Предположим, что оба платежа были перечислены в бюджет в день отгрузки - 1 декабря. В этот же день бухгалтер "Якоря" представил в налоговую инспекцию уточненную декларацию по НДС за июнь 2003 г., где указал сумму налога. Налог начислен в рублях по курсу, который действовал на дату получения аванса.

В бухгалтерском учете "Якоря" отражены следующие записи (проводки, связанные с определением курсовой разницы, не приводятся):

22 июня 2003 г.

Дебет 52 Кредит 62 субсчет "Расчеты по авансам полученным"

- 366 282 руб. (10 200 EUR x 35,91 руб/EUR) - получен аванс от иностранного покупателя;

1 декабря 2003 г.

Дебет 62 субсчет "Расчеты по авансам полученным" Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"

- 61 047 руб. (10 200 EUR x 35,91 руб/EUR x x 20/120) - начислен НДС;

Дебет 62 Кредит 90-1

- 367 200 руб. (10 200 EUR x 36 руб/EUR) - отражена выручка от реализации;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 51

- 61 047 руб. - перечислен НДС в бюджет;

Дебет 99 Кредит 68 "Расчеты по штрафам и пени"

- 4330 руб. (61 047 руб. x 16% : 300 x 133 дн.) - начислены пени с суммы неуплаченного НДС;

Дебет 68 "Расчеты по штрафам и пени" Кредит 51

- 4330 руб. - перечислены пени в бюджет.

Кроме того, НДС с аванса придется заплатить, если экспортеру не удастся подтвердить свое право на применение нулевой налоговой ставки. Такое условие было в прежней редакции Постановления N 602, и, в общем-то, оно вполне оправданно. Ведь льгота предоставляется при условии, что продукция будет поставлена за рубеж. И освобождая фирму от уплаты налога с аванса, государство подразумевает, что в дальнейшем реализация этой продукции тоже не будет облагаться НДС. Если же в течение 180 дней после оформления таможенной декларации экспорт не подтвердится, то считается, что продукция реализована на внутреннем рынке, а следовательно, должна облагаться налогом на общих основаниях. Это означает, что помимо суммы налога со стоимости товара придется заплатить и пени.

Учитывая, что товары с длительным производственным циклом, как правило, очень дороги, размер пеней может быть значительным. Ведь тот факт, что организация неправомерно не заплатила НДС, может вскрыться лишь через год после того, как аванс был получен.

Пример 2. 1 декабря 2003 г. машиностроительный завод "Авангард" получил из-за границы 100-процентную предоплату под производство оборудования, включенного в перечень товаров с производственным циклом свыше 6 месяцев. Сумма аванса - 1 000 000 долл. США. Оборудование было отгружено 3 июня 2004 г. К 1 декабря 2004 г. (180 дней со момента отгрузки) "Авангард" не сумел подтвердить экспорт в порядке, предусмотренном ст.165 Налогового кодекса.

Чтобы не усложнять пример, будем считать, что завод платит НДС помесячно, а курс доллара (30 руб/USD) и учетная ставка Банка России (16%) в течение рассматриваемого периода не менялись.

20 декабря 2004 г. налог со сделки был перечислен в бюджет. Сумма уплаченного налога - 4 576 271 руб. (1 000 000 USD x 30 руб/USD x 18/118). Период, за который нужно начислить пени, составляет 335 дней (с 21 января по 20 декабря 2004 г.). Сумма пеней будет равна:

4 576 271 руб. x 16% : 300 x 335 дн. = 817 627 руб.

О.В.Лежнина

Эксперт "НА"

Подписано в печать

28.11.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Комментарий к Письму МНС России от 10.10.2003 N 03-1-08/2963/11-АЛ268 "О порядке выставления счетов-фактур и налоговых вычетах по налогу на добавленную стоимость в связи с принятием Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2003, N 23) >
Вопрос: ...Возможно ли организации установить СПИ приобретенного амортизируемого имущества, бывшего в эксплуатации у предыдущих собственников по времени, превышающему срок полезного использования, определяемый в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, исходя из трех месяцев? ("Московский налоговый курьер", 2004, N 8)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.