|
|
Статья: <Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (глава 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)") (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 147-ФЗ)> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2003, N 23)
"Нормативные акты для бухгалтера", N 23, 2003
<КОММЕНТАРИЙ К НАЛОГОВОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ГЛАВА 26.1 "СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ (ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ)") (В РЕД. ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 11.11.2003 N 147-ФЗ)>
Выше опубликована новая редакция гл.26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" Налогового кодекса. Она введена Федеральным законом от 11.11.2003 N 147-ФЗ. Новая редакция вступает в силу с 1 января 2004 г. и существенно меняет порядок применения спецрежима для сельхозпроизводителей. Главное отличие в следующем. Действующая сейчас редакция гл.26.1 предусматривает, что единый сельхозналог устанавливается региональными законами. Платить этот налог должны все организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями. С 2004 г. единый сельхозналог будет действовать на всей территории Российской Федерации. Однако платить его можно будет на добровольной основе - то есть сельхозпроизводители, которые подпадают под него, вправе сами решать, перейти на уплату единого сельхозналога или платить налоги в обычном порядке.
Новая система налогообложения для сельхозпроизводителей во многом напоминает "упрощенку". Некоторые ее нормы позаимствованы из гл.26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса. Например, полностью совпадает порядок признания в целях налогообложения расходов на покупку основных средств. Но в отличие от "упрощенцев" у сельхозпроизводителей нет максимальной планки доходов, превышать которую нельзя. Это должно стимулировать организации и предпринимателей к переходу на единый сельхозналог. Как рассчитывать и платить этот налог по новым правилам, мы расскажем в комментарии.
Кто платит сельхозналог
Согласно ст.436.2 Налогового кодекса плательщиками единого сельхозналога являются сельскохозяйственные товаропроизводители. К ним относятся организации, предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства, которые производят сельхозпродукцию, выращивают рыбу, а также осуществляют ее первичную переработку. При этом перейти на уплату единого сельхозналога могут только те сельхозпроизводители, у которых доход от реализации произведенной ими сельхозпродукции и выращенной рыбы (включая продукцию первичной переработки) составляет 70 и более процентов в общем объеме доходов от реализации товаров (работ, услуг). Этот показатель определяется по итогам работы за 9 месяцев года, предшествующего году, с которого организации, предприниматели и фермерские хозяйства хотят применять единый сельхозналог. Обратите внимание: пока не ясно, какая продукция будет считаться продукцией первичной переработки сельхозпродукции. Порядок отнесения продукции к таковой в ближайшем будущем должно утвердить правительство. Нередко компании своими силами полностью перерабатывают сельхозпродукцию (а не только выпускают продукцию первичной переработки). Для них доход от реализации, который приходится на первичную переработку, определяется по доле расходов на производство и первичную переработку в общей сумме расходов. Как это выглядит на практике, расскажет пример.
Пример 1. ООО "Парус" выращивает рыбу и осуществляет первичную (очищает от чешуи, потрошит и т.д.) и дальнейшую ее переработку (делает консервы). За 9 месяцев 2003 г. общий доход от реализации консервов составил 2 100 000 руб. Предположим, что других доходов у "Паруса" не было. За указанный период общие расходы на выращивание и переработку рыбы составили 1 000 000 руб., в том числе: - расходы на выращивание и первичную переработку - 770 000 руб.; - расходы на дальнейшую переработку - 230 000 руб. В этом случае доля расходов на выращивание и первичную переработку в общей сумме затрат составляет: 770 000 руб. : 1 000 000 руб. x 100% = 77%. Следовательно, в общей величине доходов, полученных "Парусом" за 9 месяцев 2003 г., 77 процентов приходится на доходы от реализации продукции первичной переработки. Поэтому организация вправе с 1 января 2004 г. перейти на уплату единого сельхозналога. Обратите внимание: на уплату единого сельхозналога не могут перейти: - организации, которые производят подакцизные товары; - организации, у которых есть филиалы или представительства; - организации и предприниматели, которые переведены на ЕНВД.
Как платить сельхозналог
Как рассчитать налог
Объектом налогообложения и налоговой базой по единому сельхозналогу признаются доходы за вычетом расходов. Они определяются кассовым методом. То есть доходы считаются полученными после их поступления на расчетный счет или в кассу. Расходы признаются таковыми после их фактической оплаты. В состав доходов, учитываемых при налогообложении, включаются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы. Они определяются по правилам ст.ст.249 и 250 гл.25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса. Расходы, которые учитываются в целях налогообложения, перечислены в п.2 ст.346.5 Налогового кодекса. Этот перечень закрытый. То есть расходы, произведенные плательщиками и не указанные в этом пункте, при исчислении единого сельхозналога не учитываются. Все расходы должны быть обоснованы и документально подтверждены. Ставка единого сельхозналога составляет 6 процентов.
Пример 2. ЗАО "Мир" занимается производством и реализацией сельхозпродукции. В 2004 г. общество перешло на уплату единого сельскохозяйственного налога. Сумма доходов, учитываемых в целях налогообложения, за 2004 г. составила 650 000 руб. Расходы, признаваемые для налогообложения, равны 480 000 руб. Единый сельхозналог за 2004 г. бухгалтер "Мира" рассчитал так: (650 000 руб. - 480 000 руб.) x 6% = 10 200 руб.
Что заменяет сельхозналог
Организации (а также крестьянские (фермерские) хозяйства), перешедшие на единый сельхозналог, не платят следующие налоги: - налог на прибыль организаций; - НДС (за исключением НДС по товарам, ввозимым из-за границы); - ЕСН; - налог на имущество организаций. Предприниматели, которые рассчитывают единый сельхозналог, также не должны платить налог на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности) и налога на имущество физических лиц (по имуществу, используемому в предпринимательской деятельности). Все остальные налоги (в т.ч. и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование) организации и предприниматели должны платить в обычном порядке.
Сроки уплаты и сдачи отчетности
Налоговым периодом по единому сельхозналогу считается календарный год. Отчетным периодом является полугодие. За отчетный период уплачивается авансовый платеж. Он рассчитывается исходя из фактически полученных доходов и расходов за полугодие. Заплаченный авансовый платеж по единому сельхозналогу можно зачесть в счет уплаты налога по итогам года.
Пример 3. Воспользуемся примером 2. Предположим, что по итогам работы в первом полугодии 2004 г. ЗАО "Мир" получило доходы в сумме 280 000 руб., а расходы за этот же период составили 170 000 руб. Авансовый платеж, который должен заплатить "Мир" по итогам первого полугодия 2004 г., равен: (280 000 руб. - 170 000 руб.) x 6% = 6600 руб. Авансовый платеж за полугодие засчитывается в счет уплаты налога по итогам года. Поэтому по окончании 2004 г. в бюджет надо заплатить такую сумму: 10 200 руб. - 6600 руб. = 3600 руб.
В обновленной гл.26.1 Налогового кодекса установлен срок уплаты сельхозналога только по итогам года. Заплатить налог надо в те же сроки, когда представляется налоговая декларация. Это значит, что организации должны рассчитаться с бюджетом по налогу не позднее 31 марта года, следующего за налоговым периодом. Предприниматели - не позднее 30 апреля года, следующего за налоговым периодом. В какие сроки в бюджет вносятся авансовые платежи, в гл.26.1 Налогового кодекса не указано. Скорее всего этот пробел депутаты восполнят в ближайшее время. Если же они этого не сделают, то авансовые платежи по единому сельхозналогу можно вообще не платить. Вместе с тем в главе о едином сельхозналоге определены сроки подачи полугодовых деклараций. Все плательщики налога должны представить их не позднее 25 июля.
Смена налоговых режимов
Как перейти на единый сельхозналог
Как отмечалось выше, новая редакция гл.26.1 Налогового кодекса предусматривает добровольный переход на уплату единого сельхозналога. Сельхозпроизводители, изъявившие желание перейти на него, должны подать в налоговую инспекцию заявление. Сделать это надо в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году перехода на единый сельхозналог. В настоящее время специальной формы такого заявления нет. Поэтому его можно составить в произвольном виде. Главное, в заявлении указать, какой процент в общих доходах составляют доходы от реализации произведенной сельхозпродукции и выращенной рыбы. Обратите внимание: для организаций и предпринимателей, которые хотят перейти на единый сельхозналог с 2004 г., срок подачи заявления продлен - представить его надо до 1 февраля 2004 г.
Возврат к обычной системе налогообложения
Сельхозпроизводители, перешедшие на уплату единого сельхозналога, могут вернуться на обычную систему налогообложения. Это может произойти как в добровольном, так и в принудительном порядке. По собственной инициативе покинуть ряды плательщиков единого сельхозналога получится только после окончания года. Для этого в налоговую инспекцию нужно подать заявление не позднее 15 января года, начиная с которого они хотят перейти на обычный режим налогообложения. Специальной формы для него пока тоже не предусмотрено. Впрочем, понадобится такое заявление не раньше января 2005 г. И к этому времени налоговики скорее всего разработают нужный бланк. Главой 26.1 Налогового кодекса предусмотрен также принудительный возврат к обычной системе налогообложения. Вернуться к ней обязаны организации и предприниматели, у которых по итогам года доходы, полученные от реализации произведенной сельхозпродукции (выращенной рыбы), составят менее 70 процентов. В этом случае вместо единого сельхозналога за этот год придется платить все остальные налоги (налог на прибыль, НДС, ЕСН и т.д.). Сделать это надо до 1 февраля года, с которого применяется обычная система налогообложения. В этом случае пени и штрафы за несвоевременную уплату налогов не начисляются. Кроме того, не позднее 20 января в налоговую инспекцию надо представить заявление, где следует указать, что организация или предприниматель лишились права применять спецрежим для сельхозпроизводителей.
О.Н.Нестеркина Эксперт "НА" Подписано в печать 28.11.2003
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |