|
|
Статья: Покой нам только снится ("Практическая бухгалтерия", 2003, N 12)
"Практическая бухгалтерия", N 12, 2003
ПОКОЙ НАМ ТОЛЬКО СНИТСЯ
Нет предела совершенству. В том числе и Налогового кодекса. К Новому году МНС подготовило множество поправок в этот документ. Ждать от них ничего хорошего не приходится...
Бессрочные проверки
Начнем с первой, самой неприятной новости. Налоговая служба предлагает увеличить период, за который может быть проведена выездная проверка. В настоящее время он составляет три года. Проверять документы за период, который превышает этот срок, они пока не вправе. Налоговики предлагают увеличить его до пяти лет. Соответственно увеличатся и сроки хранения бухгалтерских документов с четырех до шести лет.
Пример. ЗАО "Актив" зарегистрировано в 1997 г. В 2003 г. налоговая инспекция решила провести выездную проверку деятельности фирмы. Ситуация 1. Если поправки в Кодекс не примут, налоговые инспекторы могут проверить период с 2000 по 2002 гг.
Ситуация 2. Если поправки в Кодекс будут приняты, налоговые инспекторы получат право проверить период с 1998 по 2002 гг. Заодно они могут проверить и 2003 г.
По объяснениям министерства, причина этих поправок - "увеличение количества налогоплательщиков и особенности исчисления и уплаты отдельных налогов". Правда, какую-либо связь между этими фактами проследить сложно. Казалось бы, чем больше "количество налогоплательщиков", тем меньше должен быть период проверки. Да и налогов с периодом исчисления и уплаты пять лет не существует.
Оперативность как норма жизни
Двух видов налоговых проверок (камеральные и выездные) МНС показалось недостаточно. Поэтому они предложили их третью разновидность - оперативные. Причем проводить их будут только в "местах, связанных с извлечением доходов". То есть где угодно. Что же это за чудо и чем они отличаются, например, от проверок выездных? Ответ на этот вопрос понять из предлагаемых поправок затруднительно. Как сказано в тексте документа, такую проверку проводят "в целях оперативного контроля за правильностью определения размеров объекта налогообложения и налоговой базы". Складывается ощущение, что остальные проверки проводят с какой-то другой целью. Но, по всей видимости, основное отличие нового вида "контрольных мероприятий" - их оперативность. В ходе проведения таких проверок налоговики должны установить, правильно ли отражены в документах те или иные хозоперации, которые фирма проводила непосредственно в день проверки. Однако налоговое ведомство упустило из виду, что большую часть хозопераций проверить таким образом будет невозможно. Ведь, как известно, первичные документы собираются и поступают в бухгалтерию в течение всего дня. И бухгалтер может их провести как в тот же день вечером (или даже ночью), так и на следующий день или вообще через неделю. Пожалуй, единственное, что они смогут проконтролировать оперативно, - это применение ККТ при приеме наличной выручки. Оперативно провели контрольную закупку, оперативно получили (или не получили) чек, оперативно составили протокол и оперативно ушли. Но делать это они могут и сейчас без каких-либо поправок в Налоговый кодекс. Оперативную проверку инспекторы будут проводить на основании решения руководителя налоговой инспекции. В ходе проверки налоговые работники смогут проводить осмотр любых помещений фирмы, инвентаризацию, опрос свидетелей и даже выемку документов. Причем все документы, которые потребуют налоговики, должны быть им представлены немедленно. Времени для подготовки этих документов фирме не предоставят. Да и предупреждать фирму о предстоящей проверке не будут. Иначе всякая оперативность потеряет смысл. Интересное обоснование этих поправок - "невозможность в ряде случаев использования мер налогового контроля к налогоплательщикам, переведенным на уплату единого налога на вмененный доход". Видимо, в министерстве считают, что, не будь оперативных проверок, "вмененщики" смогут резко изменить площадь торговых залов или вместо услуг по ремонту автомобилей начать оказывать стоматологические услуги. Венец проверки - акт, который инспектор должен составить не позднее трех дней после ее проведения.
Оформляем "камералку"
В Кодексе может появиться и новая статья. Она посвящена оформлению камеральных проверок. Напомним, что такие проверки проводят на основании деклараций, которые фирма сдает в налоговую инспекцию. Если в результате этой проверки будут выявлены те или иные нарушения, они будут зафиксированы в акте. Если вы не согласны с актом, то в налоговую инспекцию надо будет предоставить письменное возражение по нему. На то, чтобы его оформить, фирме дают 14 дней. К возражениям нужно приложить документы, которые подтверждают вашу правоту. Изучать их налоговики смогут также 14 дней. В результате начальник налоговой инспекции будет принимать решение: либо штрафовать фирму, либо нет, либо назначить "дополнительные мероприятия налогового контроля".
Мчимся по "встречке"
Не забыли в министерстве и о встречных проверках. Сейчас такие "мероприятия" Кодексом практически не регламентированы. В нем есть лишь куцее указание на то, что налоговые инспекторы могут потребовать те или иные документы у третьих лиц (то есть у ваших партнеров). Теперь в рамках встречной проверки налоговики смогут не только требовать документы, но и осматривать их помещения, а также "проводить осмотр документов". По результатам такой проверки будет составлен акт, который ваш партнер должен подписать. Сроков для его оформления в Кодексе нет.
Молчание - знак согласия
Еще одно нововведение связано со взысканием штрафов. В настоящее время действует такой порядок. Если инспекторы вас оштрафовали, платить деньги вы не обязаны. Они смогут их взыскать только через суд. Это прямо предусматривает Налоговый кодекс. Как указали налоговики в обосновании поправок, "практика подтвердила необоснованность закрепления в Налоговом кодексе исключительно судебного порядка взыскания санкций за налоговые правонарушения". Действительно, для них это очень неудобно. Вам не надо обивать пороги судебных инстанций, да и вообще никаких действий предпринимать не нужно. Налоговики должны делать все за вас. Достаточно лишь не согласиться со штрафом и ждать судебную повестку. А уж после вызова в суд выдать все аргументы в пользу фирмы. Поэтому они предлагают другой вариант. Если в течение 30 дней с момента утверждения решения о штрафе фирма его не оспорила, то налоговая инспекция оформляет инкассовое поручение, направляет его в банк, который обслуживает фирму, а он уж списывает деньги. Таким образом, ваше молчание расценивается как согласие платить штраф. Если поправки примут, судебный порядок взыскания штрафов сохранится только для физических лиц.
Е.Кованников Юрист Подписано в печать 27.11.2003
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |