Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Сверьтесь с налоговой ("Практическая бухгалтерия", 2003, N 12)



"Практическая бухгалтерия", N 12, 2003

СВЕРЬТЕСЬ С НАЛОГОВОЙ

Каждая фирма должна проходить ежегодные сверки расчетов с налоговой инспекцией. Однако Налоговым кодексом эта обязанность не установлена. Почему же это нужно делать?

Выверка расчетов - процедура добровольно-принудительная. С одной стороны, ее требуют налоговики, с другой - в ней заинтересована сама фирма.

В ходе сверки фирма и налоговая инспекция сопоставляют свои данные о начисленных и уплаченных налогах. Если ее не сделать, у фирмы могут быть неприятности. Все дело в том, что по чьей-нибудь ошибке - вашей ли, банка или налоговой инспекции - у вас может появиться задолженность перед бюджетом, о которой вы и не догадываетесь. А поймете это лишь тогда, когда в один "прекрасный день" обнаружится, что деньги с расчетного счета списаны в уплату пени.

Объяснить же потом директору, что налоги были заплачены полностью и в срок, согласитесь, будет сложно.

Есть еще один аргумент в пользу сверок. Фирма обязана подтвердить годовую отчетность инвентаризацией имущества и обязательств. Проверка состояния расчетов с бюджетом является ее составной частью.

Для организаций, которые подлежат обязательному аудиту, это принципиально. Дело в том, что грамотный аудитор перед оформлением заключения поинтересуется документами, подтверждающими состояние расчетов с бюджетом. Если их не будет, то он вправе выразить мнение о недостоверности отчетности.

Когда делать сверку

МНС считает, что выверку расчетов фирма должна проходить ежегодно в обязательном порядке (Приказ от 5 августа 2002 г. N БГ-3-10/411). Чиновников не волнует, что Налоговый кодекс не требует этого. Впрочем, эта ситуация на руку организациям. Раз закон молчит о такой обязанности, то нет и ответственности за ее невыполнение.

Ежегодной сверкой дело не ограничивается. Предположим, вы хотите получить в налоговой справку об отсутствии задолженности перед бюджетом. Она нужна, например, для банка, в котором вы собираетесь взять кредит. Или вы переплатили какой-нибудь налог и желаете вернуть его из бюджета. Помимо этого выверку надо сделать, если фирма переходит в другую инспекцию, реорганизуется или ликвидируется.

Ну и конечно, вы всегда вправе провести эту процедуру по собственной инициативе. Для этого надо написать в налоговую инспекцию письмо или заявление в произвольной форме с просьбой назначить день приема. Если вы не любите письма, можно попробовать записаться по телефону.

Какова бы ни была теория, на практике налоговики часто сами уклоняются от сверки. "Я пытаюсь свериться с налоговой уже почти год, - рассказывает Наталья Белякова, главный бухгалтер, г. Санкт-Петербург. - У нас начисления не разнесены с 2000 г. Полгода я звонила и спрашивала, когда проведут начисления. На что мне отвечали, что у них не хватает людей. Вот на днях дозвонилась, выяснила, что инспектор теперь у нас есть".

Но Питер - не исключение. Такая же ситуация наблюдается и в других городах. Инспекторы зачастую не могут заняться выверкой. Главная причина - их большая загруженность.

В связи с этим налоговики могут проигнорировать ваше желание свериться с ними. Тогда вооружитесь упомянутым выше Приказом МНС, который устанавливает обязательность сверок.

Инспекторская кухня

Начисленные налоги и суммы, фактически поступившие в бюджет, инспекция отражает в карточках лицевых счетов. Их открывают на каждого налогоплательщика.

Записи о начислении платежей налоговики делают на основании деклараций и актов налоговых проверок. Сведения о суммах, поступивших в бюджет, инспекция получает из казначейства.

Если не все платежи зачислены в бюджет или налоговая инспекция доначислила налоги и штрафы, у фирмы может образоваться недоимка. Кроме этого налоговики зачастую неправильно вводят в карточку данные о начислениях. По словам бухгалтеров, бывает, что эти данные "задваиваются" и "затраиваются", то есть мытари начисляют налогов больше, чем есть на самом деле. От всего этого идет "перекос" во взаиморасчетах.

Поэтому бухгалтеры часто сами бывают инициаторами проверок. "Сверяться надо, чтобы не возникло недоимок по ошибке налоговиков, - говорит Сергей Хруцкий, главный бухгалтер промышленного предприятия, г. Сокол. - Я делаю сверку каждый год (в ноябре - декабре). Главным образом проверяю, дошли ли мои платежи и правильно ли их разнесли".

Как делать сверку

Собираясь на сверку, прихватите с собой декларации по всему проверяемому периоду, уточненные декларации, платежные поручения и карточки по каждому налогу из своей бухгалтерской программы. Если учет не компьютеризирован, то эти карточки заменят ведомости, журналы-ордера или книги учета.

Есть и более удобный путь: подъехать в отдел расчетов и заранее взять выписку из лицевого счета со всеми начислениями и уплатой налогов. Затем сверить на месте расчеты, выявить расхождения и подъехать уже с готовой информацией.

По результатам сверки инспектор составит акт. Желательно настоять на его подписании, так как налоговики не любят этого делать. А для вас акт будет документом, подтверждающим состояние расчетов с бюджетом. Хорошо, если расхождений нет. Если же они есть, то надо выяснить причины их появления. После того как ошибка обнаружена, необходимо внести изменения в учет фирмы или лицевую карточку. В первом случае это сделает бухгалтер, а во втором - инспектор.

Чтобы расхождений было меньше, мы рекомендуем сверяться чаще. Лучше это делать после каждой отчетной кампании. Таким образом, у вас не будет проблем с налоговой инспекцией.

С.Зарайская

Аудитор

Подписано в печать

27.11.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: К вам едет ревизор. Таможенный... ("Практическая бухгалтерия", 2003, N 12) >
Статья: Покой нам только снится ("Практическая бухгалтерия", 2003, N 12)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.