|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Вопрос: ...ООО реструктурировало кредиторскую задолженность по налогам, пеням и штрафам с правом равномерной уплаты задолженности с уплатой процентов. Правомерно ли относить сумму данных процентов на расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу для исчисления налога на прибыль? ("Экономико-правовой бюллетень", 2003, N 12)
"Экономико-правовой бюллетень", N 12, 2003
Вопрос: ООО реструктурировало кредиторскую задолженность по налогам, пеням и штрафам во все уровни бюджетов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 1999 г. N 1002. В соответствии с ним обществу было предоставлено право равномерно уплачивать кредиторскую задолженность с обязательной уплатой процентов за пользование бюджетными средствами, рассчитанной исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ. В связи с этим обществом были начислены и уплачены проценты, которые отнесены на расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу для исчисления налога на прибыль в соответствии с пп.2 п.1 ст.265 НК РФ. Налоговая инспекция ссылается на п.2 ст.270 НК РФ и считает, что проценты, уплаченные в бюджет за реструктуризацию налоговых платежей, относятся к расходам, не учитываемым в целях налогообложения. Правомерны ли действия налоговой инспекции?
Ответ: В соответствии с абз.3 п.4 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом (утвержден Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 1999 г. N 1002, далее - Порядок) с сумм задолженности по налогам и сборам ежеквартально, не позднее 15-го числа последнего месяца квартала, уплачиваются проценты исходя из расчета одной десятой годовой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату вступления в силу Порядка. Как разъяснено в абз.5, 6 п.8 Правил по применению данного Порядка (утверждены Приказом МНС России от 21 июня 2001 г. N БГ-3-10/191), под уплатой процентов подразумевается уплата процентов за пользование бюджетными средствами. Таким образом, фактически в данной ситуации между бюджетом и налогоплательщиком в связи с отсрочкой уплаты налога возникают отношения займа на сумму реструктурируемой кредиторской задолженности с необходимостью уплаты процентов. Согласно п.2 ст.270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде пеней, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством РФ предоставлено право наложения указанных санкций. По нашему мнению, данная норма неприменима к рассматриваемым отношениям в связи со следующим. 1. В соответствии с п.1 ст.114 НК РФ налоговая санкция (штраф) является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Уплата же процентов производится не за налоговое правонарушение, а за пользование чужими средствами. К иным (неналоговым) санкциям этот вывод также применим, так как и они представляют собой меру ответственности за совершение правонарушения (ст.3.1 КоАП РФ). 2. На основании п.п.1, 4 ст.75 НК РФ пеня применяется вследствие просрочки уплаты налога в размере, равном одной трехсотой действующей в момент неуплаты ставки рефинансирования ЦБ РФ. При реструктуризации срок уплаты налога переносится, а проценты уплачиваются вследствие использования налогоплательщиком заемных (бюджетных) средств. К тому же проценты исчисляются исходя из расчета одной десятой годовой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату вступления в силу Порядка.
Вместе с тем в соответствии с п.1 ст.252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. При этом расходом признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Очевидно, что уплата процентов при реструктуризации кредиторской задолженности не относится к деятельности, направленной на получение дохода. Следовательно, она не является расходом согласно пп.2 п.1 ст.265 НК РФ и не учитывается в целях налогообложения в соответствии с п.49 ст.270 НК РФ.
А.Чумаков Подписано в печать 21.11.2003
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |