Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Покупатель за поставщика не отвечает... ("Новая бухгалтерия", 2003, N 6(12))



"Новая бухгалтерия", N 6(12), 2003

ПОКУПАТЕЛЬ ЗА ПОСТАВЩИКА НЕ ОТВЕЧАЕТ...

Купив товар и выполнив все предусмотренные Налоговым кодексом условия, организация имеет право на вычет НДС. Однако налоговики пытаются отказать в вычете из-за того, что поставщик не платит налогов в бюджет.

Вот ситуация, которая знакома многим налогоплательщикам не понаслышке.

В соответствии с договором поставки организация приобрела у поставщика товары на сумму 120 тыс. руб., в том числе НДС 20 тыс. руб. Поставщик, как и положено, выставил организации счет-фактуру, основываясь на которой организация предъявила сумму "входного" НДС к вычету.

Налоговый инспектор в ходе проверки направил запросы в налоговый орган по месту нахождения поставщика, и в результате выяснилось, что поставщик не отчитывается в налоговую инспекцию и не производит уплату НДС.

На этом основании организации было отказано в получении налогового вычета по НДС, и налоговый орган принял решение о взыскании с нее недоимки по данному налогу.

По нашему мнению, факт неуплаты поставщиком сумм НДС в бюджет, перечисленных ему покупателем, не является препятствием для принятия последним сумм "входного" НДС к вычету.

Дело в том, что обстоятельства, влекущие возникновение у покупателя права принятия "входного" НДС к вычету, прямо предусмотрены ст.ст.171 и 172 НК РФ. Внесение поставщиком в бюджет сумм НДС, перечисленных ему покупателем, в них не названо, поэтому позиция налогового органа, настаивающего на обратном, является неправомерной и может быть обжалована в арбитражный суд.

Отметим, что подобные ситуации рассматривались в арбитражных судах неоднократно. Во всех таких случаях суд однозначно принимал сторону налогоплательщика.

Так, в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 24.03.2003 N Ф08-601/2003-301А, в котором разрешался вопрос правомерности возмещения "входного" НДС по экспортным сделкам, указано, что действующим законодательством о налогах и сборах не предусмотрена обязанность организации осуществлять контроль за уплатой налога на добавленную стоимость в бюджет поставщиками продукции, а потому указанное обстоятельство не является основанием для отказа в возмещении налога данной организации.

Аналогичную позицию высказывали и федеральные арбитражные суды других округов (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 05.05.2003 N А56-30681/02, Западно-Сибирского округа от 11.03.2003 N Ф04/1053-251/А45-2003, Волго-Вятского округа от 27.02.2003 N А31-3567/15, Московского округа от 18.03.2003 N КА-А41/1308-03).

Обратим внимание, что необходимо различать случаи, когда поставщик просто не уплачивает НДС в бюджет и когда он вообще не состоит на налоговом учете и (или) не зарегистрирован в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя.

По нашему мнению, и при таких обстоятельствах препятствий для принятия покупателем сумм "входного" НДС к вычету нет.

Однако позиции ФАС различных округов в этой ситуации уже не так единодушны.

Так, ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 07.04.2003 N Ф04/1473-267/А03-2003 указал, что отсутствие организации-поставщика в Государственном реестре налоговых органов по месту нахождения не является нарушением порядка составления и выставления счетов-фактур и, следовательно, отказ инспекции по этому основанию для возмещения суммы НДС противоречит п.2 ст.169 НК РФ.

Развивая данную идею, ФАС Московского округа в Постановлении от 02.06.2003 N КА-А40/3129-03 указал, что признание государственной регистрации поставщика товаров недействительной не является основанием к отказу в возмещении НДС.

В Постановлении ФАС Центрального округа от 16.05.2003 N А14-9037-02/290/24 оспорен довод налогового органа о том, что отсутствие поставщика по указанному им в счете-фактуре адресу является основанием для отказа в предоставлении налогового вычета. Суд указал, что действующее законодательство не возлагает на покупателя и соответственно не предоставляет ему необходимых полномочий по контролю за соблюдением норм налогового законодательства со стороны его поставщиков.

В свою очередь, передав товар и установленные товарные документы, поставщики не обязаны предоставлять покупателю какую-либо дополнительную информацию или документы. Отсутствие поставщика по указанному в счете-фактуре адресу может свидетельствовать о совершении организацией-поставщиком налогового правонарушения, однако не может служить основанием для отказа покупателю в праве на возмещение НДС.

Аналогичные решения в пользу налогоплательщиков были приняты в Постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 27.02.2003 N А31-3567/15, Северо-Западного округа от 30.04.2003 N А13-212/03-19, Восточно-Сибирского округа от 18.02.2003 N А33-11406/02-С3н-Ф02-211/03-С1.

В то же время нам известны и противоположные решения, когда суды принимали сторону налоговых органов.

Так, например, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 04.09.2003 N А44-475/03-С15 указано следующее: Законом о бухгалтерском учете предусмотрено, что первичные документы (в том числе счета-фактуры) должны содержать достоверную информацию. Поскольку условием, необходимым для возмещения НДС, является представление счетов-фактур, то налогоплательщик, претендующий на такое возмещение, обязан представить эти документы, содержащие достоверную информацию о регистрации поставщика в качестве юридического лица. В противном случае право на возмещение НДС не предоставляется.

В другом Постановлении от 20.03.2003 N А82-52/02-А/2 ФАС Волго-Вятского округа обратил внимание, что в счете-фактуре истца содержатся недостоверные сведения о его поставщике. Встречные налоговые проверки не подтвердили факт его нахождения по адресу, указанному в счете-фактуре.

При таких обстоятельствах ФАС Волго-Вятского округа подтвердил позицию налогового органа об отсутствии у покупателя права на возмещение НДС и необходимости отказа в удовлетворении его иска. Такую же позицию ФАС Волго-Вятского округа занял и в Постановлении от 22.04.2003 N А28-7567/02-375/21.

Аналогичная позиция высказана в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.04.2003 N А19-14972/02-5-Ф02-786/03-С1. Суд указал, что в материалах дела достоверные сведения о поставщике товара отсутствуют, а из ответа соответствующего налогового органа следует, что поставщик с обозначенным в счете-фактуре ИНН на налоговом учете не состоит. Это является препятствием для учета отраженных в счетах-фактурах сумм НДС в налоговой декларации покупателя в качестве подлежащих вычету (возмещению) из бюджета.

Из приведенных решений судов следует, что в одной и той же правовой ситуации ФАС различных округов могут руководствоваться совершенно разными доводами и приходить к различным решениям.

В этой связи обратим внимание на два обстоятельства.

Во-первых, ФАС того или иного округа не связан своей позицией по данному вопросу, высказанной в ходе предыдущих дел, и может подвергнуть ее корректировке. Поэтому при подготовке к судебному разбирательству следует внимательно изучить доводы арбитражного суда другого федерального округа, использованные им для обоснования противоположной позиции, и аргументировать ими свою позицию по данному вопросу.

Во-вторых, если налогоплательщика не устраивает решение, принятое "родным" ФАС, то он может направить заявление о пересмотре этого дела в порядке надзора в Высший Арбитражный Суд РФ.

Требования к заявлению, порядок надзорного производства приведены в гл.36 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

А.Чумаков

АКДИ "Экономика и жизнь"

Подписано в печать

20.11.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Дочки-матери ("Новая бухгалтерия", 2003, N 6(12)) >
Статья: Счет-фактура: приоритет формы ("Новая бухгалтерия", 2003, N 6(12))



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.