|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Ночью - дороже ("Новая бухгалтерия", 2003, N 6(12))
"Новая бухгалтерия", N 6(12), 2003
НОЧЬЮ - ДОРОЖЕ
Трудовой кодекс обязывает оплачивать каждый час работы ночью в повышенном размере. Для определения размера доплат предлагаем руководствоваться изложенными в статье семью правилами оплаты труда в ночное время.
Вопросы об оплате труда в ночное время на практике возникают часто. И неспроста. С одной стороны, в ст.154 ТК РФ определено, что каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами. С другой стороны, в настоящий момент отсутствует какой-либо единый нормативный правовой акт Российской Федерации, который устанавливал бы минимальные для всех отраслей экономики и всех работников размеры доплаты за работу в ночное время. Однако отсутствие нормативных правовых актов, устанавливающих размеры доплаты за работу в ночное время, не может рассматриваться как аннулирование обязанности работодателя оплатить каждый час работы в ночное время в повышенном размере. Пробел в правовом регулировании может и должен быть восполнен сторонами социального партнерства - работниками и работодателями. Итак, каждый работник, работающий в ночное время, имеет право на получение доплаты за каждый час работы в ночное время. Конкретный размер доплаты определяют стороны трудового договора. При установлении конкретного размера доплаты за работу в ночное время работодателю необходимо знать минимальный размер доплаты, который распространяется на данного работника, для того чтобы не допустить снижения предоставленных работнику гарантий.
Трудовые отношения регулируются нормативными правовыми актами, соглашениями, коллективными договорами, трудовыми договорами, локальными нормативными актами организаций. Эти источники трудового права и устанавливают размеры доплаты работникам за работу в ночное время.
Нормативные правовые акты
Ранее п.9 Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12.02.1987 N 194 "О переходе объединений, предприятий и организаций промышленности и других отраслей народного хозяйства на многосменный режим работы с целью повышения эффективности производства" устанавливал работникам доплату за работу в вечернюю и ночную смену в размере 20 и 40 процентов тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в соответствующей смене (далее - Постановление N 194). Однако п.9 этого Постановления был признан незаконным и недействующим Решением Верховного Суда РФ от 21.05.2002 N ГКПИ 2002-353 в связи с тем, что доплата за работу в вечернюю и ночную смену не предусмотрена Трудовым кодексом РФ. Статья 154 Трудового кодекса РФ предусматривает доплату только за работу в ночное время (а в ночную смену входит не только ночное время). С отменой п.9 Постановления N 194 в правовом регулировании доплаты за работу в ночное время образовался пробел, так как данное постановление до настоящего момента остается единственным нормативным правовым актом общего действия, распространяющимся на всех работников и работодателей, устанавливающим минимальные размеры доплаты за работу в ночное время (ночную смену). Какими же нормативными правовыми актами руководствоваться работодателям при определении минимального размера доплаты работникам за работу в ночное время теперь? Доплата за работу в ночное время установлена многочисленными отраслевыми нормативными правовыми актами. Работникам отраслей, в которых действуют правовые акты Российской Федерации или Союза ССР (в случае если данные акты не противоречат Трудовому кодексу РФ), предусматривающие доплату за работу в ночное время, работодатель обязан выплачивать соответствующую доплату в размерах не ниже, чем это предусмотрено данными правовыми актами. Приводим список некоторых нормативных правовых актов, которые устанавливают размеры доплат за работу в ночное время применительно к конкретным отраслям народного хозяйства. 1. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 25.10.1999 N 377 "Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения". 2. Письмо Министерства связи РФ от 28.12.1993 N 215-у "Об оплате за работу в ночное время, в вечерние и ночные смены". 3. Постановление Совета Министров РФ от 08.10.1993 N 1002 "О некоторых вопросах оплаты труда работников здравоохранения". 4. Постановление Министерства труда и занятости населения РФ от 08.06.1992 N 17 "О размерах надбавок и доплат работникам здравоохранения и социальной защиты населения". 5. Распоряжение Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 985-р "Об установлении дополнительной оплаты за сверхурочную работу рабочим автомобильного транспорта". 6. Постановление Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 06.08.1990 N 313/14-9 "Об оплате труда работников охраны в ночное время". 7. Приказ Государственного комитета СССР по народному образованию от 08.06.1990 N 400 "О внесении изменений в Инструкцию о порядке исчисления заработной платы работников просвещения". 8. Постановление Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 21.02.1990 N 66/3-138 "О совершенствовании организации заработной платы и введении новых тарифных ставок и должностных окладов работников за счет собственных средств предприятий (объединений) и организаций жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения (производственные виды услуг) ". 9. Постановление Совета Министров СССР от 18.05.1989 N 402 "О совершенствовании оплаты труда членов экипажей судов производственного флота рыбной промышленности". 10. Постановление Совета Министров СССР от 22.08.1987 N 972 "О мерах по дальнейшему улучшению доставки периодической печати населению, укреплению материально-технической базы газетно-журнального производства, экспедирования и доставки периодических изданий". 11. Постановление Совета Министров СССР от 14.08.1985 N 77 "О мерах по закреплению кадров в производственных объединениях (комбинатах) и на предприятиях соляной промышленности системы Министерства пищевой промышленности СССР". Помимо указанных в перечне существуют и иные нормативные правовые акты, которые устанавливают доплату за работу в ночное время для работников некоторых отраслей народного хозяйства. Следует помнить, что при применении таких нормативных правовых актов необходимо проверить соответствие формулировок данного акта положениям Трудового кодекса РФ. Нормативные правовые акты, содержащие положения, аналогичные тем, которые были признаны противоречащими новому трудовому законодательству России Решением Верховного Суда РФ от 21.05.2002 N ГКПИ 2002-353, в настоящее время могут быть признаны незаконными и недействующими в судебном порядке. В то же время до момента принятия соответствующим судом решения о признании нормативного правового акта недействующим и не подлежащим применению, установленная данным правовым актом доплата за работу в ночное время должна применяться работодателями. Если размер доплаты за работу в ночное время не определен отраслевыми нормативными правовыми актами, он может быть закреплен в иных источниках трудового права.
Соглашения, коллективный договор, трудовой договор
Статья 9 ТК РФ предусматривает возможность регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в договорном порядке путем заключения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Регулирование доплаты за работу в ночное время может осуществляться соглашениями работников и работодателей. Статья 45 ТК РФ предусматривает, что в соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон, в том числе и по вопросам оплаты труда. В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений соглашения подразделяются на генеральное, региональные, отраслевые (межотраслевые), территориальные и иные. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2002 - 2004 гг. от 20.12.2001 вопросы оплаты труда в ночное время не регулирует. Однако положения, предусматривающие размер доплат за работу в ночное время содержатся в многочисленных отраслевых соглашениях, например в Отраслевом тарифном соглашении по горно-металлургическому комплексу на 2003 - 2005 гг. от 11.04.2003 (п.5.8.2), Отраслевом тарифном соглашении по дорожному хозяйству на 2002 - 2004 гг. (п.4.4.4.), Отраслевом тарифном соглашении по организациям городского электрического транспорта Российской Федерации на 2002 - 2004 гг. от 01.01.2002 (п.4.6), Отраслевом тарифном соглашении по организациям нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства объектов нефтегазового комплекса Российской Федерации на 2002 - 2004 гг. от 03.01.2002 (п.5.13), Отраслевом тарифном соглашении по организациям Российского объединения инкассации Центрального банка Российской Федерации на 2002 - 2004 гг. от 25.01.2002 (п.6.5). В большинстве случаев отраслевыми соглашениями предусматривается доплата за каждый час работы в ночное время в размере 40% тарифной ставки (оклада). Некоторые отраслевые соглашения устанавливают доплату за работу в ночную смену (а не в ночное время). Данные положения соглашений подлежат применению, если они улучшают положение работников (ст.9 ТК РФ).
Пример. Отраслевым соглашением предусмотрен размер доплаты за работу в ночную смену в размере 40% тарифной ставки (оклада). Отраслевых правовых актов, устанавливающих доплату за каждый час работы в ночное время, нет. В данном случае отраслевое положение улучшает положение работников, поскольку предусматривает повышенный размер оплаты за работу в ночную смену (в которую входит и ночное время). Если отраслевое соглашение предусматривает размер доплаты за работу в ночную смену в размере 35% тарифной ставки (оклада), а отраслевой правовой акт - в размере 40% тарифной ставки (оклада), то каждый час работы в ночное время должен быть оплачен в соответствии с отраслевым правовым актом (в размере 40% ставки). При этом повышенный размер оплаты ночной смены в целом продолжает действовать, так как улучшает положение работников. То есть в данном случае те часы ночной смены, которые являются ночным временем, подлежат дополнительной оплате в размере 40% тарифной ставки (оклада), а остальные часы ночной смены - в размере 35% тарифной ставки (оклада).
Напомним, что соглашение распространяется на работников и работодателей, уполномочивших своих представителей на коллективных переговорах разработать и заключить его от их имени. Соглашение распространяется на всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение (абз.3 и 4 ст.48 ТК РФ). Если отраслевое соглашение заключено на федеральном уровне, руководитель федерального органа исполнительной власти по труду имеет право предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Соглашение считается распространенным на этих работодателей, если они в течение 30 дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в соответствующий федеральный орган письменный мотивированный отказ присоединиться к нему. В этом случае положения соглашения о дополнительной оплате каждого часа работы в ночное время, предусмотренные соглашением, будут распространяться на всех работников и работодателей данной отрасли народного хозяйства России. Наличие в определенной отрасли народного хозяйства нормативных правовых актов, устанавливающих размер доплаты за работу в ночное время, не означает, что стороны социального партнерства лишены возможности регулировать трудовые отношения в этой области заключением соглашений. Условия соглашений в этом случае не могут снижать размеры прав и гарантий, установленных работникам нормативными правовыми актами. Если для конкретной отрасли народного хозяйства минимальный размер доплаты за работу в ночное время не установлен ни нормативными правовыми актами, ни соглашениями, работодатель и работники организации могут предусмотреть размер доплаты в коллективном договоре или в трудовом договоре. В этом случае стороны социального партнерства имеют право установить любой размер доплаты за работу в ночное время, поскольку отсутствуют нормы права, определяющие минимальный размер такой доплаты. Если размеры доплаты за работу в ночное время установлены и соглашением, и коллективным договором, и трудовым договором, действуют положения, наиболее благоприятные для работника.
Локальные нормативные акты организации
Работодатель, который не обнаружил в соответствующей отрасли народного хозяйства ни правовых норм, ни распространяющихся на него соглашений, регулирующих размер доплаты за работу в ночное время, который не заключил с работниками организации коллективный договор (или заключил коллективный договор, не предусматривающий размеров такой доплаты), а трудовые договоры, заключенные им с работником, не содержат положений о доплате за работу в ночное время, имеет право самостоятельно (с учетом мнения представительного органа работников) установить размер доплаты локальным нормативным актом. Такой работодатель не ограничен в определении минимального размера доплаты. На практике возможны ситуации, когда размер доплаты за работу в ночное время не установлен ни отраслевым правовым актом, ни соглашением, ни коллективным договором, ни трудовым договором, ни локальным нормативным актом (например, работа в ночное время не является в организации систематической). Это не освобождает работодателя от оплаты каждого часа работы работника в ночное время в повышенном размере. Повышенный размер оплаты труда может быть установлен работодателем (с учетом мнения представительного органа работников) применительно к конкретной ситуации.
* * *
Итак, при определении размера доплаты работникам за работу в ночное время необходимо руководствоваться следующими правилами. Правило 1. Размер доплаты за работу в ночное время должен быть установлен для всех работников, труд которых используется в ночное время. Если в конкретной отрасли размер доплаты за работу в ночное время не установлен ни правовыми актами, ни соглашениями, распространяющимися на работодателя, доплата должна быть установлена коллективным договором, трудовым договором или локальным нормативным актом организации. Правило 2. Если в настоящий момент принят нормативный правовой акт Российской Федерации или продолжает действовать нормативный правовой акт СССР, устанавливающие размер доплаты работникам за работу в ночное время, работодатель не может устанавливать конкретный размер доплаты ниже уровня, предусмотренного данным правовым актом. Размер доплаты за работу в ночное время, установленный правовым актом, является минимумом, гарантирующим соблюдение прав работников. Правило 3. Если соглашением (генеральным, региональным, отраслевым, территориальным) предусмотрен иной, более высокий размер доплаты за работу в ночное время для работников определенной отрасли, чем в нормативном правовом акте, применению подлежит соглашение на основании ст.9 ТК РФ. В этом случае работодатель не имеет права устанавливать размер доплаты за работу в ночное время ниже минимального размера, установленного соглашением. Правило 4. Если соглашением установлена доплата за работу в ночную смену (а не за работу в ночное время, как это предусмотрено Трудовым кодексом РФ), то данное соглашение подлежит применению постольку, поскольку оно не ухудшает положение работников по сравнению с действующим трудовым законодательством Российской Федерации (ст.9 ТК РФ). Правило 5. Если коллективным договором организации установлен размер доплаты за работу в ночное время или за работу в ночную смену, он подлежит применению постольку, поскольку не ухудшает положение работников по сравнению с действующим трудовым законодательством Российской Федерации (ст.9 ТК РФ). Правило 6. Если для соответствующей отрасли народного хозяйства минимальный размер доплаты за работу в ночное время не установлен ни нормативными правовыми актами, ни соглашениями и в организации отсутствует коллективный договор, регулирующий данные вопросы, работодатель и работник определяют размер доплаты в конкретном трудовом договоре. Правило 7. При отсутствии каких-либо правовых норм, соглашений, коллективного договора, трудового договора, устанавливающих размер доплаты за работу в ночное время, работодатель обязан самостоятельно определить размер доплаты локальным нормативным актом. Суммы доплаты за каждый час работы в ночное время при налогообложении прибыли организации могут отнести к расходам на оплату труда согласно положениям ст.255 НК РФ. В том случае, когда доплата за работу в ночное время установлена нормативными правовыми актами, расходы организации подпадают под действие п.3 ст.255 НК РФ. По этому же пункту могут быть учтены и расходы на доплату работникам за работу в ночную смену. Если доплата за работу в ночное время производится работникам на основании коллективного договора или трудового договора, то данные выплаты уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль согласно п.25 ст.255 НК РФ. Отнесение сумм, выплаченных работникам за работу в ночное время на основании отраслевых соглашений, к расходам на оплату труда прямо не предусмотрено ст.255 НК РФ. Однако перечень расходов на оплату труда, установленный ст.255 НК РФ, не является закрытым. Кроме того, в соответствии с абз.1 ст.255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах. Во избежание разногласий с налоговыми органами можно рекомендовать организациям, на которых распространяются положения отраслевых соглашений о доплате за работу в ночное время, предусматривать данный вид доплаты и в трудовых договорах с работниками.
И.Михайлов АКДИ "Экономика и жизнь" Подписано в печать 20.11.2003
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |