|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Рынок аудиторских услуг: современные тенденции ("Аудиторские ведомости", 2003, N 12)
"Аудиторские ведомости", N 12, 2003
РЫНОК АУДИТОРСКИХ УСЛУГ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
Будущее российского аудита во многом зависит от востребованности обществом услуг аудиторов, которые можно дифференцировать на три следующие части: обязательный аудит, инициативный аудит и сопутствующие аудиту услуги. Эти части развиваются неодинаково. Так, по имеющимся в Аудиторской палате России сведениям, выручка от обязательного аудита снижается, а от инициативного аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг растет. Такая ситуация негативно отражается на финансовом положении, в первую очередь, средних и мелких аудиторских организаций, специализирующихся на обязательном аудите и не имеющих достаточного числа квалифицированных специалистов для проведения по техническим заданиям клиентов инициативного аудита или оказания аудиторских услуг. В этих условиях, как представляется, должна возрасти роль органов управления, регулирующих аудиторскую деятельность, в первую очередь в разработке мер, которые позволили бы максимально использовать для расширения рынка аудита возможности, предоставляемые Федеральным законом от 02.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности". В этой связи хотелось бы отметить положительную роль многолетнего конструктивного сотрудничества АПР и Департамента организации аудиторской деятельности Минфина России. Как следует из анализа меняющейся структуры рынка, этим органам целесообразно, прежде всего, обратить внимание на назревшую проблему реорганизации системы обязательного повышения квалификации аудиторов. Дело в том, что в настоящее время УМЦ по аттестации, подготовке и повышению квалификации аудиторов, как правило, на своих курсах и семинарах знакомят аудиторов с новыми нормативными правовыми документами. Это, безусловно, нужно при проведении обязательного аудита, но не дает знаний, необходимых для оказания сопутствующих аудиту услуг на профессиональном уровне. УМЦ не уделяют должного внимания использованию в своей работе комплекта учебных программ, утвержденных Минфином России, по повышению квалификации аудиторов. Думается, что вопрос о переориентации в сторону сопутствующих аудиту услуг направленности деятельности УМЦ, особенно организованных с участием аккредитованных при Минфине России профессиональных аудиторских объединений, заслуживает рассмотрения на Совете по аудиторской деятельности при Минфине России. Аудиторская палата России предпринимает со своей стороны определенные действия для решения указанной проблемы. Консультационный и учебно-методический центр АПР установил контакты с международной организацией АССА, которая ведет обучение и принимает экзамены по МСФО. Это направление повышения квалификации аудиторов в качестве первоочередного АПР выбрала не случайно, поскольку уже начиная с отчетности за 2004 г. на ее формирование по МСФО, по данным Минэкономразвития России, перейдут около 2000 крупнейших организаций. В дальнейшем этот процесс, вероятно, ускорится, поскольку планируется вступление России в ВТО. Наряду с повышением квалификации аудиторов по МСФО Институт повышения квалификации АПР и Консультационный и учебно-методический центр АПР будут предлагать курсы и консультационные семинары по повышению квалификации в сфере различных видов консультирования, анализа финансово-хозяйственной деятельности, при разработке инвестиционных проектов и бизнес-планировании. Это, по нашим данным, динамично развивающийся сектор рынка аудиторских услуг. Представляется, что в настоящий момент использованы еще не все резервы для обеспечения проведения обязательного аудита предприятиями и организациями, которые обязаны это делать в соответствии со ст.7 Федерального закона "Об аудиторской деятельности". Причина такого поведения экономических субъектов - отсутствие механизма контроля за выполнением ими требований указанного Федерального закона. Правда, в Постановлении Правительства Российской Федерации от 12.06.2002 N 409 "О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита" предусмотрено, что федеральные министерства и ведомства должны представлять Минфину России сведения о подведомственных предприятиях и организациях, уклонившихся от проведения обязательного аудита. Однако этот механизм пока не работает. С нашей точки зрения, к работе по контролю за выполнением предприятиями и организациями обязанностей по проведению обязательного аудита целесообразно подключить межрегиональные и региональные профессиональные аудиторские объединения - члены АПР и региональные представительства АПР. Соответственно, они должны получить доступ к ежегодной финансовой отчетности, которую предприятия и организации сдают в территориальные органы Госкомстата России. Согласно Федеральному закону "О бухгалтерском учете" в составе этой отчетности должны быть аудиторские заключения в случаях, предусмотренных законодательством. Решать проблему доступа к ней следует совместно с Минфином России.
Еще один резерв расширения рынка аудиторских услуг содержится в пп.4 п.1 ст.7 Федерального закона "Об аудиторской деятельности". Он определяет, что для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели, при достижении которых они должны проводить обязательный аудит, могут быть ниже указанных в пп.3 п.1 ст.7 этого Закона. Дело в том, что эти предприятия, как правило, небольшие, но их много и они играют важнейшую роль в формировании муниципальных бюджетов. Представляется, что инициаторами подготовки проектов таких законов или даже их авторами могут быть межрегиональные и региональные аудиторские объединения. Они в полном объеме владеют информацией о рынке аудиторских услуг на территориях, содействуют развитию и совершенствованию деятельности своих членов, участвуют в регулировании рынка аудиторских услуг. Поэтому АПР в своей работе в регионах решающее значение придает укреплению контактов с этими объединениями. По ее просьбе они собирают и анализируют информацию о назревающих проблемах, мешающих развитию аудита; организуют деловые контакты с местными органами власти и управления; дают отзывы, замечания и предложения по проектам подготавливаемых АПР документов; контролируют качество аудита; организуют повышение квалификации аудиторов. Практика показывает, что наиболее эффективно на развитие аудита в регионах влияют крупные межрегиональные профессиональные аудиторские объединения, например Аудиторская палата Южного региона, действующая на территории Южного федерального округа, или Межрегиональная аудиторская палата Сибири, работа которой распространяется на Сибирский федеральный округ. Поэтому в своей работе в регионах АПР опирается в первую очередь на эти структуры. Региональная политика, определенная в уставе АПР, выразилась в шести договорах о сотрудничестве по осуществлению ее функций с межрегиональными профессиональными аудиторскими объединениями, действующими в Северо-Западном, Южном, Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Цель этих договоров - развитие и совершенствование аудиторской деятельности. В них четко определены права и обязанности договаривающихся сторон. В частности, межрегиональные профессиональные аудиторские объединения имеют право: - разрабатывать внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, совершенствовать этические нормы и правила поведения членов, не снижающие требований внутренних стандартов АПР и не противоречащие им; - рекомендовать своих членов, являющихся членами АПР, для работы в Совете АПР, в профильных комитетах и комиссиях АПР; - принимать участие в рассмотрении вопросов, связанных с организацией структурных подразделений АПР на территории субъекта(ов) Федерации, представляющей интерес для объединения; - представлять в установленном порядке кандидатуру уполномоченного эксперта Комиссии по контролю качества аудиторской деятельности и профессиональной этики аудиторских организаций (аудиторов) - членов АПР для проверки членов АПР; - проводить в установленном АПР порядке проверки качества аудиторской деятельности и профессиональной этики аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов - всех членов объединения и в случае необходимости - разработки рекомендаций для принятия по их результатам мер воздействия; - принимать через своих представителей, утвержденных Минфином России в установленном порядке, участие в работе экзаменационных комиссий по проведению экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора; - получать от АПР организационную и методическую помощь при проведении учебных и консультационных мероприятий по подготовке к аттестации претендентов на занятие аудиторской деятельностью, по повышению квалификации аудиторов, а также специалистов по учету, экономике и финансам предприятий и организаций; - предлагать к размещению на сайте АПР материалы о мероприятиях, проводимых объединением; - ходатайствовать перед АПР об организации публикаций в общероссийских СМИ о наиболее крупных мероприятиях, проводимых объединением; - получать из АПР организационные и методические материалы, необходимые для осуществления сотрудничества при осуществлении функций АПР. Вполне очевидно, что эффективность работ по этим договорам будет тем выше, чем больше членов вступит в состав межрегиональных профессиональных аудиторских объединений и чем активнее они будут действовать при определении политики аудиторской деятельности в соответствующих регионах и федеральных округах в вопросах формирования новых рынков аудиторских услуг и организации их освоения. Поэтому в настоящее время АПР продолжает разрабатывать меры по совершенствованию своей региональной политики, обсуждает их в регионах. Например, осенью 2003 г. в г. Краснодаре было проведено совещание с руководителями региональных профессиональных аудиторских объединений практически из всех субъектов Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ. С докладами на этом совещании выступили президент АПР Б.Н. Соколов и президент Аудиторской палаты Южного региона В.С. Голенко. Приняты решения о подготовке пакета документов для укрепления взаимодействия и консолидации усилий всех участников этого совещания по вопросам совершенствования аудиторской деятельности.
Б.Н.Соколов Президент АПР Подписано в печать 14.11.2003
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |