|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Налог на прибыль: ждите перемен ("Учет. Налоги. Право", 2003, N 42)
"Учет.Налоги.Право", N 42, 2003
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ: ЖДИТЕ ПЕРЕМЕН
Образовательную часть праздника нашей газеты семинаром "Налог на прибыль" открыл руководитель департамента налогообложения прибыли МНС России Карен Иосифович Оганян. Послушать главного специалиста страны по налогу на прибыль собрался полный зал.
Руководитель департамента начал с того, что больше всего волнует налогоплательщиков, - с тех изменений, которые их ждут в ближайшее время: "...Нашим департаментом подготовлен пакет поправок, который в настоящее время находится в Минфине России. Мы ожидаем, что в 2004 г. в первом квартале эти поправки будут рассмотрены Госдумой, а с 2005 г. уже вступят в силу. Все поправки можно условно разделить на три большие группы. Первая касается общих вопросов исчисления налоговой базы по налогу на прибыль, вторая - исчисления налоговой базы по операциям с ценными бумагами и производными инструментами срочных сделок, а третья группа - порядка ведения налогового учета. Сразу скажу, что поправки по общим вопросам в большей мере носят технический, уточняющий характер. Такая же ситуация и с поправками в отношении операций с ценными бумагами. Что касается налогового учета, то там достаточно серьезные изменения, и на них мне бы хотелось сегодня обратить особое внимание..." При этом Карен Оганян жестко уточнил: "...В планах правительства нет намерения отказаться от налогового учета. Налоговый учет у нас останется как таковой. Концепция гл.25 в этом ключе пересматриваться не будет. По крайней мере, в ближайшие годы..."
Прямые и косвенные расходы - планы
Первый проблемный момент - существующий в настоящее время закрытый перечень прямых расходов: "...Перечень прямых расходов, который определен в ст.318 НК РФ, закрыт. У многих предприятий, у которых основные производственные расходы не являются прямыми, это вызывает серьезные проблемы. К примеру, на предприятиях цветной металлургии расходы на электроэнергию могут составлять свыше 60 процентов всех затрат. В налоговом учете такие расходы у них косвенные, хотя в бухгалтерском учете они прямые. Аналогичная ситуация возникает и в строительных организациях с субподрядными работами. Все эти предприятия были недовольны тем, что существующий порядок требует от них большого объема затрат на корректировку финансового результата и приведение его в соответствие с налоговым законодательством. Данный порядок существенно увеличивает трудоемкость их учетных работ. Такие предприятия даже готовы считать свои косвенные затраты для налогообложения прибыли прямыми затратами и переплачивать налог на прибыль, лишь бы не делать эти корректировки. В связи с этим мы выработали предложение: перечень прямых расходов открыть, внеся соответствующие поправки в ст.318 Кодекса. Если поправки пройдут, налогоплательщики будут иметь право самостоятельно определять, какие у них расходы являются прямыми в дополнение к тем, которые предусмотрены Кодексом, а какие нет..." Не менее важная проблема - предусмотренный ст.319 НК РФ порядок распределения прямых расходов на незавершенную продукцию, готовую продукцию на складе и отгруженную, но нереализованную продукцию: "...Тот порядок, который сегодня закреплен в ст.319 Кодекса, вызывает очень и очень много вопросов. К сожалению, существуют организации, под специфику деятельности которых он очень плохо ложится. И такие предприятия четко себе не представляют, как его применять на практике. Это, например, организации сборочного производства, машиностроения, автомобилестроения и т.д. Поэтому мы предлагаем все те механизмы, которые действуют на сегодняшний день, убрать из ст.319 и разрешить налогоплательщикам самостоятельно определять порядок распределения прямых затрат на незавершенную продукцию и готовую продукцию. Например, налогоплательщики смогут взять даже механизм распределения расходов, который они применяют в бухгалтерском учете. Но этот порядок нужно будет закрепить в учетной политике для целей налогообложения. Дав такую самостоятельность налогоплательщикам, мы рассчитываем, что это обеспечит большую прозрачность их учета и то, что механизмы распределения будут проще реализовываться на практике..." Ждать поправок нужно и торговым организациям, которые занимаются импортом и уплачивают таможенные пошлины: "...В бухгалтерском учете расходы на оплату таможенных пошлин идут на увеличение стоимости импортируемых товаров. Для целей же налогообложения эти пошлины рассматриваются как косвенные расходы и единовременно принимаются к вычету. В результате мы наблюдаем такую ситуацию. Кодекс позволяет налогоплательщикам включать расходы на оплату пошлин в уменьшение налоговой базы единовременно. Но при этом многие организации не хотят так делать - они просят налоговые органы разрешить им относить суммы пошлин на увеличение стоимости товаров, так же как и в бухгалтерском учете. И все для того, чтобы не делать никаких корректировок. Просто парадоксальная ситуация - налогоплательщики хотят переплачивать налог на прибыль. Мы подготовили соответствующие поправки в гл.25. Мы хотим дать возможность налогоплательщикам в налоговом учете относить пошлины на увеличение первоначальной стоимости покупных товаров и принимать их к вычету в момент реализации товаров..."
Проблема в лизинге
На сегодня есть проблема налогового учета имущества, переданного в лизинг. И возникает она тогда, когда такое имущество числится на балансе у лизингополучателя: "...Если имущество находится на балансе у лизингополучателя, то получается, что лизингодатель, с одной стороны, амортизировать имущество не может, а с другой - со всей суммы дохода он должен платить налог на прибыль. Возникает парадоксальная ситуация. А все из-за того, что на сегодняшний день для целей налогообложения у нас сейчас лизинговое имущество разрешается учитывать либо на балансе у лизингодателя, либо на балансе у лизингополучателя - по выбору налогоплательщика. Чтобы исключить подобные ситуации на практике, мы изучили имеющийся мировой опыт и пришли к выводу, что в законодательстве многих стран в целях налогообложения лизинговое имущество является амортизируемым у лизингодателя. Тогда получается более или менее нормальная ситуация. Лизингодатель у себя начисляет амортизацию, эти амортизационные отчисления относятся у него в уменьшение дохода, который он получает от сдачи имущества в лизинг. А лизингополучатель в свою очередь относит к вычету лизинговые платежи. Мы предлагаем прописать аналогичный порядок в гл.25 Кодекса. Соответствующие изменения в нее мы уже подготовили и направили в Минфин России..."
Филиалы в одном регионе
Еще одна проблема касается организаций, у которых есть обособленные подразделения, расположенные в одном регионе: "...Если организация имеет несколько обособленных подразделений, которые расположены на территории одного субъекта РФ, то распределять налоговую базу в части налога, поступающего в бюджет субъекта, в соответствии с ст.288 она должна по каждому обособленному подразделению. Очевидно, что смысла в этом нет, так как налог все равно уплачивается в один бюджет - региональный. Получается, что у организации из-за существующих требований Кодекса увеличивается объем бумажной и учетной работы. Мы предлагаем поправки в Кодекс, согласно которым налогоплательщикам будет предоставлено право выбрать одно подразделение, через которое они будут уплачивать налог..."
На 2004 г. новая декларация
По словам Карена Иосифовича, сейчас полным ходом идет работа над новой формой декларации по налогу на прибыль. Применять ее налогоплательщикам нужно будет только в 2004 г., 2003 г. будет закрываться по старой форме декларации. Вот как он оценил новый документ: "...Абсолютно убежден, что новая декларация понравится налогоплательщикам, потому что мы сократили ее объем где-то процентов на 30. Очень многие показатели были убраны из декларации. Документ будет представлен на государственную регистрацию в самое ближайшее время. Я полагаю, что к середине ноября вы получите новую декларацию для того, чтобы в течение полутора месяцев вы могли с ней ознакомиться, изучить ее, понять ее. Применяться же она будет с первого квартала 2004 г. 2003 г. вы закроете по той форме декларации, которая у нас действует на сегодняшний день..." Как пообещал Карен Иосифович, до конца года налогоплательщики увидят не только новую форму декларации, но и инструкцию по ее заполнению.
Статья 252 НК РФ - камень преткновения
Уже все бухгалтеры наизусть помнят формулировку ст.252 НК РФ: расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные, то есть экономически оправданные затраты. По этой норме Кодекса у налогоплательщиков возникает огромное количество вопросов. Чтобы признать те или иные затраты экономически оправданными, налогоплательщик должен ответить на три вопроса. Первый вопрос - насколько произведенные расходы направлены на получение доходов? "...Если налогоплательщик, действуя разумно и добросовестно, производит расходы и ожидает в будущем получение экономических выгод от таких затрат, то эти расходы признаются экономически оправданными. Если расходы изначально не предназначены для того, чтобы принести экономическую выгоду налогоплательщику, эти расходы не могут быть признаны экономически оправданными..." Второй вопрос - разумно ли с экономической точки зрения действует организация, производя расходы? Этот вопрос Карен Иосифович обрисовал на жизненном примере: "...Компания осуществляет два вида деятельности. Оба вида деятельности являются основными. Первый вид деятельности - торговля, а второй - сдача имущества в аренду. Так вот, второй вид деятельности у организации специально убыточен, так как доходы от него меньше, чем амортизационные отчисления по сдаваемому в аренду имуществу. Убытки от второго вида деятельности уменьшают налоговую базу по первому виду деятельности. Я думаю, что в этой ситуации у нас есть основания не принять расходы по второму убыточному виду деятельности как экономически обоснованные, так как организация изначально действует экономически неразумно..." Третий вопрос - соответствует ли размер расходов рыночным ценам? Этот вопрос Карен Оганян также пояснил на примере из практики: "...Налоговые органы проверяли банк и искали причину возникшего у него убытка. В ходе проверки выяснилось, что убыток образовался из-за имевших место расходов на маркетинговые исследования. Согласно документам стоимость исследований составляла 2 млн долл. При этом все эти маркетинговые исследования помещались на 15 печатных страницах, и ничего нового они не открывали. Поэтому такие расходы не могли быть признаны экономически оправданными и отнесенными в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль..." Карен Иосифович заверил бухгалтеров, что с такими недобросовестными налогоплательщиками налоговые органы намерены бороться очень жестко. Причем, чтобы оценить обоснованность размера расходов налогоплательщиков, сотрудники налоговых органов будут привлекать сторонних специалистов.
А.Ю.Ларичев Обозреватель "УНП" Подписано в печать 10.11.2003
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |