Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Кого и как проверит комиссия ("Учет. Налоги. Право", 2003, N 42)



"Учет.Налоги.Право", N 42, 2003

КОГО И КАК ПРОВЕРИТ КОМИССИЯ

(Комментарий к Постановлению Федеральной комиссии

по рынку ценных бумаг от 24.09.2003 N 03-40/пс

"О порядке проведения проверок эмитентов,

профессиональных участников рынка ценных бумаг,

саморегулируемых организаций профессиональных

участников рынка ценных бумаг и иных лицензируемых

Федеральной комиссией по рынку ценных

бумаг организаций")

Постановление ФКЦБ России от 24.09.2003 N 03-40/пс, утвердившее новый порядок проверок юридических лиц, работающих на рынке ценных бумаг, пришло на смену документу, просуществовавшему без малого шесть лет. С тех пор изменилась даже статья закона, на основании которой комиссия издала прежнее Постановление. И вот осенью нынешнего года ФКЦБ решила снова вернуться к вопросу проведения проверок, издав комментируемый документ.

Что же нового придумали для рынка ценных бумаг в контролирующем его органе?

Огласите весь список

Даже если сравнивать только названия старого и нового Постановлений, сразу становится видно, что теперь четко определен список тех, чья деятельность попадет в поле зрения проверяющих. И это действительно так. Новый порядок четко прописывает круг подконтрольных лиц. Это прежде всего все акционерные общества, а также другие организации, выпустившие эмиссионные ценные бумаги (облигации и т.п.), профучастники рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемые организации, управляющие компании и специализированные депозитарии акционерных или паевых инвестиционных фондов, а также негосударственных пенсионных фондов. Кроме того, проверить могут еще и организации, в отношении которых у ФКЦБ есть информация, что они работают на рынке ценных бумаг без лицензии.

Четыре вида выездных

Как и налоговые, "ценные" проверки делятся на камеральные и выездные. Соответственно первые проводятся по местонахождению проверяющих, а вторые - по местонахождению проверяемых. Но в то же время есть и некоторые отличия от правил проведения проверок, прописанных в НК РФ.

Так, при выездной проверке будет проверяться период деятельности, не охваченный предыдущими выездными проверками, и не более чем за три года. Но это ограничение не распространяется на проверки эмитентов.

Кроме того, в отличие от налоговых проверок ФКЦБ оставляет за собой право провести повторную выездную проверку не только при реорганизации (ликвидации) организации или в порядке контроля вышестоящим органом ФКЦБ, но и в связи с вновь возникшими обстоятельствами. Что это могут быть за обстоятельства, в Порядке не поясняется.

Но самое интересное - выездные проверки разделены на четыре вида: плановые, внеплановые, комплексные и совместные. И если с плановыми и внеплановыми все более или менее понятно и так, то остальные требуют некоторого пояснения. Так, под комплексными проверками Порядок понимает одновременную проверку самой организации и ее обособленных подразделений. Ну а если в организацию пожаловали не только работники ФКЦБ, но и сотрудники других "компетентных органов", то это уже совместная проверка.

Процедура выездной проверки зависит от ее вида. Например, если проводится плановая проверка, то не менее чем за шесть дней до ее начала о ней положено уведомить проверяемого. Заверенная копия такого уведомления будет дополнительно вручена проверяющими руководителю организации в день начала проверки вместе с заверенной копией приказа на проверку. А из этого приказа можно будет узнать о предмете проверки, составе проверяющих и их руководителе, а также о сроках проверки. Обратите внимание, что при проведении проверки только в обособленном подразделении в головную организацию направляется дополнительный экземпляр приказа на проверку.

При внеплановой же проверке проверяющие могут появиться на пороге организации без всякого предупреждения.

Срок выездной проверки не может превышать 60 дней. Точка отсчета - момент предъявления проверяющими заверенной копии приказа на проверку и своих служебных удостоверений. В принципе председатель ФКЦБ или регионального отделения может продлить срок проверки еще на 60 дней.

Обратите внимание, что проверять организацию сотрудники ФКЦБ могут только в рабочее время. Это подтверждается еще и тем, что пускать проверяющих на территорию организации обязаны лишь в течение рабочего дня. Поэтому если ревизоры пожаловали в 18.01, то их можно на законных основаниях попросить прийти в следующий рабочий день.

По результатам проверки составляется акт, на основании которого и выносится решение по результатам проверки.

Камеральные по поручению

Порядок проведения камеральных проверок, хотя и напоминает прописанный в НК РФ, тоже имеет некоторые особенности. В отличие от налоговой "ценная" камеральная проверка проводится на основании письменного поручения председателя ФКЦБ (регионального отделения) или члена комиссии.

Срок проведения камеральной проверки не может превышать пяти месяцев, а с учетом сложности, количества и объема проверяемой информации может быть продлен еще на месяц. Единственное исключение - камеральная проверка достоверности сведений, представляемых для государственной регистрации выпуска акций, облигаций и т.п. В этом случае на проверку отведено всего 30 дней.

И еще одно отличие от НК РФ. По результатам камеральной проверки обязательно составляется акт, утверждаемый руководителем того подразделения, чьи сотрудники проводили проверку. Этот акт передается инициатору проверки.

Не перечь!

Ревизоры при проведении выездной проверки обладают очень широкими полномочиями. Они могут свободно проходить на территорию и в помещения проверяемой организации. При этом у них нельзя проверять и досматривать служебные и другие документы или вещи, изымать их или запрещать ими пользоваться.

Инспекторам ФКЦБ надо обеспечить доступ к информационным ресурсам автоматизированных систем организации, правда, в режиме "Только для чтения". Проверяющие обязаны соблюдать установленный режим работы, сохранность и возврат полученных оригиналов документов, а также их рассмотрение в пределах территории проверяемой организации. Хотя это не мешает им получить копии документов и вынести их из помещения организации для приобщения к результатам проверок.

Порядок обязывает инспекторов обеспечить сохранность ставших им известными сведений, составляющих служебную, коммерческую или налоговую тайну проверяемого. Правда, здесь остается открытым вопрос о возможности применения к сотрудникам ФКЦБ ответственности за разглашение налоговой тайны. Дело в том, что в ст.102 НК РФ, определяющей порядок доступа к налоговой тайне, ФКЦБ не указана.

Н.А.Шестаков

Начальник

юридического управления

КБ "Единственный"

Подписано в печать

10.11.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Учитесь жаловаться ("Учет. Налоги. Право", 2003, N 42) >
Статья: Налог на прибыль: ждите перемен ("Учет. Налоги. Право", 2003, N 42)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.