|
|
Статья: Учитесь жаловаться ("Учет. Налоги. Право", 2003, N 42)
"Учет.Налоги.Право", N 42, 2003
УЧИТЕСЬ ЖАЛОВАТЬСЯ
В прошлом номере мы рассказали, как подготовить возражения на акт выездной проверки. Но что делать, если возражения не помогли и налогоплательщика все же решили оштрафовать, да еще взыскать недоимку и пени? Налоговый кодекс предлагает два варианта - либо жаловаться в вышестоящую налоговую, либо идти в суд (ст.138 НК РФ). Конечно, суд вызывает больше доверия, но все же практика показывает - если уверен в своей правоте, шанс нажаловаться вышестоящим налоговикам нужно использовать. Тем более что даже при неудачном исходе все равно остается возможность обратиться в суд. А чтобы жалоба возымела действие, ее надо грамотно и вовремя составить и передать по нужному адресу.
Куда податься...
Итак, налогоплательщик "созрел" для жалобы. Первый вопрос: куда? Чтобы определиться, нужно четко представлять структуру налоговых органов. Налоговые инспекции по городам, районам городов и округам, с которыми, как правило, и имеет дело налогоплательщик, являются самым нижним звеном. Вышестоящие по отношению к ним - управления по областям, краям, республикам в составе РФ. И наконец, самый главный налоговый орган - МНС России. Причем министерство является вышестоящим как для инспекций, так и для управлений. То есть подать жалобу на районную инспекцию можно и сразу в МНС России, минуя территориальное управление. Правда, скорее всего такая жалоба все равно будет спущена для рассмотрения в управление.
...и когда?
Подать жалобу можно в течение трех месяцев с того момента, как налогоплательщик узнал о нарушении своих прав (п.2 ст.139 НК РФ). То есть со дня, когда ему стало известно о вынесении решения. Копии решения и требования об уплате налога должны вручить налогоплательщику или его представителю под расписку (п.5 ст.101 НК РФ). Дату вручения и нужно считать отсчетной. Однако следует иметь в виду, если налоговики не смогли вручить бумаги налогоплательщику, они просто отправят документы по почте заказным письмом. И в этом случае документы будут считаться полученными по истечении шести дней после отправки. А действительно ли их увидел налогоплательщик или нет - для расчета срока уже не важно. Поэтому после проверки лучше побеспокоиться и самим принять меры к получению решения. Но если три заветных месяца все-таки прошли, ситуация не так уж безнадежна. Налоговый орган, в который подается жалоба, может пропущенный срок восстановить. Об этом налогоплательщик должен попросить либо в самой жалобе, либо в отдельном ходатайстве. Главное - описать уважительные причины, которые препятствовали своевременной подаче жалобы. И если просьба будет убедительной, жалобу скорее всего примут.
Говори кратко, уходи быстро
Никаких особых требований к жалобе НК РФ не устанавливает. Но чтобы она достигла желаемого результата, лучше соблюдать следующие рекомендации. Не стоит писать слишком объемную или эмоциональную жалобу - это вряд ли повлияет на результат рассмотрения. Наибольшее расположение чиновников вызовет налогоплательщик, который изложит свои доводы четко, понятно, лаконично. Для этого структуру жалобы, как и возражение на акт выездной проверки, лучше разделить на три части: вводную, описательную и резолютивную. При написании этих частей можно руководствоваться рекомендациями к составлению возражения (см. в московской вкладке N 41, 2003, с. 7). Не нужно забывать и про ссылки на документы МНС и Минфина, а также судебную практику. Подтвержденные ими аргументы всегда оказываются наиболее весомыми. Но есть и особенности, которые надо учесть именно при подготовке жалобы. Так, в отличие от возражений в жалобе на решение нужно не только указать на несогласие с фактами и выводами налоговиков, но и изложить свое требование. Это может быть требование об отмене решения (полностью или частично), о проведении дополнительной проверки или об изменении решения. Кроме того, в жалобе обязательно нужно указать на процессуальные нарушения, допущенные при проведении выездной проверки. Например, если в течение года налоговики провели повторную проверку за один и тот же период или проверкой охвачены более чем три последних года деятельности налогоплательщика. И наконец, к жалобе можно приложить любые документы, которые обосновывают доводы налогоплательщика, опровергают выводы налоговиков или свидетельствуют о нарушениях, допущенных при проверке.
Чтобы не попасть впросак
В некоторых случаях, прописанных в Приказе МНС России от 17.08.2001 N БГ-3-14/290, вышестоящий орган не будет рассматривать жалобу. И чтобы не возлагать на жалобу напрасные надежды, все эти ситуации нужно знать и своевременно исправлять. Так, жалобу не рассмотрят, если пропущен срок для ее подачи. Соответственно пропустившим срок жалобщикам нужно сразу же ходатайствовать о восстановлении срока. Такая же судьба ждет жалобу, из которой не ясно, какое именно решение обжалуется и чем заявитель обосновывает свои требования. Чтобы этого не произошло, нужно четко и понятно составить описательную часть жалобы. Также следует проверить, подписана ли жалоба уполномоченным лицом и не подавалась ли такая же жалоба в вышестоящий налоговый орган. Кроме того, жалобу не примут, если по вопросам, изложенным в ней, уже есть решение суда.
Хотим приостановки!
Каждый налогоплательщик заинтересован в том, чтобы обжалуемое решение не исполнялось по крайней мере до рассмотрения жалобы. Иначе, пока он доказывает свою правоту в вышестоящих инстанциях, нижестоящая спишет у него со счета суммы налогов и пеней, да и еще подаст в суд для взыскания штрафов. К сожалению, сама по себе подача жалобы не приостанавливает исполнения решения. Для этого надо еще убедить того, кто будет рассматривать жалобу, что решение не соответствует законодательству. Тогда у него появится право приостановить исполнение решения (п.2 ст.141 НК РФ). На практике, правда, налоговики находят такие основания очень редко. Но попытать удачу все равно стоит, изложив просьбу о приостановлении исполнения решения в жалобе или сопроводительном письме к ней.
—————————————————————————————————————————————————————————————————¬
|Примерная форма жалобы на решение |
| |
| НА БЛАНКЕ ПРЕДПРИЯТИЯ |
| |
|Исх. N 273/н от 11 ноября 2003 г. Руководителю |
| Управления Министерства РФ |
| по налогам и сборам |
| по ______ (субъект Федерации)|
| Ф.И.О. __________ |
| |
| ЖАЛОБА |
| на решение о привлечении ООО "Первый" |
| к налоговой ответственности за совершение |
| налогового правонарушения |
| от 6 ноября 2003 г. N 137 |
| |
|С 1 сентября 2003 г. по 20 октября 2003 г. Инспекцией МНС России|
|по ______ N __ (далее по тексту — ИМНС России) была проведена|
|выездная налоговая проверка ООО "Первый" по правильности|
|исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость за период с|
|1 января 2000 г. по 30 июля 2003 г. |
| По результатам проверки ИМНС России составлен Акт выездной|
|налоговой проверки от 27 октября 2003 г. N 125/дсп (далее по|
|тексту — Акт проверки) и принято решение о привлечении|
|налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение|
|налогового правонарушения от 6 ноября 2003 г. N 137 (далее по|
|тексту — решение). |
| Согласно решению был дополнительно начислен налог на|
|добавленную стоимость в сумме 250 320 руб., пени в размере|
|30 582 руб., а также применен штраф в соответствии со ст.122|
|Налогового кодекса РФ в размере 50 064 руб. |
| Вместе с тем мы считаем, что ряд выводов проверяющих не|
|соответствует действующему законодательству о налогах и сборах,|
|в связи с чем начисление налога на добавленную стоимость в сумме|
|250 320 руб., пени в сумме 30 582 руб. и штрафа в размере|
|50 064 руб. неправомерно. |
| В обоснование своей позиции хотелось бы указать следующее. |
| |
| Далее по аналогии с возражениями. |
| |
| Кроме того, в заключение хотелось бы отметить, что при|
|проведении проверки (вынесении решения, привлечении|
|налогоплательщика к ответственности) ИМНС России не были|
|соблюдены требования налогового законодательства, чем нарушены|
|наши права и интересы и что, по нашему мнению, служит основанием|
|для отмены обжалуемого решения: |
| В 2003 г. ИМНС России уже проводила проверку по правильности|
|исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость за период с|
|01.01.2000 по 30.06.2003, о чем свидетельствует Акт выездной|
|налоговой проверки от 08.08.2003 N 112/дсп. На основании ст.89|
|НК РФ ИМНС России не вправе проводить повторную проверку по|
|одному и тому же налогу за тот же период в течение одного года. |
| |
| В заключение жалобы указывается: |
| На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.138|
|Налогового кодекса РФ |
| ПРОШУ: |
| Отменить решение о привлечении налогоплательщика к налоговой|
|ответственности от 6 ноября 2003 г. N 137. |
| |
| Генеральный директор А.А. Рогов|
L—————————————————————————————————————————————————————————————————
В.В.Брызгалин Директор агентства правовой безопасности "Налоговый щит" Подписано в печать 10.11.2003
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |