Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Учитесь жаловаться ("Учет. Налоги. Право", 2003, N 42)



"Учет.Налоги.Право", N 42, 2003

УЧИТЕСЬ ЖАЛОВАТЬСЯ

В прошлом номере мы рассказали, как подготовить возражения на акт выездной проверки. Но что делать, если возражения не помогли и налогоплательщика все же решили оштрафовать, да еще взыскать недоимку и пени? Налоговый кодекс предлагает два варианта - либо жаловаться в вышестоящую налоговую, либо идти в суд (ст.138 НК РФ). Конечно, суд вызывает больше доверия, но все же практика показывает - если уверен в своей правоте, шанс нажаловаться вышестоящим налоговикам нужно использовать. Тем более что даже при неудачном исходе все равно остается возможность обратиться в суд.

А чтобы жалоба возымела действие, ее надо грамотно и вовремя составить и передать по нужному адресу.

Куда податься...

Итак, налогоплательщик "созрел" для жалобы. Первый вопрос: куда? Чтобы определиться, нужно четко представлять структуру налоговых органов. Налоговые инспекции по городам, районам городов и округам, с которыми, как правило, и имеет дело налогоплательщик, являются самым нижним звеном. Вышестоящие по отношению к ним - управления по областям, краям, республикам в составе РФ. И наконец, самый главный налоговый орган - МНС России. Причем министерство является вышестоящим как для инспекций, так и для управлений. То есть подать жалобу на районную инспекцию можно и сразу в МНС России, минуя территориальное управление. Правда, скорее всего такая жалоба все равно будет спущена для рассмотрения в управление.

...и когда?

Подать жалобу можно в течение трех месяцев с того момента, как налогоплательщик узнал о нарушении своих прав (п.2 ст.139 НК РФ). То есть со дня, когда ему стало известно о вынесении решения. Копии решения и требования об уплате налога должны вручить налогоплательщику или его представителю под расписку (п.5 ст.101 НК РФ). Дату вручения и нужно считать отсчетной.

Однако следует иметь в виду, если налоговики не смогли вручить бумаги налогоплательщику, они просто отправят документы по почте заказным письмом. И в этом случае документы будут считаться полученными по истечении шести дней после отправки. А действительно ли их увидел налогоплательщик или нет - для расчета срока уже не важно. Поэтому после проверки лучше побеспокоиться и самим принять меры к получению решения.

Но если три заветных месяца все-таки прошли, ситуация не так уж безнадежна. Налоговый орган, в который подается жалоба, может пропущенный срок восстановить. Об этом налогоплательщик должен попросить либо в самой жалобе, либо в отдельном ходатайстве. Главное - описать уважительные причины, которые препятствовали своевременной подаче жалобы. И если просьба будет убедительной, жалобу скорее всего примут.

Говори кратко, уходи быстро

Никаких особых требований к жалобе НК РФ не устанавливает. Но чтобы она достигла желаемого результата, лучше соблюдать следующие рекомендации.

Не стоит писать слишком объемную или эмоциональную жалобу - это вряд ли повлияет на результат рассмотрения. Наибольшее расположение чиновников вызовет налогоплательщик, который изложит свои доводы четко, понятно, лаконично.

Для этого структуру жалобы, как и возражение на акт выездной проверки, лучше разделить на три части: вводную, описательную и резолютивную. При написании этих частей можно руководствоваться рекомендациями к составлению возражения (см. в московской вкладке N 41, 2003, с. 7). Не нужно забывать и про ссылки на документы МНС и Минфина, а также судебную практику. Подтвержденные ими аргументы всегда оказываются наиболее весомыми.

Но есть и особенности, которые надо учесть именно при подготовке жалобы. Так, в отличие от возражений в жалобе на решение нужно не только указать на несогласие с фактами и выводами налоговиков, но и изложить свое требование. Это может быть требование об отмене решения (полностью или частично), о проведении дополнительной проверки или об изменении решения.

Кроме того, в жалобе обязательно нужно указать на процессуальные нарушения, допущенные при проведении выездной проверки. Например, если в течение года налоговики провели повторную проверку за один и тот же период или проверкой охвачены более чем три последних года деятельности налогоплательщика.

И наконец, к жалобе можно приложить любые документы, которые обосновывают доводы налогоплательщика, опровергают выводы налоговиков или свидетельствуют о нарушениях, допущенных при проверке.

Чтобы не попасть впросак

В некоторых случаях, прописанных в Приказе МНС России от 17.08.2001 N БГ-3-14/290, вышестоящий орган не будет рассматривать жалобу. И чтобы не возлагать на жалобу напрасные надежды, все эти ситуации нужно знать и своевременно исправлять.

Так, жалобу не рассмотрят, если пропущен срок для ее подачи. Соответственно пропустившим срок жалобщикам нужно сразу же ходатайствовать о восстановлении срока.

Такая же судьба ждет жалобу, из которой не ясно, какое именно решение обжалуется и чем заявитель обосновывает свои требования. Чтобы этого не произошло, нужно четко и понятно составить описательную часть жалобы.

Также следует проверить, подписана ли жалоба уполномоченным лицом и не подавалась ли такая же жалоба в вышестоящий налоговый орган. Кроме того, жалобу не примут, если по вопросам, изложенным в ней, уже есть решение суда.

Хотим приостановки!

Каждый налогоплательщик заинтересован в том, чтобы обжалуемое решение не исполнялось по крайней мере до рассмотрения жалобы. Иначе, пока он доказывает свою правоту в вышестоящих инстанциях, нижестоящая спишет у него со счета суммы налогов и пеней, да и еще подаст в суд для взыскания штрафов.

К сожалению, сама по себе подача жалобы не приостанавливает исполнения решения. Для этого надо еще убедить того, кто будет рассматривать жалобу, что решение не соответствует законодательству. Тогда у него появится право приостановить исполнение решения (п.2 ст.141 НК РФ). На практике, правда, налоговики находят такие основания очень редко. Но попытать удачу все равно стоит, изложив просьбу о приостановлении исполнения решения в жалобе или сопроводительном письме к ней.

     
   —————————————————————————————————————————————————————————————————¬
   |Примерная форма жалобы на решение                               |
   |                                                                |
   |                     НА БЛАНКЕ ПРЕДПРИЯТИЯ                      |
   |                                                                |
   |Исх. N 273/н от 11 ноября 2003 г.  Руководителю                 |
   |                                   Управления Министерства РФ   |
   |                                   по налогам и сборам          |
   |                                   по ______ (субъект Федерации)|
   |                                   Ф.И.О. __________            |
   |                                                                |
   |                             ЖАЛОБА                             |
   |             на решение о привлечении ООО "Первый"              |
   |            к налоговой ответственности за совершение           |
   |                   налогового правонарушения                    |
   |                   от 6 ноября 2003 г. N 137                    |
   |                                                                |
   |С 1 сентября 2003 г. по 20 октября 2003 г. Инспекцией МНС России|
   |по ______ N __ (далее по тексту — ИМНС  России)  была  проведена|
   |выездная налоговая   проверка   ООО   "Первый"  по  правильности|
   |исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость за период  с|
   |1 января 2000 г. по 30 июля 2003 г.                             |
   |    По результатам проверки ИМНС России составлен  Акт  выездной|
   |налоговой  проверки  от  27 октября 2003 г.  N 125/дсп (далее по|
   |тексту  —  Акт  проверки)  и  принято  решение   о   привлечении|
   |налогоплательщика  к  налоговой  ответственности  за  совершение|
   |налогового правонарушения от 6 ноября 2003 г.  N 137  (далее  по|
   |тексту — решение).                                              |
   |    Согласно решению  был  дополнительно   начислен   налог   на|
   |добавленную стоимость  в  сумме  250  320  руб.,  пени в размере|
   |30 582 руб.,  а также применен штраф в  соответствии  со  ст.122|
   |Налогового кодекса РФ в размере 50 064 руб.                     |
   |    Вместе с тем мы считаем,  что  ряд  выводов  проверяющих  не|
   |соответствует  действующему законодательству о налогах и сборах,|
   |в связи с чем начисление налога на добавленную стоимость в сумме|
   |250 320  руб.,  пени  в  сумме  30  582 руб.  и штрафа в размере|
   |50 064 руб. неправомерно.                                       |
   |    В обоснование своей позиции хотелось бы указать следующее.  |
   |                                                                |
   |               Далее по аналогии с возражениями.                |
   |                                                                |
   |    Кроме того,  в  заключение  хотелось  бы  отметить,  что при|
   |проведении    проверки    (вынесении    решения,     привлечении|
   |налогоплательщика   к   ответственности)  ИМНС  России  не  были|
   |соблюдены требования налогового законодательства,  чем  нарушены|
   |наши права и интересы и что, по нашему мнению, служит основанием|
   |для отмены обжалуемого решения:                                 |
   |    В 2003 г. ИМНС России уже проводила проверку по правильности|
   |исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость за период  с|
   |01.01.2000 по  30.06.2003,  о  чем  свидетельствует Акт выездной|
   |налоговой проверки от 08.08.2003 N 112/дсп.  На основании  ст.89|
   |НК  РФ  ИМНС  России  не  вправе проводить повторную проверку по|
   |одному и тому же налогу за тот же период в течение одного года. |
   |                                                                |
   |                В заключение жалобы указывается:                |
   |    На основании   вышеизложенного   и   руководствуясь   ст.138|
   |Налогового кодекса РФ                                           |
   |                             ПРОШУ:                             |
   |    Отменить решение о привлечении налогоплательщика к налоговой|
   |ответственности от 6 ноября 2003 г. N 137.                      |
   |                                                                |
   |    Генеральный директор                              А.А. Рогов|
   L—————————————————————————————————————————————————————————————————
   

В.В.Брызгалин

Директор

агентства правовой безопасности

"Налоговый щит"

Подписано в печать

10.11.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Интервью: Вопросы применения трудового законодательства ("Учет. Налоги. Право", 2003, N 42) >
Статья: Кого и как проверит комиссия ("Учет. Налоги. Право", 2003, N 42)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.