Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Интервью: Условия применения - скрытые нюансы ("Учет. Налоги. Право", 2003, N 42)



"Учет.Налоги.Право", N 42, 2003

УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ - СКРЫТЫЕ НЮАНСЫ

Послушать семинар по упрощенной системе налогообложения, задать свои вопросы пришли не только те бухгалтеры, которые уже в этом году столкнулись с "упрощенкой". К ним присоединились и бухгалтеры тех предприятий, кто только со следующего года планирует перейти на упрощенный режим. До 30 ноября (последний день подачи заявлений о переходе на упрощенную систему) еще есть время подумать и все взвесить. Лектор Елена Анатольевна Юрасова, заместитель начальника отдела налогообложения прибыли (доходов) УМНС России по Московской области, остановилась на проблемах, с которыми бухгалтеры на практике столкнулись в этом году, отдельно рассмотрела нюансы перехода на уплату единого налога и рассказала о новшествах, которые вступают в силу со следующего года.

Первый вопрос, который возникает у организации при рассмотрении возможности перехода на упрощенный режим, - возможность его применения в принципе. Все ограничения для перехода на данный спецрежим прописаны в ст.346.12 НК РФ, но из-за нечеткости некоторых формулировок или невнимательного изучения бухгалтеры сталкиваются с множеством сложностей.

К примеру, объем выручки у организации, которая решает перейти на "упрощенку", должен быть не более 11 млн руб. за 9 месяцев 2003 г. Но у строительных организаций в выручку включаются и суммы по субподрядным работам. Как им определять выручку, чтобы проверить этот норматив? Налоговый кодекс никаких особенностей здесь не устанавливает. Поэтому выручку нужно определять по правилам гл.25, включая средства на субподрядные работы.

Вот и другие вопросы.

- Зависит ли выручка для проверки соблюдения лимита от метода учета доходов и расходов для налога на прибыль?

- Да, зависит. Поскольку для проверки лимита нужно использовать данные налогового учета для налога на прибыль (в ст.346.12 НК РФ по этому вопросу делается ссылка на ст.249), то и выручка определяется в зависимости от метода. Если организация в 2003 г. использует кассовый метод, то для проверки лимита в 11 млн руб. она берет выручку по кассовому методу. Если же в этом году у организации метод начисления, то и выручка для соблюдения лимита берется по методу начисления.

- Что брать за основу комиссионерам и агентам при подсчете требуемой выручки?

- В общем случае только комиссионное или агентское вознаграждение. Согласно ст.251 Налогового кодекса "транзитные деньги" комиссионеры в свои доходы не включают. Но здесь нужно учитывать одну особенность - если комиссионер по условиям договора несет определенные затраты и учитывает их у себя в расходах, а комитент их впоследствии возмещает, то сумма возмещения будет отражаться в доходах. Если же по условиям договора все произведенные расходы, связанные с выполнением поручения, комиссионер передает комитенту, не считая их своими расходами, то суммы возмещения, полученные от комитента, в доходах не учитываются. Таким образом, комиссионер, учитывающий у себя в доходах суммы возмещенных комитентом расходов, при расчете лимита выручки в размере 11 млн руб. должен также учитывать и суммы таких возмещений.

- Что понимать под филиалами и представительствами, наличие которых не позволяет применять упрощенную систему согласно ст.346.12 НК РФ?

- Те филиалы и представительства, которые в качестве таковых поименованы в учредительных документах. В данном случае не имеются в виду те обособленные подразделения, которые возникают для целей налогообложения в соответствии со ст.11 НК РФ.

- Организации и предприниматели, "занимающиеся производством подакцизных товаров", не могут применять упрощенный режим. Относится ли эта норма к продавцам подакцизных товаров?

- Запрет на применение упрощенной системы относится только к производителям подакцизных товаров. Продавцов он не касается.

- За какой именно период необходимо брать численность для перехода на упрощенную систему?

- К сожалению, Кодекс по этому вопросу содержит нечеткую формулировку: "средняя численность за налоговый (отчетный) период". Ответ дают Методические рекомендации МНС России по упрощенной системе налогообложения. Среднюю численность необходимо определять по состоянию на 1 октября 2003 г.

- На какую дату необходимо брать стоимость имущества для проверки лимита?

- Одно из условий применения упрощенной системы - остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов по данным бухгалтерского учета не превышает 100 млн руб. (пп.16 п.3 ст.346.12 НК РФ). Но на какую дату? Кодекс об этом умалчивает. МНС России указало ее в Методических рекомендациях по применению главы 26.2 НК РФ. Необходимо брать остаточную стоимость по состоянию на 1-е число месяца, в котором подается заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения. Если заявление подается в октябре, то на 1 октября, если в ноябре - то на 1 ноября.

- Вновь созданная организация в 2003 г. подает заявление о переходе на упрощенную систему спустя один день после подачи заявления о постановке на налоговый учет (предполагает применять ее с момента создания). Правомерно ли налоговые органы отказали ей в переходе на спецрежим по причине опоздания с подачей заявления?

- Такой отказ считается правомерным. Основание - п.2 ст.346.13 НК РФ. Заявление о применении упрощенной системы необходимо подавать "одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах". Поэтому формально налоговый орган будет прав, если выдаст уведомление о невозможности применения упрощенной системы налогообложения.

- Организация создана в этом году, но не перешла на "упрощенку". Есть желание применять ее в следующем году. Как определить выручку для проверки лимита в 11 млн руб.?

- Выручка для этих целей берется со дня создания организации до 1 октября 2003 г., то есть не за 9 месяцев, как если бы организация работала с начала года, а только с момента создания. Высчитывать никакую среднюю выручку пропорционально отработанным кварталам не нужно!

- Многие организации по одному из видов деятельности являются плательщиками единого налога на вмененный доход. Федеральный закон от 07.07.2003 N 117-ФЗ внес соответствующие изменения в Кодекс, где сейчас прямо прописано, что при наличии видов деятельности на ЕНВД остальные можно перевести на упрощенный режим. Но как при этом считать общую выручку, которая необходима для определения лимита выручки?

- В первую очередь необходимо отметить, что нужно будет считать все общие показатели по всем видам деятельности для проверки условий для применения "упрощенки": не только в части выручки, но и в части остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов, а также в отношении численности работников.

Выручку при этом нужно считать по правилам гл.25 НК РФ. Если по видам деятельности, по которым организация применяет обычную систему налогообложения, она известна, то по деятельности, которая на ЕНВД, ее нужно определять. При ЕНВД ведется только бухгалтерский учет. Поэтому проверить соблюдение лимита в 11 млн руб. можно следующим образом: на основании данных бухучета по доходам исчислить выручку по правилам гл.25 НК РФ. Благо разница между бухгалтерской и налоговой выручкой (по правилам гл.25 НК РФ) не так существенна в отличие от расходов.

- Как коммерческой организации учитывать при подсчете доходов для лимита в размере 15 млн руб. поступившие бюджетные средства для целевого использования?

- Они в доходы не включаются, поскольку доходы определяются по правилам гл.25 НК РФ (п.2 ст.346.12 НК РФ). А согласно ст.251 Кодекса целевое финансирование в виде получения бюджетных средств доходы не увеличивает (пп.14 п.1).

Примечание. Остаетесь на спецрежиме без заявлений

Если организация или предприниматель применяет упрощенную систему налогообложения уже в этом году и планирует ее использовать и в следующем году, то никакое заявление для этого в налоговый орган подавать не нужно!

Л.Н.Усольцева

Эксперт "УНП"

Подписано в печать

10.11.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Интервью: Налог на имущество предприятий ("Учет. Налоги. Право", 2003, N 42) >
Статья: Налог на добавленную стоимость: ясность внесена ("Учет. Налоги. Право", 2003, N 42)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.