Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Оспорить результаты проверки можно прямо в инспекции ("Главбух", 2003, N 22)



"Главбух", N 22, 2003

ОСПОРИТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ

МОЖНО ПРЯМО В ИНСПЕКЦИИ

Чтобы доказать налоговой инспекции свою правоту, не обязательно сразу идти в вышестоящие инстанции или суд. В том, что проверяющие сделали неверные выводы, можно попробовать убедить руководителя инспекции. Ведь он тоже не заинтересован в том, чтобы его решение отменило начальство или суд.

Грамотно провести такое разбирательство поможет наша статья.

Знакомимся с выводами проверяющих

То, к какому решению пришли чиновники, проверив организацию, бухгалтер может узнать из акта налоговой инспекции. Как известно, проверяющие составляют два экземпляра такого акта: один остается в налоговой, а другой получает предприятие. Зачастую бухгалтеры, которые еще ни разу не сталкивались с проверками, рассчитывают, что акт им выдадут сразу, как только закончится "ревизия". И когда этого не происходит, они теряются: то ли учет безупречен, то ли инспекторы просто забыли отдать акт проверки.

Однако дело здесь в том, что, когда налоговики уходят с предприятия, у них еще нет акта. Просмотрев документы организации, они составляют только справку - для себя (ст.89 Налогового кодекса РФ). Там указывают сроки, в которые проводилась данная выездная проверка, и выявленные нарушения. На сам же акт п.1 ст.100 Налогового кодекса РФ отводит чиновникам два месяца с момента оформления справки.

С оформленным актом налоговики обязаны под расписку ознакомить проверенную организацию. Сделать это они могут по-разному: приехать с экземпляром акта на предприятие, вызвать представителя фирмы в налоговую, отослать акт заказным письмом. Довольно часто акт вручается директору лично. Также акты проверок получают главные бухгалтеры. Но для этого главбуху надо иметь доверенность от организации, подписанную руководителем и заверенную печатью (ст.29 Налогового кодекса РФ).

Бывает, руководитель или представитель фирмы не хочет ставить в акте свою подпись, потому что не согласен с изложенными в нем выводами. Конечно же, никто не сможет заставить вас расписаться. Однако в данном случае подпись свидетельствует лишь о том, что вы получили этот документ. Она не отнимает у вас права оспорить акт. Просто в этой ситуации важно зафиксировать день, в который вы получили документ.

Если вы все-таки откажетесь подписать документ, то инспектор запишет это в акте и отдаст его вам или пришлет по почте. В последнем случае акт считается полученным на шестой день после отправления (п.4 ст.100 Налогового кодекса РФ).

Получив акт, тщательно проверьте его. Причем здесь важно обратить внимание не только на замечания и расчеты, но и на то, как он составлен. Ведь если все же придется обратиться в суд, огрехи налоговиков в оформлении могут сыграть вам на руку.

Так, проверяющие могут составлять акт только по специальной форме (п.3 ст.100 Налогового кодекса РФ). Она приведена в Инструкции МНС России от 10 апреля 2000 г. N 60. В акте должны быть указаны те нарушения, которые выявлены при проверке. При этом необходимы ссылки на документы, из которых следует, что организация действительно сделала что-то неправильно. Кроме того, чиновники обязаны привести в акте статьи Налогового кодекса РФ, предусматривающие ответственность за данные правонарушения (п.2 ст.100 Налогового кодекса РФ).

Например, ФАС Московского округа отказал в иске налоговой инспекции. В ее акте проверки не было указаний на те документы, которые бы подтверждали, что организация действительно недоплатила налоги. Данная позиция суда приведена в Постановлении от 13 мая 2002 г. N КА-А41/2825-02.

Допустим, вы изучили акт налоговой проверки и, решив поспорить с инспектором, подготовили аргументы в свою защиту. Их надо правильно оформить и направить в налоговую инспекцию.

Оформляем возражения по акту проверки

Составляя документ, в котором вы решили привести возражения против результатов проверки, тщательно продумайте его содержание. Обязательно укажите причины, по которым вы не согласны с выводами проверяющих. Кстати, помочь вам может арбитражная практика. В судебных решениях по аналогичным делам вы сможете почерпнуть аргументы, которые помогут вам в отстаивании вашей позиции.

Возражения адресуются руководителю той инспекции, сотрудники которой были на проверке. Если чиновники не приняли во внимание какую-либо "первичку", которая, по вашему мнению, подтверждает правоту организации, то следует указать на это. Изготовьте копии этих бумаг и приложите их к документу.

Возражения должен подписать руководитель вашей организации. Сделать это может и другой человек (скажем, юрист), если ему поручено представлять организацию. В этом случае не забудьте приложить доверенность на его имя.

На следующей странице мы привели примерный образец возражения на акт налоговой проверки.

     
   —————————————————————————————————————————————————————————————————¬
   |    22 сентября 2003 г.                             Руководителю|
   |                                        Инспекции МНС России N 1|
   |                                                по ЦАО г. Москвы|
   |                                               от ООО "Пересвет"|
   |                                                  ИНН 7701000051|
   |                    Адрес: г. Москва, ул. Старая Басманная, д. 2|
   |                                                                |
   |           Возражения по акту от 18 сентября 2003 г.            |
   |             N 01/5—03 выездной налоговой проверки              |
   |                         ООО "Пересвет"                         |
   |                                                                |
   |    В период  с  15  июля  2003  г.  по  15  сентября   2003  г.|
   |сотрудниками  Инспекции  МНС  России  N  1 по ЦАО г. Москвы была|
   |проведена выездная налоговая проверка ООО "Пересвет" по вопросам|
   |соблюдения налогового  законодательства  за  период  с  1 января|
   |2002 г. по 30 июня 2003 г.  По результатам проведенной  проверки|
   |был составлен  акт  от  18 сентября  2003 г.  N 01/5—03 (далее —|
   |акт).                                                           |
   |    Мы считаем,  что выводы, изложенные в акте, не соответствуют|
   |фактическим  обстоятельствам дела,   представленным   во   время|
   |проверки   документам  и  нарушают  права  налогоплательщика  по|
   |следующим основаниям.                                           |
   |    1. В п.3.1.1  резолютивной  части акта признана неуплаченной|
   |сумма налога на добавленную стоимость за май 2003  г.  в размере|
   |12 836  руб.  По  мнению  проверяющих, организация необоснованно|
   |приняла  к  вычету  НДС,  уплаченный  при  покупке оборудования,|
   |приобретенного  за  счет  заемных  средств, поскольку  на момент|
   |проверки заем погашен не был.                                   |
   |    С нашей  точки  зрения,  мнение проверяющих  неправомерно по|
   |следующим  основаниям:  оборудование было  оплачено  поставщику,|
   |сумма   НДС   выделена   в   платежных и  расчетных  документах,|
   |оборудование принято  к  учету  и используется  в  деятельности,|
   |облагаемой налогом на добавленную стоимость. Кроме того, имеется|
   |счет—фактура поставщика.                                        |
   |    Таким образом,  выполнены  все  условия применения налоговых|
   |вычетов,  которые  приведены  в  ст.ст.171   и   172  Налогового|
   |кодекса РФ.  Налоговый  кодекс  не  связывает право на налоговый|
   |вычет с тем,  за счет каких средств — собственных или  заемных —|
   |были оплачены купленные товары (работы, услуги). Поэтому считаем|
   |неправомерным доначисление налога  на добавленную  стоимость  по|
   |основаниям, указанным в п.2.6 акта.                             |
   |    2. Считаем  неправомерным  также  начисление  пеней  по  п.1|
   |резолютивной части акта.                                        |
   |    В соответствии со  ст.75  Налогового  кодекса  РФ начисление|
   |пеней   возможно   лишь   при   наличии   недоимки  по  налогам,|
   |образовавшейся  вследствие  того,  что  организация опоздала   с|
   |платежом.  По  нашему  мнению, оспариваемые суммы налогов нельзя|
   |квалифицировать  как  недоимку. Следовательно,  неправомерно   и|
   |начисление пеней на указанную сумму.                            |
   |    3. Неправомерным  является  привлечение  ООО  "Пересвет"   к|
   |ответственности за   неуплату   оспариваемых  сумм  налогов (п.1|
   |ст.122 Налогового кодекса РФ) в связи  с отсутствием  налогового|
   |правонарушения (ст.109 Налогового кодекса РФ).                  |
   |    В связи  с  изложенным  и  руководствуясь  ст.101 Налогового|
   |кодекса РФ, просим вас учесть настоящие возражения при вынесении|
   |решения по акту проверки.                                       |
   |                                                                |
   |Директор ООО "Пересвет"          Образцов         /А.В.Образцов/|
   |Гл. бухгалтер                    Петрова           /И.Н.Петрова/|
   L—————————————————————————————————————————————————————————————————
   

Подаем возражения

Согласно п.5 ст.100 Налогового кодекса РФ, возражения необходимо подать в течение двух недель с момента, когда был получен акт проверки. Как видите, зафиксировать день, когда акт оказался в вашей фирме, действительно важно.

Нередко проверяющие ставят на акте не дату вручения вам этого документа, а более раннее число. Поэтому, подписывая акт, обязательно укажите тот день, в который вы это делаете. Причем дату следует поставить как в своем экземпляре акта, так и в том, который остается в налоговой инспекции. В дальнейшем это поможет вам избежать споров с налоговиками по поводу того, с какого дня считать две недели.

Отсчитывая двухнедельный срок, необходимо обратить внимание на один очень важный момент. Неделя по Налоговому кодексу РФ - это не то же самое, что календарная неделя. Ведь согласно ст.6.1 Кодекса, неделей признаются пять рабочих дней, следующих подряд. То есть в некоторых случаях две недели и 14 дней - не одно и то же.

Пример 1. В ООО "Гэсэр" проведена выездная налоговая проверка. Акт чиновники составили 25 июля 2003 г. Но руководитель фирмы получил свой экземпляр акта только 17 сентября 2003 г.

С выводами проверяющих организация не согласилась и решила подать в инспекцию возражения.

17 сентября 2003 г. - это уже среда. То есть о пяти рабочих днях, следующих подряд, речи быть не может. Поэтому двухнедельный срок начнет исчисляться со следующей недели - с 22 сентября.

Следовательно, последний день, когда ООО "Гэсэр" вправе представить свои возражения, - 3 октября 2003 г.

Обратите внимание: налоговики придерживаются другой позиции. Они считают, что в любом случае две недели - это 14 дней. Поэтому, если вы займете противоположную позицию, будьте готовы отстаивать свою правоту в суде.

Инспекция рассматривает возражения

После того как фирма направила свои возражения в налоговую инспекцию, там их обязаны рассмотреть. Причем происходить это должно в присутствии должностных лиц организации или ее представителей (п.1 ст.101 Налогового кодекса РФ).

Поэтому налоговая инспекция должна известить вас о времени и месте разбирательства. Каким образом налоговикам следует уведомлять об этом, в Налоговом кодексе РФ не установлено. Иногда в организацию направляют официальное письмо. Но могут передать такое уведомление по факсу или телефонограммой. В любом случае у инспекции должны быть доказательства того, что она известила ваше предприятие. Если вас не уведомили и возражение рассмотрели без вас, тогда вышестоящий налоговый орган или суд могут отменить решение инспекции (п.6 ст.101 Налогового кодекса РФ).

В назначенное для разбирательства время руководитель и главный бухгалтер должны прийти в инспекцию, чтобы пояснить и обосновать свою позицию. С ними может быть и юрист. Не забудьте оформить на него и на главбуха доверенность, иначе они не смогут участвовать в переговорах с налоговиками. Если вас известили о разбирательстве, но вы туда не пошли, тогда материалы проверки и ваше возражение налоговая инспекция рассмотрит без вас (п.1 ст.101 Налогового кодекса РФ).

Пункт 6 ст.100 Налогового кодекса РФ устанавливает максимальный срок, в который руководитель налоговой инспекции должен рассмотреть представленные вами возражения. Этот срок составляет 14 дней. Здесь в отличие от срока подачи возражения учитываются календарные дни, в том числе выходные и праздники. Отсчитывают же их с того дня, когда истек срок, предусмотренный для подачи возражений.

Пример 2. Воспользуемся условиями примера 1.

ООО "Гэсэр" представило в налоговую инспекцию свои возражения 29 сентября 2003 г. Однако последний день подачи возражений - 3 октября 2003 г. Поэтому 14-дневный срок следует исчислять с 4 октября. Таким образом, последний день, в который руководитель налоговой инспекции должен рассмотреть возражения, приходится на 17 октября 2003 г.

Срок, в который руководитель налоговой инспекции должен принять решение, не установлен.

Каковы могут быть результаты разбирательства

Рассмотрев материалы проверки и возражения фирмы, руководство налогового органа может поддержать либо позицию организации, либо точку зрения проверяющих. А в тех случаях, когда у инспекции недостаточно материалов, чтобы принять решение, возможно третье: провести так называемые дополнительные мероприятия налогового контроля. Обратите внимание: когда руководитель инспекции решает провести дополнительные мероприятия, он должен сразу и четко определить, что именно надо сделать и какие обстоятельства прояснить. Потом его подчиненные обязаны исходить из этих указаний и не превышать своих полномочий.

К какому бы выводу ни пришел руководитель инспекции, вам следует получить копию его решения. Ее вручат представителю организации под расписку либо направят по почте. Об этом сказано в п.5 ст.101 Налогового кодекса РФ.

Ну а что же дальше? Конечно, все зависит от того, какое решение принял руководитель инспекции. Самое лучшее - если он встал на сторону организации и освободил ее от санкций, назначенных поторопившимися инспекторами.

Но руководитель инспекции может поддержать и своих. Тогда вы можете обжаловать решение руководителя инспекции. Для этого соберите все материалы дела (не забудьте про последнее решение) и обращайтесь либо в вышестоящую инспекцию, либо сразу в арбитражный суд.

Н.А.Орлова

Начальник

юридического отдела

ООО "Аудиторская служба "СТЕК"

Подписано в печать

05.11.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Нормируемые расходы и требования ПБУ 18/02 ("Главбух", 2003, N 22) >
Статья: Исправляем ошибки в отчетности ("Главбух", 2003, N 22)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.