![]() |
| ![]() |
|
Вопрос: При проведении выездной налоговой проверки не было выявлено нарушений налогового законодательства со стороны проверяемой организации. Более того, проверяющими были установлены факты начислений некоторых налогов в завышенных размерах. Однако в акте выездной налоговой проверки эти факты не нашли отражения. Как должна поступить организация в такой ситуации? ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2003, N 45)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 45, 2003
Вопрос: При проведении выездной налоговой проверки не было выявлено нарушений налогового законодательства со стороны проверяемой организации. Более того, проверяющими были установлены факты начислений некоторых налогов в завышенных размерах. Однако в акте выездной налоговой проверки эти факты не нашли отражения. Как должна поступить организация в такой ситуации?
Ответ: В соответствии с п.1.11.3 Инструкции итоговая часть акта выездной налоговой проверки (заключение) должна содержать сведения об общих суммах выявленных при проведении проверки неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов (сборов) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) и (или) исчисленных в завышенных размерах налогов (сборов) с разбивкой по видам налогов (сборов) и налоговым периодам, а также обобщенные сведения о других установленных проверкой фактах налоговых и иных правонарушений. Таким образом, суммы исчисленных в завышенных размерах налогов (сборов) должны быть отражены в акте выездной налоговой проверки независимо от факта выявления при проведении проверки сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов (сборов) в результате занижения налоговой базы. Согласно п.5 ст.100 НК РФ налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт либо возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки. В НК РФ представление возражений налогоплательщиком не связано с обязательным отражением в акте выездной налоговой проверки фактов нарушения налогового законодательства. Возражения налогоплательщик имеет право представить независимо от содержания акта и приложить необходимые документы, подтверждающие факт исчисления налогов в завышенных размерах. В п.6 ст.100 НК РФ определено, что по истечении срока, установленного для представления возражений, в течение не более 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком. Согласно п.1 ст.101 НК РФ в случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие. Если руководство налогового органа при рассмотрении материалов проверки согласится с позицией проверяемой организации, на основании пп.2 п.2 ст.101 НК РФ будет вынесено решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. В соответствии с п.3.3 Инструкции решение налогового органа об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения должно содержать в описательной части, в частности, изложение обстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения (в данном случае отсутствие налогового правонарушения), суммы исчисленных в завышенных размерах налогов. Однако налогоплательщик должен быть готов и к тому, что, как предусмотрено п.3.4 Инструкции, при наличии обстоятельств, исключающих возможность вынесения правильного и обоснованного решения о привлечении или об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности на основании имеющихся материалов налоговой проверки, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вынесет решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
При отсутствии возражений со стороны налогоплательщика по поводу содержания акта выездной налоговой проверки у него могут в дальнейшем возникнуть трудности при попытках добиться уменьшения сумм налогов, исчисленных им до выездной налоговой проверки в завышенных размерах. Так, при представлении налогоплательщиком после выездной налоговой проверки уточненных налоговых деклараций по тем налогам и за те налоговые периоды, по которым проведена выездная проверка, он неизбежно столкнется с тем, что налоговые органы, проводя в установленном порядке камеральную проверку уточненных деклараций, будут отказывать в уменьшении сумм соответствующих налогов и сборов со ссылкой на акт выездной налоговой проверки по данным налогам за этот период и на отсутствие возражений налогоплательщика по акту выездной налоговой проверки.
М.Михайлов Советник налоговой службы Российской Федерации III ранга Подписано в печать 05.11.2003
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |