Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Регистрировать обязательно ("Учет. Налоги. Право", 2003, N 41)



"Учет.Налоги.Право", N 41, 2003

РЕГИСТРИРОВАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО

Права на недвижимость (не важно приобретенную или построенную) возникают только после государственной регистрации. При этом иногда регистрируется не только право на недвижимость, но и договор, по которому это право переходит. Так когда и что надо регистрировать и как быть, если недвижимость вовремя не прошла регистрацию?

В чем же разница между регистрацией договора и регистрацией недвижимости? А вот в чем: незарегистрированный договор будет считаться незаключенным и соответственно не повлечет никаких последствий. А если регистрировать надо недвижимость, то в принципе с ней можно совершать сделки и без регистрации. Но в этом случае владельцу будет сложно доказать, что недвижимость принадлежит именно ему. Ведь, согласно ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), государственная регистрация является единственным доказательством существования права на недвижимость.

За регистрацией надо обращаться в органы Минюста России по местонахождению недвижимого имущества. А документы, которые нужны для этого, перечислены в п.8 Приказа Минюста России от 01.07.2002 N 184.

Непрохождение регистрации чревато проблемами в хозяйственной деятельности, поэтому в интересах организации как можно быстрее исправить такое положение дел. О том, как это сделать в наиболее типичных ситуациях, мы расскажем ниже.

Если забыли

К сожалению, достаточно распространена ситуация: организация приобретает здание, право собственности не регистрирует, а здание использует в деятельности. Спустя некоторое время здание продается. Однако в регистрации этого договора могут отказать, причем на вполне законных основаниях. Ведь продавец не сможет подтвердить свое право на недвижимость. Следовательно, и заключенный договор будет недействительным - до регистрации права собственности на недвижимость продавец не вправе ею распоряжаться (п.2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.11.1997 N 21).

Поэтому, дабы избежать конфликта с покупателем, продавец должен зарегистрировать за собой право собственности. Обратите внимание: сделать это можно независимо от того, сколько времени прошло с момента заключения первоначального договора.

Уклонистов - в суд

А бывает и так, что покупатель недвижимости двумя руками "за" регистрацию. А вот продавец, получив деньги, уже не хочет связываться с бумажной волокитой. В то же время зарегистрировать договор можно только по заявлению обеих сторон (ст.16 Закона о регистрации).

К сожалению, добиться регистрации в подобной ситуации можно лишь через суд. Поэтому, дабы оградить себя от судебной тяжбы, в договоре лучше предусмотреть следующий порядок оплаты недвижимости: до государственной регистрации покупатель перечисляет деньги не продавцу, а на депозит банка. Продавец сможет получить их лишь предъявив свидетельство о регистрации права за покупателем.

Регистрация и налоги

И в заключение о налоговом аспекте регистрации. Основные средства, подлежащие госрегистрации, можно включить в амортизационную группу только если есть подтверждение подачи документов на регистрацию (п.8 ст.258 НК РФ). Правда, в отношении основных средств, введенных в эксплуатацию до появления Закона о регистрации (то есть до 31 января 1998 г.), была сделана поблажка - их можно было амортизировать и без регистрации, но только до 1 января 2003 г. (п.7 ст.10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ). Впоследствии этот срок был продлен еще на год. А совсем недавно Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ требование о регистрации старых основных средств было снято вовсе. Таким образом, теперь регистрировать "старую" недвижимость для начисления амортизации не нужно.

А как учесть плату за регистрацию? Можно ли ее, как и в бухгалтерском учете, включить в первоначальную стоимость недвижимости? Специалисты департамента налогообложения прибыли МНС России рекомендуют поступать так, только если регистрация проводится до ввода недвижимости в эксплуатацию (см. "Что рекомендует МНС России?" на с. 9 "УНП" N 39, 2002). Затраты же, произведенные после ввода объекта в эксплуатацию, списываются как прочие расходы, связанные с производством и реализацией (пп.1 п.1 ст.264 НК РФ).

Т.В.Старостина

Эксперт "УНП"

Подписано в печать

03.11.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: В каком периоде зачесть налог? ("Учет. Налоги. Право", 2003, N 41) >
Статья: Амортизация ("Учет. Налоги. Право", 2003, N 41)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.