Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Возврат возврату рознь ("Практическая бухгалтерия", 2003, N 11)



"Практическая бухгалтерия", N 11, 2003

ВОЗВРАТ ВОЗВРАТУ РОЗНЬ

Покупатель вернул товар. Как его учесть? Какие нужны документы? Прежде чем начать действовать, выясните, в чем причина возврата. Это поможет вам принять правильное решение.

Бухгалтеру в своей работе приходится сталкиваться с вопросами, которые, казалось бы, с его профессией никак не связаны. Юридические тонкости составления договоров, особенности взаиморасчетов, нюансы деловых отношений... Во многих случаях без дополнительных данных невозможно учесть ту или иную операцию.

Так и с возвратом товаров. Узнав, что покупатель вернул продукцию обратно, бухгалтер прежде всего должен поинтересоваться: а есть ли на это законные основания? Ведь если товар некачественный - это одно дело, а если руководство согласилось взять его назад "просто так", по взаимной договоренности, - совсем другое.

Когда второй сорт - брак

Причины, по которым покупатель может отказаться от товара, как правило, прописывают в договоре. Если там ничего не сказано, продукцию можно вернуть в таких случаях:

- товар поступил в меньшем количестве, чем должно быть по договору (ст.466 ГК РФ);

- ассортимент товара не совпадает с заказом (ст.468 ГК РФ);

- продукция некачественная или бракованная (ст.475 ГК РФ);

- товар поступил в недоукомплектованном виде (ст.480 ГК РФ).

Вместе с товаром покупатель должен прислать накладную. Ее можно составить по форме N ТОРГ-12 с пометкой "возврат". В дополнение оформляют документ, в котором указана причина отказа от покупки. Например, акт об установленных расхождениях по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей по форме N ТОРГ-2 (утв. Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132).

Счет-фактуру на возвращенный товар покупатель не выписывает. Ведь при его обратной передаче не происходит реализации. Стороны просто расторгают договор купли-продажи.

НДС по полученным назад товарам в этом случае можно принять к вычету и без счета-фактуры. Для этого должны быть выполнены такие условия (п.5 ст.171 НК РФ):

- НДС, начисленный с выручки от реализации товаров, уплачен в бюджет;

- в бухгалтерском учете сделаны корректировки по возврату товаров;

- не истек один год со дня, когда вернули товары.

Пример 1. В сентябре 2003 г. ЗАО "Актив" отгрузило ООО "Пассив" партию электрических фенов в количестве 50 штук по цене 480 руб. за штуку (в том числе НДС - 80 руб.). Сумма договора составила 24 000 руб. (в том числе НДС - 4000 руб.). Себестоимость одного фена - 300 руб., а себестоимость проданной партии - 15 000 руб.

В ноябре 2003 г. "Пассив" возвратил три бракованных фена на общую сумму 1440 руб. (в том числе НДС - 240 руб.). "Актив" определяет выручку от продаж "по отгрузке" и платит НДС помесячно. Бухгалтер сделал такие проводки:

в сентябре 2003 г.

Дебет 62 Кредит 90-1

- 24 000 руб. - отражена выручка от реализации фенов;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"

- 4000 руб. - начислен НДС к уплате в бюджет;

Дебет 90-2 Кредит 41

- 15 000 руб. - списана себестоимость проданных фенов;

в октябре 2003 г.

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 51

- 4000 руб. - перечислен НДС в бюджет (согласно сентябрьской декларации);

в ноябре 2003 г.

Дебет 62 Кредит 90-1

     
          ———————————¬
        — |1440  руб.|  (480  руб.  x  3 шт.) — отражен возврат фенов
          L———————————
   
(сторнирована часть выручки от реализации);

Дебет 90-2 Кредит 41

     
          ——————————¬
        — |900  руб.|  (300  руб.  x  3  шт.)  —  сторнирована  часть
          L——————————
   
себестоимости, которая относится к возвращенным фенам;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"

     
          ——————————¬
        — |240  руб.|  (1440 руб.  x 20%  :  120%) — сторнирован НДС,
          L——————————
   
который относится к возвращенным фенам.

Последняя запись означает, что "Актив" использовал свое право на налоговый вычет. В налоговой декларации за ноябрь сумма вычета будет отражена по строке 420 налоговой декларации по НДС.

Мне бы то же самое,

но с перламутровыми пуговицами...

Бывает, что у покупателя нет явных причин, чтобы отказаться от товара, но поставщик все-таки соглашается принять его назад. В этом случае все складывается так. Получив товар, покупатель становится его собственником (если иное не предусмотрено договором). Расторгнуть договор с поставщиком он не может, так как на это нет законных оснований.

Поэтому, чтобы вернуть товар, покупатель должен оформить договор купли-продажи с поставщиком и по нему отгрузить ненужный товар обратно. На проданную продукцию он оформляет накладную и счет-фактуру. Фирма, которой вернули товар, покупает его обратно и приходует в обычном порядке.

Завершается эта операция так. Если покупатель уже оплатил возвращенный товар, то поставщик рассчитывается с ним, перечислив деньги за "обратную" покупку (по договору).

Если же оплата еще не поступила, то возникшие однородные встречные требования можно зачесть. Для этого достаточно, чтобы одна из фирм направила другой заявление о взаимозачете в произвольной форме. В заявлении важно не забыть выделить сумму НДС отдельной строкой.

Пример 2. Воспользуемся условиями примера 1. Предположим, что "Пассив" вернул все фены "Активу", так как не смог их продать. "Актив" согласился принять товар обратно.

Бухгалтер "Актива" в учете сделает проводки:

в сентябре 2003 г.

Дебет 62 Кредит 90-1

- 24 000 руб. - отражена выручка от реализации фенов;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"

- 4000 руб. - начислен НДС к уплате в бюджет;

Дебет 90-2 Кредит 41

- 15 000 руб. - списана себестоимость проданных фенов;

в октябре 2003 г.

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 51

- 4000 руб. - перечислен НДС в бюджет (согласно сентябрьской декларации);

в ноябре 2003 г.

Дебет 41 Кредит 60

- 20 000 руб. - оприходованы фены;

Дебет 19 Кредит 60

- 4000 руб. - учтен НДС по поступившим фенам.

Таким образом, задолженность "Актива" перед "Пассивом" равна задолженности "Пассива" перед "Активом". Она составляет 24 000 руб. (в том числе НДС - 4000 руб.).

Фирмы договорились зачесть встречные однородные требования. Для этого они составили акт сверки взаимных задолженностей, и "Пассив" направил в адрес "Актива" заявление о проведении взаимозачета. Бухгалтер "Актива" подтвердил, что он это заявление получил.

Бухгалтер отразил это так:

Дебет 60 Кредит 62

- 24 000 руб. - произведен зачет однородных встречных требований с "Пассивом";

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19

- 4000 руб. - НДС по оплаченным фенам принят к вычету.

Как видите, такой порядок учета требует без надобности увеличивать налогооблагаемые обороты по счетам. Поэтому возникает естественный вопрос: можно ли обойтись без этого?

На практике бухгалтеры решают эту проблему так.

Вариант 1. Придумывают какую-нибудь формальную законную причину, чтобы вернуть товар (например, повреждение упаковки). Тогда можно провести обычный возврат (см. пример 1).

Вариант 2. Договорившись с покупателем, уничтожают оба экземпляра накладных и все связанные с поставкой бухгалтерские проводки. Если товар уже оплачен, то получается такая картина: деньги по договору поступили, а товар никто не отгружал (документов-то нет). Поэтому, чтобы перечислить оплату назад, достаточно, чтобы покупатель написал письмо: "Верните деньги в связи с непоставкой товара".

Г.Соколова

Эксперт ПБ

Подписано в печать

30.10.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: ЕНВД и розница: платить или не платить? ("Практическая бухгалтерия", 2003, N 11) >
Статья: Разрешите представиться ("Практическая бухгалтерия", 2003, N 11)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.