Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Об изменениях в обложении акцизами подакцизных товаров в 2004 году ("Финансовая газета", 2003, N 44)



"Финансовая газета", N 44, 2003

ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ОБЛОЖЕНИИ АКЦИЗАМИ ПОДАКЦИЗНЫХ

ТОВАРОВ В 2004 ГОДУ

Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" внесены изменения и дополнения в налоговое законодательство, в том числе и в гл.22 "Акцизы" НК РФ.

Основные изменения законодательства по акцизам касаются индексации налоговых ставок в отношении подакцизных товаров. В принципе индексация ставок акцизов производится ежегодно, поскольку ставки акцизов на подакцизные товары, такие, как спирт этиловый, алкогольная продукция, спиртосодержащая продукция, пиво, табачная продукция, нефтепродукты, автомобили легковые, мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.), установлены в абсолютных величинах на единицу подакцизного товара (специфические), и с учетом инфляции удельный вес акциза в цене таких товаров снижается. Очередная индексация размеров ставок акцизов объясняется прежде всего этой причиной.

На 2004 г. размеры ставок акцизов проиндексированы с учетом инфляции и отмены с 2004 г. налога с продаж в среднем на 10 - 20%. При этом ставки акцизов на вина натуральные нетрадиционные и вина шампанские и игристые сохранены на действующем в настоящее время уровне, ставки акциза на пиво увеличены на 7%.

Размеры налоговых ставок, вводимых в действие с 1 января 2004 г. и действующих в настоящее время, приведены в таблице.

Размеры ставок акцизов

     
   ——————————————————————————————T————————————————T—————————————————¬
   |   Виды подакцизных товаров  |   Действующие  | Ставки акцизов, |
   |                             |ставки акцизов в|    вводимые с   |
   |                             |   2003 г., в   |1 января 2004 г.,|
   |                             | процентах или в|в процентах или в|
   |                             | руб. и коп. за |  руб. и коп. за |
   |                             |     единицу    |единицу измерения|
   |                             |    измерения   |                 |
   +—————————————————————————————+————————————————+—————————————————+
   |Этиловый спирт из всех видов |16 руб. 20 коп. |18 руб. за 1 л   |
   |сырья (в том числе этиловый  |за 1 л          |безводного       |
   |спирт—сырец из всех видов    |безводного      |этилового спирта |
   |сырья)                       |этилового спирта|                 |
   +—————————————————————————————+————————————————+—————————————————+
   |Алкогольная продукция с      |114 руб. за 1 л |135 руб. за 1 л  |
   |объемной долей этилового     |безводного      |безводного       |
   |спирта свыше 25% (за         |этилового       |этилового спирта,|
   |исключением вин) и           |спирта,         |содержащегося в  |
   |спиртосодержащая продукция   |содержащегося в |подакцизных      |
   |                             |подакцизных     |товарах          |
   |                             |товарах         |                 |
   +—————————————————————————————+————————————————+—————————————————+
   |Алкогольная продукция с      |84 руб. за 1 л  |100 руб. за 1 л  |
   |объемной долей этилового     |безводного      |безводного       |
   |спирта свыше 9 до 25%        |этилового       |этилового спирта,|
   |включительно (за исключением |спирта,         |содержащегося в  |
   |вин)                         |содержащегося в |подакцизных      |
   |                             |подакцизных     |товарах          |
   |                             |товарах         |                 |
   +—————————————————————————————+————————————————+—————————————————+
   |Алкогольная продукция с      |58 руб. за 1 л  |70 руб. за 1 л   |
   |объемной долей этилового     |безводного      |безводного       |
   |спирта до 9% включительно (за|этилового       |этилового спирта,|
   |исключением вин)             |спирта,         |содержащегося в  |
   |                             |содержащегося в |подакцизных      |
   |                             |подакцизных     |товарах          |
   |                             |товарах         |                 |
   +—————————————————————————————+————————————————+—————————————————+
   |Вина нетрадиционные крепленые|75 руб. за 1 л  |88 руб. за 1 л   |
   |                             |безводного      |безводного       |
   |                             |этилового       |этилового спирта,|
   |                             |спирта,         |содержащегося в  |
   |                             |содержащегося в |подакцизных      |
   |                             |подакцизных     |товарах          |
   |                             |товарах         |                 |
   +—————————————————————————————+————————————————+—————————————————+
   |Вина (за исключением         |47 руб. 50 коп. |52 руб. за 1 л   |
   |натуральных нетрадиционных,  |за 1 л          |безводного       |
   |вин шампанских и игристых)   |безводного      |этилового спирта,|
   |                             |этилового       |содержащегося в  |
   |                             |спирта,         |подакцизных      |
   |                             |содержащегося в |товарах          |
   |                             |подакцизных     |                 |
   |                             |товарах         |                 |
   +—————————————————————————————+————————————————+—————————————————+
   |Вина натуральные             |4 руб. за 1 л   |4 руб. за 1 л    |
   |нетрадиционные некрепленые   |                |                 |
   +—————————————————————————————+————————————————+—————————————————+
   |Вина шампанские и вина       |10 руб. 50 коп. |10 руб. 50 коп.  |
   |игристые                     |за 1 л          |за 1 л           |
   +—————————————————————————————+————————————————+—————————————————+
   |Вина натуральные (за         |2 руб. за 1 л   |2 руб. 20 коп. за|
   |исключением нетрадиционных   |                |1 л              |
   |некрепленых)                 |                |                 |
   +—————————————————————————————+————————————————+—————————————————+
   |Пиво с нормативным           |0 руб. за 1 л   |0 руб. за 1 л    |
   |(стандартизированным)        |                |                 |
   |содержанием объемной доли    |                |                 |
   |этилового спирта до 0,5%     |                |                 |
   |включительно                 |                |                 |
   +—————————————————————————————+————————————————+—————————————————+
   |Пиво с нормативным           |1 руб. 40 коп.  |1 руб. 55 коп. за|
   |(стандартизированным)        |за 1 л          |1 л              |
   |содержанием объемной доли    |                |                 |
   |этилового спирта от 0,5 до   |                |                 |
   |8,6% включительно            |                |                 |
   +—————————————————————————————+————————————————+—————————————————+
   |Пиво с нормативным           |4 руб. 60 коп.  |5 руб. 30 коп. за|
   |(стандартизированным)        |за 1 л          |1 л              |
   |содержанием объемной доли    |                |                 |
   |этилового спирта свыше 8,6%  |                |                 |
   +—————————————————————————————+————————————————+—————————————————+
   |Табак трубочный              |522 руб. за 1 кг|574 руб. за 1 кг |
   +—————————————————————————————+————————————————+—————————————————+
   |Табак курительный, за        |214 руб. за 1 кг|235 руб. за 1 кг |
   |исключением табака,          |                |                 |
   |используемого в качестве     |                |                 |
   |сырья для производства       |                |                 |
   |табачной продукции           |                |                 |
   +—————————————————————————————+————————————————+—————————————————+
   |Сигары                       |13 руб. за 1 шт.|14 руб. за 1 шт. |
   +—————————————————————————————+————————————————+—————————————————+
   |Сигариллы                    |143 руб. за     |157 руб. за      |
   |                             |1000 шт.        |1000 шт.         |
   +—————————————————————————————+————————————————+—————————————————+
   |Сигареты с фильтром          |50 руб. за      |60 руб. за       |
   |                             |1000 шт. + 5%   |1000 шт. + 5%    |
   +—————————————————————————————+————————————————+—————————————————+
   |Сигареты без фильтра,        |19 руб. за      |23 руб. за       |
   |папиросы                     |1000 шт. + 5%   |1000 шт. + 5%    |
   +—————————————————————————————+————————————————+—————————————————+
   |Автомобили легковые с        |0 руб. за       |0 руб. за        |
   |мощностью двигателя до       |0,75 кВт        |0,75 кВт         |
   |67,5 кВт (90 л. с.)          |(1 л. с.)       |(1 л. с.)        |
   |включительно                 |                |                 |
   +—————————————————————————————+————————————————+—————————————————+
   |Автомобили легковые с        |13 руб. за      |14 руб. за       |
   |мощностью двигателя свыше    |0,75 кВт        |0,75 кВт         |
   |67,5 кВт (90 л. с.) и до     |(1 л. с.)       |(1 л. с.)        |
   |112,5 кВт (150 л. с.)        |                |                 |
   |включительно                 |                |                 |
   +—————————————————————————————+————————————————+—————————————————+
   |Автомобили легковые с        |129 руб. за     |142 руб. за      |
   |мощностью двигателя свыше    |0,75 кВт        |0,75 кВт         |
   |112,5 кВт (150 л. с.),       |(1 л. с.)       |(1 л. с.)        |
   |мотоциклы с мощностью        |                |                 |
   |двигателя свыше 112,5 кВт    |                |                 |
   |(150 л. с.)                  |                |                 |
   +—————————————————————————————+————————————————+—————————————————+
   |Бензин автомобильный с       |2190 руб. за 1 т|2460 руб. за 1 т |
   |октановым числом до "80"     |                |                 |
   |включительно                 |                |                 |
   +—————————————————————————————+————————————————+—————————————————+
   |Бензин автомобильный с иными |3000 руб.       |3360 руб. за 1 т |
   |октановыми числами           |10 коп. за 1 т  |                 |
   +—————————————————————————————+————————————————+—————————————————+
   |Дизельное топливо            |890 руб. за 1 т |1000 руб. за 1 т |
   +—————————————————————————————+————————————————+—————————————————+
   |Масло для дизельных и (или)  |2440 руб. за 1 т|2732 руб. за 1 т |
   |карбюраторных (инжекторных)  |                |                 |
   |двигателей                   |                |                 |
   +—————————————————————————————+————————————————+—————————————————+
   |Прямогонный бензин           |0 руб. за 1 т   |0 руб. за 1 т    |
   L—————————————————————————————+————————————————+——————————————————
   

Кроме индексации налоговых ставок указанным Законом изменено налогообложение алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9% в части соотношения размеров ставок акцизов, применяемых организациями-производителями и акцизными складами при реализации указанной продукции. Так, при реализации налогоплательщиками - производителями алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9% на акцизные склады других организаций налогообложение осуществляется в отношении алкогольной продукции, за исключением вин, по налоговым ставкам в размере 20% соответствующих налоговых ставок, в отношении вин по налоговым ставкам в размере 35% соответствующих налоговых ставок.

При реализации оптовыми организациями с акцизных складов алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9%, за исключением реализации указанной продукции на акцизные склады других оптовых организаций или на акцизные склады, являющиеся структурными подразделениями налогоплательщиков - организаций оптовой торговли, налогообложение осуществляется в отношении такой алкогольной продукции, за исключением вин, по налоговым ставкам в размере 80% соответствующих налоговых ставок, в отношении вин по налоговым ставкам в размере 65% соответствующих налоговых ставок.

Следует отметить, что проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" предполагается направление доходов от уплаты акцизов по всей алкогольной продукции в бюджеты субъектов Российской Федерации в размере 100%.

Порядок налогообложения алкогольной продукции, ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации, не изменяется. Акцизы по такой продукции по-прежнему подлежат уплате таможенным органам при ввозе на территорию Российской Федерации.

Законом N 117-ФЗ также внесено уточнение в порядок исчисления акцизов по подакцизным товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, т.е. состоящие из твердой (специфической в рублях за единицу измерения) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок. Поскольку такие ставки в настоящее время установлены только на табачную продукцию, то и уточнение, внесенное в порядок исчисления акцизов по импортным подакцизным товарам, касается только этой продукции. Итак, с 1 января 2004 г. при определении суммы акциза по ввозимой на территорию Российской Федерации табачной продукции в налоговую базу (в части адвалорной составляющей налоговой ставки) включаются таможенная стоимость данной продукции и подлежащая уплате таможенная пошлина, а не только таможенная стоимость.

Кроме перечисленных изменений и дополнений, связанных с применением акцизов и вступающих в силу с 1 января 2004 г., Законом N 117-ФЗ отменен акциз на природный газ, в связи с чем из НК РФ исключены все нормы, касающиеся порядка его определения.

Что касается акцизов на нефтепродукты (бензин автомобильный, дизельное топливо и моторные масла), то после неоднократного обсуждения вопроса о совершенствовании порядка применения этого налога принято решение о целесообразности сохранения в 2004 г. действующего в настоящее время порядка исчисления и уплаты акцизов на указанную продукцию.

В результате применения введенного с 1 января 2003 г. порядка налогообложения нефтепродуктов акцизами система отношений хозяйствующих субъектов, занятых в сфере производства и реализации нефтепродуктов, стала более прозрачной для осуществления налогового контроля. У налоговых органов появилась возможность контролировать реальные объемы реализации нефтепродуктов и суммы полученной выручки по этим операциям. Налаживается комплексный контроль в отношении плательщиков акциза на нефтепродукты, позволяющий эффективно осуществлять налоговое администрирование уплаты этого налога, а также других бюджетообразующих налогов, прежде всего налога на прибыль организаций и НДС. Таким образом, в результате введения нового порядка уплаты акцизов задача повышения уровня администрирования этого налога в сфере производства и реализации нефтепродуктов в принципе реализована.

Одной из основных целей установления нового порядка исчисления и уплаты акцизов на нефтепродукты было также частичное замещение выпадающих доходов, направлявшихся субъектам Российской Федерации на ведение дорожного хозяйства, в связи с отменой с 1 января 2003 г. налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств. При этом учитывалась прямая зависимость между протяженностью автомобильных дорог и объемами конечного потребления нефтепродуктов в существующих субъектах Российской Федерации.

Между тем в первом полугодии текущего года обострилась ситуация с поступлением акцизов по нефтепродуктам в бюджеты субъектов Российской Федерации. Ожидаемое равномерное распределение платежей акцизов по территории Российской Федерации в связи с введением с 1 января 2003 г. нового порядка исчисления и уплаты этого налога не произошло.

Отчетные данные за 8 месяцев текущего года свидетельствуют о том, что в условиях применения нового порядка уплаты акцизов на нефтепродукты выполнение установленных заданий по поступлению акцизов на нефтепродукты в доход бюджета обеспечивается. За 8 месяцев в бюджет поступило акцизов по нефтепродуктам на сумму 66,6 млрд руб., в том числе в соответствии с новым порядком исчисления акцизов - 52,2 млрд руб., из которых 20,9 млрд руб. поступило в доход федерального бюджета и 31,3 млрд руб. в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. Между тем поступление акцизов по территории Российской Федерации происходит неравномерно: в одних субъектах Российской Федерации наблюдается их избыточное поступление, а в других - недопоступление в значительных объемах по сравнению с ожидавшимися суммами.

Таким образом, новый порядок уплаты акцизов на нефтепродукты не решил изначально поставленную задачу обеспечения поступления акцизов по территории Российской Федерации в соответствии с объемами их конечного потребления. Устранить неравномерность поступления акцизов на нефтепродукты предполагается в рамках бюджетного законодательства путем введения начиная с 2004 г. механизма перераспределения части акцизов на нефтепродукты между субъектами Российской Федерации для финансирования работ по строительству и содержанию автомобильных дорог в соответствии с выбранными критериями.

Такой подход обеспечит сохранение предусмотренного в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" распределения средств, полученных от взимания акцизов на нефтепродукты (40% - в федеральный бюджет, 60% - в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации).

В качестве критериев для расчета норматива распределения доходов могут быть приняты количество зарегистрированных транспортных средств на территории субъекта Российской Федерации в общем количестве зарегистрированных транспортных средств на территории страны, а также удельный вес протяженности сети территориальных автомобильных дорог в субъекте Российской Федерации в общей протяженности этих дорог в Российской Федерации. Предварительные расчеты показали, что применение таких нормативов (долей соответствующего субъекта Российской Федерации в общей сумме акцизов на нефтепродукты, предназначенных для финансирования работ по строительству и содержанию автомобильных дорог в субъектах Российской Федерации) может привести к более равномерному и справедливому распределению сумм акцизов по территории Российской Федерации без внесения изменений в НК РФ.

Для введения в действие указанного порядка распределения акцизов по субъектам Российской Федерации предполагается внести поправки в проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" (с расчетами в разрезе субъектов Российской Федерации и дополнительными обоснованиями) на рассмотрение Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации при подготовке этого законопроекта к принятию в третьем чтении.

Т.Софрина

Заместитель начальника отдела

Департамента налоговой политики

Минфина России

Подписано в печать

29.10.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Работник не выполнил поручение начальника отдела, за что был лишен премии. В следующем квартале он вновь не выполнил в установленный срок производственное задание, поэтому был уволен за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей. Законно ли такое увольнение? ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2003, N 44) >
Статья: Учет убытков при формировании налоговой базы по налогу на прибыль ("Финансовая газета", 2003, N 44)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.