![]() |
| ![]() |
|
Статья: Об изменениях в обложении акцизами подакцизных товаров в 2004 году ("Финансовая газета", 2003, N 44)
"Финансовая газета", N 44, 2003
ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ОБЛОЖЕНИИ АКЦИЗАМИ ПОДАКЦИЗНЫХ ТОВАРОВ В 2004 ГОДУ
Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" внесены изменения и дополнения в налоговое законодательство, в том числе и в гл.22 "Акцизы" НК РФ. Основные изменения законодательства по акцизам касаются индексации налоговых ставок в отношении подакцизных товаров. В принципе индексация ставок акцизов производится ежегодно, поскольку ставки акцизов на подакцизные товары, такие, как спирт этиловый, алкогольная продукция, спиртосодержащая продукция, пиво, табачная продукция, нефтепродукты, автомобили легковые, мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.), установлены в абсолютных величинах на единицу подакцизного товара (специфические), и с учетом инфляции удельный вес акциза в цене таких товаров снижается. Очередная индексация размеров ставок акцизов объясняется прежде всего этой причиной. На 2004 г. размеры ставок акцизов проиндексированы с учетом инфляции и отмены с 2004 г. налога с продаж в среднем на 10 - 20%. При этом ставки акцизов на вина натуральные нетрадиционные и вина шампанские и игристые сохранены на действующем в настоящее время уровне, ставки акциза на пиво увеличены на 7%. Размеры налоговых ставок, вводимых в действие с 1 января 2004 г. и действующих в настоящее время, приведены в таблице.
Размеры ставок акцизов
——————————————————————————————T————————————————T—————————————————¬ | Виды подакцизных товаров | Действующие | Ставки акцизов, | | |ставки акцизов в| вводимые с | | | 2003 г., в |1 января 2004 г.,| | | процентах или в|в процентах или в| | | руб. и коп. за | руб. и коп. за | | | единицу |единицу измерения| | | измерения | | +—————————————————————————————+————————————————+—————————————————+ |Этиловый спирт из всех видов |16 руб. 20 коп. |18 руб. за 1 л | |сырья (в том числе этиловый |за 1 л |безводного | |спирт—сырец из всех видов |безводного |этилового спирта | |сырья) |этилового спирта| | +—————————————————————————————+————————————————+—————————————————+ |Алкогольная продукция с |114 руб. за 1 л |135 руб. за 1 л | |объемной долей этилового |безводного |безводного | |спирта свыше 25% (за |этилового |этилового спирта,| |исключением вин) и |спирта, |содержащегося в | |спиртосодержащая продукция |содержащегося в |подакцизных | | |подакцизных |товарах | | |товарах | | +—————————————————————————————+————————————————+—————————————————+ |Алкогольная продукция с |84 руб. за 1 л |100 руб. за 1 л | |объемной долей этилового |безводного |безводного | |спирта свыше 9 до 25% |этилового |этилового спирта,| |включительно (за исключением |спирта, |содержащегося в | |вин) |содержащегося в |подакцизных | | |подакцизных |товарах | | |товарах | | +—————————————————————————————+————————————————+—————————————————+ |Алкогольная продукция с |58 руб. за 1 л |70 руб. за 1 л | |объемной долей этилового |безводного |безводного | |спирта до 9% включительно (за|этилового |этилового спирта,| |исключением вин) |спирта, |содержащегося в | | |содержащегося в |подакцизных | | |подакцизных |товарах | | |товарах | | +—————————————————————————————+————————————————+—————————————————+ |Вина нетрадиционные крепленые|75 руб. за 1 л |88 руб. за 1 л | | |безводного |безводного | | |этилового |этилового спирта,| | |спирта, |содержащегося в | | |содержащегося в |подакцизных | | |подакцизных |товарах | | |товарах | | +—————————————————————————————+————————————————+—————————————————+ |Вина (за исключением |47 руб. 50 коп. |52 руб. за 1 л | |натуральных нетрадиционных, |за 1 л |безводного | |вин шампанских и игристых) |безводного |этилового спирта,| | |этилового |содержащегося в | | |спирта, |подакцизных | | |содержащегося в |товарах | | |подакцизных | | | |товарах | | +—————————————————————————————+————————————————+—————————————————+ |Вина натуральные |4 руб. за 1 л |4 руб. за 1 л | |нетрадиционные некрепленые | | | +—————————————————————————————+————————————————+—————————————————+ |Вина шампанские и вина |10 руб. 50 коп. |10 руб. 50 коп. | |игристые |за 1 л |за 1 л | +—————————————————————————————+————————————————+—————————————————+ |Вина натуральные (за |2 руб. за 1 л |2 руб. 20 коп. за| |исключением нетрадиционных | |1 л | |некрепленых) | | | +—————————————————————————————+————————————————+—————————————————+ |Пиво с нормативным |0 руб. за 1 л |0 руб. за 1 л | |(стандартизированным) | | | |содержанием объемной доли | | | |этилового спирта до 0,5% | | | |включительно | | | +—————————————————————————————+————————————————+—————————————————+ |Пиво с нормативным |1 руб. 40 коп. |1 руб. 55 коп. за| |(стандартизированным) |за 1 л |1 л | |содержанием объемной доли | | | |этилового спирта от 0,5 до | | | |8,6% включительно | | | +—————————————————————————————+————————————————+—————————————————+ |Пиво с нормативным |4 руб. 60 коп. |5 руб. 30 коп. за| |(стандартизированным) |за 1 л |1 л | |содержанием объемной доли | | | |этилового спирта свыше 8,6% | | | +—————————————————————————————+————————————————+—————————————————+ |Табак трубочный |522 руб. за 1 кг|574 руб. за 1 кг | +—————————————————————————————+————————————————+—————————————————+ |Табак курительный, за |214 руб. за 1 кг|235 руб. за 1 кг | |исключением табака, | | | |используемого в качестве | | | |сырья для производства | | | |табачной продукции | | | +—————————————————————————————+————————————————+—————————————————+ |Сигары |13 руб. за 1 шт.|14 руб. за 1 шт. | +—————————————————————————————+————————————————+—————————————————+ |Сигариллы |143 руб. за |157 руб. за | | |1000 шт. |1000 шт. | +—————————————————————————————+————————————————+—————————————————+ |Сигареты с фильтром |50 руб. за |60 руб. за | | |1000 шт. + 5% |1000 шт. + 5% | +—————————————————————————————+————————————————+—————————————————+ |Сигареты без фильтра, |19 руб. за |23 руб. за | |папиросы |1000 шт. + 5% |1000 шт. + 5% | +—————————————————————————————+————————————————+—————————————————+ |Автомобили легковые с |0 руб. за |0 руб. за | |мощностью двигателя до |0,75 кВт |0,75 кВт | |67,5 кВт (90 л. с.) |(1 л. с.) |(1 л. с.) | |включительно | | | +—————————————————————————————+————————————————+—————————————————+ |Автомобили легковые с |13 руб. за |14 руб. за | |мощностью двигателя свыше |0,75 кВт |0,75 кВт | |67,5 кВт (90 л. с.) и до |(1 л. с.) |(1 л. с.) | |112,5 кВт (150 л. с.) | | | |включительно | | | +—————————————————————————————+————————————————+—————————————————+ |Автомобили легковые с |129 руб. за |142 руб. за | |мощностью двигателя свыше |0,75 кВт |0,75 кВт | |112,5 кВт (150 л. с.), |(1 л. с.) |(1 л. с.) | |мотоциклы с мощностью | | | |двигателя свыше 112,5 кВт | | | |(150 л. с.) | | | +—————————————————————————————+————————————————+—————————————————+ |Бензин автомобильный с |2190 руб. за 1 т|2460 руб. за 1 т | |октановым числом до "80" | | | |включительно | | | +—————————————————————————————+————————————————+—————————————————+ |Бензин автомобильный с иными |3000 руб. |3360 руб. за 1 т | |октановыми числами |10 коп. за 1 т | | +—————————————————————————————+————————————————+—————————————————+ |Дизельное топливо |890 руб. за 1 т |1000 руб. за 1 т | +—————————————————————————————+————————————————+—————————————————+ |Масло для дизельных и (или) |2440 руб. за 1 т|2732 руб. за 1 т | |карбюраторных (инжекторных) | | | |двигателей | | | +—————————————————————————————+————————————————+—————————————————+ |Прямогонный бензин |0 руб. за 1 т |0 руб. за 1 т | L—————————————————————————————+————————————————+——————————————————
Кроме индексации налоговых ставок указанным Законом изменено налогообложение алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9% в части соотношения размеров ставок акцизов, применяемых организациями-производителями и акцизными складами при реализации указанной продукции. Так, при реализации налогоплательщиками - производителями алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9% на акцизные склады других организаций налогообложение осуществляется в отношении алкогольной продукции, за исключением вин, по налоговым ставкам в размере 20% соответствующих налоговых ставок, в отношении вин по налоговым ставкам в размере 35% соответствующих налоговых ставок. При реализации оптовыми организациями с акцизных складов алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9%, за исключением реализации указанной продукции на акцизные склады других оптовых организаций или на акцизные склады, являющиеся структурными подразделениями налогоплательщиков - организаций оптовой торговли, налогообложение осуществляется в отношении такой алкогольной продукции, за исключением вин, по налоговым ставкам в размере 80% соответствующих налоговых ставок, в отношении вин по налоговым ставкам в размере 65% соответствующих налоговых ставок. Следует отметить, что проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" предполагается направление доходов от уплаты акцизов по всей алкогольной продукции в бюджеты субъектов Российской Федерации в размере 100%. Порядок налогообложения алкогольной продукции, ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации, не изменяется. Акцизы по такой продукции по-прежнему подлежат уплате таможенным органам при ввозе на территорию Российской Федерации. Законом N 117-ФЗ также внесено уточнение в порядок исчисления акцизов по подакцизным товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, т.е. состоящие из твердой (специфической в рублях за единицу измерения) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок. Поскольку такие ставки в настоящее время установлены только на табачную продукцию, то и уточнение, внесенное в порядок исчисления акцизов по импортным подакцизным товарам, касается только этой продукции. Итак, с 1 января 2004 г. при определении суммы акциза по ввозимой на территорию Российской Федерации табачной продукции в налоговую базу (в части адвалорной составляющей налоговой ставки) включаются таможенная стоимость данной продукции и подлежащая уплате таможенная пошлина, а не только таможенная стоимость. Кроме перечисленных изменений и дополнений, связанных с применением акцизов и вступающих в силу с 1 января 2004 г., Законом N 117-ФЗ отменен акциз на природный газ, в связи с чем из НК РФ исключены все нормы, касающиеся порядка его определения. Что касается акцизов на нефтепродукты (бензин автомобильный, дизельное топливо и моторные масла), то после неоднократного обсуждения вопроса о совершенствовании порядка применения этого налога принято решение о целесообразности сохранения в 2004 г. действующего в настоящее время порядка исчисления и уплаты акцизов на указанную продукцию. В результате применения введенного с 1 января 2003 г. порядка налогообложения нефтепродуктов акцизами система отношений хозяйствующих субъектов, занятых в сфере производства и реализации нефтепродуктов, стала более прозрачной для осуществления налогового контроля. У налоговых органов появилась возможность контролировать реальные объемы реализации нефтепродуктов и суммы полученной выручки по этим операциям. Налаживается комплексный контроль в отношении плательщиков акциза на нефтепродукты, позволяющий эффективно осуществлять налоговое администрирование уплаты этого налога, а также других бюджетообразующих налогов, прежде всего налога на прибыль организаций и НДС. Таким образом, в результате введения нового порядка уплаты акцизов задача повышения уровня администрирования этого налога в сфере производства и реализации нефтепродуктов в принципе реализована. Одной из основных целей установления нового порядка исчисления и уплаты акцизов на нефтепродукты было также частичное замещение выпадающих доходов, направлявшихся субъектам Российской Федерации на ведение дорожного хозяйства, в связи с отменой с 1 января 2003 г. налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств. При этом учитывалась прямая зависимость между протяженностью автомобильных дорог и объемами конечного потребления нефтепродуктов в существующих субъектах Российской Федерации. Между тем в первом полугодии текущего года обострилась ситуация с поступлением акцизов по нефтепродуктам в бюджеты субъектов Российской Федерации. Ожидаемое равномерное распределение платежей акцизов по территории Российской Федерации в связи с введением с 1 января 2003 г. нового порядка исчисления и уплаты этого налога не произошло. Отчетные данные за 8 месяцев текущего года свидетельствуют о том, что в условиях применения нового порядка уплаты акцизов на нефтепродукты выполнение установленных заданий по поступлению акцизов на нефтепродукты в доход бюджета обеспечивается. За 8 месяцев в бюджет поступило акцизов по нефтепродуктам на сумму 66,6 млрд руб., в том числе в соответствии с новым порядком исчисления акцизов - 52,2 млрд руб., из которых 20,9 млрд руб. поступило в доход федерального бюджета и 31,3 млрд руб. в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. Между тем поступление акцизов по территории Российской Федерации происходит неравномерно: в одних субъектах Российской Федерации наблюдается их избыточное поступление, а в других - недопоступление в значительных объемах по сравнению с ожидавшимися суммами. Таким образом, новый порядок уплаты акцизов на нефтепродукты не решил изначально поставленную задачу обеспечения поступления акцизов по территории Российской Федерации в соответствии с объемами их конечного потребления. Устранить неравномерность поступления акцизов на нефтепродукты предполагается в рамках бюджетного законодательства путем введения начиная с 2004 г. механизма перераспределения части акцизов на нефтепродукты между субъектами Российской Федерации для финансирования работ по строительству и содержанию автомобильных дорог в соответствии с выбранными критериями. Такой подход обеспечит сохранение предусмотренного в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" распределения средств, полученных от взимания акцизов на нефтепродукты (40% - в федеральный бюджет, 60% - в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации). В качестве критериев для расчета норматива распределения доходов могут быть приняты количество зарегистрированных транспортных средств на территории субъекта Российской Федерации в общем количестве зарегистрированных транспортных средств на территории страны, а также удельный вес протяженности сети территориальных автомобильных дорог в субъекте Российской Федерации в общей протяженности этих дорог в Российской Федерации. Предварительные расчеты показали, что применение таких нормативов (долей соответствующего субъекта Российской Федерации в общей сумме акцизов на нефтепродукты, предназначенных для финансирования работ по строительству и содержанию автомобильных дорог в субъектах Российской Федерации) может привести к более равномерному и справедливому распределению сумм акцизов по территории Российской Федерации без внесения изменений в НК РФ. Для введения в действие указанного порядка распределения акцизов по субъектам Российской Федерации предполагается внести поправки в проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" (с расчетами в разрезе субъектов Российской Федерации и дополнительными обоснованиями) на рассмотрение Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации при подготовке этого законопроекта к принятию в третьем чтении.
Т.Софрина Заместитель начальника отдела Департамента налоговой политики Минфина России Подписано в печать 29.10.2003
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |