![]() |
| ![]() |
|
Статья: Обязательное пенсионное страхование граждан (Начало) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2003, N 44)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 44, 2003
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ ГРАЖДАН
В связи с вступлением в силу Федеральных законов от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) и необходимостью уплаты с 1 января 2002 г. единого социального налога в соответствии с гл.24 НК РФ (в ред. Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ) у налогоплательщиков возникают многочисленные вопросы, связанные с порядком начисления и уплаты единого социального налога в федеральный бюджет и страховых взносов в бюджет ПФР. Не менее актуальны и вопросы инвестирования средств пенсионных накоплений согласно Федеральному закону от 24.07.2002 N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации". Попробуем ответить на некоторые из этих вопросов.
Пенсионное страхование граждан, выполняющих работы для садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов
Субъектами правоотношений, связанных с обязательным пенсионным страхованием в Российской Федерации, являются федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик - Пенсионный фонд Российской Федерации и застрахованные лица.
В соответствии со ст.6 Закона N 167-ФЗ страхователи делятся на две категории: 1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты. Указанные категории страхователей совпадают с категориями плательщиков единого социального налога, предусмотренными ст.235 НК РФ. Объектом обложения страховыми взносами и базой для их начисления являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные ст.ст.236, 237 и 238 НК РФ. В налоговую базу не включаются суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для этих организаций. Таким образом, поскольку круг страхователей, установленный Законом N 167-ФЗ, и плательщиков единого социального налога, а также объект налогообложения и налоговая база для указанных обязательных платежей совпадают, лица, выполняющие работы (оказывающие услуги) для садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) в соответствии с данным Законом могут быть отнесены к страхователям - физическим лицам, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществляющим уплату страховых взносов в бюджет ПФР за себя. В целях финансового обеспечения своих пенсионных прав они вправе уплачивать страховые взносы в бюджет ПФР в виде фиксированного платежа в добровольном порядке в соответствии со ст.29 Закона N 167-ФЗ за те периоды, в течение которых их доходы не подлежали обложению единым социальным налогом. Добровольный порядок исчисления и сроки уплаты страховых взносов в ПФР на обязательное пенсионное страхование для указанной категории страхователей урегулирован нормами ст.28 Закона N 167-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 N 148 "Об утверждении Правил исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа". Главы и члены крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают фиксированный платеж путем его зачисления на счета территориальных органов ПФР, открытые в органах федерального казначейства, по месту их регистрации. Размер фиксированного платежа на месяц рассчитывается путем деления стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации, на 12. Если рассчитанный на месяц размер фиксированного платежа не превышает минимального размера фиксированного платежа, установленного ст.28 Закона N 167-ФЗ, этот платеж уплачивается в минимальном размере: 100 руб. направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 руб. - на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Фиксированный платеж за текущий месяц уплачивается не позднее 31 декабря 2003 г. В случае прекращения деятельности указанных страхователей в установленном порядке до 31 декабря фиксированный платеж, подлежащий уплате в текущем году, уплачивается за фактический период деятельности не позднее даты ее прекращения. Фиксированный платеж уплачивается страхователями в виде отдельных платежных поручений на финансирование каждой части трудовой пенсии. При этом две трети суммы платежа направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии и одна треть - на финансирование накопительной части трудовой пенсии. В случае неуплаты (несвоевременной уплаты) фиксированного платежа страхователи несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогичный механизм финансового обеспечения пенсионных прав может быть применен для всех застрахованных лиц, в отношении которых уплачивались суммы страховых взносов в составе единого социального налога, не подлежащие налогообложению в соответствии с нормами ст.238 НК РФ.
Порядок уплаты страховых взносов в случае ликвидации (банкротства) организаций
В ст.6 Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" закреплено положение о том, что порядок финансирования базовой, страховой и накопительной частей трудовых пенсий, устанавливаемых и выплачиваемых в соответствии с данным Законом, а также порядок учета средств на индивидуальном лицевом счете определяются Законом N 167-ФЗ. На основании п.5 ст.24 Закона N 167-ФЗ уплата страховых взносов по накопительной части трудовой пенсии осуществляется отдельным платежным поручением одновременно с уплатой страховых взносов страхователем (лицом, производящим выплаты физическим лицам) в соответствии со сроками и в порядке, определенными нормами ст.24 данного Закона, за периоды работы работников организаций, объявленных банкротами, т.е. до их ликвидации. В п.п.3 и 4 этой статьи устанавливается также, что организации как страхователи обязаны вести учет сумм начисленных выплат и вознаграждений, составляющих базу для начисления страховых взносов и сумм страховых взносов, относящихся к указанной базе, по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты, и представлять в ПФР сведения в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования. В ст.25 Закона N 167-ФЗ предусматривается, что контроль за правильностью уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. Это означает, что проверки правильности и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование вправе осуществлять только налоговые органы в соответствии с НК РФ. В п.2 ст.13 Закона N 167-ФЗ установлено, что ПФР и его территориальные органы (составляющие единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации) имеют право на проведение проверок только в части назначения (перерасчета) и выплаты сумм обязательного страхового обеспечения и в части представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, а также право обеспечивать своевременный учет в соответствующих разделах специальной части индивидуального лицевого счета поступивших страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, размера назначенной пенсии и выплат за счет средств пенсионных накоплений. Кроме того, организации, являющиеся страхователями, независимо от их форм собственности обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет ПФР и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет (п.2 ст.14 Закона N 167-ФЗ), выполнять требования территориальных органов ПФР об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и сообщать в органы ПФР по месту регистрации о принятом в установленном порядке решении организации о своей ликвидации (реорганизации) в трехдневный срок со дня принятия решения (п.3 ст.14 Закона N 167-ФЗ). Согласно ст.15 Закона N 167-ФЗ застрахованные лица имеют право беспрепятственно получать от работодателя информацию о начислении страховых взносов и осуществлять контроль за их перечислением в бюджет ПФР, защищать свои права, в том числе в судебном порядке. В случае нарушения порядка обязательного пенсионного страхования граждан в п.п.2 и 3 ст.27 Закона N 167-ФЗ по отношению к страхователям предусмотрены меры ответственности. Так, неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с п.3 ст.14 Закона N 167-ФЗ (о решении организации о своей ликвидации) это лицо должно было сообщить в орган Пенсионного фонда Российской Федерации, влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб. Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 5000 руб. Вопросы уплаты страховых взносов непосредственно организациями-страхователями, в отношении которых проводится процедура ликвидации (банкротства), и необходимости обеспечения данной организацией-страхователем всех прав ее работников, являющихся застрахованными лицами в системе государственного пенсионного страхования, урегулированы следующим образом. В ст.ст.7 и 11 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" установлено, что правом на обращение в арбитражный суд обладает уполномоченный орган, который обращается с заявлением о признании должника банкротом с представлением соответствующих документов, предусмотренных ст.ст.40 и 41 данного Закона. В настоящее время таким уполномоченным органом является Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству. Очередность удовлетворения требований кредиторов, в том числе об уплате обязательных платежей, к которым отнесены и обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, установлена в ст.134 Закона "О несостоятельности (банкротстве)". Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2003 N 218 утверждено Положение о предъявлении требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства (далее - Положение). В п.2 Положения указано, что в случае неисполнения должником требований об уплате обязательных платежей в размере, определенном Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ, в качестве основания для подачи заявления в арбитражный суд о признании должника банкротом налоговые и таможенные органы направляют уполномоченному органу уведомление о наличии у организации-страхователя имеющейся задолженности по обязательным платежам. Пункт 3 Положения содержит перечень документов, подтверждающих уведомление. В соответствии с ч.2 п.2 Положения в случае неисполнения должником требований Российской Федерации по денежным обязательствам в размере, установленном Законом "О несостоятельности (банкротстве)", в качестве основания для подачи заявления о признании должника банкротом федеральные органы исполнительной власти и государственные внебюджетные фонды, а также их территориальные органы не позднее 3 месяцев с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного листа о взыскании задолженности направляют в адрес уполномоченного органа или его территориального органа уведомление о наличии задолженности по денежным обязательствам. По денежным обязательствам в размере, определенном Законом "О несостоятельности (банкротстве)", в качестве основания для подачи заявления в арбитражный суд о признании должника банкротом служит также уведомление внебюджетного фонда или его территориальных органов с приложением заверенных копий документов (п.3 Положения). В соответствии с п.13 Положения после подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом уполномоченный орган в 10-дневный срок запрашивает у органов, перечисленных в Приложении 2 к Положению, документы, подтверждающие общую задолженность и перечисленные в п.п.3 и 4 Положения, для предъявления требований к должнику. В ст.49 НК РФ закреплено положение о том, что обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняются ликвидационной комиссией. Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации или учредительными документами организации.
(Окончание см. "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 45, 2003)
Н.Петухова Правовой департамент Пенсионного фонда Российской Федерации Подписано в печать 29.10.2003
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |